Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

И.Г.Сухин

Шахматы как надпредметная учебная дисциплина в системе образования России и зарубежных стран

(Выступление на Международной научно-практической конференции "Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей".

3 октября 2010: 11 часов 10 минут – 11 часов 25 минут)

 

Уважаемые участники и гости конференции!

Ядро нашего форума – продвижение шахмат как учебной дисциплины в систему образования. Ещё более 100 лет назад в прессе доказывалась необходимость шахмат в школьной программе. Но лишь недавно были нащупаны пути реализации этой идеи.

И что сегодня за рубежом? Вот краткий экскурс по зарубежным странам.

Мексика. Министерство образования в содружестве с шахматной федерацией в 1999 году осуществляет проект обучения шахматам 8 миллионов школьников.

Индия. К шахматам в школах привлечены 2 миллиона школьников.

Китай. Шахматы здесь имеют государственную поддержку, и к октябрю 2010 года преподаются во многих детских садах и школах.

Турция. По инициативе Шахматной федерации с 2006 года стартовал большой образовательный проект. Отмечается, что в школах трудятся 12 тысяч учителей шахмат, древняя игра введена в программу 64 тысяч школ.

Венесуэла. Задача на десятилетие – способствовать развитию мышления, приобщить к шахматам миллион детей от 4 до 12 лет. Ежегодно проходят обучение порядка 20 тысяч педагогов (12 тысяч для дошкольных учреждений и 8 тысяч для начальной школы). В проекте участвует более 20 тысяч школ.

Испания. Известны проекты Альмерии, Канар, Менорки, а особо выделю проект в Каталонии с 2003 года.

Италия. Шахматы преподаются как школьный предмет более чем 200 тысячам детей, но не в основной сетке занятий.

США. Шахматы преподаются в детских садах и школах Нью-Йорка, Калифорнии, Нью-Джерси, Вашингтона, Иллинойса, Массачусетса и других.

Канада. Здесь более 130 тысяч школьников со 2-го по 6-й классы изучают шахматы как обязательное дополнение к программе по математике.

Великобритания. В Министерстве образования разрабатывается проект введения урока шахмат в обязательное начальное образование.

Аргентина. Здесь за последние 10 лет реализована серия шахматных проектов. Так, проектом от 2007 года охвачено 20 тысяч детей в 237 школах.

Молдова. В 2009 году было принято постановления правительства №222, возрождающее молдавский всеобуч 80-х годов.

Филиппины. Весной 2009 года Департамент образования выпустил документ, интегрирующий шахматы в школьную программу. В течение полугода планировалось подготовить 35 тысяч учителей по шахматам.

В числе стран-лидеров шахматного образования также Израиль, Германия, Швеция, Бразилия, Перу, Уругвай, Грузия и другие.

А что же Россия? СССР и Россия всегда были законодателями мод в вопросах преподавания шахмат в детских садах и школах. В 1994 году по инициативе Министерства образования, в России, раньше чем в других странах, шахматы были включены в программы общеобразовательных школ. В основной сетке занятий как предмет по выбору учащихся.

Эти программы стали основой разработки федерального курса "Шахматы – школе", в который включены учебно-методические комплекты трёх лет обучения: "Шахматы, первый год", "Шахматы, второй год" и "Шахматы, третий год".

В данные УМК входят рекомендованные Министерством образования России образовательные программы, учебники для учащихся, пособия для учителей, рабочие тетради, тетради для проверочных работ и задачники.

И здесь я выражаю огромную благодарность издателю – директору учебно-методического объединения "Духовное возрождение" Тамаре Константиновне Фесенко за то, с какой любовью и качеством изданы составляющие этого курса.

А о добротности курса свидетельствует то, что за годы практики обучения в Томской и Псковской областях, которые закупили пособия курса "Шахматы – школе", в департаменты образования не поступило отрицательных отзывов о шахматах как учебном предмете.

Включение в 1994 году шахмат в школьные программы позволило Республике Калмыкия стать первым регионом, в котором с 1995 года по инициативе Главы Республики Кирсана Николаевича Илюмжинова шахматы стали обязательной дисциплиной начальной школы. За последний год гостеприимная Элиста дважды на высочайшем уровне провела всероссийские конференции по шахматному образованию, и их участники смогли воочию убедиться в достигнутых регионом успехах. И сегодняшний вдохновенный доклад Заместителя Председателя Правительства Республики Калмыкия – Министра образования, культуры и науки Республики Калмыкия Бадмы Катиновича Салаева – прекрасное этому подтверждение!

Особое слово – об организаторах нашей конференции. Ханты-Мансийский автономный округ стартовал по шахматному всеобучу сравнительно недавно, но очень зримо и ярко. Первым коньком специалистов региона стало использование в обучении компьютерных технологий.

А второй аспект ещё более важен. Югра первой в России стала системно проводить 80-часовые курсы повышения квалификации для учителей преподающих шахматы, – подобная работа здесь активно ведётся уже несколько лет. Для судьбы шахматного всеобуча в России (да и всего мира) - подготовка кадров - вопрос номер один. И только в Югре он уже решён. А произошло это потому, что в его решении при поддержке губернатора очень слаженно действовали 5 ключевых структур: Департамент образования и науки Югры (директор Алла Владимировна Грибцова), Институт развития образования Югры (ректор Анатолий Владимирович Ефремов, заведующий кафедрой дополнительного образования и воспитательной работой Сергей Николаевич Чистяков), Югорская шахматная академия (директор Галина Викторовна Ковалёва), Комитет по физической культуре и спорту Югры (председатель Виктор Викторович Майгуров), Федерация шахмат Югры (президент Василий Александрович Филипенко).

И сегодня, здесь в этом замечательном зале мы с Вами, дорогие участники конференции, также находимся благодаря высшему руководству округа, которое встретило нас со знаменитым сибирским гостеприимством и предоставило все условия для конструктивной работы. Меньше месяца назад прошло торжественное открытие Шахматной академии, и вот её двери уже приветливо распахнуты для нашего форума. Спасибо!

Очень важно, что есть в России регионы, опыт которых можно и нужно изучать и перенимать. К таким, несомненно, относится Томская область. Человек-мотор томского всеобуча Борис Кимович Шайдуллин всего за несколько лет построил в регионе пятизвенный мега-проект Томская шахматная академия. Причём его ключевым звеном стали уроки шахмат в школе с использованием курса "Шахматы - школе". А сегодня в Городской думе готовится областной закон об обязательном шахматном обучении в начальных классах.

В Якутии всеобуч стартовал по инициативе Первого Президента Республики Саха Михаила Ефимовича Николаева приказом Министерства образования в 2000 году. А в 2009 году Михаил Ефимович написал знаковую статью "Шахматное образование в России", которая наметила перспективы дальнейшего продвижения шахмат в систему образования.

Во весь голос заявил о себе всеобуч в Псковской области, председатель шахматной федерации которой Дмитрий Владимирович Шахов также сегодня выступит.

Это на сегодня пятёрка лидеров отечественного шахматного всеобуча. Однако за последний год готовность ввести шахматы как учебный предмет продемонстрировали органы управления образованием Республики Кабардино-Балкарии, Калининградской, Курганской, Пензенской, Самарской Свердловской и Челябинской областей.

Если же говорить об отдельных городах, то ценный опыт накоплен в Санкт-Петербурге, Сатке, Нижнекамске, Набережных Челнах и др.

А что же Москва? Москва "победно" плетётся в хвосте! Но есть и серьёзные подвижки – только что с замечательным почином выступила Государственная академия специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС), где с сентября 2010 года стартовали бесплатные постоянно-действующие курсы повышения квалификации для учителей начальных классов по трём 24-часовым модулям с выдачей сертификата государственного образца.

Но, достаточно о светлом и радостном. Разумеется, у учебной дисциплины "Шахматы" масса проблем, общих для всех стран мира.

Прежде всего, катастрофически недооценивается роль науки, поэтому при написании школьных учебников отсутствует опора на последние исследования в области физиологии, психологии и педагогики. В результате в большинстве стран мира рекомендации министерств образования получают не специально разработанные с учётом этих исследований учебно-методические комплекты, а лучшие учебники для начинающих, изначально не имеющие отношения к преподаванию в общеобразовательной школе.

До сих пор во многих странах мира нет понимания, что курс для начальной школы должен быть: научно обоснован; иметь чёткое, точечное целеполагание; иметь образовательные программы, учебники, пособия для учителей, рабочие тетради и быть рассчитан на определённый контингент преподавателей.

Так, российский курс “Шахматы – школе” предназначен для развития фундаментальной способности действовать в уме, преподавать который призваны учителя начальных классов, прошедшие как минимум 72-часовые курсы повышения квалификации. Данный курс базируется на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и трудах Я.А.Пономарева об этапах развития способности действовать в уме.

Необходимость проведения шахматных уроков в общеобразовательной школе связана с тем, что ни один предмет школьной и дошкольной программы целенаправленно не развивает эту фундаментальную способность, без которой ученик не может быть успешен в школе. Поэтому шахматы могут стать уникальной надпредметной дисциплиной, которая решит вековую задачу – научит детей учиться!

О сложности задачи лучше всего свидетельствует тот факт, что я писал этот курс семнадцать лет. Поэтому огорчение вызывают попытки ряда стран и регионов написать курс за один-два года, а преподавать обязывают не учителей, а тренеров. Такие попытки приводят к дискредитации шахмат как учебной дисциплины. Вот крик души. С.И.Райский пишет о своей дочери: "Целый год обязательным предметом в ее школе были шахматы. Предмет вели двое пожилых тренеров, которые с самого начала были нацелены на занятия с будущими чемпионами. С интересующимися детьми они действительно много занимались. Остальные же проводили время впустую".

Теперь коротко об остальных проблемах:

Проблема один. Увы, в глазах родителей шахматы на 99% только спорт. Всё дело в СМИ, которые дают информацию исключительно о спортивных шахматах. И даже тот 1% внимания, который СМИ уделяет всеобучу без слёз читать невозможно – достоверность информации близка к нулю.

Проблема два. Нет понимания, что шахматы как спорт разъединяют людей, так как один старается обыграть другого, а шахматы как учебный предмет объединяют людей, так как при соответствующих формах преподавания шахматы принесут пользу всем детям.

Проблема три. Не все понимают, что шахматные соревнования и урок шахмат в общеобразовательной школе – принципиально разные вещи.

Проблема четыре. Не все понимают, что если шахматы как урок пришли в общеобразовательную школу, то они должны быть нацелены на решение фундаментальных задач, стоящих перед школой, а не для подготовки резерва для спортивных клубов.

Проблема пять. Шахматные учебники во всех странах мира сегодня не пишет только ленивый. И каждый из авторов полагает, что его учебники применимы для преподавания в школе. Известно много случаев, когда авторы обивают пороги департаментов образования, получают отрицательные рецензии и начинают забрасывать эти департаменты кляузами. Сотрудники ряда министерств образования сообщили, что их руководители категорически выступают против шахмат в школе, так как столкнулись с такими кляузниками, и по ним стали судить о шахматах в целом.

Проблема шесть. Нет понимания, что для преподавания шахмат в школах не годится голый учебник – даже самый хороший. Вначале следует разработать и утвердить в Минобрнауки образовательную программу. А затем под эту программу следует написать полноценный учебно-методический комплект.

Но всё это лишь неизбежные проблемы роста. И российские регионы-лидеры шахматного образования уже показали образцы решения данных проблем.

Спасибо ФИДЕ!

Спасибо Югре!

Спасибо России!

Мы победим!

Сухин Игорь Георгиевич,

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории методологии сравнительного образования Института теории и истории педагогики Российской академии образования, Почётный работник общего образования, член Союза писателей России, автор федерального курса для начальной школы "Шахматы - школе"

 

Примечания: После этого выступления слово ещё раз взял Президент ФИДЕ Кирсан Николаевич Илюмжинов. Кирсан Николаевич, в частности, отметил: "Игорь Георгиевич правильно сказал: "Шахматные учебники… сегодня не пишет только ленивый". Вот и к нам в ФИДЕ приходит очень много учебников из различных стран мира. И каждый из авторов считает, что его учебники подходят для общеобразовательной школы". Также Кирсан Николаевич рассказал о деятельности ФИДЕ по объединению шахматного мира ("в 1995 году были одни развалины"), о том, что удалось добиться "политической и финансовой стабильности", о неоднократных обращениях по всеобучу к мэру Москвы, о генеральной линии ФИДЕ по всеобучу и о многом другом.

 

Программа "Шахматы, первый год"

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

Программа "Шахматы, второй год"

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”

Программа "Шахматы, третий год"

Шахматы в школе

"Шахматные" приказы Министерства образования РФ

О пользе шахмат: Экспериментальные результаты

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/HMAO5.htm

© 2010 Сухин И.Г.

Hosted by uCoz