Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

И.Г.Сухин

Шахматное образование – педагогам Югры

На заре нового тысячелетия Ханты-Мансийский автономный округ по праву стал мировым лидером в постановке и решении самых различных аспектов, связанных с шахматной игрой, а г. Ханты-Мансийск, фактически, – шахматной столицей мира и осенью 2010-го года примет 39-ю Всемирную шахматную олимпиаду.

Всё это я прекрасно знал, готовясь к полёту в Ханты-Мансийск. Но – одно дело читать об этом в СМИ, а совсем другое – увидеть всё воочию, взглянуть в глаза педагогам региона, прочувствовать их готовность к решению сложнейших задач шахматного образования. Не секрет, что хорошо играть в шахматы умеют почти во всех странах мира. Также многие государства способны качественно организовать и провести спортивные соревнования. Но до сих пор неподъемной задачей почти для всех стран и регионов оказалась такая простая на вид задача, как введение шахматного всеобуча.

Поэтому мне не могли не импонировать желание и готовность руководства Югры взяться за решение данной глобальной задачи, и я охотно дал согласие провести в регионе курсы повышения квалификации для педагогов – учителей шахмат.

Серьёзность подхода к проблеме, заинтересованность региона в её разрешении лучше всего характеризует тот факт, что организаторами курсов стали сразу три ключевые структуры, которые определяют лицо шахматного да и не только шахматного образования Югры: бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Институт развития образования" (ректор Анатолий Владимирович Ефремов, директор Центра дополнительного образования и воспитания Сергей Николаевич Чистяков), учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Интернет-центр шахматного мастерства" (директор Галина Викторовна Ковалёва) и федерация шахмат Югры (Президент федерации Василий Александрович Филипенко). И это очень важно и значимо, так как проблемы шахматного образования следует решать только комплексно, и без единства действий органов образования и ведущих шахматных структурных подразделений успех маловероятен.

Немаловажную роль в моём согласии посетить регион сыграло также то обстоятельство, что я имею достаточно информации о том, как реально обстоят дела по проблематике шахматного образования и за рубежом, и в регионах России, и особенно ценю конкретные качественные мероприятия, проводимые по шахматному всеобучу. Поэтому мною не остался незамеченным блистательный мастер-класс для учителей начальных классов, который провела 30 марта 2006 года на ассамблее дополнительного образования в Нефтеюганским районе Татьяна Валентиновна Бойко, заместитель Галины Викторовны Ковалёвой. Об этом три года назад я написал большую статью "Ювелирная работа: Мастер-класс по колке льда… недоверия" ("Учительская газета" №26 от 27.06.2006, с. 19). Материалы данного мастер-класса и к декабрю 2009 года остаются лучшими материалами, выложенными в сети Интернет.

Пока ещё лишь в малом числе стран поняли то, что ключевая фигура шахматного всеобуча – преподаватель шахмат и что оптимальный вариант - когда уроки шахмат ведёт учитель начальных классов или учитель-предметник. Рельефно высветил проблему в Интернет-статье "Шахматное образование в России" первый Президент Республики Саха, Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Михаил Ефимович Николаев: "На первый взгляд, самый простой выход – привлечь к преподаванию в школах спортсменов-шахматистов, имеющих высокие разряды и звания. Но если так поступим, то мы сразу же погубим на корню замысел шахматного всеобуча… Необходимо дать шахматное образование учителям".

Именно таким единственно верным путём и пошли в Югре. В рамках этого подхода и были организованы курсы повышения квалификации "Шахматы как инновационный и здоровьесберегающий учебный предмет в системе образования", которые я имел честь провести в Ханты-Мансийске с 3 по 12 ноября 2009 года.

Ханты-Мансийск приветливо встретил отличной погодой и тёплыми улыбками организаторов. Приятные хлопоты: пресса, интервью, телевидение. И это очень важно, потому что мы только тогда сможем "раскрутить" шахматный всеобуч, если к нему будет большое внимание со стороны СМИ. Поэтому так ценно, что шахматы как учебный предмет пропагандируют Президент ФИДЕ и Республики Калмыкия Кирсан Николаевич Илюмжинов, многократный чемпион мира Анатолий Евгеньевич Карпов, руководство Ханты-Мансийского автономного округа.

Я уже был наслышан о радушии и гостеприимстве жителей Югры, но действительность превзошла все ожидания – организаторами мне были предоставлены самые идеальные условия для работы, которые только можно себе представить. Впечатлил и сам "Интернет-центр шахматного мастерства", в котором в течение десяти одновременно долгих и коротких дней протекал учебный процесс:

Продумано всё до мелочей. Приятно поразил меня такой характерный штрих: сотрудников Интернет-центра утром привозили на работу, а после напряжённого рабочего дня развозили по домам.

При проведении знаковых мероприятий всё одинаково важно: и парадный, праздничный антураж – торжественность открытия и закрытия курсов, и творческий, капитально проработанный учебный процесс. С этой точки зрения ценно, что на открытии самые тёплые напутствия слушателям дали руководители и представители всех трёх базовых структур: Василий Александрович Филипенко, Галина Викторовна Ковалёва и Сергей Николаевич Чистяков, а кроме них с приветственными речами выступили председатель Комитета по физической культуре и спорту Югры Виктор Викторович Майгуров, председатель Комитета по информационным ресурсам Администрации Губернатора Югры Наталья Рудегеровна Маслова и другие официальные лица.

Особый разговор – о слушателях курсов, о тех, кто должны были не только освоить азы шахматной игры, но и перенять технологию работы по федеральному учебному курсу "Шахматы – школе". Ведь именно от педагогов и зависит – будет ли реализован в Югре масштабный план шахматного всеобуча. Мне предстояло подготовить группу экспертов, которая в дальнейшем по "кустовой" системе должна передать опыт своим коллегам – учителям из различных городов и сёл региона.

Проводя занятия, я поставил перед собой две ключевые задачи:

И обе задачи были успешно решены благодаря тому, что аудитория педагогов была замечательная. Особенно меня тронуло то, что ряд слушателей приехал на курсы за свой счёт, специально "на Сухина". Мог ли я не оправдать их надежд? Конечно, не мог, не имел права!

В первый же день я провёл анкетирование, причём выяснилось, что среди слушателей 15 учителей начальных классов, 7 – преподавателей физкультуры, а также учителя ОБЖ, математики, черчения, информатики, физики, химии, биологии и педагоги дополнительного образования. Причём четверо имели 1-й шахматный разряд, а остальные либо не умели играть в шахматы либо знали только правила игры.

Моя задача была непростой – провести курсы так, чтобы они принесли пользу каждому из слушателей, имеющих различный опыт и различный уровень начальной подготовки. И всё же, невозможное стало возможным, и каждый из слушателей уехал с курсов с более чем достаточным багажом новых знаний и умений. А всё почему? Потому, что аудитория педагогов была очень творческой, слушатели всё схватывали на лету! Какие же молодцы – учителя ХМАО! Не скрою, больше всего меня беспокоили вначале учителя физической культуры, ведь они ведут очень специфический предмет, способны ли они "потянуть" шахматный всеобуч? Но волнения мои были напрасны – учителя физической культуры занимались на курсах превосходно.

Один из наиболее значимых для меня вопросов анкеты звучал так: "Планируете ли Вы в дальнейшем преподавать шахматы?" И практически все ответили: "Да".

Все десять дней, и в будни, и в праздники, учёба велась в напряжённом режиме, при этом временами я давал очень жёсткий интенсив – это делалось для того, чтобы вся аудитория была в работе на 100% – мы прорешали все задания из учебника "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны", я рассказал о своих последних разработках, показал и специально подготовленные компьютерные презентации, и видеофильмы, в которых запечатлено, как работаю с детьми (ещё раз спасибо уникальным возможностям "Интернет-центра"), раскрыл свои технологические секреты, ответил на многие каверзные вопросы. А также провёл со слушателями ряд самостоятельных и контрольных работ. Работать, так работать!

Мне хотелось донести до слушателей важность происходящего, показать, что урок шахмат в школе – это не чья-то сиюминутная блажь, а аспект, имеющий богатейшую историю и напрямую связанный с тенденциями отечественного образования. Ведь недаром из уст Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева не так давно прозвучало, что к заявленной концепции четырех "И" (институты, инвестиции, инфраструктура, инновации) следует добавить пятую составляющую – интеллект. А ведь, шахматы, в определённой степени, и есть – интеллект российской державы. Я обратил внимание слушателей и на тезис Президента о том, что "мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно".

Поэтому я не открыл Америки, объединив в своём курсе игру и театр. Ведь это очевидная вещь – каждое занятие должно стать для ученика уроком-переживанием, уроком-событием, уроком-тайной. И все десять дней я раскрывал слушателям особенности своего подхода к шахматным урокам в школе, детализируя следующий тезис – каждый урок должен быть одновременно представлять собой:

1) урок-сказку;

2) урок-театр;

3) урок-игру;

4) урок-смех;

5) урок-тайну;

6) урок – погружение в решение забавных и занимательных заданий;

7) урок без неуспевающих;

8) урок-мечту;

9) урок без проигравших;

10) урок здоровьесберегающий;

11) урок-радость.

Именно таким я вижу оптимальный урок в школе, и так сам пытаюсь преподавать последние двадцать лет. Только такие уроки не отнимут у ребёнка детство, а сделают его ярким и запоминающимся. Поэтому школа должна быть иной – наполненнной яркими красками, положительными переживаниями. Школа должна быть такой, чтобы время, проведённое в ней, ребёнку запоминалось больше, чем время, проведённое после школы. Чтобы и через 40 лет, человек помнил часы занятий лучше, чем послеурочные забавы.

И эти десять долгих дней пролетели как один миг. Благо, высокоскоростной Интернет, компьютеры, проектор и другая техника – всё было под рукой. Вся техника только и ждала, чтобы помочь сделать процесс обучения и наглядным, и желанным.

После этого десятидневного праздника творчества, гимна творчества стоило ли удивляться, что и закрытие курсов удалось на славу. Самые тёплые напутствия слушателям дали Василий Александрович Филипенко, Галина Викторовна Ковалёва, Виктор Викторович Майгуров, Дмитрий Геннадьевич Сизых. Особую ценность и колорит закрытию придало участие в нём почетного вице-президента ФИДЕ Израеля Гельфера, который подчеркнул особый статус ХМАО в 2010 году – в этом году ХМАО превратится в ось, вокруг которой будет вращаться весь шахматный мир. Закрытие было впечатляющим зрелищем, высшие руководители пожали руки слушателям и вручили именные сертификаты о прохождении курсов. Слушатели получили в подарок компьютерную программу "Шахматное образование", фирменные ветровки, календари с эгидой всемирной шахматной олимпиады и другую атрибутику. Повезло и автору этих строк. Я был удостоен трёх грамот-благодарностей, помещённых в редкой красоты застеклённые рамки. В том числе благодарность от администрации "Интернет-центра шахматного мастерства" "…за огромный вклад в развитие шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, за отличный уровень подготовки и проведения курсов "Шахматы как инновационный и здоровьесберегающий учебный предмет в системе образования", за высокий профессионализм, доброжелательность и терпение".

В ответном слове я особое внимание обратил на наличие в ХМАО чётко функционирующей трёхзвенной структуры:

1) поддержку шахматного образования высшими властными структурами региона;

2) добротную работу организаций, непосредственно реализующих линию шахматного образования;

3) наличие достаточного количества творчески работающих педагогов – надежды шахматного всеобуча.

Я был растроган подаркам слушателей: Лариса Анатольевна Стальмакова, Наталья Сергеевна Эйхвальд и Андрей Анатольевич Ерёмин преподнесли целую массу замечательных сибирских сувениров и даров природы, Владимир Николаевич Полиехов прочитал целую поэму "И.Г.Сухину от курсантов – учителей шахмат", а Сергей Иванович Кунцевич вместе с автографом к своему сборнику стихотворений "Мир детства" написал: "… от слушателя блестящих курсов по развитию ребёнка с помощью шахматной игры. Пока в российском образовании и в науке есть такие люди как Вы, они останутся лучшими в мире".

Уточню: пока есть такие творческие, инициативные, открытые всему новому педагоги как в Югре – за будущее российских детей можно быть спокойным.

А вот фрагмент поэмы Владимира Николаевича Полиехова:

"…Лекции его осилим,

Пласт методики поднимем,

Будем сразу на коне

В шахматной своей стране!

В шахматном здесь Интернете

Как в Центральном Комитете

Ковалёва нас встречала

И улыбку излучала!

Филипенко приезжал,

Много важных слов сказал,

Выслать шахматы с приветом

Он в Урай пообещал.

Пересохни Иртыш- речка,

Развалися стара печка!

Расстаемся с Сухиным,

Аж болит сердечко!.."

Но… мы все не расстались – благодаря возможностям Интернета, я поддерживаю контакты с большинством слушателей, буду внимательно следить за их успехами, помогать советом, словом и делом.

Курсы завершены, но это только начало большого, длинного пути. Среди громадья планов, стоящих перед ХМАО – бриллиант – Конгресс по шахматному образованию. Ведь в итоговом документе международной научно-практической конференции "Шахматы в системе образования России и мира" (Москва, 1-3 февраля 2009) значится: "Провести в 2010 году во время XXXIX Олимпиады ФИДЕ (Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра) международный конгресс по вопросам шахматного образования".

А базовую тематику, генеральную линию работы Конгресса очертил в статье "Шахматное образование в России" Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Михаил Ефимович Николаев: "Преподавание шахмат требует создания нового научного направления – шахматной педагогики… Министерство образования и науки РФ, Российская академия образования, Российская шахматная федерация, Международный школьный шахматный союз, Педагогический шахматный союз совместно с другими заинтересованными организациями должны заняться разработкой этого нового направления педагогики. Оно должно стать главной темой обсуждения на Международном Конгрессе по вопросам шахматного образования во время всемирной шахматной олимпиады… в Ханты-Мансийске".

 

 

На главную страницу

 

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

suhin@yandex.ru (запасной)

http://chess555.narod.ru/HMAO2.htm

© Сухин И.Г.

 

Hosted by uCoz