Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
И.Г.Сухин “Не терять воспоминаний”
На сайте “Шахматы на Вадковском” уже несколько месяцев подряд публикуются интереснейшие воспоминания А.В.Калёнова, начатые - http://chessvdk.narod.ru/chess.htm. Есть там и оценка подхода “Шахматы – школе” - http://chessvdk.narod.ru/chess3.htm. Своё мнение о важности воспоминаний я выразил в гостевой книге сайта “Шахматы на Вадковском” - /gb.
Ниже я привожу своё мнение в откорректированном виде.
Публикуя воспоминания Александр Владимирович Калёнов делает большое и нужное дело. Иначе большой пласт информации канул бы в Лету. Например, в Лету уже канула информация о шахматной жизни районных Домов пионеров 1960-1985 гг. Я, к примеру, с ностальгией вспоминаю своё шахматное отрочество в Первомайском доме комсомольца и школьника. Я пришёл туда, кажется, в 1967 году, сразу же стал удачливым командным игроком, и по стечению обстоятельств наша сборная стала чемпионом. Я занимался там в период, кажется, 1967-1970 гг. (я во всём люблю точность, как-нибудь вспомню точно всю хронологию, так как сохранил практически все партии, начиная с самого первого турнира в Первомайском доме комсомольца и школьника. Весь период руководили нами Михаил Зиновьевич Цейтлин (недавно Ю.С.Разуваев сообщил мне, что тоже занимался у него, но годами ранее) и Борис Наумович (фамилию, увы, не знаю, может, кто подскажет). Михаил Зиновьевич Цейтлин в 1967 году при поступлении в кружок новых питомцев, напутствовал так: "Шахматы - очень полезная вещь, но не стремитесь стать чемпионами, не это главное. Главное заключается в том, что в дальнейшем, когда вы закончите учёбу в школе, в институте, шахматы помогут вам выбрать своё место в жизни, помогут в конкретной работе". И т.п. Это запомнилось, не забылось. При всём том, что кружковцам, конечно же, хочется выигрывать, а отдалённое "светлое будущее" их, вроде как, и не интересует. Интересует. Таким же образом может кануть в Лету и информация о славных кандидатских годах (т.е. когда мы были относительно молодыми кандидатами в мастера), турнирах в ЦШК и “Спартаке” (где я даже как-то стал чемпионом клуба – не путать с чемпионом общества; вроде как в 1977). В тот период в многочисленных кандидатских турнирах (и различных четвертушках) я, например, раз семь скрестил шпаги с Сашей Мазьей. Встречался за доской с Саковым, Чеховым, Смагиным, Голдиным (с ним играл два раза и удивительным образом в обоих случаях случайно убежал в вечный шах), Солнцевым, Гореловым, Игнатьевым и многими-многими-многими. А перед этим в МВТУ им.Баумана дважды вошёл в тройку призёров в личном первенстве. Увы, никто из моих коллег не написал об этом, а жаль, так хотелось бы снова окунуться в эти годы… Поэтому, повторюсь, Александр Владимирович Калёнов делает большое и нужное дело. Сейчас у меня появилась и погасла маниловская идея: собрать бы воспоминания о юношеских годах и турнирах своих коллег да где-нибудь опубликовать. Это нереально, но вот Интернет-воспоминания вещь очень хорошая. Ведь, несправедливо получается, что все мы знаем детально о чемпионах, но не знаем о своих товарищах – перворазрядниках, кандидатах и мастерах. Увы, и партии их пропадают (в те годы в печать шло очень мало, у меня, например, партий 5 не больше), и житьё-быльё районных Домов пионеров и много что… Жаль… Сегодня я напал и на ту часть воспоминаний, где Александр Владимирович касается методических вопросов, корректно цитирует материалы из моей переписки с коллегой-тренером, полемизирует со мной, аргументировано отстаивает свою точку зрения. Очень приятно, что полемика идёт корректно, уважительно. Идеи Александра Владимировича любопытны. С чем-то я согласен, с чем-то нет – это нормально, так и должно быть. Тем более что я стопроцентно владею информацией и ситуацией по урокам шахмат в школах и детских садах, но что касается клубной работы, то здесь, разумеется, я могу ошибаться и не раз, и не два. В переписке с коллегами я порой иногда специально сгущаю краски, чтобы высветить проблему (скажем, я никогда не употребил слово “шакалы” в статье и т.п. – с улыбкой, ИГС). Интересны размышления коллеги об ИГРЕ, в этом, думается его идеи созвучны идеям руководителя Интернет-проекта “Генезис” Льва Борисовича Бабушкина. Всё это не такие простые вопросы, как может показаться на первый взгляд. Моя позиция по ряду вопросов тоже может меняться, я постоянно думаю над проблемой “Шахматы и образование”, учитывая всю полноту информации. Пока я ещё вскользь прочитал некоторые материалы Воспоминаний (и непременно дам ссылку на них на Сайте Шахматного всеобуча), нужно ещё кое-что попробовать на вкус. Тем не менее уже сейчас видно, что со многим из написанного коллегой я согласен, кроме, пожалуй, названия курса “Шахматы – школе”. Так и только так должен он называться (с улыбкой, ИГС). Помимо всего прочего 80-е годы, когда Б.С.Гершунский создал комиссию, он так её и назвал. Тут сразу задаётся цель – высветить всё то, чем могут быть полезны шахматы для школы. Самым значимым из методической части Воспоминаний для меня является то, что Александр Владимирович, положительно оценивает реализацию идеи курса “Шахматы – школе”, в отличие от некоторых товарищей, которые считают, что до мата я довожу детей слишком долго (со смехом, ИГС). Этот вопрос – как лакмусовая бумажка, по которой я оцениваю специалиста-шахматиста, и Александр Владимирович весьма доходчиво объясняет моим оппонентам (которых, впрочем, к счастью очень мало – я всегда работал и продолжаю работать на совесть), почему именно мой курс таков, какой он есть. Но я немножечко отвлёкся, а собирался, собственно писать только об историческом пласте Воспоминаний. Я сегодня прочесал всю гостевую и обнаружил, что о Воспоминаниях очень мало отзывов. Это несправедливо и объясняется одной простой причиной – люди, увы, не любят воздавать должное, чистосердечно хвалить за дело (а вот кусать – с удовольствием). Ценность и значимость воспоминаний несомненна!
Недавно мои родители нашли у себя почтовую карточку, адресованную мне (по штемпелю, возможно 1970 год, я учился в 10-м классе). Вот её текст: “Игорь! Ждём тебя в воскресенье в 10.45 для участия в командном первенстве Москвы. Ты играешь на первой доске чёрными. Думаю, что честь нашего клуба для тебя дорога. Борис Наумович”. Вот такие были времена! Александр Владимирович, а пишут ли современные тренеры такие письма своим ученикам? Не потеряна ли связь времён?
В ответ на это Александр Владимирович Калёнов написал: “Отвечу так. Теперь это практически нереально. На современном этапе шахматной жизни Москвы про шахматные кружки в обычных бывших домах пионеров и других образовательных центрах (не в спортивных школах) можно написать следующее:
1. Резкое падение и по сравнению с 80-ми годами (ещё в СССР) и даже с 90-ми (уже в России) общего уровня шахматной подготовки детей.
2. Существенное уменьшение количества организаций которые принимают участие в командном детском чемпионате города по шахматам по сравнению с серединой 90-х годов.
3. Постоянна практика одалживания или привлечение в команду ребят которые в данной секции не занимаются, так как своих “доморощенных” и более – менее пристойно играющих просто не хватает.
Причина совершенно очевидна – ДЕНЬГИ. Тренеру гораздо выгоднее заниматься частными уроками, нежели работать с группами детей в УДО. Отсюда, и сокращение нагрузки и количества групп, так как для частных уроков которые более финансово выгодны нужно время. Знаю и людей которые просто перешли исключительно на занятия частным образом и вроде как основной их заработок это занятия шахматами с детьми, а по сути – они нигде не работают. Разве что трудовая книжка где то формально числиться. Как в своё время выразился Александр Григорьевич Мазья – “Раньше энтузиаты работали, душу вкладывали, а сейчас…” Ещё одна причина – отсутствие финансового стимула к хорошей работе. Один мой знакомый тренер – международный мастер по шахматам, бывший офицер откровенно выразил следующую мысль: “А зачем мне собственно напрягаться на тему чтобы дети хорошо играли, если заработную плату платят фактически за то, что ты отсидел в классе положенное количество часов, а на занятии было достаточное количество детей. То есть, зарплата начисляется за наполняемость групп и заполнение журнала. Что от меня требуют, то я и выполняю”.
Также в гостевой книге Сайта шахматного всеобуча А.В.Калёнов написал: “Здравствуйте, уважаемый Игорь Георгиевич! Спасибо Вам за столь лестную оценку моего проекта… Что касается нашего заочного обмена мнениями, то в принципе, я могу Вам сказать, что шахматы очень многоплановы и это большое достоинство этой игры. В неё можно просто играть, её можно изучать, можно составлять на её основе совершенно разные задачи (простые и сложные, серьёзные и весёлые) и с помощью этих задач развивать мышление ребёнка. Много чего можно. Применительно к шахматам в школе, меня пугает только одно. Понимаете, я имел опыт работы учителем в школе, просто не счёл нужным уделять этому внимание в своих воспоминаниях. Самый главный урок, который я вынес из этого опыта, состоит в том, что самая большая беда для школы – это учитель – дилетант в том предмете, который преподаёт. Ведь, совершенно неспроста я учил в институте высшую математику, чтобы работать школьным учителем. Ну, зачем мне спрашивается для школы Абелевы группы или интеграл Лебега и Гильбертовы пространства? Нет их в школьной программе. Именно поэтому меня действительно пугает перспектива введения шахмат как предмета по всей стране по указке сверху. Положа руку на сердце. Вы ведь прекрасно знаете, что в нынешних реалиях России общий культурный и образовательный уровень учителей начальных классов (мягко говоря) оставляет желать лучшего. Учитель должен знать по своему предмету просто на два-три порядка больше, чем ученик и, конечно же, больше, чем содержится в стандартной образовательной программе, по которой он ведёт занятия. Опыт введения в школьный курс новых предметов за последние годы просто удручает. Вот, к примеру, ОБЖ. Вроде бы очень нужный и жизненно необходимый предмет. Однако, Господи помилуй! Кто его в школах ведёт, а самое главное – как! Военные отставники, физруки. Да они сами не разу в жизни искусственное дыхание не делали, а детям про это излагают! Мне просто интересно у Вас узнать, есть ли лично у Вас опыт, чтобы не умеющая играть даже в силу третьего разряда по шахматам учительница начальных классов благополучно вела бы уроки шахмат в школе и детям было бы интересно и полезно, а этой учительнице комфортно. Мне просто хочется понять – это возможно или нет?”
Вот мой ответ, И.Г.Сухин: “Спасибо за реплику и вопрос, Александр Владимирович! А вот Ваш личный опыт очень интересен! Будет время, напишите о нём на своём сайте. О преподавателях шахмат. Самый проигрышный вариант, когда УРОКИ шахмат в общеобразовательных школах ведут тренеры. В подавляющем большинстве случаев получатся ситуации, нарисованные 23 июля в “Новых известиях”. Вот свидетельство С.И.Райского: “Моя дочь в младших классах участвовала в таком эксперименте. Целый год обязательным предметом в ее школе были шахматы. Предмет вели двое пожилых тренеров, которые с самого начала были нацелены на занятие с будущими чемпионами. С интересующимися детьми они действительно много занимались. Остальные же проводили время впустую” - http://www.newizv.ru/news/2007-07-23/73192/. С этим всё ясно. В Самаре, к примеру, в 2000-2001 гг. проходил эксперимент по включению шахмат в урочную сетку с помощью только тренеров и без использования учебно-методического комплекта. Разумеется, он был провален. Преподавать шахматы должны учителя начальных классов, которые загорелись идеей (но не равнодушные) и учителя-предметники средней школы (квалификация которых обычно выше, и ляпов здесь будет меньше). Зачем так уж сразу – дилетант? Среди учителей-предметников средней школы обычно не проблема найти неплохо знающего шахматы и желающего их преподавать. Так в РФ обычно и происходит в школах. Да и учителя начальных классов, которые за идею, в состоянии сравнительно быстро приобрести начальные знания, достаточные для качественного проведения уроков. Всё дело в учебном материале, в УМК. С ОБЖ – да, лепота, и это было ясно заранее… Но шахматы – дело особое. Урок шахмат не есть что-то наносное, вдруг придуманное. Уроки шахмат проводились в школах СССР ещё 40-50 лет назад! Мне было что обобщать, приступая к разработке курса. Более чем. Теперь ответ на прямой вопрос: “Есть ли у Вас опыт, чтобы не умеющая играть даже в силу третьего разряда по шахматам учительница начальных классов благополучно вела бы уроки шахмат в школе и детям было бы интересно и полезно, а этой учительнице комфортно. Мне просто хочется понять – это возможно или нет?”. Разумеется, такой опыт есть, ведь, слава Богу, учебник первого года обучения вышел из печати в 1998 году и был апробирован во многих российских школах. В 1999 году вышло из печати пособие к нему, в котором подробно расписан каждый урок. Подобного нет даже по обязательным предметам программы начальной школы, а по шахматам есть! Для учителя – бери и работай. И – берут и работают. Мне не раз писали учителя, что впервые познакомились с шахматами по моим учебникам, – сначала научились сами, а затем стали проводить уроки. При этом на сегодняшний момент я не получал ни одного мейла, что у кого-то дело не пошло. Совсем наоборот, так как все изложено доходчиво, то особых проблем нет. Тем не менее, если первый год обучения вводить, скажем, с четвёртого класса, то там могут оказаться зубастые ребята. Это так. Но в первом, вторых классах проблем нет, если педагог не летит галопом по Европам (в нарушение методики) или поспешит с участием в соревнованиях (опять-таки в нарушение методики). Всё просто. Было бы желание. Тут вот ещё какая тонкость. Успешнее работают в школе педагоги, которые преподают “с чистого листа”, т.е. имея неглубокие шахматные познания освоили методики. А вот с учителями-шахматистами-разрядниками - беда! Александр Владимирович, не мне Вам объяснять, что ЛЮБОЙ шахматист, начиная примерно со второго разряда, при анализе любой своей партии с Вами, после, например, проигрыша, будет доказывать, что в какой-то момент его положение было лучше (а то и всю партию). Равным образом, увы, практически ЛЮБОЙ (я утрирую) разрядник, проводящий уроки шахмат в общеобразовательных школах, чистосердечно считает, что и сам прекрасно знает, как проводить уроки шахмат и никакие методички читать не будет! Я на это вдоволь насмотрелся, например, во время курирования 10 школ СВАО, где проводился шахматный эксперимент во вторых классах. Преподавали сплошь кандидаты в мастера, причём каждые две недели я проводил для них специальные семинары. И что? Очень много отсебятины. У одного педагога дети ползали под партами, а он минут пять уделял внимание только одному ученику. У другого педагога в классе я провел лёгкую контрольную работу, и практически все дети получили двойки (из 27 вопросов ответили на 5-7). При этом больше всех результатам контрольной был потрясён сам учитель, искренне полагавший, что дети всё это знают. А вот с учителями, имеющими педагогическое образование таких проблем нет. Он понимает, что нужно делать, и как делать.
Избранные материалы из книги "Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя" Избранные страницы из пособия "Удивительные приключения в Шахматной стране" Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем” Империя ссылок Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/zz_vadk.htm
© 2007 Сухин И.Г., Калёнов А.В.