Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
Проблема “Шахматы – школе” в учебнике В.И.Юрзинова
(В.И.Юрзинов "Краткий учебник шахмат для школьников". М.: Эслан, 1998, 160 с.)
Из аннотации (с. 2)
"Юрзинов Виктор Иванович - инженер-электромеханик… Он журналист и шахматный композитор… В последние 10 лет он всецело посвятил себя педагогической работе по просветительству шахмат в школах. Он преподавал шахматы более, чем в 25 учебных заведениях, ведя их как предмет на уроках в начальных классах. Благодаря ему в шахматы научились играть более 3000 человек…"
Из "ВСТУПЛЕНИЯ. О проблеме: шахматы - школе!" (с. 3-4)
"Преподавать шахматы в школе официально, как педагог, я начал в 1988 году. Уже первые итоги работы в школах 206 и 25 показали, что шахматные программы для работы в школе отстали от жизни. Поэтому для преподавания шахмат в первых классах 640-й школы в 1990 году мною была составлена программа, направлена на скорейшее удовлетворение пожелания ребят побыстрее научиться ходить фигурами… С 1992 по 1996 гг. я вёл уроки в начальных классах по своей, постоянно совершенствующейся методике, и в школах 203, 1840, а в 1995-98 гг. в физтехлицее г. Долгопрудного…
В 1994 г. в "Начальной школе" была опубликована оригинальная программа И.Г.Сухина "Шахматы, первый год", явившаяся важным шагом на пути решения проблемы "Шахматы - школе". А в Российской шахматной федерации стал проводиться шахматный всеобуч России, среди задач которого наметились следующие: распространение идей шахматного всеобуча в школах России; оказание помощи преподавателям в проведении занятий; выявление передового опыта и методик преподавания. Указанная программа [И.Г.Сухина] обучения детей шахматам нацелена на общее развитие детей. А её основа-методика служит прекрасным пособием для совершенствования интеллектуальных качеств и черт характера младших школьников. Методика включает 33 программных, подробно описанных занятий. Недавно введён в жизнь и новый учебный курс. "Шахматы, второй год" - логическое продолжение начатой работы. Учебно-методический комплект состоит из программы, учебника для 2-го класса, пособия для учителя "Учусь и учу" и книги "Шахматный задачник". Она предусматривает 33 учебных занятия по одному уроку в неделю с использованием на занятиях сказок, легенд и других вспомогательных стимулирующих материалов.
По программе И.Г.Сухина в 1995-1996 годах я пытался вести уроки шахмат в лицее "Венда" и школах. Программа, хотя и даёт ребятам прочные знания, но слишком академична. Впрочем, в классах с малой численностью и быстрым прохождением материала она даёт отличные результаты. Так было у меня в некоторых гимназических классах 5-й школы г. Долгопрудного и в 174-й московской школе при 1-часовых занятиях в неделю.
Сегодняшняя жизнь требует резкого улучшения работы по этой проблеме. Программа И.Г.Сухина в целом хороша и нуждается в небольших изменениях, а вот постановка работы в школах, гимназиях, лицеях требует коренной перестройки. К её проблемам относятся: дефицит преподавателей, дефицит популярных учебников, недостаток шахматного инвентаря и т.д." (конец предисловия).
Комментарий И.Г.Сухина
: На пособие В.Юрзинова "Краткий учебник шахмат для школьников" (на основе личного опыта) я наткнулся случайно. Как я понял, её автор - хороший КМС, имеющий в своём активе победы над Юрковым, Либерзоном, А.Зайцевым и Эстриным (а в сеансах - над М.Талем и М.Ботвинником). Подавляющее большинство партий в книге - из творчества автора, причём партий ярких. Так как В.Юрзинов сам методист, то мне вдвойне интересна его оценка моих программ. В профессиональном мире не любят хвалить своих коллег (шахматы - не исключение), тем более, лично им не известных. Поэтому положительная оценка моего труда другим методистом меня удивила и обрадовала. Тем более что В.Юрзинов имеет большой опыт преподавания, и ему есть, с чем сравнивать. Особенно весомо то, что В.Юрзинов опробовал мою программу, не имея на руках моих учебников и пособий, ведь они начали выходить только с конца 1998 года, т.е. когда книга В.Юрзинова уже увидела свет. Я всегда полагал, что, не имея полного учебно-методического комплекта, а, используя только программу, невозможно эффективно построить учебный процесс. Но это оказалось возможным?! Любопытно, что коллега находит мою программу "слишком академичной" и вместе с тем отмечает, что она "даёт ребятам прочные знания" и "отличные результаты". И это даже без применения моих учебников и пособий к ним. Основную проблему Всеобуча В.Юрзинов видит в коренной перестройке постановки работы в школах, гимназиях, лицеях, и с этим мнением нельзя не согласиться! Теперь отмечу некоторые фактические неточности коллеги. На самом деле, в своём вступлении он меня везде величает почему-то А.Г.Сухиным, а не И.Г.Сухиным (мне отчего-то не везёт в этом плане). Далее, точное название пособий для учителя не "Учусь и учу", а "Шахматы, первый год, или Учусь и учу" (1999) и "Шахматы, второй год, или Учусь и учу" (2004). Также не указаны названия учебников (изданных соответственно в 1998 и 2003 годах). А когда В.Юрзинов пишет о Шахматном всеобуче России, то не упоминает об А.Н.Костьеве - его инициаторе.
Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе"
Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе"
Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе"
Шахматный курс в начальной школе: история становления
Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны"
Пособие для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу"
Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет "Удивительные приключения в Шахматной стране"
Учебник для второго класса "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем"
Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/z_yurzinov.htm
© 2004 Сухин И.Г.