Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
Августовский Интернет-педсовет-2004: И.Г.Сухин "Дискуссия о "дискуссии"
На центральном форуме "Толерантность - шаг навстречу" я инициировал полемику вокруг термина "дискуссия". Её отправной точкой стала такая моя реплика:
И.Г.Сухин: "Остаётся только удивляться гению Жюля Верна, так написавшего о пользе дискуссий: "Паганелю даже аплодировали, но каждый остался при своём мнении. Учёный достиг обычного результата всякой дискуссии - он никого не убедил" (Ж.Верн "Дети капитана Гранта", М.: ИФ "Дайджест", 1992; собр. соч., т.2, с. 184)"
.
Вот наиболее интересные отклики:
Автор: Виктория Савенкова Дата:
26.08.2004 Уважаемый Игорь! Спасибо за поставленную проблему. Действительно дискуссия, на мой взгляд, не является средством достижения положительного результата для той или иной стороны. Дискуссия - это хорошая возможность предоставить свою точку зрения на проблему, ознакомиться со взглядами оппонентов и самое главное по ходу обсуждения приобрести ценный опыт в достижении толерантного отношения к людям и к их мнениям!
И.Г.Сухин: Дата:
26.08.2004 12:05 Совершенно с Вами согласен, Виктория!!!
Автор: Альбина Шелепаева Дата:
26.08.2004 13:17 Уважаемые Виктория и Игорь! Вы и ответили на вопрос, на сколько Вы терпимы к чужому мнению. Вы знаете, на западе уже давно не задают подобных вопросов, для них ясно что времена великих одиночек закончились, теперь наступило время совместных дел, а для этого надо уметь слушать и слышать собеседника. Только в общении (в дискуссии) можно получить положительный результат совместной деятельности. Я единственный раз встретила одну собеседницу, которая в ответ на мои слова сказала: "А ведь я над этим никогда не думала". Именно в этом заключена мудрость дискуссии, может стоит подумать и над чужими словами, а не только носиться со своими собственными?
И.Г.Сухин: Уважаемая Альбина. Цитирую Вашу фразу: "Вы и ответили на вопрос на сколько Вы терпимы к чужому мнению". А ведь Вы невольно приклеили нам с Викторией ярлык нетолерантности" (пишу с улыбкой). Не понимаю, только почему? Загадка. Далее Вы пишете: "Я единственный раз встретила одну собеседницу, которая в ответ на мои слова сказала: "А ведь я над этим никогда не думала". Именно в этом заключена мудрость дискуссии, может стоит подумать и над чужими словами, а не только носиться со своими собственными?" Весьма примечательный факт, что Вы встретили такую собеседницу "единственный раз". О чём это говорит? Не о том ли, что большинство людей не интересны друг другу? Это страшно. Совершенно согласен с Вами, что смешно и глупо "носиться со своими собственными". Но разве я призывал к тому, в чём Вы меня упрекаете? В чём упрёки? (шучу) Знак равенства, который Вы ставите между "дискуссией" и общением, ошибочен. По С.И.Ожегову "дискуссия" это "Спор…" К сожалению, на Руси приняты споры до ссоры, крови и т.п. Зачем это? Вы пишите: "Только в общении (в дискуссии) можно получить положительный результат совместной деятельности". Абсолютно не согласен со словом "только" применительно к дискуссии. Жюль Верн написал всё верно. Послушать людей и преломить что-то к себе - да. Узнать всю гамму мнений - да. Истина в споре не рождается. Хотя, быть может она там и не погибает.
Автор: Константин Ушаков Дата:
26.08.2004 12:51 Уважаемая Виктория, а для меня дискуссия - способ найти решение, в том смысле, что когда я говорю, я лучше соображаю. При этом, мне часто бывает полезно присутствие партнера просто физически, не интеллектуально
И.Г.Сухин: Очень неожиданна точка зрения Константина, особенно фраза: "Мне часто бывает полезно присутствие партнера просто физически, не интеллектуально". Прочитал затем реплику Альбины, улыбаюсь: "А ведь я над этим никогда не думал". Подход Константина вызывает уважение, каждый привносит в обсуждение что-то своё, личностное. Опять есть над чем поразмыслить.
Автор: Марина Симоненкова Дата:
26.08.2004 14:31 А мне дискуссия помогает услышать еще и саму себя, посмотреть на себя как бы со стороны. Выслушав других, ведь можно сразу и не согласиться, но в доказательство своей правоты сразу вступать не обязательно - можно "поспорить про себя", что-то отложить "на задней стенке мозга", а потом взвесить все сказанное и услышанное и извлечь массу всего полезного.
И.Г.Сухин: Согласен с раздумьями Марины: "А мне дискуссия помогает услышать еще и саму себя, посмотреть на себя как бы со стороны" и "… взвесить все сказанное и услышанное и извлечь массу всего полезного". Но при чём тут "доказательство своей правоты"? Её и не нужно доказывать. К примеру, если встречаются профессионалы в своей области знаний, то всегда каждый из них имеет сложившееся, устоявшееся мнение по каждому вопросу. Профессионала Вы никогда, ни в чём не убедите. Да, это и не нужно. Один из моих добрых коллег сказал мне: "Вы можете доказывать мне это сколько угодно, но я останусь при своём мнении". Это типичный ответ профессионала. Нельзя переубедить профессионала (и не нужно), разумно прислушаться к его мнению и думать, думать, думать, думать, думать. А если 10 профессионалов высказали свои мнения, то "думать, думать, думать, думать, думать" следует умножить на 10 (с улыбкой).
Некоторые важные материалы сайта
http://chess555.narod.ru
"Шахматные" Приказы Министерства образования РФ
О пользе шахмат: Экспериментальные результаты
Шахматы в школе
Программа "Шахматы, первый год"
Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”
Программа "Шахматы, второй год"
Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”
Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”
Программа "Шахматы, третий год"
Империя ссылок
На главную страницу
Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/z_pedsovet3.htm