Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

 

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

 

Обзор редакционной почты

Шахматная неделя, №23, июнь, 2004, с.12

 

ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ - ЭТО РАДОСТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА

От редакции: В век Интернета не только молодежь, но и люди зрелого и даже преклонного возраста при переписке все чаще пользуются всевозможными видами электронных сообщения. Обратная связь читателей с печатными изданиями также идет в основном по электронной почте. Это современно, оперативно, удобно. И все же, несмотря на все неудобства, связанные с чтением и вводом в компьютер написанных от руки посланий, приятно иногда подучить из рук почтальона запечатанный конверт с наклеенными на него марками. Означает это не только то, что наша страна все еще недостаточно компьютеризирована; что для многих людей, особенно из глубинки, старые, традиционные методы переписки еще живы. Радует то, что старые добрые времена, когда читателям было не все равно, о чем пишет газета, когда они просят рассказать о чем-то, поделиться своим мнением, не совсем еще канули в лету.

Письмо 1: "Здравствуйте, уважаемая редакция! В первых строках своего письма хочу выразить Вам глубокую признательность за то, что Вы есть! Я являюсь Вашим постоянным читателем и подписчиком издания. "Шахматная неделя" - моя любимая газета! Я работаю детским тренером в учреждениях дополнительного образования, и мне хотелось бы вести уроки шахмат в общеобразовательных школах. Я думаю, мой вопрос к Вам является достаточно актуальным для многих шахматных педагогов из глубинки. Куда необходимо обратиться для приобретения программно-методического материала для ведения уроков? Какая существует нормативно-правовая база для введения курса в общеобразовательных школах? С уважением Олег Артемьев (Вышний Волочек, Тверская область)" 28.05.04.

Комментарий председателя комиссии "Шахматы и образование" И.Г.Сухина: "Благодарю Олега за данное письмо и поставленные вопросы. Обещаю, что в следующем номере "Шахматной недели" дам на него подробный ответ с указанием номеров основополагающих приказов и информационно-методических писем Минобразования".

 

 

Письмо 2: "Я по профессии музыкант. Педагогический стаж 35 лет. Все предыдущие годы работал в области музыки. В нынешнем году штатно работаю руководителем шахматного кружка в одной из средних школ города Якутска. Штатно, потому что два предыдущих года я работал в этой же школе по совместительству. Имею первый разряд. Читая статьи, посвященные проблемам обучения школьников шахматной игре и размышляя над реализацией предлагаемых учебных Программ, пришел к выводу — это не для общеобразовательной школы. Во-первых, для реализации таких программ классу будет недостаточно даже 2-х часов в неделю. Во-вторых, занимаясь всем классом, программу одолеть невозможно. В классе всегда есть четыре группы: 1-я, которая хочет заниматься шахматами и усваивает материал; 2-я, хочет, но медленно усваивает; 3-я группа настроения; 4-я не хочет заниматься шахматами. В-третьих, стремясь выполнить программу, преподаватель будет требовать выполнения заданий как в классе, так и дома. А это уже будет навязыванием, обязаловкой, что может оттолкнуть детей от шахмат. Считаю, что главная цель общеобразовательной школы не в том, чтобы обязательно и как можно скорее научить ребенка играть в шахматы, а в том, чтобы заинтересовать, увлечь его этой игрой. Поэтому я иду не от обучения к игре. А от игры к обучению. То есть поступаю не по принципу: научишься - играй, а по принципу: начинай играть, а дальше решай сам: надо тебе повышать свой уровень игры или нет. Я считаю, что для школы приемлема только кружковая или факультативная форма занятий.

Во-первых, в кружок может записаться любой желающий из любого класса. Во-вторых, у записавшегося есть свобода посещения занятий. Ребенок может пропустить несколько занятий и вновь посещать. Я не буду от него требовать, чтобы он наверстал упущенное и не отчислю из кружка. Я постараюсь определить его во вновь создаваемую группу ему подобных детей, то есть отстающих. Это не значит, что в кружке требования к детям не предъявляются. Конечно, предъявляются, порой строгие. Что касается учебной программы, то она разрабатывается на каждую четверть, с учетом степени усвоенности материала в предыдущей. Как минимум 10-15 минут уходит на игру. Не навязываю (тем более всей группе) сухие упражнения на матование, патовые позиции. Вкратце расскажу о своей работе с второклассниками первого года занятий. Занятия проводятся один раз в неделю и длятся один урок. По статусу кружка в группу набираю не более 12 учащихся. Это могут быть дети из одного класса или сборная группа.

1-я четверть: 1-й урок. Обстоятельная вводная беседа. 2-й. Шахматная доска. Упражнения. 3-й. Пешка, ладья, слон. Их ходы. Упражнения. 4-й. Ферзь, король. Конь. Упражнения на ходы всех фигур. 5-й. Позиция. Начальная позиция. Диаграмма. Правила взятия пешкой и фигурами. Упражнения. 6-й. С этого урока надо приступать к игре. Но, поскольку второкласснику пока трудно (даже зрительно) охватить всю панораму доски, то начинать надо с игры в шах-шашки. То есть, оставить на доске только пешки и играть по правилам шахмат. Кто из игроков скорее проведет свою пешку до 8-й (1-й) горизонтали, тот и выиграл. 7-й и 8-й уроки посвятить закреплению теоретического материала предыдущих уроков и игре в шах-шашки. Даже можно провести турнир среди групп первого года занятий. 9-й. Итоговый. Начиная с третьего урока, начало последующих должно отводиться проверке заданий, полученных на предыдущем уроке.

2-я четверть. 1-й урок. Что такое дебют. Законы дебюта. Дебют слона. Детский мат. 2-й. Дебют коня. Разыгрывание до 5 ходов (включительно). Рокировка. 3-й. Разыгрывание до 7 ходов. Связка. 4-й. Разыгрывание до 9 ходов. Сильная и слабая фигура. Сдвоенные пешки. Пешечная цепь. 5-й. Разыгрывание дебюта с обязательными 9-ю ходами. Далее могут играть свободно, но чтобы помнили: как фигура ходит и как бьет. Руководитель наблюдает за играющими и, если это необходимо, делает замечания, отвечает на вопросы игроков. 6-й. Закрепление навыков игры. 7-й. Итоговый.

3-я четверть. В этой четверти ключевым было первенство школы по шахматам, которое проводилось впервые. Перед началом соревнования с учащимися была проведена организационная работа. Было разработано Положение. Пожелали участвовать 14 классов (команд) из 27. Команда состояла из 8 учащихся. Естественно, уровень игроков был самый разный. Но в звеньях большой разницы не было. Ни в одном из звеньев не было шахматиста даже с 4-м разрядом. В каждом звене (начальном, среднем) определялась команда-победитель, победители и призеры в личном зачете. Команда-чемпион определилась во встрече 3-й "Г" - 8-й "А". Со счетом 8-0 победила команда восьмого класса. Я не зря литерами обозначил классы. Родители знают, по каким критериям формируются классы в школе, но именно 3-й "Г", его команда стала победителем в начальном звене. Из этой же команды вышли победитель и два призера в личном зачете. Для определения чемпионов школы и призеров были проведены два дополнительных турнира по круговой системе. В одном играли 8 мальчиков, в другом 8 девочек. Схема: 4+4, то есть 4 самых сильных шахматиста (шахматистки) из начального звена, плюс 4 самых сильных из среднего. Ход и итоги первенства были отражены в турнирной таблице. Награждение проходило на школьной линейке. Были представлены 21 номинация и 6 специальных призов. Каждая номинация награждалась дипломом или грамотой; вручались призы и денежная премия. Чемпионы школы были награждены золотыми медалями (купили в спортивном магазине). Команде-чемпиону был вручен переходящий кубок. Был оглашен состав сборной команды школы.

Первенство сыграло не только большую роль в пропаганде шахмат среди школьников, но и воспитательную. Детям была предоставлена возможность проявить себя с новой стороны, 3-му "Г" порадоваться своему успеху, пускай пока маленькому. Приятно было слышать, когда дети спрашивали: будут ли еще соревнования? Что касается 4-й четверти — да! А вот будут ли шахматы в школе в новом учебном году — неизвестно. Потому что организовать кружок и вести его непосредственно в школе очень проблематично. Например, занятия кружка в 1-й смене я могу провести только после 5-го или 6-го урока. Часто эта стабильность расписания нарушается. В силу разных причин количество уроков бывает меньшим. Вот и приходится, чтобы не срывались занятия, являться на работу заранее, часа за 2, чтобы караулить, быть на подхвате. Занятия могут не состояться и по причине занятости класса на мероприятии на уровне своего класса, школы или вне ее стен. Короче говоря, занятия приходится проводить по остаточному принципу. А вторая смена вообще выпала из занятий. Попытки проводить занятия во внеурочное время провалились. Что делать? Как быть той школе, которая хочет, чтобы шахматы жили в ее стенах? На мой взгляд, только один вариант может способствовать этому, а именно: предоставить кружку просторное помещение (ayдитopию) на 35 посадочных мест. Только в этом случае появится возможность задействовать разные игровые формы. Надо больше проводить самых разных турниров. Турниры будут действующей силой проявления интереса ребенка к повышению уровня своей игры. Большая аудитория позволит за один присест сыграть двум классам (класс на класс) или десяти классам одновременно (команда из 4 человек), или 4-5 классам (команда из 8 человек). Если бы нынче я располагал такой аудиторией (а не на 14 человек), то первенство не растянулось бы на всю четверть, а дети, сыгравшие в предварительных играх, не оставались бы не у дел.

Шахматы в школе, конечно, должны жить. Поскольку они не только спорт, наука и искусство (можно перечислять в любой последовательности), но и играют огромную воспитательную роль для подрастающего поколения. Шахматы формируют человека как ЛИЧНОСТЬ. Николай Корнильев, руководитель шахматного кружка".

Обзор редакционной почты подготовили Игорь Сухин и Владимир Шишкин.

 

 

Комментарий И.Г.Сухина: Сразу же уточню, что для газеты я прокомментировал письмо Олега Артемьева. Здесь же, на сайте "три пятёрки", коснусь письма Николая Корнильева. Очень хорошо, что редакция продолжает публиковать материалы, присланные из регионов! Их должно быть много, очень много, чтобы у нас сложилась добротная картинка состояния дел. Лучшие из опубликованных "ШН" материалов на сегодняшний день такие: 1) В.И.Гончаров (Набережные Челны) "Что могут малыши?", "ШН" №8, 2004, 2) Р.Г.Валеев (Нижнекамск) "Всеобуч в Нижнекамске", "ШН" №17, 2004, 3) В.И.Исаев (Москва) "Бояре в младших классах" "ШН" №17, 2004. Из статей, пока неопубликованных в СМИ, отмечу, прежде всего, работу А.В.Благодарного (Ульяновск) "Уроки шахмат в 1-м классе общеобразовательной школы". Что меня подкупает в авторах данных материалов? 1. Широкий кругозор и отличное знание первоисточников. Это встречается нечасто и вызывает уважение. Большинство же начинает "изобретать велосипед". Не в обиду кое-кому будет сказано - я понимаю, что доступ к информации в различных регионах различен. Однако я убеждён, что любой специалист должен знать специальную литературу в своей области. Тем более, специалист, который пытается сказать что-то новое в аспекте "Шахматы детям" (по крайней мере, журналы 80х-90х гг. были доступны всем). 2. Инициативность, творческая жилка, стремление докопаться до сути. 3. Личные качества. В принципе, достаточно пообщаться с человеком 5 минут и становится ясно, с кем имеешь дело. Неудивительно, что и статьи указанными специалистами написаны прекрасные (согласен с тем, что такое бывает не всегда). Возвращаюсь к публикации Николая Корнильева. Прекрасно, что письмо из Якутска, замечательно, что коллега серьёзно размышлял над важными проблемами и плоды этих размышлений опубликовал. Честь и хвала! Далеко не у всех хватает смелости написать в газету, ведь писательское дело очень рискованное - легко дать маху (это с каждым случается). Что мне понравилось в публикации Николая Корнильева? Во-первых, разделение учащихся на 4 условные группы. Примерно об этом же писал ранее в своей статье В.И.Волошкин "Шахматный всеобуч в Белгороде". Во-вторых, очевидная преданность шахматам. В-третьих, стремление изменить положение дел к лучшему. Теперь остановлюсь на проблемных моментах. Н.Корнильев пишет: "Читая статьи, посвященные проблемам обучения школьников шахматной игре и размышляя над реализацией предлагаемых учебных Программ, пришел к выводу — это не для общеобразовательной школы". Совершенно непонятно какие статьи и программы имеются в виду! В "ШН" никакие программы не публиковались. В целом весь характер письма свидетельствует о том, что его автор пока ещё не знаком со специальной шахматной литературой. Н.Корнильев описывает одну из своих придумок "шах-шашки", не подозревая, что "велосипед с длинной бородой". Это всё было и в моих работах, и у Бельчикова, и у многих других! Н.Корнильев пишет: "Считаю, что главная цель общеобразовательной школы не в том, чтобы обязательно и как можно скорее научить ребенка играть в шахматы, а в том, чтобы заинтересовать, увлечь его этой игрой". Тут всё перевёрнуто, главная цель школы совсем в другом. Следовало написать: "Главная цель проведения шахматных уроков в школе…" В этом случае, содержание фразы не вызывает резкого неприятия. При этом пафосное "считаю" неуместным, т.к. Америка здесь не открывается. Автор явно незнаком ни с министерскими программами "Шахматы - школе", ни с программами других методистов… И всё же интересная мысль здесь есть: "главная цель… не в том, чтобы обязательно и как можно скорее научить ребенка играть в шахматы". Разумеется, ведь, если шахматы становятся школьным предметом, то должны помочь сформировать у детей логическое мышление, внутренний план действий, как следствие, повысить успеваемость и т.п. Н.Корнильева можно понять - он руководитель кружка, и ему сложно как бы "дорасти" до полноправного урока. Ему (не в обиду будет сказано) нужно прочитать хотя бы статью доктора психологических наук Н.Г.Алексеева "Шахматы и развитие мышления". Иначе не следовали бы заявления типа: "Я считаю, что для школы приемлема только кружковая или факультативная форма занятий" и прочие сентенции. Специалисты-педагоги, посетившие "Дагомыс-2004", с огорчением рассказывали мне, что значительная часть аудитории не понимала их, именно по этой причине (полное незнание специальной литературы). Сама краткая программа, предложенная Н.Корнильевым, крайне "рыхлая". Берём 1 урок. Что за обстоятельная беседа? От лукавого. 2 урок. Нормально. Далее всё очень рыхло. Про шах-шашки я уже упомянул. Во 2 четверти 5 урок. Читаем: "Далее могут играть свободно, но чтобы помнили: как фигура ходит и как бьет"?? Но ведь это "по системе Н.Корнильева" пройдено уже на 5 уроке первой четверти?? Далее весь учебный процесс сводится только к соревнованиям (понятно, что учителю так работать легко - голова о методических аспектах не болит!) При этом читаем: "Команда-чемпион определилась во встрече 3-й "Г" - 8-й "А". Со счетом 8-0 победила команда восьмого класса". Ещё бы не 8-0. Прекрасно, что в школе такой сильный третий класс, но к чему травмировать психику малышей?? Соревновательный аспект нужно использовать крайне осторожно и продуманно. И главное, любая школа заинтересована в развитии ученика. В поурочной программе Н.Корнильева об этом не свидетельствует ни что. Он просто учит детей играть в шахматы. Для кружка - это, быть может, и нормально, для обязательного урока - нет. Надеюсь, Н.Корнильев не обидится на меня, за излишне тщательный "разбор полётов" и не упадёт духом. Он - молодец! Работает, анализирует, творит. А отдельные недостатки - они у всех. Взять публикацию Э.Коган в "Начальной школе", всё рыхло, лишь ростки оригинального, и всё же я рекомендовал статью к печати - только на ошибках и учатся! Нет бесполезных статей! И в письме Н.Корнильева немало ценного! Главная беда шахматного всеобуча в том, что мало самих статей на данную тему. Важно, чтобы каждый регион выдал что-то "на гора". И не нужно бояться ошибок, критики и т.п. Не ошибается тот, кто не работает. Почитайте одну из последних статей в "64-Шахматном обозрении" ("Садовник знает, когда полить…: О роли шахмат в развитии личности", 2004, №2), посвящённую данной тематике. К ней не меньше вопросов, чем к статье Н.Корнильева. И всё же хотелось бы больше статей и писем от шахматных учителей…

 

 

В том же номере "ШН" приведена любопытная статистика посещения сайта РШФ.

 

Статистика

Шахматная неделя, №23, июнь, 2004, с.2

"Предлагаем вашему вниманию статистику посещений сайта russiachess.ru, являющегося официальным сайтом Российской Шахматной Федерации, с 10 по 15 июня. На russiachess.ru каждый день заходили в среднем 1337,5 уникальных пользователей, совершая 4036 посещений в день. Среди посетителей преобладают россияне (24.73%), но не обделяют его вниманием и немцы (12.40%), американцы (12.37%), и, как ни странно, жители Австралии (8.78%). В рейтинге Rambler top-100 сайт РШф занимает первое место среди отечественных шахматных web-страниц. Следующей по популярности российской шахматной страницей является сайт “Русские Шахматы” (ruschess.com), имеющий еще и англоязычную версию. Среди жителей России больше всего читателей из двух столиц - Москвы (44.18%) и Санкт-Петербурга (13.15%), далее с большим отрывом идут Екатеринбург (3.46%), Казань (2.78%). Жители остальных городов (Новосибирск, Челябинск, Пермь, Архангельск, Воронеж, Владивосток...) заходят на сайт еще реже. Можно предположить, что в регионах России качество Интернета пока еще оставляет желать лучшего".

Комментарий И.Г.Сухина: Впечатляют цифры о зарубежных посетителях! Надо полагать, что они свидетельствуют о том, сколько наших "разлетелось" по всему миру.

 

 

Другие важные материалы сайта

 

Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе"

 

Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе"

 

Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе"

 

Шахматный курс в начальной школе: история становления

 

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны"

 

Пособие для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу"

 

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет "Удивительные приключения в Шахматной стране"

 

Учебник для второго класса "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем"

 

Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"

 

 

На главную страницу

 

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/z_kornilev.htm

© 2004 И.Г.Сухин

Hosted by uCoz