Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
Выступление Б.К.Шайдуллина на заседании президиума РШФ 25.06.2008 и обсуждение аспектов шахматного всеобуча
Заседание президиума РШФ началось в Центральном доме шахматиста им. М.М Ботвинника 25 июня 2008 г. в 19.10. В повестке значились следующие вопросы:
1. О работе Российской шахматной федерации в первой половине 2008 г. Сообщение Президента РШФ Жукова А.Д.
2. О формировании состава сборных команд России на Всемирную шахматную Олимпиаду в Дрездене. Долматов С.В., Дохоян Ю.Р.
3. Результаты Первенства России среди юношей и девушек в ОК "Дагомысе" 2008 г. Бареев Е.И.
4. Результаты Чемпионата России среди клубных команд 2008 г. Шустаева Н.И.
5. Календарь мероприятий РШФ на вторую половину 2008 г. Бах А.Г.
6. Утверждение состава квалификационной комиссии РШФ. Макарычев С.Ю.
7. О проведении Чемпионата мира среди женщин в г. Нальчик 2008 г. Селиванов А.В.
8. Разное:
- о месте проведения Кубка М.И. Чигорина 2008 г.
- о научно-практической конференции в г. Томске.
При этом второй подвопрос п.8 "разное" неожиданно стал центральным и самым обсуждаемым на заседании. Председатель шахматной федерации Томской области, директор "Томской шахматной академии" Борис Кимович Шайдуллин специально прилетел на один день из Томска, чтобы озвучить информацию о проведении в первой декаде ноября в Томске Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России".
Данная конференция будет проведена Департаментом общего образования Томской области и Автономной некоммерческой организацией "Томская шахматная академия". На конференции планируется обсудить вопросы внедрения шахматных занятий в дошкольных учреждениях и уроков шахмат в младших классах общеобразовательных школ, а также проблемы разработки Госстандарта по шахматному образованию и т.п.
На конференции не будут затрагиваться проблемы ДЮСШ, кружковой работы в школе, соревновательные аспекты, проблемы тренерского цеха.
Конференция пройдёт в два дня, точные сроки будут сообщены позже. По её итогам оргкомитетом будет издан сборник докладов и сообщений. К участию в работе конференции приглашаются работники органов образования из регионов РФ, шахматные педагоги и тренеры, проводящие уроки шахмат в школе и занятия в детских садах, специалисты Минобрнауки, представители ФИДЕ и РШФ. Предварительные заявки на участие и тезисы докладов (письменно) будут приниматься до 1 октября 2008 года.
Борис Кимович Шайдуллин отметил, что на конференции будут рассматриваться аспекты не только и не столько дополнительного образования, сколько проблемы преподавания шахмат как обязательного предмета, так как эти проблемы беспокоят и интересуют многих.
Борис Кимович подчеркнул, что в Томской области в 2005-2008 гг. наработан важный и интересный материал по внедрению шахмат в систему школьного (не как факультатива, а как обязательного учебного предмета в рамках регионального компонента) и дошкольного образования, указал, что идея конференции поддержана губернатором области Виктором Мельхиоровичем Крессом и департаментом общего образования области.
Добавлю, что в апреле-мае дополнительно в Томской области проведены три двухдневных кустовых семинара для учителей первых классов г. Томска, активно ведётся методическая работа, все пункты Решения коллегии Департамента общего образования Администрации Томской области от 9.11.2006 “О развитии шахматного образования в системе образования Томской области” (9.11.2006 я участвовал в работе коллегии), Приказа Департамента общего образования Администрация Томской области от 15.11.2006 №1234, приказа Департамента общего образования Томской области от 31.07.2007 №824 и других приказов выполняются точно в срок. На сегодняшний день представляется, что только в Томской области подход близок к идеальному. А именно: всеобуч в Томской области стартовал не с места в карьер, а был грамотно подготовлен уже указанными решениями коллегии и приказами по Департаменту образования - подготовительный период занял один год (с августа 2006 года по август 2007 год), в течение которого: 1) регионом были приобретены пособия и учебники, входящие в учебно-методический комплект (УМК) "Шахматы - школе", единственный в РФ рекомендованный к использованию в школах на федеральном уровне (масштабно начинать преподавать шахматы в школах без УМК бесперспективно); 2) для преподавания шахмат привлечены учителя начальных классов; 3) методистами региона проведена серия кустовых семинаров и курсов повышения квалификации для учителей начальных классов, на которых учителей знакомили с методикой преподавания по УМК "Шахматы - школе". Особо отмечу слаженную работу шахматной федерации Томской области и сотрудников Департамента образования. В настоящее время в РФ существует только один федеральный шахматный УМК ("Шахматы - школе", ориентированный на развитие способности детей действовать "в уме"). Вопрос наличия шахматного УМК - базовый для начала развёртывания всеобуча в любом регионе, но, как это ни странно, в последние годы, именно он упускается из виду в регионах, которые планируют "вводить шахматы в школьную программу", поэтому до сих пор процесс реального введения урока шахмат в сетку занятий в большинстве случаев протекает ни шатко, ни валко. В большинстве регионов, которые в последние годы сделали попытку сделать шахматы школьным предметом, не только пытались учить детей без УМК, но даже и без специальных шахматных учебников, написанных для начальной школы. Речь идёт именно об отлично иллюстрированных, качественных учебниках (которые есть в РФ по каждой учебной дисциплине), а не о наспех написанных "методичках", которые не имеют ни малейшего отношения к образовательному процессу в начальной школе. Для тех регионов, которые планируют писать свои шахматные УМК, укажу для примера, что должно входить в такой комплект на примере УМК первого года обучения курса "Шахматы - школе":
1. Программа курса "Шахматы - школе" (утверждённая Минобразования, как и остальные составляющие УМК).
2. Учебник для учеников “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны” (164 с.).
3. Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу” (120 с.).
4-6. Тетради “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 1” (32 с.), “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 2” (32 с.), “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ” (32 с.).
7. Задачник “Шахматы, первый год: Задачник, мат в один ход: 1500 малофигурных позиций” (272 с.).
Все эти работы выпущены издательством "Духовное возрождение" (Обнинск).
В УМК входит также пособие для родителей “Удивительные приключения в Шахматной стране”, также имеющее федеральный гриф (лучшее издание - М.: Поматур, 2000). Подобные же УМК выпущены для второго и третьего года обучения…
Напомню также, что с 1 сентября 2007 года в почти 230 школах Томской области был введён обязательный шахматный курс.
Повторюсь, о данных инициативах я писал ранее в “Учительской газете” №51 от 19.12.2006, статья “В Томске начинают... и выигрывают: Шахматный всеобуч Сибирью прирастать будет”. И ещё в №39 от 25.09.2007 - статья “Жаркий сентябрь: Всероссийская атака шахматного всеобуча”. А 17.09.2007 о томском всеобуче было рассказано по 1-му каналу в репортаже П.Афонасьева "В Томской области более чем в 200 общеобразовательных школах введен новый предмет". Посмотреть двухминутный сюжет можно здесь. О моей первой поездке в Томск можно посмотреть материалы: 1) Программа пребывания - 2006; 2) “Томский обзор” от 7.11.2006; 3) Радиостанция “Эхо Москвы в Томске” от 8.11.2006; 4) “Эхо Москвы в Томске” от 9.11.2006; 5) Радиохолдинг “Медиа FM”, от 09.11.2006 (прослушать файл) и др. О второй поездке - мой материал "Потёмкинские деревни в Томске исключены!", статья Б.К.Шайдуллина "Уникальный опыт всеобуча" и статья в "Учительской газете" №9 от 26.02.2008 И.Г.Сухин "Роман с продолжением: В сибирские Афины шахматы пришли всерьез и надолго".
Чувствовалось, что постановка вопроса о Всероссийской конференции крайне актуальна, и по обозначенным аспектам высказались А.Д.Жуков, А.В.Селиванов, Ю.С.Разуваев, А.Е.Хинштейн, В.Н.Старцев, А.А.Тимофеев, В.А.Полоудин, Я.Д.Зиндер и другие.
А.Е.Хинштейн вкратце рассказал о развитии шахматного образования в Нижегородской области, указав, что шахматный факультатив введён с осени 2007 года в 138 школах (охвачено 2258 учеников), уже отмечено улучшение успеваемости и повышение усидчивости школьников. А.Е.Хинштейн добавил, что проведение уроков шахмат в системе образования РФ - очень эффективное средство развития детей.
А.Д.Жуков: "Этот опыт можно описать".
А.А.Тимофеев: "Александр Евсеевич, а чем отличается Ваш факультатив от кружка?"
А.Е.Хинштейн ответил, что регионом было подготовлено нормативное письмо по Департаменту образования с упором на начальную школу: 2-4 классы, при этом уроки шахмат ведут как учителя, так и энтузиасты шахмат (дополнение: после опубликования данного материала А.А.Тимофеев написал мне по электронной почте, что А.Е.Хинштейн ещё что-то ответил на указанный вопрос, кроме того, что я указал; увы, ни я, ни А.А.Тимофеев ответа не расслышали).
А.А.Тимофеев: "Александр Евсеевич, Вы провели шахматный урок как урок в расписание?"
А.Е.Хинштейн ответил, что на сегодня это невозможно, поэтому у них только факультатив.
А.Д.Жуков здесь посоветовал фиксировать любой опыт и давать информацию в Минобрнауки.
Здесь А.В.Селиванов и А.Е.Хинштейн предложили провести рабочее совещание с участием Министра образования и науки РФ А.А.Фурсенко и руководителя Федерального агентства по образованию Г.А.Балыхина. А.Д.Жуков поддержал данное предложение.
Я.Д.Зиндер указал на опыт Калмыкии, куда, к примеру, недавно ездили представители шахматной федерации Псковской области, и заметил: "Так стоит ли изобретать велосипед?"
На это А.Д.Жуков сказал, что приветствуется любой конструктивный опыт.
Ю.С.Разуваев обратил внимание собравшихся на то, что цель введения уроков шахмат в общеобразовательных школах совсем иная, чем в кружках и секциях. Поэтому особо ценен тот опыт, который опирается именно на педагогику. Ю.С.Разуваев также рассказал о том, что вопросы шахматного всеобуча активно решаются и в зарубежных странах, и, в частности, в Словении шахматы стали учебным предметом с 1992 года.
В ходе обсуждения было подчеркнуто, что организация предполагаемого рабочего совещания в Минобрнауки РФ ни в коей степени не препятствует проведению научно-практической конференции в Томске и, более того, идея конференции в Томске была поддержана собравшимися.
В частности, В.А.Полоудин отметил, что Борис Кимович Шайдуллин провёл в Томской области большую работу.
Виталий Александрович Полоудин коснулся и своей работы в данном направлении, проведённой им в Москве, сообщил, что его работа, связанная с компьютерными технологиями, недавно удостоена первого места в московском конкурсе программ дополнительного образования.
Очень любопытной представляется озвученная В.А.Полоудиным информация, касающаяся вывешенного на сайте РШФ "Комплексного плана мероприятий по развитию дополнительного образования детей в области шахмат в системе образования Российской Федерации на 2008-2010 годы" (№АФ-19/06 вн), подписанного 18 июня 2008 года Министром образования и науки РФ А.А.Фурсенко. В частности, сопредседателем координационного совета по развитию дополнительного образования детей в области шахмат является директор Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России А.А.Левитская, но она не подтвердила подписание указанного комплексного плана.
Попытаюсь в ближайшую неделю разобраться с этим вопросом.
Обнадёживает, что внимание к шахматному всеобучу с каждым днём повышается, между регионами даже как бы возникает своеобразное соревнование - кто лучше всех проведёт идею всеобуча в жизнь. Среди регионов-лидеров отмечу Калмыкию (как первопроходца), Томскую область (грамотное решение всех организационно-методических проблем), Ханты-Мансийский автономный округ (эксперимент с использованием компьютерных технологий), Якутию, Нижегородскую область, Татарстан.
Полагаю, что на сегодняшний момент я располагаю наибольшим в России банком информации о ходе реального всеобуча в регионах России. Я уже не раз выступал в СМИ на эту тему и ещё раз выскажу две архи-базовые проблемы:
1) всеаспектная поддержка начинания сверху (президентом, губернатором, системой образования);
2) наличие учебно-методического комплекса, написанного специально для начальной школы (и обученных технологии работы с ним учителей начальных классов).
При этом поддержка начинания сверху в наши дни наблюдается во всё большем количестве регионов, но у шахматной общественности ещё нет понимания, что без учебно-методического комплекса (и обученных технологии работы с ним учителей начальных классов) реальное продвижение шахматного всеобуча невозможно.
Я вполне осознаю, что, как автор единственного в России федерального учебно-методического комплекса "Шахматы - школе", имеющего рекомендацию Министерства образования РФ (без которой преподавание учебного предмета в России законодательно запрещено), нахожусь в весьма двойственной ситуации. С одной стороны, я должен постоянно подчёркивать особый, уникальный, статус своего курса "Шахматы - школе" (это, увы, диктуют "законы рынка"). С другой стороны, для учёного, рождённого в СССР, это весьма неудобно, несолидно. По этой причине, к примеру, за 15 лет я ни разу не высказался по проблеме всеобуча на президиумах и исполкомах РШФ (и сегодня тоже промолчал). Мне большее удовольствие доставляет проводить время в домашней тиши у компьютера, чем посещать некие тусовки. Но проблема заключается в том, что никто, кроме автора, не заинтересован продвигать информацию дальше. Поэтому волей-неволей мне приходится иногда проявлять активность. Потому что моя пассивность в 1994-2003 гг. привела к тому, что, скажем, в РШФ даже в 2003 году никто не знал, что шахматные программы трёх лет обучения для начальной школы (курс "Шахматы - школе") давно уже написаны и утверждены Минобразования РФ (в той же Калмыкии для преподавания используется моя слегка переделанная программа). И в 2003 году РШФ на полном серьёзе планировала "вводить шахматы в школьную программу". Это - к вопросу "об изобретении велосипедов", поднятому Я.Д.Зиндером. К слову сказать, моя первая программа "Шахматы, первый год" курса "Шахматы - школе" была рекомендована Минобразования ещё в 1994 году, а шахматный всеобуч в Калмыкии начался в 1995 году.
Ещё раз повторяю: различные аспекты обеспечения шахматного всеобуча можно решать по-разному. Но наличие учебно-методического комплекса (УМК) - обязательно для начала развёртывания всеобуча в любом регионе. Причём написание УМК -процесс длительный, крайне сложный. Нужна первичная ключевая идея, и, исходя из неё, отбирается весь методический материал. Потом весь материал следует "прокатать" на предмет доступности и реальности его использования на том контингенте преподавателей, для которого он написан, получить обратную связь и т.д. и т.п.
У нас же в России сплошь и рядом вопросы всеобуча нередко стараются решать прямолинейно: принимается волевое решение о скорейшем старте всеобуча, не подкопленное ни методически, ни технологически. Потом - провал. Так было, скажем, в Самаре, Серпухове и др. Между прочим, отрицательный опыт не менее ценен, чем положительный, и его нужно также тщательно изучать.
Любой учитель начальных классов знает, что для преподавания учебного предмета наличие УМК - закон. Поэтому УМК написаны по математике, русскому языку, чтению, природоведению и др.
Каждый такой УМК - это масштабный проект, в который входят:
1) программа (с неё всё, собственно, и начинается; она не просто пишется, а должна получить одобрение Минобразования, его специалисты дают "на защите" свою коррекцию программы, автор учитывает эти замечания, правит программу, и уже только после этого начинается основная работа над составляющими УМК);
2) учебник для начальной школы (как это ни странно, но данное необходимейшее звено вообще отсутствует в ряде регионов, замахнувшихся на шахматный всеобуч; а вы когда-нибудь видели, чтобы в школе, скажем, математику учитель преподавал без учебника математики???);
3) пособие для учителя начальных классов, в котором подробно расписан каждый из уроков;
4) пособие для родителей,
5) задачник;
6) рабочие тетради;
7) тетради для контрольных работ.
Так ведётся преподавание по любому предмету начальной школы, так оно должно происходить и на уроке шахмат. При этом необычайно важным для преподавания любого предмета является наличие так называемой "предметной линии" - т.е. УМК всех лет обучения по данному предмету. В курс "Шахматы - школе" входят УМК трёх лет обучения: написаны и изданы почти все составляющие первых двух лет обучения, а также частично - третьего года. Примерно через три-четыре месяца будет издан весь трёхлетний курс.
Кроме самих программ курса "Шахматы - школе", изданных "Просвещением" в сборниках программ для начальной школы в 1996, 1998, 2000, 2001, 2002 гг. к 25 июня 2008 года издательство "Духовное возрождение" (Обнинск) выпустило в свет следующие составные части УМК "Шахматы, первый год":
Издательством "Поматур" (Москва) выпущено пособие для родителей "Удивительные приключения в Шахматной стране" (2000), переизданное в 2004 году издательством "Феникс" (Ростов-на-Дону).
К 25 июня 2008 года издательство "Духовное возрождение" выпустило в свет следующие составные части УМК "Шахматы, второй год":
Готовятся к изданию: "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Тетрадь для проверочных работ" и "Шахматы, второй год: Задачник".
К 25 июня 2008 года издательство "Духовное возрождение" выпустило в свет следующие составные части УМК "Шахматы, третий год":
Готовятся к изданию: Пособие для учителя "Шахматы, третий год, или Учусь и учу", "Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Рабочая тетрадь: Часть 1", "Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Рабочая тетрадь: Часть 2", "Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Тетрадь для проверочных работ" и "Шахматы, третий год: Задачник".
А теперь - в продолжение темы. Только что я получил на руки свежий номер "Учительской газеты" (№26 от 24.06.2008, с.20), в котором опубликована моя новая статья "УМК, инвентарь, кадры...: Результат — государственное дело под названием “шахматы”.
Вот начало статьи:
И.Г.Сухин: "Развитие шахматного образования в России вступило в фазу, когда назрела необходимость организации всероссийской конференции. И она будет проведена осенью в Томской области — регионе, в котором организационно-методическая работа поставлена на самом высоком уровне. Я уже дважды знакомил читателей “УГ” с опытом томичей: в №51 от 19.12.2006 (“В Томске начинают и выигрывают...”) и в №9 от 26.02.2008 (“Роман с продолжением”).
Грамотное введение нового учебного предмета в сетку занятий начальной школы - сложнейшая методическая и организационно-технологическая задача, имеющая два ключевых фактора: материально-технологический и человеческий.
Материально-технологический фактор подразумевает:
а) приобретение учебно-методического комплекса (УМК), рекомендованного Минобразования РФ;
б) приобретение в необходимом количестве инвентаря (демонстрационных досок и шахмат);
в) системное обучение педагогов технологии работы с УМК.
Человеческий фактор подразумевает:
а) поддержку начинания властными структурами, прежде всего губернатором, органами образования;
б) наличие лидера, генератора идеи, инициативной группы единомышленников - для оперативного решения возникающих проблем;
в) наличие достаточного количества педагогов, способных качественно проводить шахматные уроки в школе.
В Томской области всё сложилось самым наилучшим образом:
К всеобучу в Томской области готовились целый год, был выпущен пакет необходимых приказов по Департаменту общего образования, организована серия "кустовых" семинаров для учителей начальных классов.
Так как из года в год вопросы шахматного всеобуча становятся приоритетными для всё большего числа регионов, то следует указать на две типичные ошибки отдельных субъектов федерации - "болезни роста".
Первая ошибка - к преподаванию шахмат нередко привлекаются не дипломированные учителя, а шахматисты-практики, имеющие отдалённое представление об общеобразовательной школе. Вторая ошибка - преподавание шахмат в начальной школе без УМК.
Можно наблюдать как в том или ином регионе, по мнению организаторов, якобы все вопросы предусмотрели: и преподавателей нашли, и инвентарь купили, и какой-нибудь учебник для начинающих шахматистов приобрели (или сами написали), и курсы организовали по обучению основам шахматной игры, а эксперимент проваливается.
А всё дело в том, что в школе невозможно преподавать по учебникам для начинающих шахматистов, так как все они адресованы детям, уже имеющим мотивацию к шахматам. В начальной же школе эту мотивацию ещё только нужно создать, и, как показывает практика, это очень непростая задача, для решения которой нужны не отдельные учебники (или "методички"), а полный УМК, написанный специально для начальной школы. Причём, не для кружковой работы, а именно для урочной. И этот УМК должен быть ориентирован на учителей начальных классов, которые одни только и могут стать золотым фондом шахматного всеобуча. При этом обучать педагогов на курсах повышения квалификации следует не только и не столько азам шахмат, сколько технологии работы с конкретным УМК. Потому что освоить шахматные правила учителю несложно, сложно системно их преподавать - именно для этого в каждом УМК подробно прописывается технология его использования на уроках. Преподавание любого предмета в начальной школе ведётся по УМК - это аксиома. Отсутствие УМК может свидетельствовать только о несерьёзности намерений. Проведение шахматных уроков - государственное дело, поэтому и решаться этот вопрос должен серьёзно, по-государственному.
Не случайно в 2004 году Минобразования РФ выпустило приказ №2211 от 18.05.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации". Срок действия данного приказа истёк. Сегодня, как отмечает в своих последних интервью многократный чемпион мира Анатолий Карпов, в Министерстве образования и науки РФ готов проект нового приказа, который будет носить по отношению к преподаванию шахмат в школе не разрешительный характер (как первый документ), а рекомендательный.
Пока же картина шахматного всеобуча России мозаична: есть признанные регионы-лидеры, в которых шахматы - обязательный компонент школьной программы, есть и субъекты Федерации, не проявляющие инициативы, ждущие "отмашки из центра". Тем не менее, каждый год два-три новых региона выказывают желание видеть урок шахмат в сетке школьных занятий. У кого-то получается, у кого-то нет.
Так, 27 мая вице-губернатор Псковской области Дмитрий Шахов и начальник Управления образования Псковской области Вера Емельянова объявили на пресс-конференции, что с 1 сентября 2008 года в регионе планируется запустить шахматный проект в 100 базовых школах. Вера Емельянова: “Планируется, что обучение игре в шахматы будет вводиться во вторых-третьих классах в этих ста школах. Предварительное обучение рассчитано на два года, по два часа в неделю”.
Перед стартом проекта делегация представителей области посетила Калмыкию, где впервые в России шахматы стали обязательным школьным предметом. После возвращения Дмитрий Шахов сообщил: “Сейчас мы (Псковская область) находимся на завершающем этапе, когда в школьную программу шахматы будут включены как официальная дисциплина. С этой точки зрения поездка в Калмыкию, где такое уже есть, стала особенно полезной. Лично мне она помогла убедиться в том, что шахматы действительно способствуют улучшению успеваемости школьников”.
Очень важно, на что нацелен регион, планирующий вводить шахматный всеобуч, является его нацеленность, - будет превалировать спортивная составляющая или общеразвивающая. В Псковской области акцент сделан верный, Вера Емельянова указывает: "Не столько важен "шахматный" результат, столько важен результат обучения с точки зрения общего развития детей. Включение в стандарт регионального образования этого нового предмета поможет нашим школьникам обрести полезные навыки".
Думается, все энтузиасты шахматного всеобуча будут с интересом ждать новостей из данного региона. До 1 сентября осталось не много времени, а нужно ещё определиться с УМК, успеть купить шахматный инвентарь и провести курсы повышения квалификации для педагогов..."
Дополнение от 1 июля 2008 года
Региональные СМИ начали комментировать заседания президиума РШФ. Вот заметка регионального информационного агентства Правительства Нижегородской области.
А.Ермаков "А.Жуков поддержал шахматный эксперимент А.Хинштейна" (30.06.2008)": "Вице-премьер правительства России, президент Российской шахматной федерации Александр Жуков высоко оценил результаты шахматного эксперимента по преподаванию шахмат в школе, проводимого в Нижегородской области. Об этом сообщает пресс-служба депутата Госдумы V созыва РФ Александра Хинштейна. Согласно информации, на заседании президиума Российской шахматной федерации президентом Нижегородской шахматной федерации А.Хинштейном был сделан подробный доклад об итогах проводимого эксперимента. Доклад вызвал бурное обсуждение среди руководства шахматной федерации. Достигнутые в Нижегородской области результаты, по мнению А.Жукова, должны быть использованы и другими регионами. В рамках проводимого эксперимента, за прошедшие 7 месяцев факультативные занятия посетили 2,258 тыс. учащихся начальной школы. Факультатив “Шахматы” введен в 138 общеобразовательных учреждениях 16 районов севера Нижегородской области, ранее представляющих 122 Семеновский избирательный округ. Оснащение для “шахматного эксперимента” по просьбе А.Хинштейна было выделено ФИДЕ. В школы районов области поступило 200 демонстрационных досок, 500 специальных часов, 1,7 тыс. шахматных комплектов и 5 тыс. методичек по обучению игре в шахматы. Педагоги общеобразовательных школ отмечают, что у юных шахматистов-школьников повысилась усидчивость и внимательность. Вице-премьер согласился с предложением А.Хинштейна о необходимости включения шахмат в программу средней школы как одного из образовательных стандартов на территории всей России. В этих целях А.Жуков намерен провести специальное совещание с участием министра образования страны Андреем Фурсенко, представителей правительства и шахматной общественности. СПРАВКА: Как уже сообщалось, со 2 четверти 2007-2008 учебного года по инициативе А.Хинштейна в Нижегородской области началась реализация проекта “Шахматная школа”. В школах Нижегородской области были введены факультативные занятия по обучению игре в шахматы. Пилотными районами, с которых началось введение факультативов по шахматам для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, стали 16 районов севера Нижегородской области - Балахнинский, Варнавинский, Володарский, Воскресенский, Городецкий, Ковернинский, Семеновский, Уренский, Шарангский, Шахунский, Ветлужский, Краснобаковский, Сокольский, Тонкинский, Тоншаевский, Чкаловский. Идея А.Хинштейна была поддержана правительством Нижегородской области" -
http://www.vremyan.ru/news/a_zhukov_podderzhal_shaxmatnyj_eksperiment_a_xinshtejna.html.Наш комментарий: Более чем полгода не было информации о ходе всеобуча в Нижегородской области, поэтому не может не радовать, что эксперимент в области не прекращён, а продолжается. Ранее (25 апреля 2008) я писал: "Вот уже почти полгода нет новостей из нижегородской области. Вот, пожалуй, последняя, от
26.11.2007: "Комитет по развитию спорта Нижегородской области совместно с Министерством образования разрабатывает специальную программу, согласно которой данная интеллектуальная игра станет неотъемлемой частью жизни нижегородских школьников. Как сообщили РИА “Кремль” в федерации шахмат Нижегородской области, каждая школа будет сама вправе выбрать - преподавать шахматы на уроках или целесообразнее ввести факультативные занятия. В настоящее время более чем в 25 школах области уроки шахмат преподают факультативно". С тех пор - тишина. А перед этим была статья Н.Шумиловой "А доски пылятся на складе". Неужели ещё одно хорошее начинание загублено?"Теперь выясняется, что в Нижегородской области всё хорошо, и область готова уже транслировать опыт на другие регионы. Хорошо, если так, но практика показывает, что такой трудноподъёмный вопрос как шахматный всеобуч, так просто не решается. Об этом я писал, к примеру, в трех больших материалах в 2007 году:
И.Г.Сухин “ПРОБЛЕМЫ ШАХМАТНОГО ВСЕОБУЧА: ГОД 2007” - http://chess555.narod.ru/wseobuch.htm
И.Г.Сухин "И СНОВА ВСЁ О НЁМ… О ШАХМАТНОМ ВСЕОБУЧЕ" - http://chess555.narod.ru/wseobuch2.htm
И.Г.Сухин “НУЖЕН ЛИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ?” - http://chess555.narod.ru/wseobuch3.htm
Если сказать о данных материалах вкратце, то это можно сделать так. В 2007 году в СМИ прошла масштабная информация о том, что шахматы скоро станут обязательным учебным предметом. И педагогическая общественность выразила озабоченность, предположив, что шахматный всеобуч будет развиваться по следующему сценарию: 1) наспех пишется "методичка", 2) по этой методичке энтузиасты шахмат (нередко не педагоги) начинают преподавать шахматы в школах. В частности, профессиональный педагог, учитель русского языка и литературы С.И.Райский написал об этом так: "…Моя дочь прошла через этот кошмар в начальной школе только что. Проблема номер раз: подбор кадров. Кто будет преподавать? Моей дочке пришлось терпеть двух старых... обойдусь без существительного. Проблема номер два: как будут преподавать? …выпустят методичку, и - прощай, разум, здравствуйте, методисты! В случае с моей дочерью это были бессмысленные сорокаминутки, на которых учились в лучшем случае трое, а остальные - как пойдёт".
В ответ на это я написал С.И.Райскому, что, в самом деле, описанный им путь - порочный, по методичке действительно нельзя преподавать в принципе, шахматы в начальной школе как и любой другой предмет следует преподавать только по учебно-методическому комплекту (это С.И.Райский и сам знает, как методист и автор учебников), и УМК по шахматам в РФ есть ("Шахматы - школе"), где все высвеченные им проблемы продуманы. Вот фрагмент нашей переписки.
С.И.Райский: "Не так понял, виноват. Может, удалите эту нашу переписку как не относящуюся к делу?"
И.Г.Сухин "Ну, что Вы, Сергей Игоревич! Опять не понимаю, за что Вы извиняетесь? Ведь, в самом деле, реальную пользу принесёт только грамотное введение Шахматного всеобуча, а не "ура-пиар-кампания"!
В Нижегородской области, увы, же речь идёт именно о той самой "методичке". Снова цитирую А.Ермакова "В школы районов области поступило 200 демонстрационных досок, 500 специальных часов, 1,7 тыс. шахматных комплектов и 5 тыс. методичек по обучению игре в шахматы".
Это известные грабли, тупиковый путь. Хотите вводить - пишите УМК (других вариантов нет). Разумеется, наличие УМК не панацея от всех проблем (проблема всеобуча многоаспектна, без правильного целеполагания успеха также не видать), но это один из ключевых аспектов всеобуча. Типичный пример неудачного подхода – в 2000 году в Самаре – http://chess555.narod.ru/samara.htm. Там была профинансирована городская программа “Обучение детей игре в шахматы”, в соответствии с которой по всех первых классах города должны были начаться уроки шахмат. Но у руководства не было ответов на указанные вопросы, и всё провалилось! Как, например, можно было преподавать шахматы без УМК? Особенно смешно и грустно, что цель школьных уроков ставилась не развитие логического мышления, а… отобрать достойных для дальнейшего продолжения занятий в специализированных спортивных школах. На что справедливо указал корреспондент Д.Львов в газете “Волжская коммуна". Он писал так: "Говорят, что в школы направлены 600 комплектов шахмат (по 4 на школу) - остальные, видимо, из дома принесут, так как по моим подсчетам надо таких досок как минимум четыре с половиной тысячи. Я понимаю - денег нет. Тогда, может быть, концепцию какую-нибудь примем - что вначале, что апослед. Но это мелочи. Дело вот еще в чем. Намереваясь внедрить шахматы, городские чиновники думали не о наших с вами чадах, их способности мыслить. Задача, оказывается, была совсем иная - отобрать достойных для дальнейшего продолжения этих занятий в специализированных спортивных школах".
Система образования очень консервативна (в хорошем смысле этого слова), поэтому в принципе непонятно, как некоторым регионам удаётся в вопросах всеобуча игнорировать обязательных требований Департаментов образования (наличия обязательной программы, УМК, структурированной системы переподготовки кадров и т.п.).
Может быть, я излишне критичен, сгущаю краски, и в вопросах шахматного всеобуча можно добиться успеха малой кровью? Ведь, я, как автор федерального УМК "Шахматы - школе", несомненно, лицо заинтересованное. Но именно как лицо заинтересованное, я и начал разрабатывать шахматный УМК в 1993 году. А почему я его в те годы начал разрабатывать? Прежде всего, потому, что с 1980 года движение за шахматный всеобуч в СССР получило невиданный размах, многие регионы пробовали вводить шахматы в расписание, но это не было подкреплено ни нормативно, ни методически. При этом, всё везде сводилось к пустым разговорам ("шахматы нужны школе"), но никто на свой страх и риск не писал шахматный УМК. Я рискнул - написал и утвердил в Министерстве образования в 1994-1996 гг. программы трёх лет обучения. А в период 1994-2008 писал и пишу все составляющие УМК трёх лет обучения. Четырнадцать лет!
Резюмирую: малой кровью всеобуч не поднять. Всеобуч подразумевает огромную черновую работу (которую у нас не любят).
Программа "Шахматы, первый год"
Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”
Сборник дидактических сказок, загадок, ребусов, викторин “От сказки к шахматам”
Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”
Программа "Шахматы, второй год"
Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”
Программа "Шахматы, третий год" Шахматы в школе "Шахматные" приказы Министерства образования РФ О пользе шахмат: Экспериментальные результаты Империя ссылок Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/tomsk_konf2008.htm
© 2008 Сухин И.Г.