Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

О мини-сайте А.А.Тимофеева

2001 год подарил направлению “Шахматы – школе” прекрасный мини-сайт А.А.Тимофеева “Шахматы – детям”. Я узнал о его существовании не сразу, поэтому с запозданием отправил в гостевую книгу сайта Г.К.Каспарова (Kasparovchess.ru), на котором располагался мини-сайт, следующее сообщение: “Жаль, что давно не обновляется очень нужный мини-сайт "Шахматы – детям", который ведёт А.А.Тимофеев. На многих страницах мини-сайта приведён прекрасный материал для шахматных педагогов. Подобных рубрик в сети Интернет я не нашёл. Любопытно, что в СССР, а затем и в России, неоднократно говорили о необходимости введения шахмат в сетку школьных занятий, но мало кто знает, что официальный факультатив "Шахматы – школе" существует в России с 1993 года. И программы трёх лет обучения каждые 2 года публикуются в сборниках программ для начальной школы, журналах "Начальная школа" и "Вестник образования". В 1998 г. издан учебник "Шахматы, первый год", в 1999 г. – методическое пособие для учителя. Мне было бы интересно связаться со всеми, кому небезразлична судьба шахматного всеобуча в нашей стране. В далёком 1980 г. так верилось, что он вот-вот грянет... Пока же, как обязательный предмет в начальной школе, шахматы (реально) уже второй год присутствуют в Якутии. В остальных регионах методисты ссылаются на перегруженность школьной программы, не понимая, что для развития ребёнка, шахматы дают больше, чем отдельные обязательные предметы. С уважением, научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, И.Г.Сухин – 09-06-2001".

К сожалению, мини-сайт А.А.Тимофеева просуществовал недолго: с 15 января по 8 марта 2001 года, но за это время вышло целых 19 выпусков. Все выпуски были достаточно информативны и содержательны, поэтому я был удивлён, что за всё время работы мини-сайта, кроме моей записи в гостевой книге не появилось ни одной иной реплики по поводу данного Интернет-проекта. Не нашёл я и обсуждения материалов мини-сайта ни на одном из других шахматных Интернет-ресурсов. Быть может, я плохо искал, но не обнаружил даже упоминания о нём.

В принципе, причина ясна: в то время у шахматных школьных учителей не было доступа к Интернету. Положение не многим улучшилось и сейчас – хотя шахматное Интернет-братство велико почти 100% пользователей игроки-практики.

Я уже неоднократно писал и говорил о том, прекращение деятельности мини-сайта – большая потеря для шахмат. Вернёмся в 2001 год, воздадим должное автору мини-сайта и проанализируем опубликованные там результаты.

Появление нового раздела на сайте Г.К.Каспарова было преподнесено так: “Мы начинаем публикацию уникальных лекций Каспарова и уроков Крамника для шахматистов высокой квалификации, предлагаем бесплатные мультимедийные уроки и постоянную рубрику А.Тимофеева для тех, кто преподает шахматы в школе”.

Шахматы - детям #1,

15 января 2001 А.Тимофеев Первое знакомство

Вот какие задачи поставил ведущий сайта: “Мы все заинтересованы в процветании нашей любимой игры, в росте её популярности. Для этого нужно, чтобы как можно больше людей на земле играло в шахматы! Программа-максимум - чтобы все люди на земле умели играть в шахматы. Для того чтобы решить эту задачу, или, по крайней мере, приблизиться к её решению, нужно добиться обязательного преподавания шахмат в каждой школе планеты. Если удастся достичь этой цели, тогда каждый ребенок научится играть в шахматы ещё в младшем школьном возрасте, что очень пригодится ему в жизни. Образовательные возможности шахмат, их полезность для формирования личности маленького человека прекрасно понимают многие люди: среди них и педагоги, и ученые, и конечно, многие шахматисты, в том числе и очень сильные. Вот что говорит о проблеме школьных шахмат А.Карпов: “Моя суперидея состоит в том, чтобы вернуть шахматам былую популярность, причем добиться введения шахмат в школьную программу… Если наша мечта осуществится, и в каждой школе шахматы станут обязательным предметом, это будет не меньшим завоеванием, чем шахматная корона”. Анатолий Евгеньевич подчеркивает привлекательность идеи, в то же время он обращает внимание на сложность её осуществления. Г.Каспаров считает, что “в школьном образовании шахматы могут сыграть важную роль как бы в улучшении качества выдаваемой продукции (Здесь можно говорить о качестве личности школьника на разных этапах его учебы в школе – А.Т.). Представим себе, что в первый год или два вводится один час в неделю занятий шахматами. Это достаточно простой час, преподающий основы игры и позволяющий детям лучше усваивать те части и функциональные особенности шахмат, которые связывают их с логическими дисциплинами, в первую очередь, с компьютерными”. Затем, справедливо указав на “засилье” спортивного направления в шахматах, А.А.Тимофеев отметил: “Использованию же шахмат для развития и воспитания основной массы детей внимания пока уделяется явно недостаточно. Мы рассчитываем хотя бы частично восполнить этот пробел, ибо, хотя проблема и сложна, “дорогу осилит идущий”. И именно поэтому мы открываем на сайте Kasparovchess.ru новый мини-сайт под названием “Шахматы – детям”! Он будет посвящен обучению детей игре в шахматы. В обучении участвуют двое – учитель и ученик. Поскольку детей можно учить шахматам и в школе, и дома, то и на нашем мини – сайте мы предполагаем публиковать материалы, представляющие интерес как для шахматных педагогов, ведущих свои уроки в школах, так и для ближайших родственников детей, занимающихся их воспитанием, то - есть, именно тем, кто учит. Поэтому у нас будет две (пока!) основных рубрики. Кому адресована первая рубрика, видно из её названия - “Для тех, кто учит”. Другая рубрика предназначается собственно для детей, и она будет называться “Дети о шахматах”. Это совсем не значит, что мы не будем расширяться, может быть, появятся и другие рубрики. Их появление возможно в связи с тем, что некоторые материалы, которыми мы располагаем, могут быть полезны всем: и детям, и взрослым, так что отнесение их только к одной рубрике вызовет определенные трудности”. В заключение автор немного написал о себе: “Ведущий мини-сайта - Александр Алексеевич Тимофеев, кандидат в мастера по шахматам, кандидат экономических наук, в течение ряда последних лет преподавал шахматы в средних учебных заведений Москвы как учебный предмет на уроках, введенных в учебное расписание, правда, пока в качестве факультатива. Среди этих “заведений” - экономико-математическая гимназия №1512 (директор Б.Х.Штульберг), школа №825 (директор В.А.Караковский, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, известный российский педагог и ученый), гимназия №1508 (директор Н.В.Куховаренко) и школа №1100 (директор Г.С.Микаэлян – между прочим, перворазрядник по шахматам)”.

Комментарий И.Г.Сухина: Я думаю, шахматные школьные учителя согласятся со мной – все акценты расставлены верно. Номер можно охарактеризовать одним предложением: “Блеснул луч света”.

 

Шахматы - детям #2, 17 января 2001

ДЕТИ О ШАХМАТАХ: СТИХИ А.Тимофеев

Родились в Индии они

Второй номер был посвящён вопросам детского творчества и приведено стихотворение, придуманное третьеклассниками. Затем А.А.Тимофеев приоткрыл дверь в свою творческую лабораторию: “В гимназии №1512, где я преподавал шахматы в классах с первого по пятый, периодически (1-2 раза в год) устраивались уроки творчества, на которых детям предлагалось выразить свое отношение к шахматам (и к урокам шахмат тоже!) в любой форме (в стихах, прозе, живописи, и, что, правда, бывало гораздо реже – в скульптуре). В современной педагогике одним из важнейших направлений повышения качества учебы является так называемая “педагогика сотрудничества”, когда дети сообща решают поставленную учителем проблему. Поэтому коллективное творчество ребят всячески поощрялось.

На уроке шахмат ученики получили некоторые навыки поэтического творчества – вот уже проявилась и связь шахмат с литературой”.

Затем следовали некоторые рекомендации: “Надеюсь, что и другие преподаватели шахмат, и родители могут использовать эти стихи в самых разнообразных ситуациях обучения детей шахматам. Например, на первом уроке шахмат в школе (или на первом занятии дома), рассказывая детям о значении шахмат в жизни нашего общества. Или на втором уроке, когда вы начнете рассказывать детям о шахматной доске и о цифре “64” и расскажете им знаменитую легенду о возникновении шахматной игры, расскажете им о том, какую награду мудрец, придумавший шахматы для развлечения индийского раджи, попросил у своего повелителя, пришедшего в восторг от новой игры”.

Комментарий И.Г.Сухина: К сожалению, в данном выпуске ведущему раздела предоставили немного площади, поэтому опубликованное стихотворение составило примерно треть всего материала и как бы “задавило” остальной материал.

 

Шахматы - детям #3, 19 января 2001

ДЕТИ О ШАХМАТАХ: РИСУНКИ

А.Тимофеев Ах, вернисаж, ах, вернисаж...

После поэтического №2 вполне логичным представляется №3 для юных художников. Слово ведущему: “Дорогие ребята, взрослые очень хорошо знают, что все вы - прекрасные художники! Поэтому наш мини-сайт доводит до вашего сведения, что у нас открывается и детская шахматная картинная галерея… Мы надеемся, что все вы относитесь к шахматам так же, как первоклассник школы № 825 г. Москвы Игорь Станиславович Соколовский! Игорь однажды не утерпел и сказал: “Я обожаю шахматы и очень ими восхищаюсь!” И при этом несколько раз подпрыгнул от восторга!”

Комментарий И.Г.Сухина: Симпатичная зарисовка о Соколовском. Отмечу оперативность обновляемого материала – новые материалы публикуются через день! Но мало информации для педагога. Впрочем, в последующих номерах и для них найдётся предостаточно информации.

 

Шахматы - детям #4, 22 января 2001

ОТВЕЧАЕМ НА ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ

А.Тимофеев Первое письмо!

Основная содержательная работа началась с №4. Ведущий получает письмо от председателя шахматной федерации г. Чехова, Московской области Бориса Евгеньевича Шутова: “Поздравляю! Очень нужная страничка. Подобное пытаемся ввести у себя в школах района. Трудностей много – помещения, инвентарь, мизерные ставки и т.д. Хотелось бы услышать о чьем-либо удачном организационном опыте в этом плане”. №4 – один из ценнейших выпусков мини-сайта. В нём А.А.Тимофеев делится собственным опытом преодоления организационных трудностей при внедрении шахмат в школу: О помещениях. Проблема мне не совсем понятна. Лучшее, из того, что сделано в Москве для шахмат как учебного предмета, сделано в УВК (учебно-воспитательный комплекс №1828) МЖК (Молодежный жилищный кооператив) “Сабурово”. Это супершкола на 2000 учеников, я был в ней лет восемь назад, тогда первых классов (а именно в них преподаются шахматы на уроках) в ней было “всего” одиннадцать… В этом УВК для шахмат выделено целых 2 класса, в которых преподают 4 опытнейших шахматных педагога. Перед уроком класс разбивается на 2 группы, с каждой из которых занимается отдельный преподаватель. Таким образом, для работы и педагогов, и ребят созданы великолепные условия. Это идеал. Мечтать о нем, стремиться к нему нужно, но… Все же не совсем понятны трудности с помещением, практически в любой школе можно хотя бы постепенно, но получить “на паях” с другим педагогом–предметником кабинет шахмат. Почему “на паях”? Потому что уроками шахмат и занятиями шахматного кружка кабинет в обычной школе можно занимать два дня. В это время учитель шахмат – полновластный хозяин кабинета! В школах и гимназиях, где я преподавал шахматы (см. наш выпуск “Первое знакомство”), особых проблем с кабинетом не было. Например, в гимназии №1512 я делил кабинет с преподавателем английского языка для начальных классов. Обычно я стремился к цельности в оформлении кабинета с “соседним” предметом, например, если стенд английского языка назывался “We learn English”, то рядом красовался шахматный стенд с заголовком “We learn Chess” и т.д. В этой гимназии я получил кабинет на второй год. Думаю, что ко мне присматривались. И лишь после того, как моя работа получила безоговорочное одобрение учеников и родителей (особенно последних), для шахмат было выделено постоянное место. До того был выделен класс только для хранения шахмат и проведения кружковых занятий (после уроков), а в урочное время приходилось “странствовать” по классам вместе с демонстрационной шахматной доской, что, конечно, не совсем удобно. В московских школах №1100 и №825 директора выделили помещения под кабинет шахмат немедленно, причем в школе №1100 директор Гарри Суренович Микаэлян выделил для шахмат отдельный кабинет! В школе №825 Владимир Абрамович Караковский для шахматного кружка выделил кабинет математики, а затем в связи с производственной необходимостью поменял его на кабинет географии. И, наконец, в гимназии 1508 на втором году работы мы делили кабинет с учителем истории, а затем пришлось переехать в кабинет математики. С инвентарем практически не было проблем ни в одной школе, я имею в виду вопрос о финансировании. Думаю, что не будет и у вас. Если директор заинтересован, он найдет деньги. Все “мои” директора шли навстречу просьбам, но особенно энергично помогала директор гимназии №1508 Нина Владимировна Куховаренко. Демонстрационную доску и набор фигур к ней можно купить в магазине “Букинист” на Сретенке, 9, где есть прекрасный шахматный отдел. Полтора года назад этот комплект стоил 1000 рублей, сейчас он, возможно, стоит дороже. Можно также наладить изготовление комплекта непосредственно в школе или на одном из предприятий. Шахматные часы “Янтарь” стоят сейчас в магазинах Москвы порядка 400 рублей, а комплект приличных шахмат – порядка 200 рублей. Во всяком случае, примерно такие цены были недавно в торговом доме “Первомайский”. Здесь только один совет - не гонитесь вы за дешевизной и не покупайте “мелких” шахмат. Они затрудняют освоение детьми игры. Для первого года работы часы можно и не покупать, так легче выдержать финансовое бремя внедрения шахмат в школу. Ваши дети за этот год наберут 4 и 3 разряды, а на следующий год можно уже будет говорить и о часах. Мизерные ставки для педагогов. Наверное, это самый сложный вопрос. Если раньше шахматный педагог мог заработать на совместительстве, то сейчас объем нагрузки совместителя ограничен половиной ставки. Кроме того, как и раньше, совместитель не имеет права получать даже крохи за методическую литературу. Работая шесть дней в неделю, педагог теперь не может получать более двух ставок. Здесь надо Вам, Борис Евгеньевич, начинать с городского отдела народного образования. Большой проблемой, кроме небольшой зарплаты, являются также высокие требования, предъявляемые к учителю шахмат. Речь идет о гарантии качества его работы. Для оценки качества работы учителя шахмат есть два критерия: детям должен понравиться и предмет, и педагог. Осечки быть не должно, иначе идея может быть скомпрометирована в одной, отдельно взятой школе! Кроме знакомства с шахматным материалом, у него должен быть широкий кругозор и склонность к исследовательской работе. Подобрать или обучить таких людей непросто!” В конце выпуска речь снова идёт о детских рисунках.

Комментарий И.Г.Сухина: Блестящий выпуск! Показаны конкретные пути решения типичных учительских и директорских проблем. Ещё и сейчас много спорят об оценке качества работы педагога. Об этом здесь сказано прекрасно: “Для оценки качества работы учителя шахмат есть два критерия: детям должен понравиться и предмет, и педагог”. А.А.Тимофеев дальше пишет: “Подобрать или обучить таких людей непросто!” Наш совет – преподавать должны сами учителя начальных классов, т.е. специалисты с минимальной шахматной подготовкой. Только так можно разрешить ситуацию по стране в целом. Для них следует организовать систему краткосрочных курсов. Иного пути нет. Если школа не бедная, то шахматы и шахматные учебники должны быть качественными и дорогими. Это формирует уважение к предмету со стороны администрации школы, РУНО и т.п. Загубить хорошее начинание проще простого. Дешёвые шахматы – дешёвое отношение.

Шахматы - детям #5, 23 января 2001

ДЛЯ ТЕХ, КТО УЧИТ

А.Тимофеев Как пробудить у ребенка интерес к шахматам

Ещё одна важная проблема и ещё один сильный выпуск. Свою позицию А.А.Тимофеев излагает так: “Проблема "скуки" на уроке шахмат особенно важна в связи с несколько абстрактным содержанием дидактического шахматного материала… И сейчас учителя шахмат, тренеры, родственники ищут способы зарождения и поддержания у ребенка познавательного интереса к игре”. Затем рассказывается о знакомстве с шахматами Юдит Полгар. Мы писали об этом в 1991 году (И.Г.Сухин “Приключения в Шахматной стране”, М.: Педагогика). Две другие истории, излагаемые А.А.Тимофеевым менее известны: “А вот как увлеклась шахматами одна менее известная в широких шахматных кругах российская девочка. Мы знаем только, что её зовут Наташа! Об этом нам сообщил известный детский шахматный тренер В.А.Пожарский в своем "Шахматном учебнике". Он осуществил элегантную и точно рассчитанную комбинацию на тему "завлечения" Наташи в шахматную секцию. Причем девочка, как сообщает Виктор Александрович, "упиралась". Дело было в 1992 году. Он сказал ей: "Наташа, мне кажется, Вероника Кастро любит играть в шахматы". И далее он пишет: "А дело в том, что тогда половина России не отрывалась от телесериала "Богатые тоже плачут", из них наверное 90% зрителей - представительницы прекрасной части человечества. Расчет был на то, что Наташа знает ведущую актрису, симпатизирует ей, а, значит, обрадуется, успокоится, и с ней можно будет поговорить по существу. Эффект превзошел все ожидания. Девочка мгновенно преобразилась, с удовольствием сыграла партию и изъявила желание заниматься шахматами." Действительно, неплохая "комбинация на завлечение"! По-другому заинтересовали шахматами международного гроссмейстера М.Голубева. В одной из статей, опубликованных на нашем сайте, он пишет: "Шахматы не вызывали у меня интереса до тех пор, пока кто-то из моих родственников не расставил на доске вместо фигур каких-то рыцарей или солдатиков. С тех пор (мне было шесть лет) шахматы появились в моей жизни всерьез и надолго. Может быть, именно от способности (или предрасположенности) переносить те или иные человеческие качества на абстрактные фигуры и зависит то, почему одни начинают играть в шахматы, а другие - нет! Наверное, так оно и есть - ведь, как сказал кто-то из великих, в конечном итоге человеку может быть интересен только человек…" Затем ведущий ищет пути решения важнейшего вопроса который стоит перед шахматным учителем: “А как быть школьному педагогу, на которого смотрят 20 - 30 пар детских глаз, причем среди обладателей этих глаз встречаются дети, воспринимающие урок шахмат в лучшем случае настороженно. Ведь класс - это коллектив, в котором ученики, как правило, имеют различную степень знакомства с шахматами, и среди них есть дети, которые, мягко говоря, не проявляют особого интереса к игре… Как привлечь этих детей на свою сторону, сделать их своими союзниками в процессе обучения?” И предлагает один из путей её решения: “Одной из таких возможностей является использование на уроках в младших классах сказки. Именно в сказке возможно "очеловечивание", которое может быть осуществлено по-разному, в зависимости от того, кого именно из участников шахматного поединка мы будем "очеловечивать". В журнале "Начальная школа" можно встретить статьи об использовании сказок на уроках в младших классах по разным учебным предметам, причем, как правило, педагоги начальных классов положительно оценивают свой опыт применения сказок. Насколько сказка полезна на уроках шахмат - пока открытый вопрос, требующий обсуждения. Например, в одной из статей газеты "Шахматный всеобуч", учитель шахмат школы №218 г.Москвы С.Волков, анализируя свой опыт преподавания шахмат в младших классах, высказывается против использования сказок на уроках шахмат: "Ставя одной из целей преподавания шахмат подготовку детей к обучению в средней школе, пришлось отказаться от весьма привлекательных возможностей сказочных форм и методов учебы. При всей мягкости, доступности и занимательности сказки с шахматным содержанием представляются слишком односторонними, они не требуют от ученика собранности, четкого понимания поставленных задач и адекватного их решения." Здесь я попробую начать небольшую педагогическую дискуссию, к участию в которой приглашаю и учителей и родителей. Мне лично не совсем понятна аргументация автора. Почему такая прекрасная цель как подготовка младшего школьника к учебе в средней школе вынудила учителя шахмат Волкова отказаться от сказочных форм и методов учебы. С удовольствием повысил бы свою эрудицию, если бы коллега перечислил сказочные формы и методы учебы. А его утверждение о том, что сказка с шахматным содержанием "не требует и т.д." вообще очень туманно и бездоказательно. С другой стороны, каждый имеет право на собственную точку зрения, и мы приветствуем своего коллегу уже потому, что он дает нам возможность организовать обсуждение проблемы "Нужна ли сказка на уроке шахмат?". Но есть и другие точки зрения. Например, в одном из украинских сел (Павлыше) была школа, где директором был известный советский педагог В.А.Сухомлинский. Еще около полувека назад Сухомлинский широко использовал сказку в обучении и воспитании школьников, о чем он рассказал в своей замечательной книге "Сердце отдаю детям". В этой книге сказке посвящена целая глава, которая так и называется: "Комната сказок". Василий Александрович был вообще горячим сторонником внедрения уроков шахмат в начальной школе. О Павлышской школе, в которой Сухомлинский был директором, работавший вместе с ним педагог Г.Настасьев написал воспоминания, в которых упоминается и о том, что проблема применении сказок на уроках шахмат их интересовала ещё в те времена: "Мы думали над проблемой сочетания творческих уроков, связанных с сочинением ребятами сказок, и занимательных уроков по шахматам". Значит, эта проблема уже давно волновала педагогов, пытавшихся использовать шахматный материал на уроках в младших классах. Она не потеряла своей остроты и в наши дни. Раз так, всем людям, которые будут учить детей шахматам уже в новом, XXI веке, надо делиться опытом, накопленным за годы преподавания шахмат в школе, в том числе и опытом использования сказок на уроках шахмат”. В конце – дети о шахматах.

Комментарий И.Г.Сухина: Ещё один блестящий выпуск! Самая ценная его часть относится к использованию сказок. Да, да и ещё раз да!!! Учителя начальных классов прекрасно знают магическую силу сказки, умело её используют. Проблема заключается в том, что почти все шахматные тренеры, преподающие шахматы в 1-2 классах, как правило, не любят и не умеют использовать сказки на уроках в школе. Урок для всех не кружок для избранных, поэтому сказку нужно применять обязательно! Проблема здесь, на наш взгляд, только одна – установление верных пропорций между сказочной и чисто учебной частью урока. Современные дети другие, далеко не все из них любят играть в шахматы (боясь проиграть!), но сказку готовы слушать все! В.А.Сухомлинскому принадлежит множество блестящих цитат о роли сказок – прекрасные цитаты В.А.Сухомлинского приведены в пособиях Виктора Ивановича Гончарова. Шахматная сказка должна стать обязательным атрибутом уроков в начальной школе!

Шахматы - детям #6, 25 января 2001

ДЛЯ ТЕХ, КТО УЧИТ А.Тимофеев Высоцкий и шахматы

Практически весь выпуск занимают два известных стихотворения Владимира Семеновича Высоцкого.

Шахматы - детям #7, 26 января 2001

ДЛЯ ТЕХ, КТО УЧИТ А.Тимофеев Маугли - чемпион джунглей

В данном выпуске А.А.Тимофеев приводит два образца собственных сказок. Познакомьтесь с подходом А.А.Тимофеева: "Мы уже говорили о том, что одним из способов повышения интереса детей в процессе обучения, может быть подача нового учебного материала в сказочной форме. Мне бы хотелось поделиться собственным опытом использования сказок на уроках шахмат. Для начала поговорим о том, где я брал "сказочный" материал, использованный на уроках шахмат в школах, где довелось преподавать. Во-первых, сочинял сказки сам. Во-вторых, использовал сказки, сочиненные другими. И в-третьих, сказки сочиняют сами дети на уроках творчества. Сказки школьников, как и их стихи и рисунки, конечно, появляются уже как реакция на сказки учителя. Шахматы, по мнению многих, - идеальная модель жизни, и во многих случаях можно сочинить сказку, сюжет которой будет соответствовать Вашему шахматному материалу. Например, я сочинил шахматную сказку, используя персонажи из книги английского писателя Р.Киплинга "Маугли". Действие сказки происходит, как вы уже догадались, в джунглях Индии и связано с двумя партиями, сыгранными Маугли в полуфинале и финале первенства джунглей 18… года". В содержательной части А.А.Тимофеев приводит две известные короткие партии и даёт необходимые пояснения.

Комментарий И.Г.Сухина: Следует заметить, что у каждого из методистов свой подход к созданию сказок. Я, например, предпочитаю, когда сказочный сюжет окружает шахматный учебный фрагмент, другие вставляют сказочную часть внутрь шахматной партии. Единого рецепта нет. У меня, у А.А.Тимофеева и у В.И.Гончарова - разные сказки. Их нельзя сравнивать. Нельзя говорить, что это, мол, верно, а это - нет. Просто у каждого своё видение, свой путь, свой подход. И каждый находит свою аудиторию. Главное, в другом. Сказка необходима! Далее. К сожалению, это в выпуске не отмечено, кто на самом деле разыграл приведённые партии. Это существенное упущение. Разумеется, А.А.Тимофеев не претендует на авторство данных партий, но указывать авторов обязательно, ведь это их творческий продукт, иначе получается невольный плагиат. К примеру, первая короткометражка сыграна в чемпионате Парижа в 1924 году между Жибо и Лазаром, и это хотя бы в конце выпуска обязательно требовалось указать.

Шахматы - детям #8, 29 января 2001

ДЕТИ О ШАХМАТАХ: СТИХИ А.Тимофеев Шер-Хан и Маугли

Здесь ведущий снова приводит детские стихи, рисунки и отмечает успех своей сказки на уроке: "Не знаю, как вам, а моим ученикам из московской гимназии №1512, которым я рассказал её на очередном уроке шахмат, она очень понравилась". В заключение А.А.Тимофеев рекомендует: "Если бы кто-то попробовал использовать сказку на своем уроке шахмат (в классе или школьном шахматном кружке) и написал нам как о достоинствах, так и о недостатках проведенного урока - такая информация была бы для нас просто бесценна".

Шахматы - детям от #9, 31 января 2001

ДЛЯ ТЕХ, КТО УЧИТ А.Тимофеев Волк, коза, капуста и… шахматы

Ещё один содержательный выпуск, посвящённый творчеству В.А.Сухомлинского. Приводятся шахматные цитаты из его работ, а также старинные логические задачи, которые любил использовать В.А.Сухомлинский в учебном процессе - о переправе отряда через руку, и о волке, козе и капусте. Со своей стороны отмечу, что меня давно интересует история занимательных математических и логических задач для детей младшего школьного возраста, и я опубликовал несколько работ на эту важной девственной теме. В своих книгах "Весёлая математика: 1500 головоломок для математических олимпиад, уроков, досуга: 1-7 класс" (М.: ТЦ "Сфера", 2003. Обложка, 192 с.) и "1200 головоломок с неповторяющимися цифрами" (М.: Астрель, АСТ, Ермак, 2003, 396 с.) я подробно исследовал истоки и историю двух классов самых замечательных числовых головоломок для детей, а приводимой А.А.Тимофеевым задаче о козе и капусте посвятил отдельную публикацию в журнале "Начальная школа": "Задача "Волк, коза и капуста": удивительные находки и неразгаданные тайны" (М.: Начальная школа, 2002, №7, с.69-70). Позднее я привёл историю данной головоломки в пособии "Занимательные материалы: Начальная школа" (М. ВАКО, 2004, 240 с.) Но я немного отвлёкся. В данном выпуске А.А.Тимофеев пишет: "Сухомлинский отмечает, что "решение задач - загадок такого рода напоминает умственный труд во время шахматной игры. И там, и здесь надо помнить несколько намеченных ходов". Сухомлинский увидел аналогию между шахматами и логическими задачами, примеры которых приведены. Это позволило ему сделать вывод о том, что шахматы являются "превосходной школой последовательного логического мышления", отличным инструментом развития ребенка. И это действительно так, так как нарушения правильного порядка ходов в шахматном варианте не ведет к достижению цели, а иногда вообще приводит к проигрышу. Точно так же - нарушение порядка операций по переправе животных и солдат ведет к невозможности решения задач. Это очень важный вывод, который косвенно доказывает сходство мыслительных процессов при выборе хода шахматистом и при решении задач такого типа, где необходим расчет вариантов (но не на шахматном материале). Здесь можно было бы представить и запомнить не только ходы, но и возникающие после каждого хода белых и черных фигур позиции. И далее, развивая свою мысль, он говорит о логических задачах такого рода: "Решая каждую из них, надо помнить от 2 до 4 предыдущих и последующих "шахматных ходов"". Под шахматным ходом Сухомлинский имеет в виду один шаг в реализации намеченного плана или алгоритма решения задачи. Он наблюдал за ходом мышления детей, и наблюдения подтвердили, "что прежде всего надо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними… Изучая мышление тугодумов, я все больше убеждался, что неумение осмыслить, например, задачу - следствие неумения абстрагироваться, отвлекаться от конкретного. Надо научить ребят мыслить абстрактными понятиями". Шахматы являются идеальной моделью для обучения именно такой умственной деятельности. Сухомлинский понял это, и именно поэтому шахматам отводилось большое место в воспитании культуры мышления его учеников. И именно в этом его заслуга перед шахматами!" В конце выпуска - детские стихи.

Комментарий И.Г.Сухина: Хороший выпуск, удачно подобранные цитаты, верные обобщения, творческая удача. На эту же тему есть замечательная работа Н.Г.Алексеева, она приведена у нас на веб-страничке "О пользе шахмат", а также диссертация Никиты Глебовича.

Шахматы - детям #10, 2 февраля 2001

ДЛЯ ТЕХ, КТО УЧИТ А.Тимофеев Шахматы лечат детей!?

В данном выпуске поднята ещё одна важнейшая тема. Время от времени в прессе появляются интереснейшие материалы на эту тему, но пока ещё в комиссии "Шахматы и образование" нет специалиста, который мог бы обобщить работы по этой теме. Быть может В.С.Цатурян? Ведь, у Валерия Суреновича есть интереснейшие наработки! Или сам Александр Алексеевич? Сейчас ему и слово: "Речь пойдет об очень важной проблеме - как улучшить здоровье школьников с помощью шахмат. Люди давно уже заметили эту особенность шахмат - способность положительно воздействовать на здоровье человека в любом возрасте. Ещё несколько лет назад в нашем любимом журнале "64 - Шахматное обозрение" была приведена следующая старинная арабская пословица: "Правоверный, перестающий играть в шахматы, преждевременно стареет". Эта пословица подтверждается исследованиями современных медиков. Они установили, что интеллектуальные упражнения в зрелом и пожилом возрасте действительно продляют жизнь человека. При нынешней демографической ситуации в нашей стране это информация особенно важна. Интересные сведения на этот счет появляются иногда и в нашей "нешахматной" российской печати. Например, в газете "Вечерний клуб" от 31.08.96 появилась заметка Юлии Моисеевой с интригующим названием: "Даже шахматы сжигают калории", выдержку из которой мы воспроизводим. "И даже шахматы сжигают калории. Они укрепляют сердце, улучшают кровообращение. При этом необходимо есть яйца, овощи и фрукты, пить молоко". Оказывается, шахматы могут помочь человеку и в детстве, если у него по разным причинам имеются отклонения в психике. Для сегодняшней России это особенно важно. Ведь не секрет, что многие наши школьники имеют такие отклонения, в связи с чем для этих детей существуют классы коррекции. Имеются сведения о том, что шахматы для таких детей могут выступать в роли важного и эффективного психотерапевтического средства, средства борьбы с психическими отклонениями. Для России этот вопрос именно в наши дни важен как никогда, и развитие исследований в этом направлении совершенно необходимо. Вот где лежит один из важнейших рычагов решения нашей благородной задачи - всеобщего детского шахматного образования! И некоторые российские педагоги уже делают в этом направлении первые шаги. Однажды, просматривая педагогические журналы, в одном из номеров журнала "Народное образование" (№2, 1998г.) я наткнулся на статью Михаила Фельдмана, заместителя директора по учебно-воспитательной работе учебно-воспитательного комплекса (УВК) №1 г. Тобольска. Статья называется "От шахмат - к хорошему самочувствию". Кстати, очень часто материалы, представляющие большой интерес и для учителя шахмат, и для родителей, и, возможно, для людей от которых зависит финансирование школьных шахмат, публикуются не в шахматных изданиях, и, конечно, проходят мимо внимания всех тех, кто не только заинтересован, но и может реально помочь в решении проблемы "Шахматы - на школьный урок!". Ознакомление широкой шахматной общественности с такими материалами ведущий этой рубрики считает одной из своих важнейших задач, потому что он сомневается в том, что большинство посетителей нашего сайта читают журнал "Народное образование". Но вернемся к теме статьи. Её автор - сам шахматист, имеющий первый разряд и кандидатский балл, а также 30 лет педагогического стажа. Идеальное сочетание для одного из бойцов за всеобщее шахматное образование в школе! В своем УВК, который состоит из двух школ: школы для сирот и школы для детей из соседних микрорайонов, М.Фельдман создал специальную психолого-шахматную школу. Идея родилась в процессе раздумий и поиска по-настоящему эффективных путей реабилитации детей с "ослабленной жизненной позицией". Но, как известно, от возникновения идеи до её воплощения в жизнь - дистанция огромного размера. Прежде, чем в Тобольске возникла подобная школа, местным педагогам-энтузиастам пришлось пройти несколько подготовительных этапов: 1.Предварительные психологические исследования. Вот их результаты применительно к данному УВК для школьников 1 - 9 классов: нарушения механической памяти - 62% учащихся нарушения логической памяти - 50% находятся в состоянии заторможенности и рассредоточенности - 75% плохо считают - 50% Внушительные цифры. Вот где проблемы так проблемы! И если с помощью шахмат можно улучшить только эти показатели - какие ещё нужны доказательства целесообразности их внедрения в школу как учебного предмета. 2.Защита проекта в городском комитете по образованию. Защита проводилась при горячей поддержке директора УВК, что очень важно. (Жаль, что М. Фельдман не рассказывает, какие материалы входили в проект, кроме вышеприведенных цифр и как именно обосновывалась ожидаемая эффективность проекта - А.Т.) 3.Привлечение 4 банков-спонсоров (это большая удача - видимо, дело решили сочетание энтузиазма с деловой хваткой). 4.Решение вопросов с помещением. (Из статьи неясно, нужен ли для психолого-шахматной школы отдельный специализированный класс. Возможно он нужен в первую очередь для того, чтобы хранить в нем компьютеры "Мефисто" - А.Т.) 5.Приобретение оборудования - 4 компьютеров "Мефисто". Даже скупое перечисление этих предварительных этапов характеризует энтузиазм томских педагогов. За сухими строчками достигнутых результатов скрывается большая работа…" В конце: дети об уроке шахмат.

Комментарий И.Г.Сухина: Ценнейший материал!

Шахматы - детям #11, 7 февраля 2001 ДЛЯ ТЕХ, КТО УЧИТ А.Тимофеев Психолого–шахматная школа в Тобольске

В данном выпуске А.А.Тимофеев скрупулёзно анализирует положительные и отрицательные стороны статьи М. Фельдмана и в заключение констатирует: "В конечном счете, всё у нас в России (и в Тобольске тоже) упирается в финансирование, и “полезные педагогические новации засыхают на корню”. Так пишет о ситуации в Тобольске редакция журнала “Народное образование”. Мы с этой оценкой полностью согласны. Почему бы например, руководству Российской шахматной Федерации и одному из её вице – президентов, председателю комитета по бюджету Госдумы г-ну Жукову не оказать помощь в изыскании средств на продолжение исследований по данной теме. Ведь когда учителя ведут важный и сложный эксперимент, им нужно доплачивать, и не 15%, как это обычно делается, а 100%, или хотя бы 50%. В конце концов, учителя в России так мало получают, что даже в этом случае для доведения эксперимента до конца средства требуются небольшие, во всяком случае гораздо меньшие, чем инвестиции в помещение и в шахматные микрокомпьютеры “Мефисто”. Но на действительно полезное дело, требующее минимальных затрат, деньги в России сейчас найти трудно!"

Шахматы - детям #12, 9 февраля 2001 ДЛЯ ТЕХ, КТО УЧИТ А.Тимофеев Ещё о шахматах как о лекарстве для детей

Третий материал на ту же тему, и, пожалуй, самый информативный. Существенно, что А.А.Тимофеев поделился здесь и своим положительным опытом: "В разное время и в разных школах г. Москвы ко мне на шахматный кружок родители часто приводили детей с психическими отклонениями, видимо, интуитивно чувствуя, что шахматы могут помочь им в борьбе за здоровье их детей. Обычно я относился к таким детям бережно, им на кружке очень нравилось, но и только. Спустя некоторое время они уходили. Но как-то одна мама привела ко мне своего сына, первоклассника Филиппа Л., ученика школы №825 г. Москвы, и попросила меня принять мальчика в школьный шахматный кружок. Она сообщила, что школьная психологическая служба ставит вопрос о переводе мальчика в класс коррекции, против чего и она, и муж категорически возражают. Я, конечно, согласился, и Филипп стал заниматься. Скажу сразу, что он был готов моментально ответить на любой вопрос, но что он при этом отвечал!? Это была некая “адская смесь” совершенно фантастической рассеянности и ещё чего - то, что мне было трудно даже определить! Видимо, в данном случае, для диагностики содержания его ответов мне нужно было установить контакт со школьными психологами немедленно, но я не стал этого делать в связи с напряженностью отношений между ними и родителями. Всячески демонстрируя своё благожелательное отношение к ребенку и поощряя его при малейшем намеке на успех, удалось добиться снятия вопроса о переводе его в класс коррекции, так как Филипп Л. стал учиться на “4” и “5”, а в конце учебного года выполнил норму четвертого спортивного разряда по шахматам. Родители мальчика написали директору школы письмо, в котором отметили роль шахмат в решении вопроса о нормальной учебе их сына". Не менее важна и ссылка ведущего на другой перспективный опыт: "Два года спустя, я прочитал статью гроссмейстера и доктора психологических наук Н.В.Крогиуса, “Доживут ли гроссмейстеры до 2014 года” (“64”, №9, 1999г.). Автор статьи напоминает нам, что “московский шахматист Н.Греков ещё в 20-е годы установил, что многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей совпадают с началом их серьезного увлечения шахматами”. Значит, мой скромный личный опыт лишь подтвердил результаты, полученные Н.Грековым. Правда, о серьезном увлечении шахматами Филиппа Л. говорить не приходится, но тот факт, что они помогли ему в учебе, не подлежит сомнению. Интересные сведения о пользе шахмат для здоровья ребенка приводит доктор медицинских наук Н.С. Заноздра. Областью его профессиональных интересов является проблема кислородной недостаточности. В одном из номеров “64” - шахматное обозрение” (№3, 1984г.) он пишет: “Однажды, проводя исследования среди школьников Киева (за последние десятилетия гипертония значительно помолодела), мы увидели, что в одном из интернатов дело обстоит благополучней, чем в других. Из 360 ребят лишь один был с незначительным превышением артериального давления. Оказалось, что ученики в этом интернате систематически занимались физкультурой и шахматами. Так что могу рекомендовать игру в качестве одного из рецептов против детской гипертонии”. Рекомендация, безусловно, вдохновляющая для энтузиастов шахматного всеобуча, но как выделить из результата обследования влияние именно шахмат на торможение развития гипертонии? Ведь ученики этого интерната систематически занимались спортом, что, безусловно, также способствовало уменьшению риска появления гипертонии и, может быть, в гораздо большей степени, чем шахматы. Разъяснений по этому поводу Н.С. Заноздра, к сожалению, не дает. Тем более значимыми могут быть результаты, полученные другими исследователями, имеющими собственные апробированные методики реабилитации детской психики, основанные на шахматном материале. О такой методике уже упоминается и в Интернете. На сайте www.сhesslove.h1.ru шахматный тренер Валерий Цатурян, говоря о методике обучения шахматам умственно отсталых детей, сообщает о применении специальных тестов-картинок для развития их памяти и мышления. Публикация такой методики (с предварительной защитой авторских прав) была бы очень полезна как для преподавателей шахмат, так и для родителей". В конце - дети о шахматах.

Комментарий И.Г.Сухина: Прекрасный материал!

Шахматы - детям #13, 15 февраля 2001 ДЛЯ ТЕХ, КТО УЧИТ А.Тимофеев Реплика ведущего

В данном номере со своими разработками поделилась Татьяна Анатольевна Огнева, которая в то время работала психологом в московской школе №565 и там же вела в первых классах шахматы как учебный предмет. Данный материал был недавно опубликован в "Шахматной неделе".

 

Шахматы - детям #14, 20 февраля 2001 ДЛЯ ТЕХ, КТО УЧИТ Как определить шахматные способности ребенка 6-7 лет. Часть 2 Т.Огнева

Здесь - окончание публикации материалов Татьяны Анатольевны. Недавно Т.А.Огнева стала членом комиссии "Шахматы и образование".

Шахматы - детям #15, 21 февраля 2001 ДЛЯ ТЕХ, КТО УЧИТ А.Тимофеев Реплика ведущего

В выпуске №15 А.А.Тимофеев представляет нового автора, учителя шахмат из московской школы № 1100, Аэлиту Владимировну Лундину, которая с красным дипломом закончила факультет спортивных игр РГАФК на кафедре шахмат у Евгения Павловича Линовицкого. Ведущий отмечает, что в 2001 году А.В.Лундина параллельно учится в аспирантуре при той же кафедре шахмат и готовит диссертационную работу, связанную с разработкой учебной программы по шахматам для школ. Приведём наиболее интересные фрагменты публикации Аэлиты Владимировны, озаглавленной "Шахматы в школе №1100": "В нашей школе я преподаю шахматы недавно, всего полтора года. Школа входит в Юго-Западный образовательный округ Москвы и расположена недалеко от метро Калужская. Целью моих уроков шахмат является развитие и поддержание у детей интереса к игре в шахматы. Я считаю это самым главным - ребенок, оценивший красоту игры и полюбивший её, получает определенное эстетическое воспитание, и у него развивается мышление, он учится рассуждать и доказывать – а это немало… Конечно, не все дети предрасположены к шахматам, не всем интересно играть, но если грамотно преподнести шахматный материал, если вовремя распознать истинные причины негативного отношения ребенка к шахматам, можно свести число этих детей к минимуму. В своих классах таких “особых” детей я стараюсь окружить максимальной заботой и вниманием и искренне радуюсь, если мы хоть немного продвинулись вперед. Личность преподавателя имеет первостепенное значение: если ребенок расположен к нему, доверяет, то и процесс обучения будет не только эффективнее, но и принесет радость, а вместе с ним желание заниматься дальше. В школе №1100 я преподаю шахматы ученикам в классах с 3-его по 7-ой. Надо отметить, что интерес ребят к шахматам по сравнению с прошлым годом значительно вырос… Вообще, в нашей школе есть все условия для того, чтобы урок шахмат воспринимался так же естественно, как, например, урок математики или русского языка и надолго обосновался в учебном расписании. Это объясняется и тем, что директор школы Гарри Суренович Микаелян - сам шахматист-перворазрядник, и все проблемы, с которыми приходится сталкиваться, ему понятны, и он всячески старается помочь. У нас есть собственный кабинет шахмат (обычно в школах учителя шахмат “делят” кабинет с другими преподавателями), нам выделена прекрасная новая классная доска, демонстрационная доска, которая оборудована специальными петлями, позволяющими удобно перемещать её вдоль основной доски, и необходимый для занятий шахматный инвентарь, выделены также три информационных стенда. Школьные уроки шахмат существенно отличаются от занятий шахматами в спортивных секциях, так как они направлены в первую очередь на развитие ребенка, а не на спортивные результаты… У нас в кабине шахмат есть два комплекта “гигантских шахмат”, и на переменах в кабинет стали приходить старшеклассники с просьбой поиграть в шахматы, я с удовольствием разрешаю им это, так как хочу создать в школе некое разновозрастное шахматное сообщество. Ну, а уж малыши, у которых есть уроки шахмат в расписании, просто обожают играть именно на этих комплектах… Кстати, о кабинете… Недавно мы приобрели и повесили портреты чемпионов мира по шахматам среди мужчин и женщин… Для более плодотворного занятия шахматами не хватает учебников для детей, чтобы они самостоятельно могли заниматься как на уроке (в каждом классе есть, естественно, те ученики, шахматный уровень которых выше, чем у остальных), так и дома. Хочется надеяться, что эти трудности мы преодолеем".

Комментарий И.Г.Сухина: Прекрасный материал! Я специально выделил словосочетание "не всем интересно играть" - это характерно на детей 21 века. Одна из причин - ранимость. Дети боятся проиграть, понимая, что интеллектуальное унижение, гораздо болезненнее, чем поражение, скажем, в футбол. Не все шахматные специалисты, к сожалению, учитывают в своей работе данное обстоятельство.

 

Шахматы - детям #16, 26 февраля 2001 ДЛЯ ТЕХ, КТО УЧИТ А.Тимофеев Шахматы и блицспринт

В данном выпуске А.А.Тимофеев рассматривает одну из специфических форм поддержания интереса к шахматам: "Среди школьников России получают всё большее распространение так называемые неолимпийские виды спорта, которые не включены в программу олимпийских игр. В их числе и особое спортивное многоборье, так называемый блицспринт. Участники блицспринта состязаются в соревнованиях по бегу (100м), плаванию (25м), настольному теннису и шахматам (5 минут на партию каждому из партнеров). Не правда ли, интересный подбор видов спорта!? Он свидетельствует о желании организаторов блицспринта воспитать гармонично развитого человека, с хорошей физической и интеллектуальной подготовкой. Гармоничное развитие всегда было необходимо для каждого человека, но сейчас, когда человечество живет уже в третьем тысячелетии, это особенно важно. В России была создана Федерация блицспринта, которая с завидной энергией начала проводить сначала московские, а затем и всероссийские соревнования. В эти соревнования активно и весьма успешно включились спортсмены московской гимназии № 1508, в том числе, конечно, и шахматисты". Далее подробно описываются достижения гимназистов: имена, места, фамилии.

Комментарий И.Г.Сухина: Что тут скажешь - все формы возможны.

Шахматы - детям #17, 3 марта 2001 ДЛЯ ТЕХ, КТО УЧИТ А.Тимофеев Винни-Пух в гостях у Кролика

Здесь ведущий возвращается к сказкам и отмечает: "Каждый из нас в состоянии сочинить шахматную сказку, но качество её будет зависеть от того, насколько характер событий, происходящих на доске, соответствует чисто “человеческим” качествам её героев. Например, в тему “Развитие или материал в дебюте” входит раздел “Пешкоедство”. При подготовке урока на эту тему я решил и на этот раз использовать форму сказки для изложения чисто шахматного материала. Естественно, пришлось задуматься над тем, кто из сказочных героев любит покушать. Таких любителей в сказках, видимо, наберется немало, если хорошенько поискать. Но я долго искать не стал, потому что как-то внезапно первым вспомнил Винни-Пуха, героя наших знаменитых мультипликационных фильмов и, конечно, книги английского писателя Артура Милна". Здесь, безусловно, оговорка. Милн, безусловно, Алан, а не Артур. В 12-ходовой партии (известный вариант Северного гамбита) Кролик одолевает "пешкоеда".

Шахматы - детям #18, 6 марта 2001 ДЛЯ ТЕХ, КТО УЧИТ А.Тимофеев Шахматная сказка Серафимы Лаптевой

В новой статье А.А.Тимофеев рассказывает о том, как использует на уроках сказки с шахматными сюжетами, сочиненные другими авторами: "Однажды, просматривая московскую газету “Вечерний клуб” за 1995 год, я обнаружил в двух номерах шахматный отдел под названием “Клуб четырех коней”, а в нем две сказки с шахматными сюжетами, которые мне очень понравились. Первая сказка называлась “Алые розы королевы”, вторая “Наказанная жадность”. Я “внедрил” их на своих уроках; ученикам сказки тоже понравились. Автором этих сказок является Серафима Петровна Лаптева. Газета писала, что С. П. Лаптева издала сборник своих сказок, правда, к сожалению, тираж небольшой – всего пять тысяч экземпляров. Должен признаться, что ничего не знаю больше о Серафиме Петровне, и, к сожалению, сборник её сказок не попадался мне на глаза в магазинах, торгующих шахматной литературой, хотя я уже много лет слежу за выпуском книг, посвященных обучению шахматистов любой квалификации". Далее приводится знаменитая лёгкая партия Рети - Тартаковер, погружённая в сказку.

Шахматы - детям #19, 8 марта 2001 ДЛЯ ТЕХ, КТО УЧИТ А.Тимофеев На мини-сайте только девочки!

Последний "женский" номер заполнен стихотворениями, рисунками и поздравлениями.

Резюме И.Г.Сухина по поводу всех материалов: Даже по этим небольшим фрагментам бывшего мини-сайта видно, ЧТО мы потеряли. Разве теперь кто-либо сможет меня обвинить в том, что мои восторги в гостевой книге сайта Г.К.Каспарова по поводу данных материалов были необоснованы?! А Александру Алексеевичу мы пожелаем множества подобных конструктивных материалов! А.А.Тимофеев - созидатель раскрывается в материалах сайта в полной мере.

 

 

Программа "Шахматы, первый год"

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

Программа "Шахматы, второй год"

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”

Программа "Шахматы, третий год"

Шахматы в школе

"Шахматные" приказы Министерства образования РФ

О пользе шахмат: Экспериментальные результаты

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/tim5.htm

© 2004-2007 Сухин И.Г., Тимофеев А.А.

 

 

 

 

Hosted by uCoz