Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
А.А.Тимофеев "Еще раз об учебном предмете шахматы"
А.А. Тимофеев, педагог дополнительного образования школы №234, г. Москва, кандидат в мастера по шахматам
Интернет-версия (материал, посланный в редакцию журнала “Начальное образование”; опубликованный журналом текст имеет некоторые отличия)
Примечание И.Г.Сухина:
Исходный вариант статьи приводим с разрешения автора – Александра Алексеевича Тимофеева.
В № 3 за 2006 год была напечатана статья В.А.Полоудина, посвященная проблемам использования шахмат в начальной школе, по итогам которой редакцией журнала сформулирован ряд вопросов, предложенных читателям для обсуждения. Сегодня на эти вопросы отвечает один из активных авторов и читателей нашего журнала Александр Алексеевич Тимофеев. От редакции
В третьем номере журнала “Начальное образование” за этот год была напечатана статья В.А. Полоудина, посвященная проблемам использования шахмат в начальной школе [2], по итогам которой редакцией журнала сформулирован ряд вопросов, предлагаемых читателям к обсуждению.
Целесообразно ли обучать школьников шахматам? Является ли это задачей образовательного учреждения или предоставить это право семье?
Вопрос о целесообразности обучения школьников шахматам не стоит вообще – очень даже целесообразно. Частично, я думаю, ответ на этот вопрос приведен в моей статье, опубликованной в четвертом номере журнала [11]. В ней приведена точка зрения по поводу школьных шахмат выдающегося педагога В.А.Сухомлинского – своего рода зеленый свет для школьных шахмат именно в начальной школе. Известный российский психолог Н.Ф.Талызина своими исследованиями и экспериментами доказала полезный эффект шахмат как инструмента для развития мышления школьника. Наконец, относительно свежие данные. В конце марта 2006 года неутомимый пропагандист шахмат как учебного предмета в начальной школе (и в дошкольных учреждениях) И.Г.Сухин на сайте Всероссийского Интернет-педсовета 2006 задал вопрос о школьных шахматах известнейшему педагогу, доктору психологии, профессору Ш.А.Амонашвили. Приводим ответ Шалвы Александровича "Еще в 1964 году (!-А.Т.) я впервые ввел в учебный план урок шахмат. (Это подтверждает, что проблема не нова - еще 40 лет назад шахматы уже были обязательным предметом в отдельно взятой школе – А.Т.). В начальных классах, 1, 2, 3, 4-м и дальше это шло до восьмого (!-А.Т) класса. Были уроки математики, языка, и далее по расписанию (!-А.Т.) стоял у меня урок шахмат. И дети учились играть в шахматы… Для меня не сами шахматы были важны, а те качества, которые развивались при этом в учениках. Сила воли, сообразительность, терпение, умение дружить, умение проигрывать, выигрывать. Игра в шахматы помогала нравственному становлению моих учеников. Это не предмет, даже не спорт, это некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать в школе как обязательный образовательный курс. Если вводить шахматную игру в первом классе, вы скоро увидите, что дети ее осваивают не только для того, чтобы потом стать чемпионами, а тренируют волю, вырабатывают умение видеть чуть дальше, умение сдерживаться, умение планировать, а эти качества будут нужны во всех сферах познания".
И.Г.Сухин на своем сайте
http://chess555.narod.ru приводит сведения о том, что “волевым государственным решением в Китае урок шахмат вошёл в жизнь каждого детского сада и каждой общеобразовательной школы. Ошеломляющие результаты появились буквально через несколько лет после данного волевого решения, при этом в Китае впечатляющая динамика развития и всей системы образования” (в немалой степени из-за введения шахмат в систему начального обучения детей).Интересные исследования, направленные на изучение проблем шахматной педагогики, проводятся во многих странах мира. Вот так оценивает вице – президент ФИДЕ известный шахматный деятель из Венесуэлы Р.Тудела экспериментальную работу по выявлению эффективности шахмат на школьном уроке: “Мы провели эксперимент в контролируемых условиях. Выбрали школы, находящиеся рядом. Состав учащихся, социальная среда, уровень экономического развития района – все было одинаковым. Мы исходили из того, что и коэффициент умственного развития учеников также одинаков. В одной из школ шахматы стали преподавать наряду с другими предметами. И результаты оказались просто поразительными: средний уровень развития учеников школы, где шахматы преподавались, значительно вырос, повысилась их успеваемость по другим предметам, заметно улучшилась дисциплина. В Гарвардском университете США проводился подобный эксперимент. Результаты его подтвердили те, что получены в Венесуэле” [13].
Наконец, в августе 2006 года президент ФИДЕ (международной шахматной федерации) К.Н.Илюмжинов, он же президент Калмыкии, встречался с президентом РФ. К.Н.Илюмжинов проинформировал В.В.Путина по некоторым программам ФИДЕ и, в частности, о программе “Шахматы в школе”. Президент России проявил интерес к этому вопросу и дал инструкции министру образования РФ Андрею Фурсенко ознакомиться с опытом преподавания шахмат в школе в разных странах с последующей возможностью применения его в нашей стране. Президент РФ пообещал оказать полную поддержку в дальнейшей популяризации шахмат в России. И автор этих строк согласен с комментариями И.Г.Сухина: “Это всё хорошо, но в сообщении неверно расставлены акценты: самый позитивный опыт преподавания шахмат как учебного предмета в общеобразовательной школе накоплен именно в РФ (и в СССР). Все учатся у нас, мы же недостаточно хорошо знаем свой опыт!”
Мы также имеем сейчас активное обсуждение проблем школьного предмета шахматы в Интернете. В 2001 году автор этих строк вел мини – сайт “Шахматы - детям” на сайте Г.К.Каспарова kasparovchess.ru, получивший высокую оценку И.Г.Сухина [4]. Было подготовлено 19 выпусков. Впоследствии, к сожалению, сайт был закрыт. Затем в 2003 году И.Г.Сухин стал вести в Интернете сразу два сайта, один из которых
http://chess555.narod.ru стал фактически виртуальным методическим объединением педагогов, обучающих шахматам дошкольников и младших школьников. Кроме того, И.Г.Сухин в прошлые годы принимал активное участие в работе всероссийского интернет – педсовета, а в этом году он является уже модератором (ведущим) форума “Шахматы и образование”, на котором сейчас оттачивают свой полемический дар как сторонники, так и противники шахматного всеобуча - http://pedsovet.org/forum/forum146.html.Казалось бы, энтузиастам шахматного всеобуча нужно помогать. Но у всеобуча появляются не только новые энтузиасты, но и новые оппоненты. В числе последних – учитель шахмат и информатики В.А. Полоудин. Он пишет в вышеупомянутой статье: “Учитывая, что обучение игре в шахматы в школах еще не окрепло, что нет единых норм, правил и утвержденных Министерством образования и науки методик обучения шахматам в школах, целесообразно вместо широкого и объемного понятия “всеобуч” употреблять слово “ликбез”, то – есть, решать задачу ликвидации шахматной безграмотности в добровольном порядке. И начинать этот процесс приобщения школьников к шахматам нужно с начальной школы” [2].
Это высказывание В.А. Полоудина требует обсуждения. Во – первых, неясно, о каких единых нормах и правилах пишет уважаемый коллега? Во – вторых, он стучится в открытую дверь, так как обучение младших школьников шахматам в добровольном порядке давно уже утверждено Министерством образования, но называется оно не “ликбез”, а факультативный курс “Шахматы -школе”, автором которого является И.Г.Сухин. Программа этого курса приведена в сборнике программ для начальной школы, изданном в 2002 году [5]. И, наконец, в – третьих, методика обучения школьников шахматам, утвержденная Министерством образования РФ, тоже есть. Она реализована в вышеупомянутой программе, учебниках и книгах для учителя для первого и второго года обучения, автором которых является также И.Г.Сухин. Еще в 1998 году издан и используется в школах России учебник И.Г.Сухина “Шахматы – 1. Там клетки черно – белые чудес и тайн полны” [6]. Несколько позднее в дополнение к нему издано руководство для учителя “Учусь и учу” [8]. В 2003 году вышел уже учебник И.Г.Сухина для второго года обучения “Играем и выигрываем” [7] и книга для учителя к нему [9], а в 2006 году он сдал в печать учебник для третьего года обучения. Учебники первого и второго года обучения - единственные в России учебники по шахматам для начальной школы, имеющий гриф “Рекомендовано Министерством общего и специального образования Российской Федерации”. Заслуга И.Г. Сухина ещё и в том, что он обеспечил российской педагогике школьных шахмат приоритет в международном масштабе. Дело в том, что израильский учебник “The Next Educational Move…Chess in Schools” (Новый шаг в образовании … Шахматы в школах), претендующий на роль первого в мире школьного учебника по шахматам, был издан на три года позже, в 2001 году. Стало быть, уже и Министерство образования признало целесообразность школьного урока шахмат, пусть и в качестве факультатива, а мы все ещё обсуждаем вопрос о том, нужны ли шахматы школе. Поэтому утверждать, что предмет “шахматы” не имеет научно - методического обеспечения, утвержденного Министерством образования, с нашей точки зрения, ошибочно. Можно лишь говорить о недостатках разработанного И.Г.Сухиным учебно – методического комплекта, но это уже другой вопрос – процесс совершенствования бесконечен. Тем не менее, задача анализа качества научно–методического обеспечения предмета “шахматы” - одна из важнейших задач, стоящих на повестке дня.
В.А.Полоудин пишет также “о ведущих отечественных психологах, разработавших специальные программы обучения детей основам шахматной игры, используя фундаментальные работы В.В.Давыдова, А.З. Зака, Д.Б. Эльконина”. Автор отслеживает информацию по теме “шахматный всеобуч”, но никакими сведениями об этих специальных программах (да еще с использованием работ корифеев развивающего обучения) не располагает. Известно лишь о том, что чисто шахматный материал используется психологами для решения своих исследовательских задач – Н.Ф. Талызиной для иллюстрации деятельностного подхода в психологии и учения П.Я. Гальперина об ориентировочной основе действий в рамках этого подхода [10], Я.А. Пономаревым (он, кстати, перворазрядник по шахматам) – для исследований по проблеме выработки внутреннего плана действий [3]. А.З. Зак фактически использовал шахматный материал при разработке курса, развивающего наглядно – образное мышление младших школьников [1]. Было бы полезно ознакомиться с разъяснениями В.А.Полоудина по столь важному вопросу.
Теперь относительно права семьи на обучение ребенка шахматам.
Конечно, это право никто не оспаривает, но учат ли детей шахматам в каждой семье? Автор в этом сомневается. Даже можно сказать, что целесообразно обучать детей азам шахмат на школьном уроке, где работать с детьми будет специально подготовленный преподаватель, учитывающий возрастные особенности ребенка. Практика знает немало примеров, когда даже квалифицированные шахматисты, обучая своих детей, напрочь “отбивали” у них желание заниматься шахматами. Кроме того, иногда обучающие сами плохо знают правила, и ребенок, уверенный, что его учили верно, предъявляет учителю претензии. В моей практике было несколько таких случаев. И еще один важный момент - сейчас немало так называемых неблагополучных семей, кто научит детей в этой ситуации? С другой стороны, в отдельных случаях первоначальное домашнее обучение шахматам дает потрясающие результаты. В качестве примера можно назвать отцов чемпионов мира разных лет В. Смыслова и А.Карпова, и родителей Г.К. Каспарова и сестер Полгар. Но это скорее исключения, подтверждающие правило.
Кроме того, практика показала, что, несмотря на свою “факультативность”, шахматы являются для учеников и родителей, а также для администрации школ достаточно престижным предметом, своеобразным показателем престижности школы, индикатором её, если так можно выразиться, интеллектуальности. Неслучайно, например, шахматы преподаются во многих гимназиях и частных школах Москвы. При выборе школы наличие в перечне школьных предметов шахмат является своеобразной изюминкой данной школы, её дополнительным преимуществом перед другими школами.
О цели предмета “шахматы”. Зачем вводить такой предмет в сетку часов? Если говорить о шахматном всеобуче, то его общая цель – повышение интеллектуального потенциала нашего молодого поколения.
Если же говорить о ликбезе В.А. Полоудина, то вроде бы его заботит больше поиск шахматных талантов. Альтернативой Всеобучу он видит "пуск обучения детей шахматам на самотек", прикрываясь присловьем “Талант всегда себе дорогу пробьет”. Причем здесь талант? Всеобуч – это использование шахмат для развития всех младших школьников. Коллега удивляется, почему в программе “Одаренные дети” не упоминается о юных шахматистах? Может быть, потому, что одаренность юного шахматиста – это прежде всего одаренность шахматиста – спортсмена. Наконец, заканчивает свою статью В.А. Полоудин так: “Широкое внедрение в общеобразовательные школы шахмат неминуемо даст эффект перехода “количества в качество”, так как в России будут созданы серьезные предпосылки для воспитания новой плеяды высококлассных шахматистов. Только бы они не уехали из России”.
С такой целью вводить шахматный всеобуч не нужно. В этой трактовке мы снова возвращаемся к детскому шахматному спорту.
Теперь о том, кто будет обучать детей шахматам в начальной школе.
Конечно, одним из основных условий успешной реализации в стране шахматного всеобуча является обеспечение этого проекта кадрами. Есть разные пути решения этой задачи.
Например, И.Г.Сухин считает оптимальным решение, когда обучение шахматам ведет учитель начальных классов, прошедший подготовку на специальных курсах. Этот путь имеет полное право на реализацию, так как учитель лучше знает своих учеников, чем преподаватель – “профессионал”, контактирующий с ними 1 урок в неделю, и лучше знает психолого – педагогические особенности работы с детьми этой возрастной группы. Оптимальность этого решения подтверждается опытом внедрения в начальную школу бескомпьютерных курсов информатики, когда учителя информатики старших классов были вынуждены уступить право преподавания этих курсов учителям начальных классов. Но кроме специальных курсов подготовка таких учителей может осуществляться прямо в вузах в качестве второй дополнительной специальности – учитель шахмат.
Второй путь – учителями шахмат могут быть все же и “профессионалы” – шахматисты от 2 разряда и выше. Их профессионализм – в шахматной квалификации, превышающей уровень, необходимый для понимания предлагаемого для обучения начинающих материала. Их задача – накапливать практический опыт для дальнейшей научно–исследовательской работы по совершенствованию методики преподавания. Я бы назвал их учителями – исследователями. Их качественная подготовка в разных районах страны из местных молодых шахматистов и студентов вузов, позволила бы увеличить объем и качество НИР по проблеме шахматного всеобуча. В Москве в этом плане большие надежды возлагаются на кафедру шахмат РГСУ (заведующий кафедрой – А.Н. Костьев).
А вообще опыт подготовки специалистов по обучению детей шахматам есть и в России (например, в г. Набережные Челны, В.И.Гончаров), и за рубежом (Китай и Турция), но в печати об этом очень мало информации. В Турции, в частности, подготовлено около 12000 преподавателей шахмат! Нужно изучать зарубежный опыт.
Наконец, очень важный и перспективный путь подготовки учителей шахмат – использование для обучения компьютера специальные обучающие программы на лазерных дисках или дистанционное образование через Интернет. В.А. Полоудин ссылается на программу “Шахматный факультатив в школе” (авторы С.Абрамов, А. Костьев, А.Калинин). Существует, правда, мнение, что электронные учебники пока не в состоянии вытеснить обычные учебники – но в этом как раз и состоит задача оптимизации состава технических средств обучения на данном этапе и в обозримом будущем.
И все же разработанный В.А. Полоудиным комплект программ “Электронные шахматы” представляет несомненный интерес. К сожалению, в статье отсутствует обоснование преимуществ комплекта перед существующими аналогами, такими как “Шахматная школа” (автор шахматной части – гроссмейстер Ю.С.Разуваев), “Шахматы в сказках” В.И.Гончарова, и уже упоминавшийся “Шахматный факультатив в школе”. Такой сравнительный анализ был бы очень полезен.
О путях интеграции шахмат с другими предметами
– вводить шахматный материал в программы обучения другим предметам можно, если все без исключения дети уже умеют играть в шахматы, или если для объяснения шахматного материала не требуется много времени. Автор этих строк уже писал, что материал по теме “Шахматная доска” (поля, линии) может быть введен в курс информатики для начальной школы (если нет курса шахмат в школе), а можно подать его же в курсе шахмат как тему по информатике “Кодирование информации”, поскольку кодированию подвергаются (уже около 300 лет) поля шахматной доски, линии, которые эти поля образуют, шахматные фигуры, перемещения этих фигур и характер этих перемещений (простое перемещение или взятие), и даже отношения между этими фигурами (в данном случае, взятие, шах и мат) – все это вместе называется шахматной нотацией [12]. Более того, на шахматном материале можно представить весь бескомпьютерный курс информатики для начальной школы, такой, например, как “Информатика в играх и задачах”. Эта задача достаточно легко реализуется, особенно если на курс шахмат будет выделено, так же, как и на вышеупомянутый курс информатики, в общей сложности 136 часов. Здесь можно анализировать и алгоритмы разной степени сложности, вплоть до алгоритмов с вложенными циклами, и элементы теории множеств (не все дети понимают разницу между линией и полем, например). Здесь у автора вообще своя точка зрения на структуру курсов информатики для младших школьников – ведь такие темы, как алгоритмы, графы, множества – они же отражают соответствующие математические направления и дублируют соответствующие разделы курсов математики для начальной школы.О статусе учебного предмета “шахматы” в начальной школе – обязательный предмет или компонент дополнительного образования.
К сожалению, сейчас процесс совершенствования обучению шахматам на школьном уроке идет стихийно, усилия учителей, имеющих практический опыт обучения шахматам детей младшего школьного возраста, разобщены и не координируются. Именно поэтому ставить вопрос о повсеместном повышении статуса школьного курса шахмат как обязательного предмета пока преждевременно. Но при этом нужен приказ Министерства образования и науки для органов образования при наличии соответствующих условий разрешать директорам школ включать предмет “шахматы” в расписание по их инициативе в порядке эксперимента. Обобщение опыта преподавания шахмат “в сетке часов” было бы очень полезно.
О вхождении курса шахмат в федеральный компонент – конечно, автор статьи - убежденный сторонник введения курса шахмат в качестве обязательного предмета повсеместно, и ему очень приятно, что в этом плане моя точка зрения совпадает с точкой зрения такого авторитетного педагога как академик РАО Ш.А. Амонашвили. Но для этого нужно организовать проект реализации этой идеи по всем ее компонентам - научно – методическое обеспечение, кадры, технические средства обучения, организационно – технические мероприятия. При этом подчеркиваю, что в будущем шахматы должны войти в федеральный компонент как урок. Как кружок они могут оставаться компонентом дополнительного образования – одно другому не мешает.
Литература:
1.Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение, Владос, 1994. – 320 с.
2.Полоудин В.А. Шахматы в начальной школе: образовательный аспект – Начальное образование, №3, с. 18 - 212.
3.Пономарев Я.А.. Психология творения. – М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж.: Издательство НПО “Модек”, 1999. – 480 с.
4.Сухин И.Г. Шахматный курс в начальной школе: история становления. – В сб. Труды первой российской конференции тренеров и организаторов детско – юношеских шахмат / Под общей ред. В.А. Пожарского и В.И. Гончарова. - Набережные челны, издательство “Sundries LTD”, 2003 – с. 150 – 154.
5. Сухин И.Г. Факультативный курс “Шахматы - школе”. - В сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1- 4). В двух частях, часть II. – М.: Просвещение, 2002. – с. 370 – 392
6. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно –белые чудес и тайн полны: Учебник для первого класса четырехлетней и трехлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. – 164 с.
7. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для четырехлетней начальной школы, второй год обучения. - Обнинск: Духовное возрождение, 2003. - 160 с.
8. Сухин И.Г. Шахматы первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. – Обнинск: Духовное возрождение, 1990. - 120 с.
9. Сухин И.Г. Шахматы второй год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. – Обнинск: Духовное возрождение, 2004. - 104 с.
10.Талызина Н.Ф., Яковлев Ю.В. Особенности формирования начальных шахматных умений при разных типах ориентировочной деятельности // Зависимость обучения от типов ориентировочной деятельности. М.: 1968, с.81 -83.
11. Тимофеев А.А. Общие подходы к концепции “Шахматы как учебный предмет в начальной школе” - Начальное образование, №4, 2006, с.25 - 33.
12.Тимофеев А.А. Шахматы и тенденция к интеграции предметов в начальной школе – Теория и практика дополнительного образования, №3, 2006, с.57 - 62.
13. Шахматы – школе /Сост. Б.С. Гершунский, А.Н. Костьев. Под ред. Б.С. Гершунского, Н.В.. Крогиуса, В.Г. Хелемендика. – М.: Педагогика, 1991. – 336 с.
Жду от всех читателей Сайта шахматного всеобуча комментариев к опубликованному материалу.
Другие материалы Александра Алексеевича Тимофеева, расположенные на нашем сайте, и мои материалы о нём:
А.А.Тимофеев “Школьные шахматы как учебный предмет”
И.Г.Сухин "О пособии А.А.Тимофеева "Уроки шахмат в начальной школе"На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/tim3.htm
© 2007 Тимофеев А.А.