Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

 

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

А.Н.Костьев, президент МШШС

"Нас подпирают – мы молчим"

"Шахматы в школах" на конгрессе ФИДЕ

 

Со времен Ф.Кампоманеса комитет ФИДЕ "Chess in Schools" остается самым многочисленным и, пожалуй, наиболее представительным из всех других комитетов и комиссий на конгрессах ФИДЕ. Вероятно, именно поэтому "школьному" комитету был отдан главный зал элистинского "белого дома" правительственной резиденции Калмыкии. И только на заседание именно этого комитета прибыл президент ФИДЕ К.Илюмжинов с почетными гостями: экс-президентом ФИДЕ Ф.Кампоманесом, действующими вице-президентами Г.Макропулосом и П.Баррерасом, исполнительным директором ФИДЕ Е.Омуку, казначеем ФИДЕ Д.Джарретом.

Многие национальные шахматные федерации стараются регулярно направлять своих делегатов в этот комитет. Например, в Элисте были представлены даже такие далекие страны, как Вирджинские острова (М.Мэрфи), Южная Африка (А.Кобесе), Боливия (М.Лопец), Замбия (А.Чипсея)... В то же время делегаты из Европы оказались в явном меньшинстве, а из стран постсоветского пространства, кроме представителя России, присутствовал только международный мастер А.Вейнгольд из Эстонии.

Открыл заседание К. Илюмжинов. Он сказал, что придает очень большое значение развитию школьных (детских) шахмат; сейчас на деятельность этого комитета выделяется 25 тыс. швейцарских франков из бюджета ФИДЕ, а кроме того, будут и внебюджетные средства. Но главной новостью стало сообщение о намерении президента ФИДЕ провести в конце августа начале сентября будущего года в Крыму Детскую олимпиаду ФИДЕ под патронажем президента Украины, с которым уже достигнута принципиальная договоренность.

Доклад о деятельности Комитета сделал его многолетний председатель итальянец Николо Палладино. Он долго говорил о пользе внедрения шахмат в школах и о необходимости применения лазерных дисков в обучающих компьютерных программах, которые ФИДЕ должна бесплатно распространять по национальным федерациям.

Затем профессор Бланко из Венесуэлы рассказал о своей новой книге "Зачем изучать шахматы в школах?". Мне уже приходилось ранее знакомиться с трудами Ювенсио Бланко. Это невероятно энергичный энтузиаст шахматного всеобуча. Его последняя работа представляет собой сборник инструктивных, исторических, педагогических, философских материалов, посвященных проблемам преподавания шахмат в школах. Комитет "Шахматы в школах" рекомендовал ФИДЕ распространить эту книгу по национальным федерациям.

Интересным было сообщение Х.Майа из Мексики. Он работает в Министерстве образования, которое, в содружестве с национальной шахматной федерацией в 1999 году начнет осуществлять проект по обучению шахматам восьми миллионов (!) школьников.

Аналогичным было выступление П.Баррераса, который объявил о начале массового обучения школьников шахматной игре в Сальвадоре и других странах Центральной Америки.

А.Вейгольд затронул философские аспекты преподавания шахмат в школах.

Очень важную проблему поднял Хуан Мас, председатель Квалификационной комиссии ФИДЕ. Он напомнил, что его комиссия уже предлагала на прошлом конгрессе в Кишиневе ввести звание "Инструктор ФИДЕ" для преподавателей шахмат в школах. Такое звание, удостоверенное дипломом ФИДЕ, очень бы помогло практическим работникам во всех странах. К сожалению, резко отрицательную позицию по отношению к этому разумному и полезному предложению продолжает занимать Н.Палладино. По его мнению, комитет "Шахматы в школах" не может проводить экспертизу качества преподавания каждого тренера, и, пока нет унифицированной системы инструктивной работы по обучению шахматной игре в школах, такие звания вводить нельзя.

Мое выступление было посвящено фестивалю "Шахматы для спорта и школы" в программе Всемирных Юношеских Игр в Москве. Кстати, аналогичное сообщение я сделал и на Комитете по юношеским соревнованиям, где председателем является вице-президент ФИДЕ У.Койя (Индия). Обоими комитетами была одобрена сама идея проведения турниров школьных команд и турниров чемпионов школ. Эти соревнования в рамках фестиваля "Шахматы в школах" могут быть включены в календарь ФИДЕ, если будет ходатайство от Российской шахматной федерации. Забегая вперед, могу сообщить, что проработка этого предложения уже началась.

И еще об одной инициативе хотелось бы рассказать.

Члены комитета "Шахматы в школах", а также все члены Центрального комитета получили проект Итальянской шахматной федерации "Спорт в школе шахматы". Это объемный документ на 24-х листах, где детально расписано, как в 370 шахматных клубах во всех 70 провинциях Италии охвачены шахматным обучением школьники и как, по какой системе, на каком инвентаре проводятся соревнования.

В документе определены уровни и цели обучения в младших, средних, старших классах школы, в группах квалифицированных шахматистов-школьников. Сформулированы требования к тренерам и судьям школьных соревнований, создана сквозная система турниров от первенства класса к чемпионату страны. Приводится поурочная программа по базовым знаниям о шахматах. В целом, это хорошее методическое пособие, напоминающее довоенные работы Я.Г.Рохлина.

Для многих "chess developing countries" ("развивающихся в шахматном отношении стран") это пособие будет служить ориентиром. Наша же отечественная шахматная школа с ее апробированными системами организации и методики работы с детьми далеко ушла вперед. Но вот беда. Мы мало популяризируем собственный, порой бесценный, опыт. А, как известно, свято место пусто не бывает.

Вот и получается, что по теме "шахматы в школе" главными "методистами ФИДЕ" становятся представители Венесуэлы и Италии; ФИДЕ рекомендует к распространению опыт Аргентины и Сальвадора; ссылается на блестящую организацию массовых соревнований в Индии и на систему шахматного всеобуча в Нью-Йорке...

А мы молчим, словно нам нечего сказать. Да в той же Элисте опыт шахматного всеобуча не хуже, чем в Италии. Директор элистинской классической гимназии кандидат педагогических наук Б.К.Секенов делает просто чудеса. Кроме того, что выпускники гимназии почти стопроцентно поступают в вузы, вся гимназия увлекается шахматами, в ней в специально оборудованных классах работают два штатных тренера (пока два...), а юношеская сборная Калмыкии, игравшая на Олимпиаде ФИДЕ, состояла из учеников и выпускников этой гимназии.

Завершая рассказ, хочу поделиться следующим впечатлением. Видимо, тенденция "шахматы школе" с каждым годом будет проявляться все сильнее и сильнее. В самых разных организационных и методических формах, в больших и маленьких странах. Наша российская шахматная организация не должна просто наблюдать за этим процессом и почивать на лаврах. Объективно мы сильнейшие. Но соперники растут быстро. Вот нас уже подпирают в методике, вот уже предлагают как передовые те организационные формы, которые мы давным давно освоили...

Вероятно, вопросы школьных шахмат и пропаганды нашего опыта в ФИДЕ стоит рассмотреть на президиуме Шахматной федерации России. Тем более что президент ФИДЕ объявил 1999 год "годом детских шахмат".

 

"64 – Шахматное обозрение", 1998, №10, с.37-38.

 

Комментарий И.Г.Сухина: Статья А.Н.Костьева, написанная в далёком 1998 году и сегодня актуальна, как никогда! Без боли нельзя читать: "Наша же отечественная шахматная школа с ее апробированными системами организации и методики работы с детьми далеко ушла вперед. Но вот беда. Мы мало популяризируем собственный, порой бесценный, опыт. А, как известно, свято место пусто не бывает". Мы варимся в собственном соку и даже не пытаемся довести до сведения иностранных коллег о своих новых разработках. Я, например, сомневаюсь, что где-либо на Востоке и Западе знают о том, что в РФ уже с 1994 года существует министерский шахматный курс "Шахматы - школе", что выпущены красочные учебники, а также о том, что во многих российских регионах есть свои замечательные наработки (Набережные Челны, Челябинск, Свердловская область и др.) А вот в других странах гордятся даже небольшими подвижками. И активно пропагандируют свои даже не слишком оригинальные наработки. Об этом с долей иронии пишет А.Н.Костьев: "В целом, это хорошее методическое пособие, напоминающее довоенные работы Я.Г.Рохлина". Та же ирония сквозит и в следующем фрагменте статьи Александра Николаевича: "Вот и получается, что по теме "шахматы в школе" главными "методистами ФИДЕ" становятся представители Венесуэлы и Италии; ФИДЕ рекомендует к распространению опыт Аргентины и Сальвадора; ссылается на блестящую организацию массовых соревнований в Индии и на систему шахматного всеобуча в Нью-Йорке... А мы молчим, словно нам нечего сказать". Я полагаю, во многом виноват информационный голод, у нас же есть Комиссия по информации, почему же крайне редко публикуются в шахматных СМИ материалы о лучшем зарубежном опыте? Почему нет статей о китайском опыте? А ведь недавно К.Н.Илюмжинов сказал, что там "практически, во всех школах преподаются шахматы". И более подробно обрисовал ситуацию: "Конечно, я постоянно встречаюсь с руководством Китая. Но я, с другой стороны, тоже благодарен китайцам, когда они в декабре 95-го года пригласили меня выступить на заседании политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Китая, когда обсуждался вопрос, какие шахматы считать государственными в Китае - или шахматы ФИДЕ, 54 клетки, или китайские шахматы? Так вот, после дебатов Китай все-таки решил, так как он интегрируется в мировую систему, вступает в ВТО, и практически единогласно проголосовали, чтобы государственными шахматами считать шахматы ФИДЕ. После этого в год примерно по 50 миллионов американских долларов они вкладывают в развитие шахмат" (http://www.radiomayak.ru/schedules/1/3641.html). О том, что в Китае шахматы широко преподаются не только в школах, но и детских садах, явствует из материалов последних конгрессов ФИДЕ. К счастью, с 2003 года ситуация медленно начала сдвигаться с мёртвой точки. Будем оптимистами. Хотя ими быть и не просто, хотя бы по той причине, что ни в одном из российских шахматных журналов до сих пор не отмечено, что есть в РШФ такая подкомиссия "Шахматы и образование", и даже более того, ни в одном из них ни строчки нет о том, что Министерством образования РФ с 1994 года официально введён шахматный факультатив и изданы учебники, равным которым в других странах нет (по непонятной причине статья об этом в "64 - Шахматном обозрении" лежит уже больше года - мистика!) Спасибо "Шахматной неделе", только она вот уже полгода уделяет направлению "Шахматы - школе" должное внимание, и сайту РШФ. Нам есть, что показать зарубежным коллегам. Россия не должна безропотно проигрывать методические дуэли.

 

 

Программа "Шахматы, первый год"

 

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны"

 

Пособие для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу"

 

Сборник дидактических сказок, загадок, ребусов, викторин "От сказки к шахматам"

 

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет "Удивительные приключения в Шахматной стране"

 

Программа "Шахматы, второй год"

 

Учебник для второго класса "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем"

 

Пособие для учителя "Шахматы, второй год, или Учусь и учу"

 

Программа "Шахматы, третий год"

 

Шахматы в школе

 

"Шахматные" приказы Министерства образования РФ

 

О пользе шахмат: Экспериментальные результаты

 

Империя ссылок

 

Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"

 

 

На главную страницу

 

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/st9-kos.htm

© 2004 Костьев А.Н.

Hosted by uCoz