Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
И.Г.Сухин
Шахматный факультативный курс для начальной школы
Тезисы международного семинара "Гуманитаризация начального образования" (Подмосковье, 1-5 апреля 1994 года)
Признание значимости шахматного курса обусловлено изменением приоритетов целей обучения в начальной школе, когда на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности ребёнка и раскрытию их творческих способностей.
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи теоретиков и практиков
— делает обучение радостным, даёт возможность учить без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержнем урока становится деятельность учащихся - они наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы. Обучение игре в шахматы - не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре. Всё это положительно влияет на формирование у детей аналитико-синтетической деятельности, учит их запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, терпеливость, самостоятельность, изобретательность, гибкость и т.п.При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Шахматные занятия помогут не отстать в психическом развитии миллионам детей, живущих в сельских регионах, что особенно важно для сельской малокомплектной школы, приоткроют дорогу к творчеству детям-инвалидам, ребятам с различными функциональными отклонениями, детям некоммуникативного типа. Не случайно за рубежом делаются попытки (пока неудачные) создать школьные учебники шахматной игры, а в ФИДЕ создана комиссия "Шахматы в школе".
Наш подход шире, не "шахматы в школе", а "шахматы - школе", т.е. высветить всё то, что могут дать шахматы школе и реализовать это в программах, учебниках, пособиях.
Беда шахматного школьного "всеобуча", захлёстывавшего время от времени Россию, заключалась в том, что расширение его географии упиралось в отсутствие пособий и учебников, написанных специально для школы и учитывающих специфику обучения детей младшего возраста, в недостаток простых, но эффективных методик, позволяющих проводить шахматные занятия обычным учителям.
Нами, впервые в мировой практике, такая работа была проведена и создан учебно-методический комплект "Шахматы, первый год", опирающийся на нестандартные авторские наработки, на авторское ноу-хау. В их числе – разработка оригинальных дидактических
заданий и игр, блоков игровых позиций для каждой из них, выявление базисной игры первого этапа обучения – фигура против фигуры, использование игры на фрагментах доски, объяснение материала без шахматной нотации (для первого года обучния), инсценировка дидактических сказок, детальное изучение возможностей каждой фигуры, неспешный подвод детей к термину "мат", разработка блоков позиций для создания обучающей компьютерной программы, установление оптимальных соотношений в применении на уроках шахматных сказок, викторин, диафильмов и дидактических заданий.Стержень комплекта - программа, учебник для первоклассников и пособие для учителя. Также в него входит занимательный самоучитель для детей 8-12 лет, сборник шахматных сказок, рассказов, стихотворений, сценарии диафильма, мультфильма, тексты книжек-картинок.
Комплект предназначен для использования не только в начальной школе, но и в дошкольных учреждениях.
Необходимо издать данные учебно-методические материалы и начать работу над их логическим продолжением - комплектом "Шахматы, второй год".
Тезисы написаны в марте 1994 года
Программа и материалы семинара "Гуманитаризация начального образования", 1994
Комментарий И.Г.Сухина:
По инициативе Министерства образования с 1 до 5 апреля 1994 года в Подмосковье был проведён мощнейший образовательный форум по начальному образованию - семинар "Гуманитаризация начального образования", на который были приглашёны видные учёные, "весь цвет" новаторов начального звена, авторы основных и факультативных курсов (В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина, Н.Ф.Виноградова Н.В.Нечаева, Т.А.Ладыженская, В.А.Левин, Л.Е.Стрельцова, М.Р.Львов, М.Ю.Новицкая, А.В.Горячев, Н.Г.Салмина, Е.В.Саплина и многие другие). На мероприятии было проведено множество консультаций, творческих мастерских, круглых столов, лекций. Главная цель мероприятия заключалась в том, чтобы с одной стороны "всех передружить", а с другой (это выяснилось позднее) - предоставить возможность авторам образовать творческие коллективы, которые в дальнейшем смогут получить финансирование или гранты под комплексные проекты и программы. Я, безусловно, в полной мере использовал предоставленную мне трибуну для объяснения собравшимся места шахмат в системе образования и т.п. Вскоре большинство авторов образовали творческие коллективы (впрочем, многие уже приехали командами - давыдовцы, занковцы, "информационщики" и др.) Но в то время я посчитал неправильным "вливаться" в какой-либо конкретный коллектив (которых было создано превеликое множество, и их перспективы не были ясны), хотя точек соприкосновения и предложений хватало. Если бы я принял хотя бы одно из предложений, не исключено, что сегодня шахматы занимали бы в начальной школе должное место, так как в дальнейшем многие коллективы развили бурную деятельность и получили с этого неплохие дивиденды. Мне же было важно сохранить независимость, материальная сторона в принципиальных вопросах меня почти не интересует. Кстати, сразу же после семинара многие авторы подали заявки на соросовские гранты и получили их. Я не стал играть и в "эти игры", называю их "игра в бумажки" (очень много времени уходит не на конструктивную работу, а на составление документации). Конечно, иногда и без этого не обойтись, но жаль тратить много времени на рутинную работу с низким к.п.д. Кстати, время показало, что я не был во многом не прав, проигнорировав участие в созданных творческих коллективах. Сейчас в 2005 году даже их лидеры, работающие по системам Занкова и Давыдова, переживают не лучшие времена. Впрочем, как и вся система российского образования. А вот для шахмат забрезжил лучик света - первый в истории шахматный Приказ Минобразования №2211 от 18 мая 2004 года.
Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе"
Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе"
Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе"
Шахматный курс в начальной школе: история становления
Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны"
Пособие для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу"
Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет "Удивительные приключения в Шахматной стране"
Учебник для второго класса "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем"
Империя ссылок
Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/seminar1994.htm
© 2005 Сухин И.Г.