Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

И.Г.Сухин "Об испанском школьном проекте 2004-2006"

В Испании продолжается масштабный шахматный проект, представленный на сайте http://www.balagium.com/htm/inici.asp. Для человека, впервые попавшего на данную веб-страницу, вначале непонятно, на каком, собственно языке даётся материал. Через некоторое время становится ясно - на каталонском. Наверху три флага: интерактивные каталонский, испанский и не интерактивный английский. "Нажимаем на испанской флаг" и изучаем материалы на испанском языке, который разительно отличается от каталонского, даже слово "шахматы" звучит иначе.

Теперь вернёмся к указанному проекту. С информацией об этом проекте один из его авторов выступил 19 октября 2004 года на Первом международном Конгрессе "Шахматы в школах" в Кальвии (16.10-20.10.2004): "Martes, 19 de octubre de 2004 17:00 – 17:30 El Ajedrez un instrumento pedagógico. Sr. Jordi Prió" ("Шахматы - педагогический инструмент") - http://www.36chessolympiad.com/ficheros/programa_educacion.pdf.

Мы уже писали, что Россию на Конгрессе представлял Президент МШШС, заведующий кафедрой "Педагогики и организации шахматной работы" РГСУ А.Н.Костьев, который подчеркнул, что Россия - мировой лидер в вопросах методики обучения шахматам и организации школьной шахматной жизни. В его докладе, в частности сказано: "In Russia exists only one author who has been working out pedagogical direction in teaching chess for many years. His name is Igor Sukhin. His methodics are approved of by Ministry of Education of Russian Federation and it is recommended as a typical methodics for primary classes of comprehensive schools. The course “Chess for School” was written in a brief space of time; it is notable that ideas of outstanding Russian psychologists were realized from the first lessons. As an illustrative material to the programs I. Sukhin prepared several manuals and textbooks that are based on modern achievements in pedagogics and psychology of teaching little children. There have been already published Programs for Three Years of Teaching (1994-1998), the textbook for the first form of primary school “Chess, First Year, or Where Squares are Full of Mystery and Wonder” (1998), the manual for a teacher “Chess, First Year, or Teach and Study” (1999), the textbook for the second form “Chess, Second Year, or We Play and Win” (2003), the manual for a teacher: “Chess, Second Year, or Teach and Study” (2004) and other books… Information article by I. Sukhin about teaching chess at primary school will be published among other materials of FIDE Committee “Chess in Schools” at this FIDE Congress" - http://www.fide.com/news/download/iscuaddr.doc.

При этом в своё время у меня на испанском языке в Виго (в рамках проекта Г.К.Каспарова, 1992) была издана книга "La bolsita magica del ajedrez. El ajedrez para los mas pequenos". – Academia Internacional de Ajedrez Kasparov. Escuela Internacional de Ajedrez Kasparov-Marcote. Associacion de Centros de Ensenanza Internacional Marcote (ACEIMAR). Espana: Vigo, 1992 (Волшебный шахматный мешочек: Шахматы для самых маленьких. - Совместное издание центра Маркота и Международной Академии шахмат Г.Каспарова. Испания, Виго, 1992).

Однако, это дела давние, а на сегодняшний день на ниве школьных шахмат плодотворно работают несколько авторских коллективов. В один из них входит блестящий методист кандидат педагогических наук Б.А.Злотник, давно уже обосновавшийся в Испании и опубликовавший в журнале "64-Шахматное обозрение" несколько статей, дающих важную информацию о ходе Шахматного всеобуча в этой стране, например, "Чёрно-белые поля за Пиренеями" ("64 - Шахматное обозрение", 1996, №11, с.30-31) и "Испанский предмет: Сенат рекомендовал уроки шахмат" (“64 – Шахматное обозрение”, 1999, №8, с.48-49).

По отзывам специалистов, данный коллектив написал интересное пособие: Fernandez S., Perez F.J., Zlotnik B. 1er nivel. Sonando en cuadrado. - 2004.

Второй коллектив выпустил 3 такие книги: 1) Caro J.C., Domingues R.P., Bermudes J.C.R. Ajedrez primer grado: 1. - 2003. 2) Caro J.C., Domingues R.P., Bermudes J.C.R. Ajedrez: Segundo grado: 2. - 2003. 3) Caro J.C., Domingues R.P., Bermudes J.C.R. Ajedrez itr cer grado. - 2003.

И, наконец, третий, кажется, наиболее плодовитый коллектив, задумал и начал осуществлять блок из 12 пособий. В его составе такие авторы: Jordi Prió Burgués, Ramon Torra Bernat, Imma Farré Vilalta.

При этом отмечено, что данные пособия утверждены Департаментом образования Каталонии и рекомендуются Каталанской Федерацией шахмат. На сайте издателя указано: "Resolució ENS/2652/2003 20 d'agost. DOGC núm. 3965 de 10-09-2003". Вероятно, это следует читать примерно так: "Резолюция ENS/2652/2003 от 20 августа 2003 года. Постановление №3965 от 10-09-2003". Проект включает в себя две серии: 1) "Играю и учусь"; 2) "Шахматы для всех" - в каждой по 6 пособий. Отмечено, что вторая серия многоцелевая - для начальной школы, для средней школы, для внешкольных учреждений, для клубной работы с взрослыми шахматистами (это настораживает). А серия "Играю и учусь" - для начальной школы, начиная со 2-го класса: по паре книг для каждого года. Т.е. задействованы 2-4 классы. По замыслу авторов "не является необходимым, чтобы у преподавателя были предварительные знания по шахматам". Именно этот последний пассаж и заставил нас внимательнее посмотреть, что же из себя представляют уже вышедшие книги. Вот их полный перечень:

Первая серия:

Jordi Prió Burgués, Ramon Torra Bernat, Imma Farré Vilalta. Juega y aprende: Ajedrez 1. Balàgium Editors, SL. 2004 - http://www.balagium.com/htm/llibres.swf?idioma=e.

Jordi Prió Burgués, Ramon Torra Bernat, Imma Farré Vilalta. Juega y aprende: Ajedrez 2. Balàgium Editors, SL 2004.

Jordi Prió Burgués, Ramon Torra Bernat, Imma Farré Vilalta. Juega y aprende: Ajedrez 3. Balàgium Editors, SL 2005.

Jordi Prió Burgués, Ramon Torra Bernat, Imma Farré Vilalta. Juega y aprende: Ajedrez 4. Balàgium Editors, SL 2005.

Jordi Prió Burgués, Ramon Torra Bernat, Imma Farré Vilalta. Juega y aprende: Ajedrez 5. Balàgium Editors, SL 2006 (в плане).

Jordi Prió Burgués, Ramon Torra Bernat, Imma Farré Vilalta. Juega y aprende: Ajedrez 6. Balàgium Editors, SL 2006 (в плане).

Вторая серия:

Jordi Prió Burgués, Ramon Torra Bernat, Imma Farré Vilalta. Ajedrez para todos: Iniciacion 1. - Balàgium Editors, SL 2004,

Jordi Prió Burgués, Ramon Torra Bernat, Imma Farré Vilalta. Ajedrez para todos: Iniciacion 2. - Balàgium Editors, SL 2004,

Jordi Prió Burgués, Ramon Torra Bernat, Imma Farré Vilalta. Ajedrez para todos: Intermedio 1. - Balàgium Editors, SL 2004,

Jordi Prió Burgués, Ramon Torra Bernat, Imma Farré Vilalta. Ajedrez para todos: Intermedio 2. - Balàgium Editors, SL 2005 (выйдет в августе).

Jordi Prió Burgués, Ramon Torra Bernat, Imma Farré Vilalta. Ajedrez para todos: Avanzado 1. - Balàgium Editors, SL 2006 (в плане).

Jordi Prió Burgués, Ramon Torra Bernat, Imma Farré Vilalta. Ajedrez para todos: Avanzado 2. - Balàgium Editors, SL 2006 (в плане).

Прежде всего, обратим внимание на серию "Играю и учусь". Итак, 6 книг, по две на год. Но это только учебники для детей (в них нет ответов, а далеко не всё там очевидно; многие задания имеют по 2-3 решения, а это для "безответной" книги неправильно)! А где же пособия для учителя? Их нет. Без них всё "провисает". Знают ли испанские авторы об учебно-методическом комплекте, рекомендованном в РФ? Название самой серии созвучно моей "Шахматы, первый год, или Учусь и учу" (1999), некоторые задания похожи, но много и отличий. Наибольший интерес вызывает первая базовая книга, попробуем проштудировать её основательно.

Итак, "Играю и учусь: Шахматы 1" (2004, 112 с.). Большой формат, мягкий переплёт, нормальная цветовая гамма, без изысков. Общее впечатление приятное, немало любопытных заданий, большая часть которых имеет к шахматам весьма отдалённое отношение. Они как мостик к другим предметам, но не всегда прочный, иногда так - соломинка. Минимум слов (как и в моих учебниках - это правильно!).

"Ползём" постранично. Двухстраничная пространная аннотация, трёхстраничное пространное введение. В учебнике они неуместны - они должны быть в книге для учителя, но её-то нет. Первая крупная тема: "Шахматная доска" (с.13). Первое же задание задаёт тон учебника: "Закончи докрашивать клетки шахматной доски" (с.14). На с.15 указаны буквы и цифры, читаем: "Шахматная доска лежит правильно, если эта клетка белая" и стрелочка. Выделено одно поле и написано: "d3". На с.16 четыре диаграммы, задание: "Обведи кружочком обозначенные поля", а под диаграммами шахматной нотацией записано "с5 h2", "а6 е4" и т.д. Это нормально, но далее ВО ВСЁМ УЧЕБНИКЕ НИГДЕ НЕ ПРИВОДЯТСЯ ЗАДАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШАХМАТНОЙ НОТАЦИИ!!! Это правильно - нотация для общеобразовательной школы в первый год не нужна (скажем так, не обязательна), поэтому после с.17 она не используется. Но зачем тогда на с.15-17 давать её элементы? Нонсенс. На с.17 задание: "Напиши на каких клетках находятся следующие геометрические фигуры" - симпатично. С.18 - показаны горизонталь, вертикаль, диагональ. С.19 - Четыре диаграммы и задание: "Напиши, какой тип линии образуют клетки, выделенные зелёным цветом" - нормально. Очень хорошо задание на с.20 - модный вид перекрёстного кроссворда - в каждой из 64 клеток буква, приведены 7 шахматных терминов и задание: "Найди следующие слова на доске. Они могут находиться в горизонтали, вертикали или диагонали". С.21. "Фигуры бывают белые и чёрные". С.22. Начальное положение. С.23. Неплохое задание: "Посчитай сколько фигур одного цвета находится на доске на предыдущей странице". Под каждой из шести фигур прямоугольник для ответа. С.24. Четыре диаграммы с ошибками в начальных позициях. С.25. Пешка. С.26. Задание: "Раскрась эту шахматную фигуру" и нарисована огромная на лист пешка. С.27 Показаны ход белой и чёрной пешки (на одной диаграмме). С.28. Четыре диаграммы - обозначить кружочками ходы пешек. С.29. Задание: "Отметь стрелкой фигуру, которой не хватает". И 4 задания: с пешками, квадратами, чередование кружков и квадратов, звёздочками. С.30. Ограничения в движении (неплохо)… с.33. Взятие пешкой. С.35. Смешное задание: "Какая пешка быстрее дойдёт до фрукта" и нарисованы отдельно 4 вертикали из 5-7 полей. С.36. Ещё одно известное хорошее задание из области занимательной математики. На рисунке 24 белые и чёрные пешки: "Объедини по 3 пешки одного и того же цвета". С.37. Ладья. С.38. Изображено пол-ладьи - дорисовать. С.39. Показан ход чёрной ладьи. С.41. Странное задание, типа, какой предмет с какой стороны от ладьи расположен. Мудрёно. С.42. Ограничения в движении. С.43. Кроссворд по дорожкам и фигурам. С.44. Взятие ладьёй (почему-то чёрной)… с.48. Задание: "Покажи дорожку, по которой ладья пройдёт в замок". Всё это было и у меня, и у других. С.49. Слон. С.53. Следует найти симметричное - неплохо. С.59. Странное задание. С.60. Найди 6 отличий в рисунках слонов. С.61. Ферзь. С.62. Следует по точкам с цифрами нарисовать ферзя. С.65. Расставить ферзей по росту. С.71. Любопытное математическое задание - ферзь в середине цифрового квадрата; следует найди дорожку, по которой сумма чисел равна числу написанному ниже под квадратом. С.72. Впервые дана шкала ценности фигур: пешка - 1, слон и конь - 3, ладья - 5, ферзь - 10. Абсурд. В подобной шкале точнее всего ферзь - 9. А то получается, что ферзь сильнее трёх лёгких фигур! Оригинальное шахматно-доминошное задание. Вместо половинки доминушки изображение фигуры - сыграна часть доминошной партии - найти ошибки. С.73. Конь. С.74. Раскрась коня по оцифрованным фрагментам. С.85. Король. С.96. Следует расставить 4 сюжетные картинки с королём по порядку - известное задание. С.97. Шах. С. 102. Мат (о мате непозволительно мало заданий!). С.104. Хорошее стандартное задание для начальной школы: "Расположи слоги так, чтобы получились названия вещей, которые изображены". С.105 Пат. С.109-110. По 4 диаграммы - шах, мат или пат. Всё! Перевод закавыченных заданий выполнен Леной Сухиной.

Наши выводы: Суду всё ясно: 1) испанцы - молодцы, работают, много занимательных заданий, общее впечатление пристойное, 2) но с нашим учебно-методическим комплектом - никакого сравнения - у испанцев каждый раздел учебника гораздо слабее; у нас все задания работают на развитие, у нас гораздо глубже проработаны комплекты дидактических заданий и игр, у нас нет проходных страниц, а у испанцев их половина, всё воздушно, всё по верхам, 3) у испанцев нет пособия для учителя, и "всё гаснет"; ведь мало написать учебник - это третья часть работы, главное - дать подробное руководство, как строить КАЖДЫЙ шахматный урок. Гордимся за Россию!

И всё же, виден большой потенциал испанских авторов - дай им ещё год-два, и они могут при правильной постановке работы нас догнать по методическим аспектам. Пока я бегло просмотрел имеющиеся на пару дней под рукой пособия "Шахматы для всех", и, если будет время, напишу о них позже. Сейчас же не осталось сил проверить то, что сейчас набрал на компьютере. И так уже 23.59.

 

Программа "Шахматы, первый год"

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

Программа "Шахматы, второй год"

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”

Программа "Шахматы, третий год"

Шахматы в школе

"Шахматные" приказы Министерства образования РФ

О пользе шахмат: Экспериментальные результаты

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/ispan.htm

© 2005-2013 Сухин И.Г.

Hosted by uCoz