Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
Игорь Сухин
ПРИДЁТ ВРЕМЯ ПООЩРЯТЬ ЛУЧШИХ
Шахматная неделя, №4, январь, 2004.
(Интернет-версия)
На семинаре "Шахматы и образование", прошедшем 7 января в ШК им. Т.В.Петросяна выступили учителя, представлявшие различные регионы. В нашей статье мы продолжаем разговор, начатый в материале "Давайте познакомимся" ("ШН" №2, 2004). Сегодня Игорь Сухин рассказывает о московском опыте и проблемах, с которыми сталкиваются столичные преподаватели.
Большой интерес представляют учебные заведения, в которых уроки шахмат проводятся уже много лет. Как многие из вас помнят, в 1980-х и начале 1990-х годов прошлого века во многих школах СССР был начат эксперимент по включению шахмат в урочную сетку, но по известным причинам далеко не в каждой из них удалось сохранить педагогические кадры. Однако есть и приятные исключения, например, одна из лучших отечественных школ, сейчас носящая название Центр образования №1828 “Сабурово”.
Высокий уровень преподавания шахмат в начальных классах данного учебного заведения проверен временем. А началось все 15 лет назад с инициативы кандидата биологических наук Владимира Ивановича Мечитова, выпускника физфака МГУ. В короткий срок он сумел собрать в школе №984 прекрасный педагогический коллектив: международных мастеров В.Б. Уманского, А.О. Гаврилова, Н.И. Титоренко, А.Л. Альперта. И, конечно же, следует отметить участие директора С.А.Горловского, без которого успехи педагогов были бы невозможны.
Немаловажно, что новаторы не делают секретов из своих методик. Это подтверждают многочисленные публикации в прессе. Одна из их последних статей: В.Мечитов, В.Уманский “Ферзь-жадина” (“64 – Шахматное обозрение”, 2003, №6, с.54). Журналисты и коллеги, изучающие передовые технологии обучения, стали частыми гостями в ЦО “Сабурово”.
С точки зрения более широких перспектив внедрения шахмат в общеобразовательные учреждения данный опыт бесценен. Уверен, что оптимальная постановка учебного процесса в “Сабурово” связана с тем, что с первых же дней эксперимента педагоги поставили перед собой и последовательно решали следующие вопросы:
Так, по мнению, педагогического коллектива “Сабурово” в группах должно быть не более 16 детей, занятия следует начинать в первом классе по 2 урока в неделю. Предложена программа обучения, которая в основном базируется на сумме знаний, необходимых для подготовки шахматистов 4-го разряда, включающая в себя дополнительно специальные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления в позициях с небольшим количеством фигур. Форма подачи материала – образная. Педагоги ЦО №1828 пишут об этом так: “В начальной школе мы стараемся учитывать мировосприятия ребенка и широко используем сюжетно-ролевые игры с элементами сказочной семантики и образности в подаче материала”.
Существенное значение в авторской программе ЦО №1828 уделено упражнениям на развитие творческого мышления. Это было отмечено в исследовании, проведенном под руководством сотрудников кафедры педагогической психологии МГУ.
На сегодняшний день в ЦО №1828 два шахматных класса, полностью оборудованных шахматными столиками, часами, демонстрационными досками и с любовью изготовленными стендами.
Автор данных строк знает о “Сабурово” не понаслышке, в 1993 году я посещал уроки в первых классах, а в 1996 году являлся официальным рецензентом программы, разработанной педагогическим коллективом ЦО №1828.
Немаловажно, что в данной программе общеобразовательные и спортивные задачи не противопоставляются, а решаются одновременно. В результате к 2002 году сборная школы 10 лет подряд становилась чемпионом Москвы, неоднократно побеждала в Международных турнирах.
Владимир Мечитов и автор этих строк в свое время немало переломали копий, ожесточенно полемизируя по вечным шахматным темам. Прозвучали они и в этот раз: “Прежде чем обсуждать методики, мы должны договориться о том, что мы строим... И во имя чего?.. Как оценивать работу педагога?..” Думается, что на один из этих вопросов Владимир Иванович ответил сам, рассказав, что сборная МИФИ, кстати, вошедшая в когорту лучших шахматных дружин, почти целиком состоит из выпускников “Сабурово”.
Если школьники поступают в престижный вуз, это ли не свидетельство продуктивной работы педагогов? Во многих выступлениях сегодняшнего дня в различных вариациях звучала простая мысль: шахматы для общего развития. И если эта цель достигается, то лучшей награды для учителя нет.
Очень обстоятельно и продуманно построил выступление один из педагогов “мастер-класса” Евгения Линовицкого Вениамин Исаев. Школа №1202, где он преподает в течение 6 лет – английская, поэтому класс, как и в “Сабурово”, делится пополам, что делает процесс обучения более эффективным. Занятия – в трех вторых классах и в трех третьих. Недавно в школе был проведен семинар по игровым методикам для руководителей образовательных учреждений Москвы, на котором, отметим, наряду с другими занятиями гостям был показан и типичный шахматный урок! Вениамин Иванович занимается с учениками по министерским учебникам “Шахматы, первый год” и “Шахматы, второй год”. При этом, как и все творцы, он обогатил курс массой важных методических находок, разработал для уроков специальные рабочие тетради. Исаев поделился своими наработками, которые необычайно важны на этапе апробации министерских пособий. Лаконичны и образны методические находки педагога.
Глубину исследовательского подхода продемонстрировала Нина Башвеева. Она выступила с докладом “Нетрадиционные формы проведения шахматных занятий”, в котором изложила основные проблемы и отличия урока шахмат в школе от занятий в ДЮСШ. Во-первых, учить приходится всех, а не только тех, кому хочется заниматься, во-вторых, не все педагоги обладают достаточной методической подготовкой, в третьих, количество часов, отведенных на занятия шахматами явно недостаточно. Нина Ивановна раньше преподавала шахматы в школах Екатеринбурга и накопила солидный опыт. Характерный штрих: раньше многие екатеринбургские тренеры могли бы преподавать в школах, но не шли – трудно! Кадровый вопрос – главная болевая точка Всеобуча. Затем была дана оценка существующим учебникам и пособиям с точки зрения их применимости в школе. А в главной части доклада были проанализированы преимущества и недостатки традиционных форм проведения уроков и предложено множество инноваций.
В последовавшем обсуждении докладов и проблем Всеобуча приняли участие все участники семинара. Очень важным представляется выступление педагога школы №1297 Натальи Черничкиной – автора публикации в “ШН” №50, 2003. Она подчеркнула, что неопределенность будущей профессии требует формирования надпредметных черт личности – ума, воли, чувств – для стимуляции развития способностей детей. Современное отношение к личности, сближающее процесс обучения с психологией, физиологией, культурой, историей нашло отражение в более глубокой и в то же время подвижной образовательной программе. Введение у дошкольников с продолжением в начальной школе министерского курса “Шахматы – школе” решает важнейшие задачи. По словам Н.П.Черничкиной, школа №1297 работает по министерской программе с детьми 5-6 лет на базе подготовительного отделения и продолжает следующий раздел программы в начальной школе. Она считает делом государственной важности то, что мощнейший шахматный потенциал, представленный участниками семинара, должен быть направлен, прежде всего, на развитие интеллекта нации, а не на спортивное совершенствование детей.
Выступающие на семинаре не раз говорили о том, что многое, если не все, в школах зависит от позиции директора. Поэтому очень важно, что в российских школах некоторые директоры не только добиваются включения шахмат в школьную сетку, но и оказывают огромную помощь и поддержку новому направлению. Особенно хочется выделить столичных директоров ЦО №1828 “Сабурово” С.А. Горловского, прогимназии №1753 В.Г. Короеву, школы-лаборатории №825 В.А. Караковского, а также школ с углубленным изучением английского языка №1202 Л.Ю. Корнееву и №1297 Н.А. Яковлеву.
В конце заседания педагоги предложили “найти средства для обеспечения тех школ, где шахматы присутствуют как предмет, инвентарем, литературой и адекватной труду оплатой”.
Оживление методической жизни в России началось. Чтобы ускорить этот процесс, председатель ДЮК Юрий Разуваев и представитель Министерства образования Сергей Барканов предлагают создать в каждой из региональных ШФ отделения “Шахматы и образование”.
У читателей “ШН” может создаться впечатление, что автор данных строк был слишком эмоционален, анализируя доклады семинара: мол, “как все у нас в России хорошо”. Согласен. Поэтому сейчас придется стать жестким: неоднократно при обсуждении каких-либо вопросов на Исполкомах РШФ приходится слышать кулуарное: “А что лично я буду с этого иметь?” Сейчас трудно судить о дивидендах, которые получат региональные ШФ, активно включившиеся в формирование общеразвивающего, общеобразовательного направления в шахматах. Но когда придет время поощрять лучших по самым различным номинациям, прежде всего будут отмечены те, кто заявит о
себе раньше – не дожидаясь “звонка из Москвы”. Ведь первыми всегда откликаются не те, кому хочется “урвать кусочек пирога”, а те, кто искренне болеет за дело. Уже заявили о себе Набережные Челны, Кемерово, Ульяновск, Казань, Тольятти, Волгоград, Екатеринбург, Ижевск, Пенза, Белгород, Нефтеюганский район, Поволжье, Чукотка, Москва… Будет очень жаль, если сообщения о лучших региональных педагогах придут слишком поздно. Все в ваших руках. Заявляйте о себе сами, не дожидаясь, пока это сделают работники федераций.Со времени публикации директивных статей в “ШН” (№47 и №49) прошло уже больше месяца – давайте работать. Звоните, пишите, делитесь опытом, проблемами, высказывайте предложения и пожелания. Мы ждём ваших материалов.
Связаться с руководством комиссии "Шахматы и образование" ДЮК РШФ вы можете по телефону (095) 966-79-48 или по
E-mail: suhin_i@mail.ru, сайты в Интернете: http://chess555.narod.ru и http://suhin.narod.ru. Адрес для писем: Москва 129278 ул. Павла Корчагина 7. Институт теории образования и педагогики РАО, председателю комиссии "Шахматы и образование" И.Г.Сухину.
Программа "Шахматы, первый год"
Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”
Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”
Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”
Программа "Шахматы, второй год"
Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”
Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”
Программа "Шахматы, третий год"
Шахматы в школе
"Шахматные" приказы Министерства образования РФ
О пользе шахмат: Экспериментальные результаты
Империя ссылок
Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/cw6.htm
© 2004 Сухин И.Г.