Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
ПРОБЛЕМА "ШАХМАТЫ - ШКОЛЕ" НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ В ДАГОМЫСЕ, 2005
(по материалам "Шахматной недели", №14, 2005, подготовленным А.Дубининым, с.9)
Перед закрытием первенства России среди юношей и девушек в Бирюзовом зале ОК "Дагомыс" состоялась пресс-конференция, на которой были подведены итоги соревнований. Вот два самых актуальных вопроса и ответы на них.
Вопрос к Борису Спасскому: "Как Вы относитесь к введению шахмат в школе как обязательного предмета?"
Ответ: "Я думаю, что введение в школьную программу шахмат как обязательного предмета - идея сомнительная. Поскольку практика показывает, что всё обязательное психологически настраивает человека на негатив, дети просто не будут заниматься шахматами, только потому, что их заставили. Вот если бы была возможность введения шахмат как факультативного предмета в школе, это пошло бы на пользу детям".
Вопрос к Евгению Барееву: "Что делает ДЮК РШФ для внедрения шахмат в общеобразовательные школы?
Ответ: "Я бы разделил ответ на этот вопрос на две части. Первое: для того чтобы предмет появился в школах, нужно большое количество преподавателей. У нас сейчас всего два института в Москве, которые готовят шахматных специалистов: РГУФК и РГСУ. Пока что Россия не готова ко Всеобучу. Сейчас к нам пришёл 12-й чемпион мира Анатолий Карпов, он сказал, что хочет работать над этим проектом дальше. Думается, Анатолий Евгеньевич доведёт дело до конца".
ИЗ ИНТЕРВЬЮ Е.БАРЕЕВА "ИГРАТЬ БУДУ, НО РЕЖЕ"
(также по материалам "Шахматной недели", №14, 2005, подготовленным А.Дубининым, с.9)
Вопрос: "Расскажите о планах работы Детско-юношеской комиссии".
Ответ: "Первым делом нам надо реорганизоваться. Потому что в ДЮК - несмотря на то что долгое время она была "обезглавлена" - работают больше тридцати человек. Теперь мне интересно спросить у каждого, чем он занимался?.."
Комментарий И.Г.Сухина: В 1995 году отец Евгения Бареева Ильгиз Ахатович написал содержательное пособие "Гроссмейстеры детского сада" (М.: Редакция журнала "Наш малыш", 128 с.: ил.). В предисловии автор в частности пишет: "Многие ли из нас слышали об учителе шахмат? Именно с такой редкой профессией и пришёл я в детский сад 15 лет назад. Никто ещё ни в городе, ни в области не решался тогда работать с детьми пяти-шести лет… В детском саду появилось огромное шахматное поле (4х4), на котором дети могли изображать движение шахматных фигур, на стене повесили демонстрационную доску с магнитными фигурами, для всех фигур и пешек смастерили картонные короны… Потом пришла очередь замечательной книги "Мы играем в шахматы", которую написали В.Г.Зак и Я.Н.Длуголенский. Мы не просто читали её, мы инсценировали главы… Так же было и у меня в семье, сыновья Володя и Женя росли в окружении шахматных книг, бюллетеней, журналов, кубков, открыток, значков, эмблем. В четыре года они умело управляли фигурами, бойко передвигая их по доске… Не подумайте только, что мои мальчики не интересовались ничем, кроме шахматной доски, они нормально учились, играли в хоккей, увлекались плаваньем и футболом. У Жени в дневнике были только отличные оценки. Благодаря его упорству и трудолюбию вырос в нашей семье международный гроссмейстер…" Интересные идеи и ценные наблюдения! Подходы очень близкие к моим: инсценирование, фрагментирование, развивающая среда, разносторонняя подготовка. Видно, что Ильгиз Ахатович также внимательно следил за методической литературой, статьями о Всеобуче, помещённые в шахматных журналах. При этом он не копировал их, а отбирал для своей системы всё самое лучшее. Об этом, в частности, свидетельствует и небольшой, но отлично подобранный список рекомендуемой литературы. Впрочем, ещё раз предоставим слово Ильгизу Ахатовичу: "А теперь ещё один совет - достать ти книги, которые могут быть очень полезны в процессе обучения: В.П.Никитин "Чья армия сильней?", Красноярск, 1977, В.Г.Зак, Я.Н.Длуголенский "Я играю в шахматы", Л.: Детская литература, 1980, В.Г.Гришин, Н.Ф.Осипов "Малыши открывают спорт", М.: Педагогика, 1978, Ю.Л.Авербах "Миша учит шахматам", Шахматы в СССР, 1989 (1-12), И.Г.Сухин "Приключения в Шахматной стране", М.: Педагогика, 1991, В.Г.Гришин "Малыши играют в шахматы", М.: Просвещение, 1991, Е.И.Ильин "Приключения Пешки", М.: ФиС, 1974. Все эти книги пользуются очень большой популярностью, поэтому не огрочайтесь, если сможете достать лишь некоторые из них. Старайтесь творчески использовать рекомендации, изучайте материал в последовательности, предлагаемой автором, но не отказывайтесь от повторений и возвратов к предыдущим главам. Пусть вашим методом будет не слепое и буквальное исполнение, а творческий поиск". Блестяще написано - ни прибавить, ни убавить! Подход Ильгиза Ахатовича абсолютно верен - шахматы нужно вводить в систему дошкольного воспитания! Будет ли следовать заветам отца новый председатель ДЮК РШФ Евгений Ильгизович Бареев? Очень хочется в это верить.
Программа "Шахматы, первый год" Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны” Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу” Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране” Программа "Шахматы, второй год" Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем” Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу” Программа "Шахматы, третий год" Шахматы в школе "Шахматные" приказы Министерства образования РФ О пользе шахмат: Экспериментальные результаты Империя ссылок Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат” На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/cw14.htm
© 2004 Сухин И.Г.