Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
И.Г.Сухин “Открытие Дней шахмат в торговом доме “Библио-Глобус”, 23 марта 2005, 18.45, зал презентаций
(заметки по горячим следам)
Признаюсь, когда в прошлом году предлагалось сделать Дни шахмат традиционными, не верил. Думалось, дежурные слова, сказанные из уважения к организаторам. Это казалось нереальным, ведь российские шахматы в упадке и т.п. Тем радостнее ощущать, что невозможное стало возможным. Не могу вновь не отметить энергию Мурада Аманназарова (http://chessm.com), уверенно и деловито решавшего все организационные вопросы.
Приятно, что в этот день радио “Библио-Глобуса” регулярно оповещало читателей о Днях шахмат, дана информация и на сайте магазина. В 18.45 мероприятие открыл представитель ТД “Библио-Глобус”: “В “Библио-Глобусе” 398 книг по шахматам!”
Это впечатляет, так как я вначале зашёл в огромный книжный зал главного ребячьего магазина “Детский мир”, расположенного напротив. И среди моря книг там сиротливо притаилось лишь 6 шахматных брошюр не первой свежести, причём ни одна из них не была ориентирована на детей!
Но вернёмся в “Библио-Глобус”. Слово взял ведущий - Мурад Аманназаров: “В отличие от художественной литературы, советская шахматная литература всегда была мировым лидером… Наш форум уникален – равного ему нет в мире”.
Василий Васильевич Смыслов своё выступление начал со слов: “Книга – величайшее достижение…” и немного рассказал о своей литературной деятельности.
Юрий Львович Авербах коснулся истории шахмат и заметил, что сейчас на Западе выходит огромное количество шахматной литературы (в Англии, Германии, США).
Исаак Максович Линдер посетовал, что в СМИ мало информативных материалов о книгах, и поделился планами издательства “Астрель”. Там готовится к изданию 14 томов о чемпионах мира.
Евгений Яковлевич Гик, шахматный обозреватель “Московского комсомольца”, имеющего тираж 2,5 млн. экземпляров, рассказал о задуманной серии книг по спортивной не шахматной тематике.
Станислав Петрович Железный, многолетний ведущий шахматного раздела в “Красной звезде”, поведал, что 50 лет назад первой шахматной книгой в его рюкзачке был сборник партий Василия Васильевича, и преподнёс патриарху отечественных шахмат памятную награду.
Затем слово предоставили автору данных строк. Я обратил внимание собравшихся на то, что Дни шахмат уже начали выполнять свою миссию. И.Г.Сухин: “Значение Дней шахмат переоценить нельзя. Замечательно, что в этом вопросе нашли друг друга издательство "Русский шахматный дом" и дирекция ТД "Библио-Глобус". Отмечу два важных аспекта: 1. Мы, старые книжники, книгочеи, книголюбы (такие, как я и Мурад) в годы СССР полжизни провели в книжных магазинах. Причём наш поход за книгами в 70-е – 80-е годы начинался именно в "Книжном мире", так назывался "Библио-Глобус" раньше. Это символично. К сожалению, книга перестала быть лучшим подарком. Россия постепенно теряет статус самой читающей страны мира, но мы совместными усилиями попробуем изменить ситуацию. 2. Всего год назад композитор Владимир Дашкевич здесь же заявил о необходимости преподавания шахмат в школах (при этом ему громче всех аплодировал Борис Семёнович Есенькин, холдинг-директор "Библио-Глобуса"), но многое уже сделано. Вначале вернусь немного назад. Не все знают, что шахматы как учебный предмет в России уже с 1994 года в программе начальной школы! Шахматные программы с 1996 года практически ежегодно печатаются в таком нормативном документе как "Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы". Другое дело, что долгое время процесс внедрения шахмат в школу как учебного предмета был вялотекущим. Но буквально за последнее время созданы сначала комиссия ДЮК РШФ “Шахматы и образование” (которую я возглавил), а затем и отдельная комиссия РШФ, сопредседателями которой стали Анатолий Евгеньевич Карпов и Леонид Иванович Абалкин. В Министерстве образования РФ впервые вышел специальный шахматный приказ №2211 “О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации”, а в 10 общеобразовательных школах Северо-Восточного округа г. Москвы, патронируемых А.Е.Карповым, стартовала Программа “Первый ход” (до этого она охватывала только одну школу №234), в которой используются шахматные учебники, впервые в мире специально написанные для начальной школы. Поэтому, я немногим погрешу против правды, если скажу, что с лёгкой руки Мурада и руководства "Библио-Глобуса" шахматы пришли в некоторые школы как учебный предмет, и, уверен, количество таких школ будет неуклонно увеличиваться. А в Дни шахмат представительный коллектив авторов ещё раз поагитирует читателей за шахматы, которые являются не только игрой и элементом культуры, но фантастически эффективным средством умственного развития детей. Завершить своё выступление хочется словами Х.Р.Капабланки: “Нет в мире ничего более занимательного, чем книги”. Спасибо”.
Затем выступили художник Вероника Касаткина и А.Б.Рошаль. Александр Борисович своё выступление начал довольно неожиданно: “Сейчас много книг… Плохо то, что здесь я не вижу ни одного нового для меня лица… У нас нет аналитических обозрений… У нас процесс самопроизводства, хвалим друг друга. Где новые люди?” Боль Александра Борисовича понятна. Тем не менее, с приходом А.Е.Карпова не в элитные, а в “общеобразовательные” шахматы, наконец-то появились долгожданные перспективы. Об этом я и сказал мэтру шахматной журналистики после окончания торжественной части.
Также я пообщался с Сергеем Воронковым, Эльдаром Мухаметовым (http://russiachess.ru) и Мариной Макарычевой. С Мариной мы обсуждали методические аспекты преподавания шахмат (современные дети в обычных образовательных школах таковы, что им приходится по 10 раз объяснять простейшие вещи и т.п.) С Сергеем – новинки шахматной литературы, а Эльдара я просил давать больше материалов на сайте РШФ о методической работе: “То, что чемпионом чего-нибудь стал, скажем, Иванов, - интересно прочитать только Иванову и его маме, а методические проблемы волнуют всех шахматных педагогов”. Также я просил Эльдара хотя бы через номер публиковать в "Шахматной неделе" письма из регионов об опыте работы, проблемах. Это сейчас самое главное. Приказ №2211 жив и работает, а пассивность даже самых лучших СМИ угнетает. Что может быть проще – ободрить региональных педагогов, предоставить трибуну творцам из каждого города. Не нужно бояться, что материалы могут быть “слабыми”. Люди работают! Материалов должно быть много! Пассивность СМИ может убить сам приказ Минобразования №2211. Что там далеко ходить – в “64” о нём не было за целый год ни строчки!!! Да и “Шахматная неделя” резко сбавила обороты. Мне говорят, что из регионов письма перестали приходить. Не верю!!! И никогда не поверю. Направление “Шахматы и образование” находится в стадии становления, подвижки есть, и подвижки большие. Но СМИ должны поддерживать направление так, как они поддерживали его в 80-е годы! Сейчас этого нет. Причина мне непонятна. Каждый в своей скорлупе и извлечь оттуда невозможно. Кругом какой-то сгусток надуманных проблем, и мало реальных дел. И всё же я оптимист! Работать, работать и работать!
Ну, ладно, опять помахал кулаками в пустоту и хватит. В прошлом году мне не удалось поговорить с В.В.Смысловым. Но на этот раз я не имел права уйти, не задав патриарху следующего архипринципиального вопроса: “Василий Васильевич, в своих книгах Вы об этом не писали, но коллеги сказали мне, что Ваш отец не разрешал Вам играть в турнирах, пока Вам не исполнилось 14 лет. Верно ли это?” Смыслов ответил примерно так: “Это верно. Отец считал, что раннее участие в турнирах вредно для психики. Только, когда мне исполнилось 14, он разрешил мне участвовать в соревнованиях”. Здесь Смыслов улыбнулся: “Но, как видите, это не помешало мне кое-чего добиться. Возможно поэтому я также и сейчас, спустя много лет, сохраняю ясность мысли и т.п.” Вот он ответ на многие вопросы! В частности, сможет ли современный малолетний чемпион (до 8, до 10 и т.п.) сохранить в порядке свою нервную систему через годы? Не сможет. Я много писал на своих сайтах об этом и раньше, поэтому слова Василия Васильевича мне особенно дороги и ценны.
14 лет – рубеж, ориентир! России нужны здоровые дети, а не больные. Разумеется, бывают дети с фантастически крепкой нервной системой, но их единицы. Покажите мне человека, который любит проигрывать, и я скажу, в каком заведении он находится (пишу с улыбкой). Не только малыши 6-7 лет страшно огорчаются после проигрышей, но и “парковые” пенсионеры тоже уснуть не могут.
И всё же я не противник шахмат, а горячий их сторонник. Я против оголтелой “спортизации” шахмат. Шахматы должны быть в детских садах и в начальной школе! Но занятия в первый год обучения нужно строить так, чтобы не было проигравших. Это всё давно опробовано и работает. Ребёнку шахматы должны нести только радость. Только в этом случае мы сможем решить глобальную задачу – сформировать у ребёнка внутренний план действий (при научно обоснованной методике преподавания шахмат), который поможет ему в любых жизненных коллизиях.
В заключение беседы с В.В.Смысловым я поблагодарил классика за изумительную цитату из его трудов, которая стала моей путеводной нитью в лабиринте методических инноваций. Вот эта замечательная цитата: “С самого начала отец привил мне любовь к так называемым "простым" позициям, где в игре участвует немного фигур. Именно они дают возможность неопытному шахматисту не только понять, но и глубоко "прочувствовать", на что способна каждая фигура. Не знаю, может быть, я несколько переоцениваю это обстоятельство, но все же склонен думать, что оно сыграло важную роль в моем формировании как шахматиста. Потому что запомнить, как ходят фигуры, нетрудно, а вот ощутить их особенности, их силу и бессилие в разных ситуациях на доске, пределы возможностей, что они "любят" и чего "не любят" и как себя ведут в различных передрягах своей шахматной судьбы, – понять и "прочувствовать" все это и значительно труднее, и значительно важнее. Позже, когда шахматист постигнет технику игры и приобретет необходимые знания – а это доступно каждому, – такое "взаимопонимание" между ним и ведомыми его рукой фигурами раскрепостит его мысль, позволит ему видеть то, что часто остается скрытым от чисто логического анализа. Тогда и проявляется та врожденная способность шахматиста, которую я называю чувством гармонии".
Дни шахмат: Расписание встреч с авторами: 24-27 марта 2005
(http://chessm.com/index.php?page=fullnews&new_id=70104)
24 марта (четверг)
17.00-18.30 Встреча с Анатолием Мацукевичем, автором более 50 шахматных книг, в т.ч. “Короткие шахматы. 555 дебютных ошибок” и “Энциклопедия дебютных ошибок”. Сеанс одновременной игры.
18.30-20.00 Встреча с известными шахматными литераторами и историками Исааком и Владимиром Линдерами, авторами около 40 шахматных книг.
25 марта (пятница)
17.00-18.00 Встреча с Игорем Сухиным, автором учебно-методических комплектов “Шахматы, 1-й год” и “Шахматы, 2-й год”, автором книг “1000 самых знаменитых шахматных комбинаций”, “Удивительные приключения в Шахматной стране” и др.
18.00-19.00 Встреча с Сергеем Абрамовым, директором ведущей компании по разработке шахматных программ ChessAssistant.ru.: “Шахматные программы для самосовершенствования и игры через Интернет”.
19.00-20.00 Встреча с Николаем Калиниченко, гроссмейстером, автором более 40 шахматных книг, включая вышедшие в 2005г. “Шахматная стратегия. Полный курс”, “Дебютный репертуар атакующего шахматиста” и “Дебютный репертуар позиционного шахматиста”.
26 марта (суббота)
15.00-16.30 Встреча с Евгением Гиком, обозревателем газеты “Московский Комсомолец”, автором многих книг, в т.ч. “1000 миниатюр шахматных королей”, “Шахматы. 1000 веселых историй” и “Жены шахматных королей”. Сеанс одновременной игры.
16.30-17.30 Встреча с Игорем Ботвинником, директором межрегионального фонда “Михаил Ботвинник”, ред. и сост. книг “Три матча Ботвинник-Смыслов”, “Матч-реванш Ботвинник-Таль”, “Матч Ботвинник-Петросян” и др.
17.30-19.00 Встреча с Василием Смысловым, седьмым чемпионом мира.
27 марта (воскресенье)
15.00-16.30 Встреча с Яковом Дамским - шахматным обозревателем радио “Маяк”, автором книг “Век шахмат”, “По законам красоты”, “Матч Каспаров-Крамник”, “Рекорды в шахматах”, “Король Борис Десятый” и многих других. Сеанс одновременной игры.
16.30-17.30 Встреча с гроссмейстером Юрием Авербахом, претендентом на мировое первенство, чемпионом СССР 1954г., тренером М.Таля, Т.Петросяна, В.Смыслова, международным арбитром, теоретиком, историком, автором множества шахматных книг, в т.ч. “Шахматы на сцене и за кулисами”.
17.30-19.00 Встреча с Александром Рошалем, главным редактором “64”, заслуженным тренером России: “Вокруг шахматного Олимпа – были и небыли”.
Место проведения: ТД "Библио-Глобус" м. Лубянка, ул. Мясницкая, д. 6/3, стр. 5, - 1 уровень, зал презентаций
Факультативный курс "Шахматы – школе". Программа первого года обучения
Избранные материалы из книги "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы" Избранные материалы из книги "Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя" Избранные страницы из пособия "Удивительные приключения в Шахматной стране" Империя ссылок Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/bibl-gl2.htm
© 2005 Сухин И.Г.