Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
И.Г.СУХИН "ШАХМАТНЫЙ ПОЕДИНОК С КОРОЛЕВОЙ ЗЛА: ПОБЕЖДАЕМ, НЕ ГЛЯДЯ НА ДОСКУ!"
Шахматный фрагмент выпускного праздника в мини-школе "Знайка-М" (для детей шести лет), 26 апреля 2009 года.
Праздник проведён в двух потоках:
1) с детьми группы №4 (16 ребят): 10.00 - 11.30
2) с детьми группы №4 (32 ребёнка): 12.00 - 13.30.
Шахматный фрагмент занял 15 минут.
Реализованный сценарий.
И.Г.Сухин (ведущий): Дорогие ребята и гости, как Вы знаете, я написал много книг для детей. В одной из них опубликована моя сказочная повесть "Страна Грёз", которую я также свободно выложил на своём сайте в Интернете (
http://suhin.narod.ru/alen2.htm). В этой повести злые дела вершит колдунья Королева Зла. И вот сегодня вы, ребята из "Знайки-М", должны помочь герою книги мальчику Алену одолеть Королеву Зла. И в этом Вам поможет умение играть в шахматы. Но для этого вы должны выдержать несколько испытаний. Согласны?Ребята: Согласны!
И.Г.Сухин: Вот первое. Для того чтобы сыграть шахматную партию, вы должны сначала правильно расставить начальное положение. Попробуйте сейчас хором рассказать моё стихотворение о начальном положении, которое начинается словами "Я смотрю на первый ряд…". Начали!
Ребята: Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши храбрые слоны.
И еще два поля есть,
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
(Примечание: впервые эту рифмовку я опубликовал, наверное, в книге
"Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет" (М.: Новая школа, 1994, с. 155-156), а придумал, естественно раньше).И.Г.Сухин: Молодцы. Вот второе. Ребята, представьте, что вы попали на странную планету, которая называется "Планета Наоборот". Те ответы, которые на Земле неправильны, - здесь считаются верными. Начнём игру.
1. На шахматных клетках-полях можно встретить: слона, бегемота или коня?
2. Самый сильный шахматист, это шахматист, который: лучше всех соображает, лучше всех дерётся, или лучше всех играет в шахматы?
3. Играя в шахматы, партнёры стараются побить: ферзя, ладью или друг друга?
4. Когда шахматную фигуру бьют, то её: ставят рядом с шахматной доской, кладут рядом с шахматной доской или выкидывают в форточку?
5. Прямой ряд клеток называется: горизонталью, вертикалью или лялялью?
(все дети "Знайка-М" ответили здесь безошибочно и раскатисто смеялись; данные вопросы - половина из моих 10 вопросов, впервые опубликованных мною в статье "Планета Наоборот: Как не утомить малышей формальной логикой" ("Учительская газета" 27 мая 2008 года, №22, с. 20), с небольшими изменениями; сама идея Планеты Наоборот придумана мною, я не встречал у других авторов этого симпатичного приёма в принципе; идею я придумал приблизительно в 2005 году, и реализовал её, например, в книге "Новые занимательные материалы" (М.: ВАКО, 2007, с. 4, задание "Удивительная планета").
И.Г.Сухин: Молодцы. Вот третье. Чтобы одолеть Королеву Зла нужно знать шахматную нотацию. Каждое шахматное поле на шахматной доске находится на пересечении горизонтали и вертикали. Горизонтали обозначаются цифрами - это легко. Вертикали обозначаются латинскими буквами - это трудно. А ну-ка, попробуйте вспомнить моё стихотворение о шахматных латинских буквах, которое начинается словами "Мы сидели на крыльце…".
Ребята: Мы сидели на крыльце,
Повторяли - а, бэ, цэ.
А потом спросили: "Где
Буква дэ и буква е?"
Папа, дай нам карандаш,
Мы запишем - эф, жэ, аш.
(Примечание: впервые эту рифмовку я опубликовал в пособии "Шахматы, второй год, или Учусь и учу" (Обнинск: Духовное возрождение, 2004, с. 10) и "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь. Часть 1" (Обнинск: Духовное возрождение, 2004, с. 7).
И.Г.Сухин: Молодцы. Вижу, что Вы готовы к решающему поединку, в котором Вы должны помочь мальчику Алену обыграть Королеву Зла. Но трудность заключается в том, что Вы должны обыграть её с закрытыми глазами - не глядя на шахматную доску. Это очень трудно! Кто из Вас готов сразиться с Королевой Зла?
Ребята: Я, я, я… (в двух потоках из 48 ребят поднялось порядка 20 рук; это, в самом деле, трудно).
И.Г.Сухин: Ладно, вижу, что многие хотят. Выберу смельчака с помощью известной считалки. "Эники, беники ели вареники, эники, беники, клёкс, вышел пузатый матрос" (в первом потоке был вызван Коля Себякин, во втором - Володя Ходонов). Тебе Коля (Юра) выпало выдержать это сложное испытание. Теперь выслушай главное. Ален уже начал свою партию с Королевой Зла и в их партии случилось положение, которое с помощью шахматной нотации записано вот на этом листочке. Тебе нужен помощник, который сможет прочитать, что здесь написано - какая-то тарабарщина (в первом потоке обошлись без помощника, а во втором потоке помощником стала Аня Савчук).
Помощник (читает): Белые, Ален: Кра6, Лс6. Чёрные, Королева Зла: Кра8. Ход белых. Ален не знает, что делать? Помоги ему, найди лучший ход.
Коля (Юра): Ладья це восемь, мат! (Коля затратил на решение примерно 20 секунд, а Юра - 5 секунд; при этом шахматных досок в классе не было, а демонстрационная доска была повёрнута лицевой стороной к стене, чтобы ребята даже теоретически не могли увидеть клетки шахматной доски; вдобавок, глаза у Коли и Юры были закрыты).
И.Г.Сухин: Проверяем, ставим это положение на шахматной доске (здесь я повернул демонстрационную доску лицом к залу, где сидели дети и родители детей, затем достал из кармана магнитные фигуры, приказал помощнику расставить исходное положение на шахматной доске, Коля с Юрой продемонстрировали решение и показали, что после шаха на це 8 Чёрному королю, в самом деле, некуда отступить - мат!). Верно! Победа! Королева Зла побеждена! Аплодисменты!
Замечу, что подобные задачи дети значительно успешнее решают в том случае, если разрешить им смотреть на пустую шахматную доску. Полностью решать задачи вслепую детям 5-6 лет очень трудно и очень полезно. Я подвожу к этому детей медленно, не спеша, вначале разрешаю смотреть на свои доски и водить пальцем по пустой доске. А на высшей стадии - вслепую, я прошу детей даже отводить руки за спину (так как наблюдал, как некоторые дети даже с закрытыми глазами водят пальцами перед собой, пытаясь облегчить себе задачу). В целом, генеральная линия на развитие способности действовать "в уме" реализуется поэтапно и успешно.
И.Г.Сухин "Второе шахматное занятие в мини-школе "Знайка-М": 22 сентября 2005 года"
"
Первое шахматное занятие нового сезона в мини-школе "Знайка-М": 13 сентября 2005 года". "Консультация по шахматам в мини-школе "Знайка-М": 17 сентября 2005 года". "Встреча педагогического коллектива мини-школы "Знайка-М" с родителями". И.Г.Сухин "Шахматы в мини-школе "Знайка-М". Зачем самых маленьких детей учить играть в шахматы? Шахматы в детском саду и до детского сада Шахматы и раннее развитие Шахматы и развитие детей от 3 до 7 лет О пользе шахмат: Экспериментальные результаты Избранные страницы из книги "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет" Избранные страницы из книги "Удивительные приключения в Шахматной стране" Избранные страницы из книги "Приключения в Шахматной стране" Чёрно-белая магия Ущелья Великанов Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе" Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе" Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе" Шахматный курс в начальной школе: история становления Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны” Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу” Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем” Империя ссылокПереход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru suhin_i@mail.ru suhin@yandex.ru
http://chess555.narod.ru/znaikaM6.htm
© 2009 Сухин И.Г.