Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

И.Г.Сухин "Консультация по шахматам в мини-школе "Знайка-М": 17 сентября 2005 года"

(информация по горячим следам)

New 18 сентября 2005: Вчера провёл в "Знайке-М" консультации для родителей. Папы, мамы, дедушки и бабушки новых (и старых) "знайковцев" мне понравились - видна их большая заинтересованность в развитии своих детей и внуков. Атмосфера была благожелательной, поэтому общаться с родителями мне было легко и радостно. Но страшно мало времени, всего по 35 минут на подгруппу. У 75% семей есть выход в Интернет, но лишь четверо родителей познакомились с фрагментом первого занятия, которое я специально для них выложил в интерактивной среде 14.09 - "Первое шахматное занятие нового сезона в мини-школе "Знайка-М": 13 сентября 2005 года". Подробности консультации - чуть ниже - в новом материале.

 

Ход консультации для групп №1 и №2

Вначале я рассказал о себе:

Игорь Георгиевич Сухин – старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской Академии образования, член Союза писателей России и СССР, член Координационного совета по развитию шахматного образования в системе образования РФ, председатель комиссии "Шахматы и образование" ДЮК РШФ, руководитель проекта "Шахматы детям" Министерства образования РФ, победитель V Всероссийского Августовского Интернет-педсовета-2004, автор официального министерского учебно-методического комплекта для начальной школы "Шахматы - школе", руководитель Интернет-проектов "Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов: Учиться на одни пятёрки" (http://chess555.narod.ru) и "Занимательные и методические материалы…" (http://suhin.narod.ru). Постоянный автор журнала "Мурзилка", лауреат издательства "Новая школа" в номинации "Самый многотиражный автор" (1995), дипломант 7-й московской ярмарки "Детская, развивающая и учебная литература" за книгу "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" (2001), победитель конкурса самодеятельных методических сайтов, проводимого Федерацией Интернет Образования" за Интернет-проект "Занимательные и методические материалы…" (2004). Автор 60-ти книг для родителей, учителей и детей, изданных тиражом свыше 1 млн. экземпляров, 10 из которых получили гриф "Рекомендовано Министерством образования РФ". Тематика книг: занимательная математика, шахматы, скороговорки, сказки, литературные викторины, тесты, кроссворды, логопедия и др.

 

Затем рассказал о своём подходе, примерно так:

Не все знают, что шахматы как учебный предмет в России уже с 1994 года в программе начальной школы! Шахматные программы с 1996 года практически ежегодно печатаются в таком нормативном документе как "Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы".

За последние два года были созданы сначала комиссия ДЮК РШФ “Шахматы и образование” (которую я возглавил), а затем и отдельная комиссия РШФ, сопредседателями которой стали Анатолий Евгеньевич Карпов и Леонид Иванович Абалкин. В Министерстве образования РФ впервые вышел специальный шахматный приказ №2211 “О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации”, а в 10 общеобразовательных школах Северо-Восточного округа г. Москвы, патронируемых А.Е.Карповым, стартовала Программа “Первый ход” (до этого она охватывала только одну школу №234), в которой используются мои шахматные учебники.

Я давно борюсь за то, чтобы шахматы стали полноправным школьным и дошкольным предметом. У нас в "Знайке-М" шахматы - давно полноправный предмет, надеюсь, мне удастся добиться этого и в масштабах всей страны. Иначе, зачем всё это? Ведь, шахматы для развития ребёнка уникальны и бесценны!

Традиционно мудрую игру принято рассматривать как триединство: наука, искусство и спорт. Мы же, говоря о шахматах для детей младшего возраста, подразумеваем не столько игру как таковую, сколько продуманно построенный процесс обучения шахматным азам в формах, доступных для детей каждой возрастной группы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре.

Поэтому мы выдвигаем следующий тезис: шахматы – школьный и дошкольный учебный предмет (включающий науку и искусство, но не спорт). С этой точки зрения мы рассматриваем шахматы как чётко структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр.

Базой для создания учебного курса стали теория доктора психологических наук П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, а также исследования доктора психологических наук Я.А.Пономарёва о психологии творчества и стадиях развития внутреннего плана действий.

Одна из обязанностей методистов перед обществом состоит в том, чтобы публиковать в Интернете свои наработки. Поэтому в июне 2001 года мы создали сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина" (http://suhin.narod.ru), на котором поместили министерские программы, статьи и большие фрагменты из книг. А в сентябре 2003 году для тех, кто осваивает в семье, в детском саду и в начальной школе учебный курс Минобразования РФ "Шахматы – школе" мы выложили в интерактивную среду методический сайт "Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов: Учиться на одни пятёрки" (http://chess555.narod.ru).

 

Затем я спросил: "Поднимите руки, у кого есть выход в Интернет?" 75% из примерно 25 присутствующих.

Мой следующий вопрос: "На шахматном сайте я недавно впервые дал 3 материала о шахматах в "Знайке-М". Кто читал их?" 1 человек.

 

Затем продолжил:

Я планирую и дальше время от времени давать материалы о ходе работы групп в Интернете, поэтому, мне важно знать, какова потребность. А другую информацию обо мне легко найти в Интернете на семейных и прочих сайтах, Интернет-родители никогда не ошибаются в оценках методик.

Перед тем, как раскрыть вам немного свою методическую кухню, отмечу, что, когда сам в 80-е годы решил интеллектуально развить свои маленьких дочерей, то столкнулся почти с полным отсутствием подходящей литературы. Перечитав всё наиболее ценное в библиотеках я установил, что начиная примерно с 4-летнего возраста детей нужно знакомить: а) с шахматами, б) с речевыми играми (чистоговорки, скороговорки, викторины, даже простенькие кроссворды), в) стихами и сказками с вопросами, загадками (сказки-загадки и т.п.) Все подобные задания я разработал сам, а затем каждую тему воплотил в отдельную книгу. Данный подход дал фантастический результат: обе дочери окончили школу с золотыми медалями. К настоящему дню старшая дочь получила красный диплом в МГУ (факультет иностранных языков) и преподаёт там же английский и немецкий языки и в 24 года защитила кандидатскую диссертацию, а младшая на отлично учится в МГЛУ (МГ лингвистический университет, юридический факультет), куда поступили без блата и без занятий с репетиторами, т.е. бесплатно.

Здесь в "Знайке" я веду только шахматы, поэтому самые ценные задания по другим предметам можете посмотреть в моих книгах.

Вернёмся к шахматам. Я работаю только по своим методикам и учебникам. Без ложной скромности отмечу, что в мире нет другой такой шахматной методики для обучения дошкольников. Но эффективность методики - половина успеха, вторая составляющая - правильная организация учебного процесса и контакт с детьми.

Я работаю по своим двум базовым пособиям - "Удивительные приключения в Шахматной стране" и "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет". Из первой я использую сказочную часть и задания на полномасштабной доске, из второй - дидактические задания на фрагментах доски. У нас примерно через урок в первый год чередуются сказочная часть с доской 8 на 8 и игра с педагогом на фрагментах.

У меня практически каждый урок - урок-театр со своими тайнами. Тайна - это очень важно! Не случайно в апреле 2005 года мои шахматные занятия снимал канал ТВ+.

Вот фрагмент первого уже прошедшего занятия с группами 1, 2, и 6. У меня есть несколько сценариев первого занятия. На этот раз я заранее приготовил нарукавную игрушку Клеточку, книгу "Удивительные приключения в Шахматной стране", вырезанных из первого издания данной книги персонажей Юру и опять Клеточку. Около классной доски на четырёх стульчиках я расположил 10 из 70 книг, которые я написал. Каждый малыш вначале сидел за отдельной партой (до физкультминуток и т.п.), а на доске перед ним лежала перевёрнутая клетками вниз цельная деревянная шахматная доска. Казалось, что просто деревяшка лежит. В этот и заключалась первая тайна. Вторая тайна - демонстрационная доска тоже располагалась клетками к доске, непонятно было для детей что это такое. Вот группа №1 вошла в класс, я с улыбкой рассадил малышей по стульчикам, вышел к доске и спросил, кто из ребят любит мультфильмы. Лес рук. Только один мальчик, сказал, что не любит. Затем спросил: "А кто любит сказки?" Здесь руки подняли все (также и в группе №2).

Затем я сказал, что меня зовут Игорь Георгиевич, что я писатель и показал рукой на некоторые написанные мной книги для детей. Сказал, что очень хорошо, что ребята любят сказки, потому что сегодня мы начнём совершать волшебное сказочное путешествие вместе с героями книги "Удивительные приключения в Шахматной стране". Чуть позже героиня книги Клеточка поздоровалась за ручку с каждым из ребят, сказала им, что она маленькая, а они большие и спросила не будут ли они её обижать. Ребята сказали, что не будут, Клеточка обрадовалась и т.п.

Все дети смотрят представление как зачарованные и по ходу сказки помогают главному герою. К исходу 25-й минуты первая глава книги вместе с "Загадками из тетрадки" пройдена. На эти загадки отвечают все ребята, помогая Юре. Вот эти загадки:

ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ

1. Покажи шахматную доску, какое-нибудь белое поле, черное поле. Какие поля больше: белые или черные?

2. Какая форма у шахматной доски: круглая или квадратная? А у шахматного поля?

3. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?

4. На каких полях ничего не растет?

5. Из каких досок не строят теремок?

6. В каких клетках не держат зверей?

7. Спрятались ли шахматные клетки в словах: поляна, тополя, поляк, полярник?

8. Какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки?

Скоро бой. И ждет войска

Деревянная ...

Раздался голос Короля:

Найдите на доске ...

 

Группы №1 и №2 понравились - все дети внимательно слушали и помогали героям книги-сказки, отсутствующих взглядов не было. Дисциплина - отличная. Когда знакомились с Клеточкой, 4-летняя Александра назвала себя по имени-отчеству. Такие случаи бывают, очень трогательно. В группе №2 папа Вити уже приобрёл книгу "Удивительные приключения в Шахматной стране" (московского издательства "Поматур", 2000; ростовское издание 2004 г. хуже, так как там не цветные иллюстрации, а это крайне важно для дошкольников) и Витя активно мне помогал.

 

Первые 6 занятий мы проходим по одной главе книги "Удивительные приключения в Шахматной стране" за урок с частичным решением "Загадок из тетрадки". А дома родителям желательно прорешать с малышами хотя бы часть этих заданий для закрепления материала.

Об этой книге:

2 ноября 2004: В работе очень важна отдача. Сегодня в мини-школе "Знайка-М" мы смотрели два моих шахматных диафильма, ребята сопереживали и помогали Юре, Клеточке, Весёлому Гномику. А после занятий, ко мне подошла мама Кирилла и сказала: "Мой сын не засыпает без Вашей книги "Удивительные приключения в Шахматной стране". Книга гениальная - спасибо Вам!" Ну, как после таких слов не работать!

Начиная с седьмого урока, через урок у нас игры педагога с детьми на фрагментах доски - из книги "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет". Для закрепления возможностей каждой фигуры, на уроке я провожу 3-4 сеанса одновременной игры (не я, а Весёлый Горизонталик - нарукавная игрушка) - мы разыгрываем простейшие положения. А дома желательно разыграть остальные положения для каждой из фигур из книги "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет", причём ребёнок не должен проигрывать. После 7-го урока играете ладьями, после 9 - слонами, после 11 - ферзями и т.д.

 

И ещё у нас есть рабочая тетрадь: "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 1" (их, правда, осталось мало). Она заполняется совместно ребёнком и взрослым, либо ребёнок ставит плюсы и минусы. Тетрадь ребёнок может приносить на уроки, и я ставлю отметки - контроль важен. Не обязательно приносить тетрадь на каждый урок, а только тогда, когда им сделаны новые задания. Если не успели, сделаете позже, комплексовать не следует.

А САМОЕ ГЛАВНОЕ: Я ОБЪЯСНИЛ, КАК ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ НА УЛИЦЕ, ВО ДВОРЕ БЕЗ ШАХМАТНЫХ ФИГУР - ТУТ ЕСТЬ МАЛЕНЬКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ТОНКОСТЬ!!!

 

Это шахматы. Теперь коротко о нешахматных подходах, которые могут помочь развить ребёнка:

 

1. Специальные загадки: пример, где ответ спрятан в конце. Почему-то другие авторы мало используют данный приём, а он необычайно важен:

Кто сидит у окошка?

Кто родился первого июля?

Кто забрался под диван?

(Из пособия "Новые 500 загадок – 70 кроссвордов" - http://suhin.narod.ru/zag1.htm)

 

 

2. Сказки-загадки: суть в том, что ребёнок должен знать основные стихи и народные сказки и отвечать на вопросы определённого рода.

Так в пособии "Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников" http://suhin.narod.ru/zag2.htm)

в разделе "Приключения гномов в тридевятом государстве" 3 гнома путешествуют по народным сказкам, некоторые из которых переделаны - нужно указать ошибки. Это легко, но важно. Вот одно из типичных заданий:

"Есть много сказок о животных. И вот некоторые из животных спрятались в таких словах: БАРАНКА, ИКОТА, ВОЛКОДАВ и т.п."

Отсюда же - некоторые герои сказки написаны с ошибками, путь дети правильно назовут героя: БАБА БЯКА, ЖАР-МУХА, СИВКА-МУРКА и т.д.

 

3. Тематические литературные викторины и кроссворды - Волшебные слова, Волшебные средства и др.

Пример, кто говорил такие слова: "По щучьему веленью, по моему хотенью…", "Лети, лети, лепесток…" И т.д.

(Из пособия "Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все" - http://suhin.narod.ru/vic4.htm).

 

А также викторино-кроссворды, составленные по одному призведению (стихотворению). Они составлены только по одному известному произведению, принцип - вспомни рифму, пример - "Стыдно старому реветь, ты не заяц, а …" Ребёнок говорит вам ответ, а вы вписываете ответ в клетки. Ребёнок следит за процессом, и быстрее захочет научиться читать и писать сам. Мои дочери уже в 4-5 лет сами вписывали буквы, иногда зеркально, иногда неправильно - это не страшно.

(Из пособия "Литературные кроссворды для дошкольников и младших школьников" - http://suhin.narod.ru/zag5.htm).

 

4. Чисто речевые игры: чистоговорки и скороговорки.

Сейчас много книг по развитию речи, но ни где определённый звук не выделяется чисто. Кроме, как, например, здесь - "Весёлые скороговорки для непослушных звуков" - http://suhin.narod.ru/skor1.htm)

- Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Это лишь одна из наших авторских находок, здесь в КАЖДОМ слове только один проблемный звук (Щ). У других авторов я такого подхода не встречал. Такие тексты очень трудно придумывать (ещё чтобы не было сонорных Л и Р, как в тексте с Кощеем.

А вот примеры на звук С: "У соседа домоседа сосед непоседа, у соседа непоседы сосед домосед" и "У Сысоя усы от носа до пояса".

(Из пособия "Чистоговорки, наоборотки, запрятки на звук "С" -

http://suhin.narod.ru/log1.htm).

 

5. Обязательно читать детям много стихов, в том числе о Москве, ведь сейчас в школе проблемный предмет Москвоведение. Плюс викторины. Это всё есть, например, в сборниках "Москва в стихах для детей" - http://suhin.narod.ru/vic2.htm и "Стихи о Москве для учителей и учеников" - http://suhin.narod.ru/vic3.htm).

 

6. Занимательная математика. В РФ на эту тему сейчас очень мало оригинальных работ. Таких, как в книге "800 новых логических и математических головоломок" - http://suhin.narod.ru/mat1.htm и др.

 

Ход консультации для групп №3 и №5 (второй год обучения, коротко)

Частично я рассказал о том же, что и первому потоку, не буду повторяться.

В группе №5 выделялась Полина Волович. Она озадачила меня тем, что дала самое потрясающее определение шаха, которое я когда-либо слышал: "Шах - это такой мат, от которого можно сбежать королю" (дословно!) Какое изящное логическое построение! Это перефраз определения мата; мат - шах, от которого нет защиты. Обрадовало, что Максим Исаев не забыл принести рабочую тетрадь (единственный из всех!), причем показал новые решённые задачи, за которые получил законную пятёрку. Повзрослел Данила Волошин, целеустремлённее стал Серёжа Самойлов, старательны Алёша Липанов, Андрей Захаров и другие ребята.

Базовые пособия второго года обучения:

Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для четырёхлетней начальной школы, второй год обучения. – Обнинск: Духовное возрождение, 2003. Большой формат, переплёт, цвет. ил., 160 с.

Шахматы, второй год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 2004.

Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь: Часть 1. - Издательство "Духовное возрождение" (Обнинск), 2004, 32с.

Но сначала у нас повторение:

"Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ" (32 с.).

 

Рассказал также "Смешные случаи в "Знайке"

1. Я рассказывал четырёхлетним детям 2 декабря 2003 года, что моя старшая дочь раньше сама выпускала рукописные газеты "Наша дача", "В мире животных", шахматную "Каисса". Вот такие (показал). И тут Настя Шапиро говорит:

- Вообще, у УЧИТЕЛЁВ не бывает своих дочек!

Гениально сказано. И логично, ведь с точки зрения ребёнка, если бы были свои дочки, то и занимался бы с ними, а не с чужими!

2. Дома папа показывал Никите диафильм. Затем Никита сказал:

- Папа, ты пропустил кадр.

Папа разозлился и выбросил фильмоскоп в окно (Товарищи родители, не берите пример с такого папы, сохраняйте выдержку).

3. На вопрос о самых нелюбимых фигурах Рома Соловьёв забавно ответил: "Пешки. Их все съедают".

 

Рассказал родителям, что в первый год обучения дети не должны проигрывать. Бывают такие принципиальные папы (и нередко), которые принципиально не поддаются детям. Им я говорю: "И не надо поддаваться, берите себе одного короля, а ребёнку - полный комплект фигур! Это будет честная игра!

Напоминаю замечательную фразу героя В.Драгунского. Дениска Кораблёв: "Ещё я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо".

Ещё объяснил, что ни в коем случае нельзя говорить сыну: "Ты плохой мальчик". Следует говорить: "Ты просто поступил плохо". Обязательно различайте поступок ребёнка и его личность - известная педагогическая аксиома.

И ещё на консультации я коснулся вкратце многих важных тем, например, как заниматься с "шустриками" и как с "мямликами" (это есть в книге "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет"), почему вредны детские турниры, как дети воспринимают шахматную доску, можно ли детям смотреть телевизор, полезны ли мультфильмы (только советские, а западные, в том числе и диснеевские, имеют огромный уровень подсознательной агрессии) и т.д. и т.п.

ВНИМАНИЕ: ВТОРОЕ ШАХМАТНОЕ ЗАНЯТИЕ ВО ВСЕХ ГРУППАХ БУДЕТ В ЧЕТВЕРГ 22 СЕНТЯБРЯ, А НЕ ВО ВТОРНИК 20 СЕНТЯБРЯ, А В ДАЛЬНЕЙШЕМ - ТОЛЬКО ПО ВТОРНИКАМ.

(материал написан по горячим следам без литературной обработки)

 

"Встреча педагогического коллектива мини-школы "Знайка-М" с родителями".

И.Г.Сухин "Шахматы в мини-школе "Знайка-М".

 

 

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

suhin@yandex.ru

http://chess555.narod.ru/znaikaM4.htm

© 2005 Сухин И.Г.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz