Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

И.Г.СУХИН

ЧЁРНО-БЕЛАЯ МАГИЯ УЩЕЛЬЯ ВЕЛИКАНОВ

(шахматная сказка)

("Книга-выручалочка по внеклассному чтению: Выпуск 2" – М.: Новая школа, 1994, с.10-15)

 

 

Жил-был добрый великан. Звали его Добрыня. Он был ещё маленький – ниже пятиэтажного дома, ведь ему ещё и пяти лет не исполнилось. Вот папа его – тот высокий был, как небоскрёб.

Жил Добрыня в Ущелье Великанов с папой и мамой, которые целыми днями занимались разными делами и поиграть с малышом не успевали.

Очень скучал Добрыня, играть самому с собой ему надоело, и задумал он с кем-нибудь подружиться. Но в ущелье других детей-великанов не было, а люди, которые жили в ближайшем селении, почему-то боялись Добрыню. Каждый раз они в страхе разбегались, когда Добрыня подходил к ним.

– Постойте, не убегайте! Я хочу играть с вами! – звал их Добрыня своим раскатистым голосочком.

Но куда там! Люди улепётывали – только пятки сверкали! А Добрыня горько плакал и никак не мог в толк взять: чего же они боятся?

И вот повезло Добрыне. На одной солнечной лужайке он увидел девочку в синенькой шапочке, которая задумчиво сидела на пеньке. Добрыня тихо-тихо подошёл к ней, встал на колени и наклонил голову. В руках у девочки он заметил малюсенькие причудливые игрушки.

Девочка подняла голову, увидела великана и испугалась. Но у него было такое добродушное лицо, что девочка засмеялась:

– Какой большой!

Добрыня смутился и покраснел.

– Большой, давай играть.

– Давай! – обрадовался великан. – Только я не Большой, я – Добрыня.

– А меня зовут Оля, – важно сказала девочка и снова прыснула от смеха.

– Давай в догонялки поиграем или в прятки? – предложил Добрыня.

– Не-е-ет, – протянула Оля. – В догонялки я тебя не догоню. А в прятки ты меня не найдёшь. Лучше в ШАХМАТЫ поиграем.

– Я такую игру не знаю... Значит, ты со мной не будешь играть? – огорчился Добрыня.

– А хочешь, я тебя научу?

– Да! Да! Да! – запрыгал от радости Добрыня. Земля заходила ходуном, деревья стали раскачиваться из стороны в сторону, пригибаясь до самой земли. Оля в ужасе зажала уши.

Когда Добрыня утихомирился, Оля ему строго сказала:

– Больше, пожалуйста, не скачи, как козлик. А говори лучше шёпотом.

Добрыня оробел, растерянно заморгал. От этого поднялся ветер и чуть не сбил с Оли шапочку.

– И не моргай, – добавила Оля. Она раскрыла ладонь и показала Добрыне крошечные деревянные фигурки.

– Это твои игрушки? – поинтересовался Добрыня.

– Это не игрушки, а ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Ими играют в шахматы. Смотри: это БЕЛЫЕ и ЧЁРНЫЕ КОНИ. Видишь, они похожи на лошадок.

– А это что? – Добрыня сорвал стебелёк и показал на самые маленькие круглоголовые фигурки: светлую и тёмную.

– Это БЕЛАЯ и ЧЁРНАЯ ПЕШКИ. Запомнил?

– Запомнил, – кивнул Добрыня. – Кони и пешки. А это что? – И он указал на фигуры-башни.

– Это ЛАДЬИ. БЕЛАЯ и ЧЁРНАЯ, – объяснила Оля.

– Кони, пешки, ладьи, – повторил Добрыня. – Я хорошо запоминаю. Но фигуры очень маленькие: я их плохо вижу.

– Других у меня нет... – вздохнула Оля. – А ещё несколько фигур потерялись.

– Шахматы, фигуры, кони, пешки, ладьи, – ещё раз повторил великан. – А знаешь, Оля, кажется, у папы есть такая игра и такие фигуры. Он от меня их прячет: боится, я их тоже растеряю. Пойдём попросим у него?!

Добрыня очень боялся, что Оля не согласится.

– Пойдём. Но не сегодня, а завтра, – предложила Оля. – Ладно?

– Ладно, ладно! – обрадовался Добрыня и вприпрыжку побежал в ущелье.

– Просила же не прыгать! – строго посмотрела ему вслед Оля.

 

Дома родители спросили Олю: где она так долго пропадала?

– Да так, с одним знакомым великаном заболталась, – махнула рукой Оля.

– Выдумщица! – улыбнулись папа и мама.

 

На следующий день Оля заметила Добрыню ещё издали. Он возвышался над лужайкой, как каменное изваяние.

– Оля пришла! Пришла Оля! – Добрыня радовался потихоньку, чтобы его снова не ругали за шумливость.

Девочка отважно забралась великану на ладонь и вскоре удобно устроилась у Добрыни на плече. Добрыня заранее попросил маму пришить ему к плечу крошечную корзинку. Оля встала в неё, взялась обеими руками за ручку корзинки и уже не боялась упасть.

Добрыня, осторожно ступая, пошёл в замок великанов.

– Где же твоя подружка? – удивлённо спросил папа-великан.

– Да вот же, на плече!

Папа-великан нагнулся, но всё равно ничего не увидел. Тогда мама-великанша протянула ему увеличительное стекло.

– Здравствуйте, – поздоровалась Оля, глядя на папу-великана сквозь стекло.

– Здравствуй, малявочка, – заметил наконец девочку папа-великан.

– Я не малявочка, я – Оля.

– Прости, малявочка... Ой, прости, Оля. Так это ты будешь учить моего малыша в шахматы играть? Вот и хорошо! Я подарю вам необыкновенные живые шахматные фигуры, которые мне привезли из дальних стран.

Папа-великан повёл Добрыню в игровую комнату замка. Там, на дубовом столе, стоял игрушечный дворец, вход в который охраняли восемь белых и восемь чёрных пешек-солдат, ростом чуть пониже Оли.

– Смотри, Добрыня! В шахматы играют как раз восемь белых и восемь чёрных пешек.

Дворцовые часы пробили два часа, и к пешкам вышли две белые и две чёрные башенки.

– Папа, это же ладьи! Мне и о них Оля уже рассказала! – обрадовался Добрыня.

–Молодец, Оля! – похвалил папа-великан. – Ну, я теперь пойду – не буду мешать вашим занятиям.

– А шахматные кони тоже прискачут, да? – спросил у Оли Добрыня.

В тот же миг из дворца выскочили два белых и два чёрных коня.

– Интересно, какие ещё фигуры мы увидим? – прошептал Добрыня.

В это время в дворцовых дверях появились две светлые и две тёмные островерхие фигуры.

– Это БЕЛЫЕ и ЧЁРНЫЕ СЛОНЫ, – объяснила Оля.

За слонами неторопливо и величаво прошествовали две красивые высокие фигуры с маленькими шариками на верхушках. Одна фигура была светлой, а шарик имела тёмный. Вторая фигура была тёмной, а шарик имела светлый.

– Это БЕЛЫЙ и ЧЁРНЫЙ ФЕРЗИ, – сказала Оля.

– Ферзи свои шапочки перепутали! – засмеялся Добрыня.

– Ничего мы не перепутали, – обиделись ферзи.

– Верно, в шахматном войске так принято: белым ферзям носить чёрные шапочки, а чёрным ферзям – белые, – подтвердила Оля.

А затем Добрыня увидел две самые высокие фигуры, очень похожие на ферзей. Но на головах у них красовались не шарики, а нашлёпки.

– Это БЕЛЫЙ и ЧЁРНЫЙ КОРОЛИ. У них тоже нашлёпки другого цвета.

– Вижу, вижу, – закивал Добрыня. – У белого короля – чёрная шапочка, а у чёрного короля – белая шапочка.

Тут Добрыня снова посмотрел на дворцовые двери, ожидая, кто же выйдет ещё.

– Всё, Добрыня. Других фигур в шахматном войске нет. Только пешки, кони, ладьи, слоны, ферзи и короли, – сказала Оля.

Часы пробили три часа. Оля заторопилась домой.

– А завтра будешь меня учить дальше? – спросил Добрыня.

– Буду. Приходи опять на лужайку. А сейчас отнеси меня домой.

И Добрыня зашагал к Олиному селению.

 

Олины папа и мама уже волновались: где же дочка? Они вышли во двор и стали звать:

– Оля! Оля!

И тут перед ними возник великан. Не успели папа и мама испугаться, как великан опустил руки вниз, и с его ладони соскочила улыбающаяся Оля.

А великан так же быстро ушёл.

Папа и мама с удивлением смотрели на дочку. Как же это великан её отпустил?

– Я же говорила, что у меня есть друг-великан. Я учу его играть в шахматы. Он уже запомнил названия шахматных фигур! – похвасталась Оля.

– Чтобы больше никаких великанов! – в один голос закричали папа и мама. – Он же тебя съест, раздавит, потеряет, уронит!!!

– Он же очень добрый и хороший, мой Добрыня. И ещё... Он маленький, а играть ему не с кем, – объяснила Оля и побежала в дом.

 

Зачем самых маленьких детей учить играть в шахматы?

Избранные страницы из книги "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет"

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/magia.htm

© 2003-2009 Сухин И.Г.

Hosted by uCoz