Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

 

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

V ВСЕРОССИЙСКИЙ АВГУСТОВСКИЙ ИНТЕРНЕТ-ПЕДСОВЕТ - ГЛАВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ 2004 ГОДА

 

Из официальных материалов, опубликованных перед "@П-2004", август 2004

 

"Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Фонд поддержки российского учительства, Федерация Интернет Образования при поддержке Российской академии образования, АНО "Информационные технологии в образовании" объявляют о проведении V Всероссийского @вгустовского Интернет-педсовета ("@П-2004") по теме "Толерантность. Профессионализм. Инновации", который будет проходить с 23 по 31 августа. Всероссийский @вгустовский Интернет-педсовет - научно-практическая конференция, которая проводится в рамках конгресса конференций "Информационные технологии в образовании". Это своеобразный "День открытых дверей в Интернет" для системы образования, акция, которая позволяет повысить эффективность традиционных педагогических советов и объединить усилия педагогов, ученых, управленцев и родителей в обсуждении актуальных вопросов образования в преддверии нового учебного года. Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко откроет пятый юбилейный Всероссийский @вгустовский Интернет-педсовет. Церемония открытия состоится 23 августа, в 8.30 утра. Прямая аудиотрансляция с открытия будет осуществляться на сайте Педсовета http://pedsovet.alledu.ru В открытии также примут участие руководитель Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин, директор Департамента государственной политики в области образования Министерства образования и науки Исаак Калина, Ответственный секретарь ФИО Сергей Монахов, исполнительный директор Фонда поддержки российского учительства Сергей Сафронов. В течение полутора часов участники церемонии будут общаться с представителями педагогической общественности российских регионов".

 

 

И.Г.Сухин "Августовский педсовет - да или нет: субъективный взгляд новичка"

 

Да или нет? Разбираться с этим вопросом я начал с доклада Александра Драхлера "К вопросу об Интернет-зависимости педагога". Вот некоторые важные положения данного доклада. Его автор отмечает, что Августовский Интернет-Педсовет, формирует профессиональное сообщество, устанавливает обратную связь, популяризирует информационные технологии, оказывает информационную поддержку, изучает общественное мнение. Слово А.Драхлеру: "Интернет-педсовет - всероссийская научно-практическая конференция, которая проводится с 2000 года, в августе, перед началом нового учебного года в он-лайн режиме на сайте http://pedsovet.alledu.ru... Соответственно, отсюда вытекают и задачи мероприятия. Оперируя “казенным” языком, это – привлечение целевой аудитории на площадки @вгустовского Интернет-Педсовета, мотивирование его участников на продуктивное общение, получение итогового продукта, обобщающего коллективный опыт… Педагоги (специалисты). Для них Интернет-педсовет – это возможность: общаться с коллегами других регионов (общение в ревалентной группе); познакомиться с новинками в области методических подходов и практик предметного преподавания; получить ответы от представителей министерства образования и науки на вопросы, касающиеся правового и административного регулирования деятельности образовательных учреждений в наступающем учебном году; обсудить стратегические направления развития российского образования в целом. Управленцы и администраторы присутствуют на Интернет-Педсовете с целью: Установить обратную связь с педагогами, в первую очередь – с представителями регионов; Иметь возможность донести до широкой общественности новые идеи и подходы, связанные с управлением образования на этапе реформирования образования и социальной сферы. Особенное значение эта возможность приобретает сегодня, когда в послании Президента Российской Федерации развитие образования и его адекватность рынку труда, обозначена как одна из приоритетных задач. Для родителей Интернет-Педсовет является: Возможностью глубже понять процессы, происходящие в современном российском образовании; Каналом прямого общения с лучшими педагогами страны; Возможностью получить ответы на свои практические вопросы, касающиеся нюансов работы образовательных учреждений, где обучаются их дети".

И мой первый личный опыт участия в данном мероприятии подтвердил, что всё это имело место. Более того, Интернет-педсовет предельно демократичен и удалось обменяться мнениями со всеми: от учителей до министров. А наметившиеся контакты, надеюсь, будут способствовать скорейшему решению ряда проблем. Именно благодаря Интернет-педсовету нам удалось способствовать оперативному принятию 01.09.04 Минобразования Хабаровского края Приказа №618 "О развитии шахматного образования" и т.п.

Теперь, собственно, о мероприятии. Единственное, что оказалось не очень удобным, - обязательная регистрация. С другой стороны, я сам очень не люблю, когда на некоторых сайтах некие "инкогнито" лоббируют некие интересы, используя грязные технологии. Всё логично, - хочешь высказаться, назови себя. Важной оказалась рубрика "Кто управляет образованием?" Сейчас в этой области такие перемены, что и специалисту сразу не разобраться. В ряду прочих отмечу 3 плюса Педсовета:

1) прекрасная библиотека, жаль, что и она доступна только после регистрации (я разместил в ней и 4 своих докладов "Шахматы в начальной школе" - http://pedsovet.alledu.ru/document/863/1745, "Занимательная математика в начальной школе" - http://pedsovet.alledu.ru/document/863/1777, "Литературные викторины в начальной школе" http://pedsovet.alledu.ru/document/863/1804 и "Скороговорки в начальной школе" http://pedsovet.alledu.ru/document/863/1825);

2) содержательные общие форумы (пожалуй, я был самым заинтересованным участником обсуждения вопроса авторских прав, термина "дискуссия" и т.п. - постараюсь об этом написать чуть позднее);

3) оживлённая секционная работа.

Последней коснусь особо. Всего работа велась в 20 секциях. К сожалению, не было дошкольной секции (не нашлось специалиста), а в работе секции "Начальная школа" по ряду причин не смогли принять участие авторы некоторых УМК. После Педсовета я обменялся с ними мнениями по поводу общей ситуации в РФ, сложившейся вокруг дошкольного и "младшешкольного" сегмента в образовании (назовём его условно ДМСО). Все, с кем я разговаривал в первые дни сентября, подчёркивали, что ДМСО - фундамент, база не только школы, но и всей системы образования, однако внимания к нему со стороны нового руководства Минобразования явно недостаточно (большой Отдел "Начальной школы" в МО сжался как шагренева кожа до 1 человека и т.п.) О какой продуктивной работе в старших классах может идти речь, если ДМСО забыт и заброшен? Вместе с тем, все специалисты в области ДМСО выражают надежду, что это явление временное (болезнь переходного периода), и вскоре всё нормализуется.

Основное участие в "@П-2004" я принял именно в секции "Начальная школа" - очень хотелось помочь именно данному важнейшему направлению, тем более, что я автор шахматного УМК, а недавно принят Приказ Минобразования РФ №2211 "О развитии шахматного образования в системе образования РФ". Руководство "@П-2004" любезно предоставило мне консультационную линию, по которой российские педагоги и родители имели возможность задавать вопросы по различным аспектам начальной школы (а также дошкольным). По моей консультационной линии (Вопрос-ответ) - http://alledu.ru/interview/863/119 - на все полученные вопросы был дан ответ. Три последних пришло в последний момент, и я благодарен руководству “@П-2004” за то, что оно помогло мне своевременно ответить на них. По этому поводу я написал в “@П-2004”: "Благодаря помощи руководителя проекта Александра Борисовича Драхлера в консультационной линии секции "Начальная школа" удалось своевременно разместить ответы на три вопроса, пришедшие в последний момент. Честно говоря, не часто в наше время приходится сталкиваться с такой заботой руководителей в России, поэтому это особенно важно и ценно. Ведь, вдумайтесь в суть проблемы: сегодня уже последний день, море эмоций по всем вопросам уже выплеснуто, но некоторые педагоги только сегодня приехали из отпуска, из командировки и т.п. Им важно тоже заявить о себе на главном педагогическом событии года, попросить совета и услышать ответ. Неужели мы можем позволить себе проявить к ним неуважение? Ведь в свои годы и мы оказывались в подобной ситуации, и нам всегда помогали. Ещё раз спасибо Александру Борисовичу лично и всему коллективу, участвующему в Августовском Педсовете, за огромную оперативную помощь в решении абсолютно всех проблем и внимание ко всему учительскому корпусу. Спасибо от всех!"

Кроме консультационной линии, обсуждение проблем начальной школы велось и в секционных форумах: "Консультационный совет по общим вопросам развития начального образования", "Обучение одарённых детей младшего школьного возраста", "Современная школа. Проблемы и перспективы развития", "Шахматы как предмет начальной школы", "Нравственный потенциал искусства…", "Взаимодействие классного руководителя, психолога, родителя…" и др. При этом шахматная тематика обсуждалась сразу в ряде форумов. На плечи координатора секции - учителя информатики школы №143 г. Москвы Маргариты Евгеньевны Егоровой - в дни Педсовета выпала огромная нагрузка, поэтому я, в меру сил, старался ей помогать. Очень интересными были обсуждения и в остальных секциях. Сожалею, что не смог посетить все секции, всё-таки самому приходится платить за траффик (мой дом подсоединён к сети "Метронет"), а это достаточно дорогое удовольствие. Тем не менее, я регулярно подключался к обсуждениям в секциях "Общественные дисциплины" (там самые полезные консультационные линии), "Библиотеки - для школы" (огорчило, что мало обсуждались вопросы библиографии), "Математика" (я поднял вопрос о занимательных пособиях), "Русский язык и литература" (также поднял вопрос о занимательных пособиях и принял участие в обсуждении вопроса о включении фантастики в школьную программу) и "Школьный психолог" (координатором был поднят вопрос о внутреннем плане действий, здесь вопрос о шахматах пришёлся как нельзя кстати).

Резюмирую: Мероприятие оставило приятное впечатление. Здесь я коснулся лишь нескольких его аспектов, тех, которые "задели" именно меня. Вся полнота информации - на сайте http://pedsovet.alledu.ru.

 

Некоторые важные материалы сайта http://chess555.narod.ru

 

Приказ Минобразования РФ №2211 от 18.05.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации"

 

"Шахматные" Приказы Министерства образования РФ

 

О пользе шахмат: Экспериментальные результаты

 

Шахматы в школе

 

Программа "Шахматы, первый год"

 

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

 

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

 

Программа "Шахматы, второй год"

 

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

 

Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”

 

Программа "Шахматы, третий год"

 

Империя ссылок

 

На главную страницу

 

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

 

 

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/z_pedsovet1.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz