Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
И.Г.СУХИН
Фh5 СНИМАЕТ ФРАНЦУЗСКИЕ СКАЛЬПЫ
Из цикла "Фh5 снимает скальпы": Французский скальп №1 (В шутку и всерьёз)
История первая. В годы, когда активно играл в турнирах, почти всегда начинал белыми 1. е4 и огорчался, когда в ответ следовало 1…е6. Если чёрные отвечали 1…е5, то это приветствовал и с удовольствием вёл партнёра в шотландский гамбит в следующей интерпретации: 1. е4 е5 2. Кf3 Кс6 3. d4 еd 4. с3. Этот гамбит ничего особого белым при точной игре чёрных не сулит, но в 70-90-е гг. партнёры, имеющие первые разряды, да и кандидаты в мастера, редко реагировали правильно, поэтому в некоторые отрезки времени дебют этот гарантировал порядка 100%-й результат. Там всё просто - заманиваешь противника на свою территорию (т.е. на проанализированные дома форсированные варианты) и бьёшь. А вот перед французской защитой подчас пасовал - никак не мог найти за белых удовлетворяющего меня варианта. Сначала, в период 3-2 разряда играл, как и многие: 1. е4 е6 2. d4 d5 4. Кс3. Затем долгие годы избирал против "французов" за белых систему Нимцовича: 1. е4 е6 2. d4 d5 4. е5. И если в ней чёрные строго по А.И.Нимцовичу атаковали "базу" d4 (путём с5), то это ещё можно было пережить. Но если они не "по науке" в подходящий момент рвали с другой стороны f6, то порой я оказывался в худшей позиции. А в конце карьеры стал избирать малоизвестный вариант 1. е4 е6 2. d4 d5 3. еd еd 4. c4. Во всех случаях - без особого успеха. Поэтому несколько лет назад в Ханты-Мансийске я вполне честно "пожаловался" чемпиону России 1993 года гроссмейстеру А.М.Безгодову, что не понимаю французскую защиту. Гроссмейстер с присущим ему юмором поддакнул: "Я тоже". И вот, как только я стал регулярно в блиц применять Дебют дилетанта, то решил попробовать 2. Фh5 и здесь. А всё потому, что уж после 1...е6 ход 2. Фh5 выглядит совсем нелепо! В самом деле, если после 1. е4 е5 2. Фh5 белые худо-бедно атакуют ферзём пешку е5, выгадывая время для 3. Сс4 (а потом – изредка – ставят детский мат), то при 1. е4 е6 2. Фh5 настырный белый ферзь просто-напросто нарывается на неприятности, и, прежде всего, подставляется под темповое 2…Кf6. Глупо? Глупо! Поэтому я так и решил играть.
12.01.2012
Сухин – "guest44"
Интернет: портал “Шахматная планета”, суперблиц - по 2 минуты каждому на партию
Вариант дилетанта-оптимиста во французской защите
1. e4 e6
2. Фh5 …
В компьютерных базах я нашёл только 7 партий, где было так сыграно. Это плюс! Хороший плюс. В двух победили белые, в пяти – чёрные. Это тоже плюс – пусть чёрные считают, что здесь всё безоблачно.
2… Kf
6Понятно, что в этой позиции чёрным очень трудно отказаться от соблазна избрать темповое продолжение 2…Kf6. Неудивительно, что примерно 80% Интернет-противников сыграли именно так (это может облегчить белым подготовку к партии).
Но есть и ряд других, возможно более лучших, возможностей. Прежде всего, очень хорошо смотрится 2…g5. Так пока против меня не играли, но после 3. Ф:g5 Лg8! белому ферзю придётся хорошо побегать - но к этому белому ферзю не привыкать и в Дебюте оптимиста. Затем хрестоматийное 2…d5 (именно так сыграли в трёх партиях из семи чёрные, если верить компьютерным базам). Этот ход имеет только один забавный подводный камешек. Давайте посмотрим, что приключилось в партии Mamontov S. - Levtsun T. (Украина, 2009): 1. e4 e6 2. Фh5 d5 3. Сb5+? Сd7? (сильнее очевидное 3…с6; я три раза рискнул сыграть в блиц 3. Сb5+?; мне было интересно проверить, сыграет ли хоть кто-нибудь Сd7?; никто из троих так не сыграл).
Ход белых. Догадаетесь ли вы, как здесь сыграли белые в партии Mamontov - Levtsun?
В партии Mamontov S. - Levtsun T. далее последовало: 4. ed! С:b5? (чёрных губит жадность; простое 4…Кf6 вело к позиции, в которой у чёрных был бы некоторый перевес в развитии) 5. de! (ай да пешка!) 5…Сс4?? (чёрные спасают слона, но теряют… короля; следовало играть 5…Фе7 6. Ф:b5+ с6 7. Фе2 Ф:е6, с лишней пешкой у белых).
Mamontov - Levtsun. Белые начинают и объявляют мат в один ход
Здесь в партии Mamontov - Levtsun последовал заключительный аккорд: 6. Ф:f7Х. Вот так чудо! Но вернёмся к партии Сухин – "guest44".
3. Фh4 Се7
Рука так и чешется сделать за чёрных этот сильный ход (3…Се7), ведь чернопольный слон чёрных недвусмысленно начинает присматриваться к белому ферзю (вот приподнять бы только коня f6 над доской, да слопать наглого белого ферзя). Да и компьютер добродушно одобрительно кивает на 3…Се7: "Верной тропой идёшь, товарищ". Это тоже белым плюс.
4. е5 …
Белые и так отстали в развитии, и опять нарушают все каноны – ай, ай, ай, ведь ещё великий русский мастер А.Петров указывал, что негоже при отсталости в развитии идти на пятую горизонталь центральной пешкой. Согласен. Но… пижонить, так пижонить, тем более что начинается очень конкретная игра. Я сейчас посмотрел: первую Интернет-партию на этот вариант я сыграл 13 декабря 2011 года против игрока с ником FGS (по 2 минуты на партию). В ней было: Сухин – FGS: 4. d3 d5 5. е5 Кfd7 6. Фg3 g6 7. d4 с5 с приблизительным равенством. На 41-м ходу белые выиграли. То, что первая партия худо-бедно была выиграна, внушает дилетантам сдержанный оптимизм.
4… Kd5
5. Ф
g3 …Вот оно – то поле, на которое стремился попасть белый ферзь! Хорошо оно или нехорошо? Поживём – увидим.
5… 0-0
Белые заставили чёрного короля встать напротив. Белому ферзю это нравится, а чёрных (особенно, если чёрными играет ребёнок) должно нервировать и провоцировать ошибки. Лично я очень неуютно до сих пор себя чувствую, если ферзь противника столь нахально посматривает в сторону моего короля.
6. d4 …
Здесь у белых есть и альтернатива: 6. К
f3 – чтобы исключить манёвр 6…Сh4. Ход 6. d4 так же нахален, как и многие предыдущие ходы белых – у белых не развита ни одна лёгкая фигура, а у чёрных в игре уже две, да ещё и рокировка сделана! По всем канонам – белым уже пора сдаваться. Не спорю. Может быть. Но для блица позиция очень хороша, так как имеет свои тактические нюансы, в которых не каждый партнёр разберётся. Можно ли так раз-другой сыграть в серьёзной партии? Полагаю, раз-другой можно.6… c5?
Импульсивное шаблонное решение, которое выбрало против меня уже порядка десяти партнёров. И это при том, что угроза белых стандартна и прозрачна. И позиция чёрных сразу же из вполне приятной становится "бескачественной". А начинающие шахматисты должны запомнить следующий типичный манёвр белых, с помощью которого они выигрывают качество во многих дебютах.
БЕЛЫЕ НАЧИНАЮТ И ВЫИГРЫВАЮТ КАЧЕСТВО
7. Сh6 Ch4??
Не менее нахальная контратака. Конечно, чёрным следовало расстаться с качеством после 7…
g6 8. С:f8 и постараться использовать свой перевес в развитии. Хотя во всех партиях, в которых чёрные избрали против меня 7…g6, белым удалось сохранить и преумножить свой материальный капитал, следует признать, что предстоит ещё упорная полнокровная и небезошибочная борьба.
БЕЛЫЕ НАЧИНАЮТ И ОБЪЯВЛЯЮТ МАТ В ОДИН ХОД
8. Ф:g7Х
Продолжение следует.
ДЕБЮТ ОПТИМИСТА, ИЛИ НАСКОК ДИЛЕТАНТА". Из цикла "Фh5 снимает скальпы": Первый скальп (В шутку и всерьёз)"
ДЕБЮТ ОПТИМИСТА, ИЛИ НАСКОК ДИЛЕТАНТА". Из цикла "Фh5 снимает скальпы": Удар на с7 (В шутку и всерьёз)"
ДЕБЮТ ОПТИМИСТА, ИЛИ НАСКОК ДИЛЕТАНТА". Из цикла "Фh5 снимает скальпы": Вилочное производство (В шутку и всерьёз)"
ДЕБЮТ ОПТИМИСТА, ИЛИ НАСКОК ДИЛЕТАНТА". Из цикла "Фh5 снимает скальпы": Король вышел погулять (В шутку и всерьёз)"
ДЕБЮТ ОПТИМИСТА, ИЛИ НАСКОК ДИЛЕТАНТА". Из цикла "Фh5 снимает скальпы": Супергамбиты (В шутку и всерьёз)"
ДЕБЮТ ОПТИМИСТА, ИЛИ НАСКОК ДИЛЕТАНТА". Из цикла "Фh5 снимает скальпы": Простая вилка (В шутку и всерьёз)"
ДЕБЮТ ОПТИМИСТА, ИЛИ НАСКОК ДИЛЕТАНТА". Из цикла "Фh5 снимает скальпы": Скучно и неаппетитно (В шутку и всерьёз)"
ДЕБЮТ ОПТИМИСТА, ИЛИ НАСКОК ДИЛЕТАНТА". Из цикла "Фh5 снимает скальпы": Бриллиантовые скальпы (В шутку и всерьёз)"
Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе" Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе" Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе" Шахматный курс в начальной школе: история становления Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны” Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу” Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране” Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем” Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/
fran1.htm© 2012-2014 Сухин И.Г.