Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

 

 

И.Г.СУХИН

ДЕБЮТ ОПТИМИСТА, ИЛИ НАСКОК ДИЛЕТАНТА

Из цикла "Фh5 снимает скальпы": Удар на с7 (В шутку и всерьёз)

 

История вторая. Следующая партия была сыграна в сеансе одновременной игры, поэтому не будем слишком строго судить игравшего чёрными.

 

28.04.2011

Сухин – Е.Мичков

Сеанс одновременной игры, Москва

Дебют оптимиста, или Наскок дилетанта

1. е4 е5

2. Фh5 Фе7

3. Кс3 Кc6

4. Кd5 Фd6

5. Сс4 а5?

Ход 5…а5 – типичный для начинающих бездумный ход. Зачем?

 

 

Ход белых. Белые проводят несложную комбинацию

 

6. К:с7+! Ф:с7

Взятие коня ведёт к мату в 2 хода. Следовало откупиться ладьёй: 6…Крd8. Эту типичную комбинацию начинающим полезно запомнить. Она могла получиться и в партии с "Откошмарю", если бы в ней было сыграно, к примеру, 4…а6?

7. Ф:f7+ Крd8

8. Ф:f8Х.

 

Теперь приведу большой фрагмент своей книги (Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 224 с.). Это пособие ориентировано на учителей начальных классов, а не для тренеров. Тем не менее, некоторые соображения могут оказаться полезными и для преподавателей спортивных кружков, секций и клубов. Для кого-то может показаться странным, что глубинно детский мат и способы защиты от него в моём школьном шахматном курсе (он - для всего класса, а не для продвинутых кружковцев) проходятся не в первый год (как в спортивных секциях - там с этого начинают), а аж (страшно подумать) - в третий год. Но всё имеет своё логическое объяснение…

 

Цитирую, И.Г.Сухин:

"Еще раз подчеркнем, шахматы славятся не столько своими правилами, сколько исключениями из них. Если внимательно проанализировать партии ведущих шахматистов мира, то обнаружится, что они подчас играли в дебюте и 3–4 раза подряд одной и той же фигурой, и уводили фигуры на край доски, и выводили ферзя далеко вперед!

К примеру, не так давно один из ведущих шахматистов США, международный гроссмейстер Х. Накамура в одной из партий сыграл “по-детски” 1. е4 е5 2. Фh5, и, как это ни странно, получил в дебюте неплохую позицию! Современные “большие шахматы” предельно конкретны — игра ведется “ход в ход”. Но чтобы научиться так играть, нужно “поставить ребенку базу”, заложить основы. Только прекрасно освоив основные правила шахмат, можно научиться их с выгодой нарушать.

С другой стороны, мы нацеливаем наш курс на общеобразовательную школу, а не на скорейшее спортивное совершенствование, то выскажем крамольную мысль: пусть ученики начальных классов (в меньшей степени это относится к более старшим детям) сколько угодно нарушают догматические принципы развития сил в дебюте! Не страшно, если они на первых порах хоть полдоски исколесят только конем, не вводя в бой остальные фигуры.

Самое главное, чтобы младшеклассники учились создавать и реализовывать угрозы! Учились не ставить более ценные фигуры под бой менее ценных. Уводили из-под боя свои фигуры. Этого достаточно для начальных лет обучения в общеобразовательной школе. А за нарушение дебютных принципов не следует порицать слишком сурово. Поэтому постарайтесь на первых порах меньше вмешиваться в творческий процесс, не спешите указывать детям на те или иные неточности в разыгрывании дебюта.

Вспоминается, как один из наших дворовых друзей, семиклассник Юра Аксёнов однажды, захлебываясь от восторга, поведал, что его одноклассник играет одним только конем и обыгрывает всех в классе. Безусловно, это свидетельствует не об отличной игре этакого “чемпиона класса”, а об уровне игры Юры и его одноклассников, но пример заставляет задуматься. Даже семиклассники (и многие взрослые) “плавают” в шахматах, поэтому нельзя слишком многого требовать от детей младшего возраста.

Еще один характерный пример — слова нашего хорошего знакомого о том, что он уже в 5-м классе хорошо играл в шахматы (а в дальнейшем стал мастером), но долго не мог научиться защищаться от “детского мата”. Если ему удавалось “проскочить” через “детский мат”, то он всегда выигрывал у товарищей. Но “проскочить” удавалось не всегда. Недавно о подобном речь шла и в СМИ — там разговор шел о способном семикласснике (!), который умудрялся пару раз в каждом турнире получить “детский мат”. Вот о “детском мате” мы более подробно и поговорим на данном уроке.

Ученики раскрывают учебники на с. 22, где приведены четыре диаграммы, в которых белые должны объявить черным мат в один ход — “детский мат”. Перед каждой из диаграмм указаны ходы, которые привели игру к позиции на диаграмме. Вместе с учениками рассматриваете ход игры в партии, которая приводит к положению, получившемуся на диаграмме No1.

No1: 1. е4 е5 2. Фh5 Кс6! (защищая конем атакованную пешку е5) 3. Сс4 Кf6?? Ход белых. Вот она — самая романтическая” позиция в шахматах! Чаще всего она возникает именно после первых ходов королевскими пешками, затем марш-броска ферзем с нападением на королевскую пешку черных. Черные защищают эту пешку ферзевым конем, белые подтягивают резервы в лице белопольного слона. И затем следует наивно-невинный прыжок королевского коня черных с нападением на белого ферзя (3…Кf6).

Здесь играющий черными словно спрашивает у командующего белым войском: “Я играю защиту двух коней, а вы?”

Именно на “вы” идут белые и находят брешь в обороне противника. Ученики должны найти победное 4. Ф:f7Х (но не 4. С:f7+ Кре7).

Шах и мат! Сколько было сыграно таких партий? Миллионы? Миллиарды?

Практика показывает, что можно сколь угодно долго объяснять ученикам начальных классов, как защищаться от подобного мата, но понимание приходит далеко не сразу. Вроде бы мат покажешь и наиболее эффективную защиту от него, но когда затем даешь ребятам поиграть, начинается всегда нечто любопытное.

Вот характерный случай из практики. Подхожу к паре играющих мальчуганов и вижу, как черные получают “детский мат”. Огорченно поджимаю губы: “Ведь мы же сегодня разучивали защиту!” В ответ оба противника с улыбкой кивают головами и заявляют: “А мы уже шестую партию сыграли — три раза я ему “детский мат” поставил и три раза он мне!” У педагога нет слов…

Но вы должны понять, что это в самом деле очень сложно, и это норма. Поэтому не должны казнить себя и упрекать в неумении работать. Нужно не расстраиваться, а двигаться вперед. Медленно-медленно, можно сказать, ползком.

Постижение детьми шахмат происходит скачкообразно, кто-то может долго буксовать на одном месте, но это иллюзия, — он движется, только результаты такого движения будут видны не сразу. Затем скачок — и труд педагога окупится сторицей. Главными девизами шахматного педагога общеобразовательной школы, который работает с маленькими детьми, должны стать такие: “Медленность и постепенность” и “Не паниковать и не сдаваться”.

Возвращаясь к позиции No1 отметим, что “детский мат” объявляется совместными действиями ферзя и слона: матует ферзь, а слон его защищает. Но черные избежали бы мата, если бы вовремя заметили угрозу и вместо вывода второго коня хотя бы передвинули ферзя на соседнее черное поле или двинули на одно поле вперед коневую пешку королевского фланга с контрнападением на ферзя. Но об этом — чуть позже.

No2: 1. е4 е5 2. Сс4 Кс6 3. Фf3 Кd4?? Ход белых.

No3: 1. е4 е5 2. Фh5 d6 3. Сс4 Кf6?? Ход белых.

No4: 1. е4 е5 2. Сс4 Сс5 3. Фh5 Кс6?? Ход белых.

В каждом из указанных случаев решает 4. Ф:f7Х (но не 4. С:f7+, так как король у черного короля есть поля для отступления).

Затем ученики раскрывают учебники на с. 23, где приведены четыре диаграммы, в которых черные должны найти защиту от “детского мата”. На этом уроке изучаются только две первые диаграммы.

Сначала вы показываете ученикам, как получились положения на диаграммах — демонстрируете предшествующие ходы:

No1: 1. е4 е5 2. Фh5 Кс6! (очень часто дети младшего возраста здесь играют 2…g6??, пропуская двойной удар с потерей ладьи 3. Ф:е5+ и 4. Ф:h8) 3. Сс4. Ход черных.

Ученики должны проанализировать различные возможности защиты от мата в один ход. Всего их восемь. Первые четыре — неудовлетворительные:

3…Фh4?? (или 3…Фg5??) 4. Ф:f7+! (это еще сильнее, чем взятие ферзя, так как ведет к мату в два хода) 4…Крd8 5. Ф:f8Х.

3…Кре7? 4. Ф:f7+ Крd6. Здесь у белых не только лишняя пешка, но и атака, развить которую можно, например, ходом 5. b3, с угрозой 6. Са3+.

3…d5? 4. С:d5 с лишней пешкой у белых (слабее 4. еd из-за 4… Кf6).

Оставшиеся четыре способа защиты — приемлемые:

3…Кh6 4. d3 g6 5. Фf3 Кd4 6. Фd1. Наскок белых отбит.

3…Фf6, и у черных все в порядке, например, 4. Кс3 Сс5 5. Кf3 g6.

3…Фe7 с равноправной игрой, например, 4. Кс3 Кf6.

3…g6 4. Фf3 Кf6 с отличной позицией у черных.

No2: 1. е4 е5 2. Сс4 Кс6 3. Фf3. Ход черных.

Здесь у них примерно те же возможности защиты. Как и раньше плохо:

3…Фh4?? (или 3…Фg5??) 4. Ф:f7+ Крd8 5. Ф:f8Х.

3…Кре7? 4. Ф:f7+ с лишней пешкой и атакой у белых.

3…d5? 4. С:d5 с лишней пешкой у белых.

Как и прежде неплохо:

3…Кh6 4. d3 Кd4.

3…Фf6 и 3…Фe7.

Есть еще спорное 3…f6 и острое 3…f5 (4. Ф:f5?? d5!).

Но лучший ответ здесь 3…Кf6, и теперь белым невыгодно играть 4. Фb3 ввиду 4…Кd4! 5. С:f7+ Кре7 6. Фс4 b5!, и белые теряют слона.

Ученики раскрывают учебники на с. 23, где приведены четыре диаграммы, в которых черные должны найти защиту от “детского мата”. На этом уроке изучаются две нижние диаграммы.

Показываете ученикам, как получились положения на диаграммах — демонстрируете предшествующие ходы:

No3: 1. е4 е5 2. Фh5 d6 3. Сс4. Ход черных.

Ученики должны проанализировать здесь различные возможности защиты от мата в один ход.

Следующие — неудовлетворительные:

3…Кре7?? не выручает, так как матует 4. Ф:f7Х.

3…Фh4?? (или 3…Фg5??) тоже плохо, так как белые берут ферзя.

3…Се7? 4. Ф:f7+ Крd7 5. Ф:g7, и черные остались без двух пешек.

3…d5? 4. Ф:е5+ Ке7 5. С:d5 с двумя лишними пешками у белых.

3…Крd7? 4. Ф:f7+ Фе7, и черные без пешки.

3…Се6? 4. С:е6 g6 (слона нельзя было бить из-за связки) 5. Фh3 fе

6. Ф:е6+, и снова у белых лишняя пешка.

Оставшиеся способы защиты — приемлемые:

3…Кh6 4. d3 (создавая типичную угрозу мата: 5. С:h6 gh 6. Ф:f7Х; эту идею полезно запомнить) 4…Сg4 (или 4…g6 с хорошей игрой) 5. Фg5 (если белые захотят здесь выиграть пешку, то потеряют фигуру: 5. С:f7+? Крd7 6. Фg5 Ф:g5 7. С:g5 К:f7) 5…f6, и у черных полноправная игра.

3…Фf6 4. Кс3 с6 (препятствуя ходу 5. Кd5) с равенством.

3…Фe7 4. Кс3 с6 с дальнейшим 5…Кf6 (хорошо и сразу 4…Кf6), и здесь у белых нет преимущества.

3…g6 4. Фf3 Кf6 5. Фb3 Фd7 с отличной позицией у черных.

No4: 1. е4 е5 2. Сс4 Сс5 3. Фh5. Ход черных.

В этом варианте у черных под боем пешка е5, поэтому выбор лучших защит здесь невелик.

Сначала, как обычно, рассмотрим худшие из них:

3…Крf8?? не выручает, так как матует 4. Ф:f7Х. Отметим, что ход 3…Крf8?? — не редкость в выборе учеников младших классов.

3…Фh4?? (или 3…Фg5??) тоже плохо, так как белые берут ферзя.

3…g6?? 4. Ф:е5+ Фе7 5. Ф:h8 с лишней ладьей у белых.

3…С:f2+?? понапрасну отдает слона после 4. Кр:f2.

3…Кре7?? 4. Ф:е5+, и черные снова теряют слона. При этом белые могут выиграть чернопольного слона и другим, более удачным способом, по пути прихватив пару пешек: 4. Ф:f7+ Крd6 5. Фd5+ Кре5 6. Ф:е5+ Крf8 7. Ф:с5+.

3…Кh6? 4. d4!? (или не менее острое 4. Ф:е5+ Фе7 5. Ф:g7) 4…d5 (веселая игра; остальное слабее, например, 4…еd 5. Ф:с5, или 4… С:d4 5. Сg5!, или 4…Се7 5. С:h6 с выигрышем фигуры, так как нельзя играть 5…gh ввиду мата 6. Ф:f7Х) 5. Ф:е5+ (возможно и 5. С:d5) 5…Фе7 6. Ф:d5 с двумя лишними пешками у белых.

Правильных способов защиты у черных всего два:

3…Фf6 и 3…Фe7. Только этими двумя ходами можно одновременно защитить пешки е5 и f7. При выборе данных способов игра может развиваться, к примеру, так:

3…Фe7 4. Кf3 d6 5. Кс3 Кf6 6. Фg5 0-0.

3…Фf6 4. Кf3 Кс6 5. d3 g6.

В обоих случаях у черных хорошая игра.

В практике каждого мало-мальски бывалого шахматиста есть немало примеров, когда он объявил “быстрый” мат в дебюте. Хотя опытные игроки обычно не играют специально с целью поставить “детский мат” (не выводят ферзя на первых ходах на поля h5 и f3), но бывают и исключения. Иногда случается так, что какой-нибудь имеющий отдаленное представление о шахматах человек уговаривает более опытного партнера сыграть партию-другую. И тогда в шутку искушенный противник иногда играет откровенно “на мат”. Причем, как правило, такая примитивная тактика оправдывает себя, и партия завершается за несколько ходов (подобным же образом можно обыграть и некоторые слабые компьютерные программы). Вот подобные примеры из нашей практики. Все эти “партии” сыграны в Москве в 1968 году.

Сухин — Архиреев: 1. е4 е5 2. Сс4 Сb4? 3. Фf3 b5?? 4. Ф:f7Х.

Сухин — Денисиков: 1. е4 b6 2. Сс4 Кс6 3. Фf3 Лb8?? 4. Ф:f7Х.

Сухин — И.Б.: 1. е4 е5 2. Сс4 Сс5 3. Фf3 Ке7?? 4. Ф:f7Х.

Но иногда случается и так, что играющий белыми не стремится непременно объявить мат в дебюте и играет в обычную силу, а возможность “детского мата” возникает и реализуется случайно (как особенность избранного варианта). Вот пример.

Сухин — И.Б.: 1. е4 е5 2. Кf3 Кс6 3. Сb5 Кd4 4. Сс4 К:f3+ 5. Ф:f3 Сb4?? 6. Ф:f7Х.

Вам следует так учить детей, чтобы ученики мгновенно замечали подобные угрозы мата и находили защиту (пусть на первых порах и не лучшую).

Затем они раскрывают учебники на с. 24 (“Вариации на тему быстрого мата”), где напечатаны четыре диаграммы, в которых от черных требуется найти защиту от мата. Перед каждой из диаграмм указаны ходы, которые привели игру к позиции на диаграмме.

Вы вместе с учениками анализируете ход игры в рассматриваемых партиях, а в положениях на диаграммах предлагаете ученикам найти различные способы защиты и установить, какие из них лучшие.

No1: 1. е4 с5 (этот ход чаще всего делают гроссмейстеры) 2. Сс4 Кс6 3. Фh5. Ход черных.

Черным грозит мат, к тому же под ударом пешка с5. Ученики должны найти ход 3…е6, который защищает от обеих угроз (пешку с5 здесь защищает слон f8). Затем черные сыграют 4…Кf6, и белому ферзю придется уйти не солоно хлебавши.

No2: 1. е4 с5 2. Фf3 Кс6 3. Сс4. Ход черных.

Здесь хорошо для черных 3…е6 и 3…Кf6. Но опытные игроки предпочтут им еще более сильный ход 3…Ке5. Этим маневром черные не только защищают пешку f7, но и одновременно атакуют белого ферзя и слона. В подобных позициях ферзю придется отступить, и далее обычно следует 4. Фе2 К:с4 5. Ф:с4 е6 с отличной игрой у черных…"

 

Цитирование завершено, и следует сделать некоторые пояснения:

Учебник, на который ссылается пособие, – Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Часть 1. – Обнинск: Духовное возрождение, 2008. – 80 с.

Пятиклассник, который в дальнейшем стал мастером – москвич Саша Альперт. В период, когда он и я были кандидатами в мастера, мы с ним сыграли много партий в различных московских турнирах, две партии он у меня выиграл, а остальные завершились вничью.

 

 

Продолжение следует.

 

ДЕБЮТ ОПТИМИСТА, ИЛИ НАСКОК ДИЛЕТАНТА". Из цикла "Фh5 снимает скальпы": Первый скальп (В шутку и всерьёз)"

 

 

ДЕБЮТ ОПТИМИСТА, ИЛИ НАСКОК ДИЛЕТАНТА". Из цикла "Фh5 снимает скальпы": Вилочное производство (В шутку и всерьёз)"

 

ДЕБЮТ ОПТИМИСТА, ИЛИ НАСКОК ДИЛЕТАНТА". Из цикла "Фh5 снимает скальпы": Король вышел погулять (В шутку и всерьёз)"

 

ДЕБЮТ ОПТИМИСТА, ИЛИ НАСКОК ДИЛЕТАНТА". Из цикла "Фh5 снимает скальпы": Супергамбиты (В шутку и всерьёз)"

 

ДЕБЮТ ОПТИМИСТА, ИЛИ НАСКОК ДИЛЕТАНТА". Из цикла "Фh5 снимает скальпы": Простая вилка (В шутку и всерьёз)"

 

 

Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе"

Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе"

Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе"

Шахматный курс в начальной школе: история становления

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/optimist2.htm

© 2012 Сухин И.Г.

 

 

Hosted by uCoz