Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
И.Г.СУХИН
ДЕБЮТ ОПТИМИСТА, ИЛИ НАСКОК ДИЛЕТАНТА
Из цикла "Фh5 снимает скальпы": Супергамбиты (В шутку и всерьёз)
История пятая. Довольно редко, но чёрные начинают медленно сходить с ума уже на втором ходу. Видимо, чёрные предполагают, что белые уже сошли с ума, раз сыграли 2. Фh5, и теперь их очередь. Таких возможностей у чёрных на втором ходу пять. Две первые – это пойти ферзём на g5 или h4 и получается своеобразный "Гамбит ферзя" или "Супергамбит полного дилетанта-оптимиста". Третья возможность – "Супергамбит слона", ход 2…Са3!!! Разумеется, меньше чем на три восклицательных знака чудо-игрок, который в обозримом будущем впервые на Земле сделает этот ход, вряд ли будет согласен. Это, если чёрные искренне полагают, что их чернопольный слон может в одиночку уничтожить пол белой армии (ту, которая расположена на чёрных полях, а там, чем чёрт не шутит) и решают сразу взять быка за рога. Подобные чудо-игроки такую мелочь, как встречные планы и возможности партнёра, никогда не рассматривают (обычно по причине возраста – нередко ясельного). А две оставшиеся "супервозможности" рассмотрены ниже.
20.12.2011
Сухин – "pjoza"
Интернет: портал “Шахматная планета”, суперблиц - по 2 минуты каждому на партию
Дебют оптимиста, или Наскок дилетанта. Вариант "Супергамбит ладьи"
1. e4 e5
2. Фh5 g6?
Этим ходом чёрные демонстрируют, что белый ферзь уже начинает действовать им на нервы, и: 1) то ли занимаются профилактикой от грядущего детского мата, 2) то ли просто планируют отогнать надоедливого ферзя куда подальше, 3) то ли полагают, что смогут забрать его следующим ходом (если этот ход делают маленькие дети, то в этот момент они, скорее всего, затаят дыхание). Удивительно, когда в эту детскую ловушку попадают блицоры "Шахматной планеты" (правда, всего один раз). Можно было предположить, что чёрные планировали "под блиц" попытаться поймать белого ферзя в дальнем углу (в некоторых дебютах это возможно). Следующий несложный марш-бросок белого ферзя полезно знать каждому начинающему. А вот в капитальной "Энциклопедии дебютных ошибок" А.А.Мацукевича (М.: Астрель, АСТ, 2002. - 800 с.) приводится самая короткая партия сыгранная этим дебютом, 2…Кре7 3. Ф:е5Х (А.Дворкович - Ж.Таль; Таллин, 1977. – С. 324). Я бы назвал вариант, который начинается (и быстро заканчивается) ходом 2…Кре7!! – "Супергамбит короля". Кстати, это единственная партия, сыгранная Дебютом оптимиста, которая попала в данный многостраничный фолиант! Какая "варварская" недооценка Дебюта оптимиста, в котором, наверняка, скрыта масса коротких партий!
3. Ф:е5+ Фе7!
Как это ни странно, но в компьютерные базы попало целых 19 партий (большей частью из юниорских соревнований, но не всегда), в которых чёрные приняли столь "мужественное" решение как 2...g6. В шестнадцати партиях белые выиграли и в трёх… проиграли. После 3. Ф:е5+ у чёрных есть только три защитительных хода. Мне казалось, что все 19 должны были сыграть единственно разумно (3…Фе7) – раз белые сыграли пижонисто 2. Фh5, то шансы чёрных только в этом ходе. Однако 3…Фе7 избрали чёрные только в восьми партиях, в семи было сыграно 3…Се7 и в четырёх 3…Ке7. Казалось бы странно. Но ларчик, предполагаю, открывается просто, – "юниоры" скорее сунут голову в пасть льва, чем поставят ферзя на размен. Им и невдомёк, что белые побьют не ферзя, а ладью. Почти все эти 19 партий без дрожи смотреть невозможно. Даже со стороны белых более-менее осмысленная игра была только в одной-двух из них: самый ранний мат в них – на 11-м ходу. Самая любопытная борьба в них разгорелась в "юниорской" партии T.Koehnke - P.Kahlert (1999, Германия), где было сыграно 3…Се7? 4. Ф:h8 Крf8 (единственный разумный ход, однако в пяти партиях из семи чёрные сыграли иначе: 4…Кс6 и т.п., проспав и ещё и коня 5. Ф:g8+) 5. d3 (угрожая матом в три хода) 5…Сf6 (я бы искал случайные шансы в 5…Сg5, хотя компьютер одобряет ход в тексте) 6. Сh6+ (это сильнейшее, но практичнее 6. Ф:h7, так как уровень владения белыми шахматами не позволил им найти защитительной возможности на следующем ходу) 6…Кре7! 7. Ф:h7? (неожиданно выяснилось, что под боем не только белый ферзь, но и важная пешка b2, тут белые растерялись и не нашли причудливой защиты 7. Сg7!!, сохраняя все преимущества своего положения) 7…С:b2 (понятно желание чёрных постараться отыграть ладью, но объективно сильнее 7…К:h6 8. Кс3, хотя и здесь белые сохраняли материальный перевес) 8. Сg5+! Крf8?? (зевок ферзя – дальше совсем невкусно; а можно было заставить белых ещё немного напрячься после 8…Кf6) 9. С:d8, и белые выиграли. В остальных партиях качели раскачивались гораздо сильнее. Типичная тактика партнёров была - кто больше съест. Просмотр элементарнейших тактических ударов (вилок и открытых нападений) - запредельный, зашкаливающий. Неизгладимое впечатление на меня произвела партия из девичьих соревнований в Германии (1995 г., "до 11 лет") в подварианте 3…Ке7. В этой партии чёрные подставили всё, что только можно подставить. И когда у белых образовались две лишние ладьи и конь, а у чёрных из фигур-то всего остались ферзь и слон, пошёл откат. Сначала белый ферзь угодил под связку, затем белые разбазарили остатки своего капитала. А в конце партии на 55 ходу уже у чёрных свирепствовали два лишних ферзя, которые и объявили белым случайный мат. Из 19 партий - подобных большинство. После просмотра этих партий создаётся впечатление, что проведение некоторых "юниорских" соревнований, где царствует импульсивная, безалаберная игра – насмешка над шахматами. В этих партиях шахматы – не игра, и тем более не наука и не искусство, а только борьба (по Эм.Ласкеру), причём борьба не ласкеровская, а нелепая, неуклюжая и не нужная. Вместе с тем просмотр этих партий убеждает, что, возможно, мои "исследования" странных дебютных вариантов имеют место быть.
4. Ф:h8 …
В одной партии из упомянутых восьми из компьютерных баз белые не заметали, что могут тут побить ладью (Германия, 1999). После 4. Ф:е7+?? чёрные сыграли ещё более романтично 4…Кр:е7?! 5. Кс3 с6 6. d4 Кре6?! Поэтому смешно, когда один из моих критиков порицает меня за то, что я в публикациях в "Шахматной неделе" (а позже в учебнике для общеобразовательной школы "Шахматы, третий год, или тайны королевской игры: Часть 1", 2008 г.) разработал ряд коротких партий, где чёрный король на первых ходах опрометчиво спешит навстречу лагерю белых. Критик полагал, что так не бывает. Бывает. Очень даже бывает.
4… Кf6
Капкан для белого ферзя захлопнулся. Но в Дебюте оптимиста ферзь легко высвобождается. Капканистое 4…Кf6 избрали только двое "из компьютерных баз". А остальные сразу пошли в контратаку: 4…Ф:е4+ (по принципу "лучше синица в руке, чем журавль в небе") . В ответ на это двое защитились 5. Се2, а трое – примерно равноценным 5. Ке2. В партии G.Sanchez - C.Alegre (Испания, 2000 г.) последовало 5. Се2 Ф:g2? (взятие отравленной пешки) 6. Ф:g8?? (сначала нужно было сделать типичный контратакующий ход 6. Сf3!, а уж потом забирать коня) 6…Ф:h1 7. Cc4?? Ф:g1+, и лучшие шансы уже у чёрных, которые поставили мат на 36 ходу в… ладейном эндшпиле. В большинстве из остальных партий чёрные забыли про коня g8…
5. d3 …
"Из компьютерных баз". В бразильском опене 2009 партнёр, игравший белыми, избрал невразумительное 5. h3.
5… Кс6
Теперь белые раскрывают капкан совсем легко. Чуть сложнее была бы задача белых, если бы чёрные применили стандартный ферзеловительный манёвр 5…d6 6. Сg5 (или 7. Ch6) 6…Кbd7 7. Кс3 с6. Но в имеющихся у меня под рукой "базах" нет примеров на эту тему, а она заслуживает некоторого внимания. Не каждый ребёнок сможет выбраться здесь белым ферзём из капкана. Это можно сделать, например, так: 8. g3 с угрозой 9. Сh3, и капкан открывается.
6. Сh6 …
Любопытно развивалась партия J.Hernandez - M.Salim (Кюрасао, 2001) 6. Сg5 Фb4+ 7. Кс3 Ф:b2 8. Лd1?! (сильнее 8. Крd2 Кd4 9. Лс1, или 8. Кd5 Ф:а1+ 9. Крd2 К:d5 10. Ф:а1) 8…Ф:с3+ 9. Сd2 Фе5 10. Кf3, и после не безошибочной игры белые дали мат на 21 ходу.
6… Ке5?
Достойно венчала бы этот вариант Дебюта дилетанта, к примеру, такая концовка: 6… Фb4+ 7. Кс3 Ф:b2 8. Ф:f8Х, но "не срослось".
7. С:f8 Ф:f8
9. Ф:f6,
и чёрные сдались.
Продолжение следует.
ДЕБЮТ ОПТИМИСТА, ИЛИ НАСКОК ДИЛЕТАНТА". Из цикла "Фh5 снимает скальпы": Первый скальп (В шутку и всерьёз)"
ДЕБЮТ ОПТИМИСТА, ИЛИ НАСКОК ДИЛЕТАНТА". Из цикла "Фh5 снимает скальпы": Удар на с7 (В шутку и всерьёз)"
ДЕБЮТ ОПТИМИСТА, ИЛИ НАСКОК ДИЛЕТАНТА". Из цикла "Фh5 снимает скальпы": Вилочное производство (В шутку и всерьёз)"
ДЕБЮТ ОПТИМИСТА, ИЛИ НАСКОК ДИЛЕТАНТА". Из цикла "Фh5 снимает скальпы": Король вышел погулять (В шутку и всерьёз)"
ДЕБЮТ ОПТИМИСТА, ИЛИ НАСКОК ДИЛЕТАНТА". Из цикла "Фh5 снимает скальпы": Простая вилка (В шутку и всерьёз)"
Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе" Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе" Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе" Шахматный курс в начальной школе: история становления Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны” Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу” Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране” Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем” Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/
optimist5.htm© 2012 Сухин И.Г.