Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

 

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

Игорь Сухин

ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ!

 

Шахматная неделя, №2, январь, 2004.

(Интернет-версия)

 

В последние десятилетия у нас стало правилом хорошего тона равняться на Запад. Мы с готовностью перенимаем заграничные модели экономики и демократии, но при этом, зачастую, забываем о собственных традициях и передовых идеях. Не в последнюю очередь это касается и шахмат. Специалисты убеждены, что в ближайшем будущем они завоюют в системе образования важнейшее место. Вот уже много лет западные страны переживают настоящий шахматный бум. В Америке, Западной Европе, Израиле, Китае и даже многих республиках бывшего СССР эта дисциплина поддерживается государством и коммерческими структурами. К примеру, в Нью-Йорке на шахматы в школе выделяется около 4 млн. долларов в год по одним только благотворительным программам. Нам остается об этом лишь мечтать.

Такое положение вещей беспокоит и многих ведущих гроссмейстеров России. Вот что заявил по этому поводу 13-й чемпион мира Гарри Кимович Каспаров: "Даже небольшая порция шахмат, включенных в систему школьного образования, способствовала бы повышению его качества. Но чтобы это произошло, необходимо подключение самых разных сил: ведь система образования очень консервативна. Я, со своей стороны, готов оказать поддержку любым начинаниям в этой области.

Россия, являясь наследницей великого шахматного прошлого СССР, постепенно становится периферией. Посчитайте средний возраст первых шести гроссмейстеров России и посмотрите, есть ли за ними смена. Наиболее сильные, подающие надежды шахматисты в возрасте от 12 до 20 лет живут сейчас не в России, а в государствах СНГ. Таким образом, в стране реально существует проблема роста, проблема резерва. Если в возрастном диапазоне от Грищука до Каспарова мы все еще вне конкуренции и способны побеждать даже сборную мира, то в детских и юношеских шахматах Россия начинает постепенно уступать республикам бывшего СССР. Это достаточно тревожная тенденция, которую можно переломить лишь включением шахмат в школьную программу".

Между тем, многие российские тренеры уже давно и успешно работают за границей. Нет такой шахматной страны, где бы не трудились наши специалисты. Отечественные методические разработки опробованы и пользуются огромным успехом за рубежом. О том как воплотить их на родной земле обсуждалось на Первом семинаре "Шахматы и образование", прошедшем в московском ШК им. Т.В. Петросяна.

 

Это место было выбрано не случайно: напомним, что 2004 год объявлен ФИДЕ годом прославленного шахматиста. Несмотря на праздничный день - 7 января - заседание собрало очень внушительный состав. Кроме председателя, автора этих строк, комиссию "Шахматы и образование" представляли: заместитель кандидат экономических наук Александр Тимофеев, начальник Отдела учреждений дополнительного образования детей Министерства образования РФ Сергей Барканов, президент Международного школьного шахматного союза, заведующий кафедрой "Педагогики и организации шахматной работы" Московского государственного социального университета Александр Костьев, заведующий кафедрой "Теории и методики шахмат" Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Евгений Линовицкий.

Благодаря тому, что в заседании приняли участие не только представители РШФ, но и Министерства образования, мероприятие, обозначенное как "семинар", вылилось в полноценную конференцию. Необходимо добавить, что благодатной почвой для него стала публикация сборника "Трудов Первой российской конференции тренеров и организаторов детско-юношеских шахмат "Дагомыс-2003", вышедшей в свет благодаря большой работе В.А.Пожарского и В.И.Гончарова. А проведенный 15 ноября 2002 года в Министерстве образования круглый стол, безусловно, способствовал достижению взаимопонимания по многим ключевым вопросам.

Главные направления деятельности новой комиссии очерчены в декабрьском №49 "ШН". Основное внимание уделяется треугольнику: школа – семья – дошкольные учреждения. При этом под словом "школа" понимаются, прежде всего, "шахматы как урок". Что же касается дошкольного шахматного образования, то об этом разговор особый.

Лейтмотив январского семинара – "знакомство": педагогов друг с другом, СМИ с методистами, сотрудников МО, РАО и РШФ с реальным состоянием дел по обозначенной тематике. В этот день были представлены самые разнообразные типы докладов: и обзорные выступления, и сообщения методистов о пособиях для школ и детских садов, и доклады учителей о своём преподавательском опыте. Среди выступающих были и опытнейшие учителя, за плечами которых по 15 лет преподавания в одной школе, и их коллеги, только приступившие к работе, и те, кто завершил активную преподавательскую деятельность, и может поделиться ценным опытом с молодыми коллегами.

Не следует думать, что мы в Москве плохо осведомлены о тех трудностях, с которыми сталкиваются шахматные учителя, работающие в регионах. Вот фрагмент типичного письма: "В 1990 г., я и мой бывший директор ввели впервые шахматы как предмет. Они выполняли роль развивающего обучения. Но с ее отъездом не только в других школах, но и в нашей, шахматы из расписания убрали. Директоры очень рады, когда предлагаешь им вести шахматы. Но, когда дело доходит до кабинета, оплаты, инвентаря, сразу "гаснут". Где я только ни вела уроки – и в раздевалке, и в подвале, и в коридоре, и в фотолаборатории. При всем при этом в ужасном холоде и тесноте". Это реальность, и за один день положение, конечно, не изменишь.

Между тем, жаль, что шахматам в системе образования уделяется незаслуженно мало внимания. Кто из родителей не мечтает о том, чтобы дети учились только на 4 и 5? О том, чтобы они быстро и самостоятельно выполняли домашние задания по всем учебным предметам?

И это не фантастика, если с малых лет знакомить малышей с секретами шахматной игры. Основное содержание психического развития дошкольника составляет формирование внутренних действий. Но внутренние действия не появляются сами собой, а возникают в результате перевода "внутрь" внешних, практических действий. С 4-5 лет дети способны обходиться и без партнеров, а иногда и без видимых со стороны действий. Переход игры "внутрь" – важная веха в умственном развитии ребенка, знаменующая собой появление способности к мысленному преобразованию действительности. Шахматы – одно из средств, способствующих такому переходу.

Развивая идеи В.А.Сухомлинского, отечественные новаторы в свое время высказали предположение, что основной развивающий потенциал несет не сама по себе шахматная игра, а четко структурированный процесс обучения ее основам. Только когда в начале 1990-х годов в отечественной прессе появились аргументированные материалы на эту тему, Министерство образовании заинтересовалось шахматами как учебной дисциплиной. Ведь в сердцевине современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребенка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. А во всем этом шахматы – добрый помощник.

Далее шла речь о том, что с 1994 года в начальной школе были выделены учебные часы для новых предметов, в том числе и для курса "Шахматы – школе" и представлены уже изданные учебники и пособия, вошедшие в учебно-методические комплекты трёх лет обучения.

Как известно, конкретные программы по всем рекомендуемым МО предметам приведены в основополагающем документе "Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4)" (М.: Просвещение). Именно там с 1996 года по настоящее время публикуются шахматные программы.

В заключение автор данных строк коснулся вопроса юридического обоснования преподавания шахмат в российских школах.

К сожалению, газетный формат не дает возможности более полно привести выступление Александра Тимофеева, равно как и остальных участников семинара, но в своем докладе он развил многие из положений, уже встречавшихся в его публикациях. Была подчеркнута важность научно-методической концепции предмета "Шахматы" в школе, а также продолжен разговор о качестве учебников, необходимости укрепления позиции предмета и о конкурентоспособности шахматного курса. Очень интересно описал докладчик свой полемический поединок с "конкурентами" (предмет "Информатика") на апрельском "Интеллектуальном марафоне" 2003 года. Он убедительно доказал оппонентам, что ряд их методических разработок, связанных, к примеру, с обучением навыкам планирования и системного подхода к решению логических задач уже давно применяются на практике шахматными педагогами и описаны в соответствующих официально утвержденных пособиях.

С Александром Тимофеевым согласился представитель Министерства образования Сергей Барканов. По его мнению, сегодня сложился удачный момент для развития детских шахмат. Этому способствуют положительное отношение к шахматам со стороны руководства и огромная работа, проводимая Анатолием Евгеньевичем Карповым. Докладчик выразил сожаление о том, что пока не удалось выпустить специальный шахматный приказ и недавно было принято решение сделать его в усеченном виде. По словам Сергея Владимировича, данный приказ станет мощным "политическим флагом" в продвижении шахматного Всеобуча.

Одной из серьезнейших проблем в деле интеграции шахмат в систему образования является кадровая проблема. Евгений Линовицкий подробно рассказал о многолетней и плодотворной работе кафедры "Теории и методики шахмат" – в частности, по теме комиссии "Шахматы и образование". За 37 лет 600 будущих специалистов посещали занятия на кафедре, но лишь 5-7 процентов из них сейчас занимаются с детьми.

Среди множества приоритетных направлений работы новой комиссии Линовицкий выделяет три. Это реальное введение шахмат как предмета в общеобразовательные школы, подготовка кадров и достойная оплата труда педагогов.

Евгений Павлович подробно остановился на работе системы переподготовки кадров в РГУФК и отметил учителя московской школы №1202 В.И.Исаева из числа прошедших подобную переподготовку. Было сказано о важности "провести маленькую ликвидацию шахматной неграмотности".

Со своей стороны замечу, что высокий уровень лекций и преподавательский состав на курсах подготовки кадров в РГУФК впечатляет всех педагогов, приезжающих в Университет на стажировку.

Одним из самых запоминающихся на семинаре стало выступление секретаря ДЮК РШФ Виктора Александровича Пожарского. Он подчеркнул, что руководство РШФ планирует уделять детским шахматам самое серьезное внимание и полностью поддерживает направления деятельности комиссии "Шахматы и образование", добавив: "Не случайно здесь сегодня 5 членов ДЮК". Одно из предложений ДЮК – поощрять лучших педагогов и по линии МО, и по линии РШФ. При этом награждать не только учителей, но и директоров школ, помогающих новаторам. Ведь как в России, так и за рубежом "многое зависит от директора". Представитель Министерства образования поддержал эту идею и гарантировал свое содействие.

Виктор Пожарский также заявил о необходимости проведения конференции учителей шахмат: "Задачи обучения детей гораздо шире, чем воспитание будущих чемпионов мира". Данный тезис был проиллюстрирован интеллектуальными достижениями представителей Якутии, где, как известно, введен шахматный Всеобуч.

И еще раз о роли личности в истории. За последние 15-20 лет Александр Николаевич Костьев фактически в одиночку выполнил фантастический объем работ в развитии и продвижении школьных шахмат. Все прекрасно знают, как сложно в России сделать что-либо конструктивное. Александр Николаевич же сначала создал такую работоспособную структуру, как МШШС, а затем и кафедру "Педагогики и организации шахматной работы" в МГСУ. Если шахматные методисты и учителя и должны кого-то благодарить, то именно Костьева, стараниями которого с 1994 по 2003 год время от времени проводились конференции шахматных педагогов-новаторов. Вы можете спросить: а почему такая длинная преамбула к докладу Президента МШШС? Дело в том, что она является ключом к выступлению. Александр Николаевич сказал: "Моя задача организаторская… Все уже идет само собой: пошел спрос, пошли авторы…" Он рассказал о первых трудностях, об издании "Шахматного Всеобуча", о периоде, когда не было даже компьютера и всё делалось на одном энтузиазме. Далее А.Н.Костьев отметил своевременность создания сайта "Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов: Учиться на одни пятёрки" (http://chess555.narod.ru) и уточнил, что данный Интернет-ресурс обеспечивает педагогов массой полезной информации. Особый интерес представляло сообщение о работе комиссии ФИДЕ "Шахматы в школе", в состав которой входит президент МШШС. А.Н.Костьев сказал то, что собравшимся было приятно услышать: пока отечественные разработки значительно выше уровнем, чем рассматриваемые в ФИДЕ.

Здесь следует отметить, что одна из ближайших задач, которую поставило руководство РШФ перед новой комиссией, заключается в том, чтобы подсчитать количество российских школ, в которых в той или иной степени представлены шахматы. Очень важна информация и о том, какими учебными пособиями пользуются в каждом конкретном регионе.

Первыми откликнулись на призыв РШФ Набережные Челны. Представитель комиссии Виктор Гончаров прислал оперативную справку. Представленные цифры и статистические данные впечатляют. Судите сами: в 2003 году в городе было охвачено шахматной работой 49 школ из 92, 56 детских дошкольных заведений из 72. При этом общее число учебных групп – 143 с охватом 1785 человек. Во всех вышеперечисленных учебных заведениях имеется база: класс, литература и наглядные пособия. Также впервые было проведено 2 недельных семинара учителей и 3 недельных семинара для воспитателей детских садов. Подготовлено 132 наставника детских шахмат.

Представители комиссии обращаются ко всем региональным федерациям с просьбой предоставить подобную информацию.

Доклады дошкольного блока начались с выступления автора метода раннего интеллектуального воспитания, члена Международной ассоциации педагогов при ООН, директора школы раннего интеллектуального развития "Открытие", профессора Леонида Береславского.

В названном заведении педагоги занимаются с малышами от полутора до шести лет. Его цель заключается в развитии интеллектуальных способностей детей в соответствии с возрастом. При этом шахматы – лишь один из предметов. Когда малыши достигают возраста трех с половиной лет, они проходят курс "В мире шахмат". Один из существенных моментов – развитие у детей мелкой моторики пальцев. Занятия – по 15 минут для младших и по 35 минут для старших. Количество детей в группах – от 2 до 4 лет – чем младше возраст, тем меньше ребят - при этом учитывается психологическая совместимость детей. Школа не ставит спортивных задач: ее цель – вовлечь детей в новый удивительный мир. Леонид Яковлевич заострил внимание коллег на том, что просто шахматисты не могут успешно заниматься с малышами 3,5 лет! Здесь работают специально подготовленные педагоги.

Евгения Кучумова, представлявшая на семинаре ШК им. Т.В.Петросяна, полностью согласилась с этим мнением. Она выразила сожаление о том, что не существует базового пособия, по которому педагог мог бы заниматься с дошкольниками. Поэтому приходится использовать ряд изданий, каждое из которых имеет определенные достоинства и недостатки с точки зрения эффективной подготовки юных чемпионов. Отмечу, что высокий уровень работы с дошкольниками в ШК им. Т.В.Петросяна проверен временем. Неудивительно, что молодые мамы – посетители конференций семейных сайтов – гордятся, если их малышам удается попасть на занятия к Е.Н.Кучумовой, которую они очень любят. С.В.Барканов поинтересовался у педагога: "Что самое трудное в работе с малышами?" "Найти грань между досугом и спортом, – таков был ответ, – ведь шахматы – это вид деятельности, способный воспитывать, и как модель они идеальны".

Выступление Кучумовой дополнила Наталья Чухрова, также виртуозно работающая с дошкольниками. Наталья Николаевна приоткрыла собравшимся некоторые другие секреты и аспекты занятий с юными дарованиями. Важно заметить, что проблемы занятий с детьми 4-5 лет вызвали у руководства комиссии живейший интерес, значительно больший, чем проблематика "Шахматы в школе". Очевидно, что дошкольную составляющую нашей работы следует усиливать.

Завершил выступления, посвященные занятиям с детьми 4-6 лет, Д.Стрижевский, который знакомит ребят с основами древней игры в клубе "Надежда". Он заметил, что малыши воспринимают шахматы не как игру, а как игрушку, поэтому учебный процесс в клубе строится на использовании данного обстоятельства. Радует, что весь дошкольный блок был представлен грамотно продуманными выступлениями.

Автор данных строк сам вот уже 13 лет подряд преподает шахматы шести группам четырёх-, пяти- и шестилетних детей в московской мини-школе "Знайка-М" (директор Н.И.Маркина), существующей при физико-математической школе №444 (директор И.И.Крючкова), которую закончил в своё время Президент РШФ А.Д.Жуков.

Как и ожидалось, высококачественными оказались доклады представителей регионов, из которых в этот день присутствовали авторы методик и учебных пособий. Светлана Дерябина из Ижевска рассказала о своём учебном пособии по шахматам для детей 1-го года обучения. Выступление Светланы Евгеньевны было непродолжительным, но предельно конкретным и конструктивным. Дерябина подчеркнула, что в ДЮСШ работа ведётся с отобранными ребятами и перенести опыт спортивной школы на массовую нельзя. Ждем статью!

Затем эстафетную палочку перехватил новатор из Нефтеюганского района Сергей Позин, сразу завоевавший профессиональную аудиторию фейерверком идей. Известно, что Сергей Борисович является автором учебного пособия "25 уроков шахмат", "Задачника юного шахматиста!", тетрадей для контрольных работ 1 и 2. Отметим, что указанное пособие удостоилось похвалы А.Е.Карпова: "Шахматные уроки опытного тренера и методиста международного мастера Сергея Позина – это цепочка достижений в познании тайн шахматной игры". Работа получила гриф "Рекомендовано на территории Свердловской области". Методист объяснил, что пособие ориентировано на преподавание во 2-м классе. Цель – развитие ребенка и формирование коммуникативной способности. С.Б.Позин представил вниманию публики сразу три доклада: "Обратная связь в работе с младшими школьниками", "Оформление шахматного класса" и "Конкурс: Научился сам – научи товарища".

Маленькая деталь сразу показала членам комиссии, что мы имеем дело с прекрасным практиком: для борьбы с шумом он начинает свои уроки шёпотом! Один этот штрих говорит о многом. Те, кто работают с группой, оценят данный прием по достоинству. Хочется подписаться и под следующим замечанием С.Б.Позина: "Учителя начальных классов справляются с учениками лучше, чем перворазрядники". Верная мысль. Следует только уточнить: "чем перворазрядники, не прошедшие систему переподготовки". Но таковых пока очень и очень мало. Однако дело не только в идее - генераторов идей у нас в стране достаточно - а в том, что Сергей Борисович обладает еще и редкой способностью воплощать идеи в жизнь. Он подготовил "Положение о проведении конкурса", четко сформулировал цели и задачи, привлек заинтересованные организации... Дайте нам 20-30 таких асов своего дела, как В.И.Гончаров и С.Б.Позин, и мы перевернем весь мир!

 

Игорь Сухин,

старший научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО

 

Окончание в №4, который должен выйти 29 января.

 

 

 

Программа "Шахматы, первый год"

 

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

 

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

 

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

 

Программа "Шахматы, второй год"

 

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

 

Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”

 

Программа "Шахматы, третий год"

 

Шахматы в школе

 

"Шахматные" приказы Министерства образования РФ

 

О пользе шахмат: Экспериментальные результаты

 

Империя ссылок

 

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

 

На главную страницу

 

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/cw5.htm

© 2004 Сухин И.Г.

 

 

 

 

Hosted by uCoz