Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

 

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

Игорь Сухин

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ!

 

В методическую копилку школьного учителя шахмат

Шахматная неделя, №1, 3, январь, 2004.

Интернет-вариант

 

Выдающийся тренер и методист М.И.Дворецкий уже писал на страницах "Шахматной недели" о том, что каждый тренер должен тщательно подбирать тактические примеры для своих занятий, обращая особое внимание на единственность решения. Ещё более значимо данное обстоятельство для шахматных учителей и авторов школьных учебников.

Один из самых важных разделов министерского школьного курса "Шахматы – школе" посвящён комбинациям. Учитель, подбирая рабочий материал, должен семь раз отмерить, прежде чем предлагать детям для решения тот или иной пример (независимо от того, какими методическими пособиями он пользуется). В нашем курсе "Шахматы, второй год" и "Шахматы, третий год" акцент сделан на специально разработанные тактические примеры, где единственность решения предусматривается изначально. Альтернативный путь, по которому идут другие методисты, – когда приводятся положения из классического наследия – возможно ещё лучше. Поэтому многие учителя и тренеры поступают именно так. Но тут им приходится сталкиваться со значительными трудностями. Дело в том, что, согласно последним исследованиям (об этом писал Г.К.Каспаров) многие хрестоматийные шедевры имеют вторые, третьи решения, а некоторые даже опровергаются.

Ведь, что нередко получается? Ученик находит не тот путь, который встретился в партии, а свой, не худший. А учитель (реже это относится к тренеру), не досмотрев до конца, сердится: "Неправильно", ведь педагогу чисто психологически трудно поверить в то, что на солнце могут быть пятна (да и время школьного урока ограничено).

Не следует думать, что данная проблема существует только в шахматах, сплошь и рядом альтернативные решения упускаются из виду в сборниках по занимательной математике. Яркий хрестоматийный пример подобного рода – жемчужина Алкуина о волке и капусте, которая имеет два решения, а практически в любом сборнике указано только одно, см., например, статью "Задача "Волк, коза и капуста": Удивительные находки и неразгаданные тайны" (журнал "Начальная школа", 2002, №7, с.69-70 или http://suhin.narod.ru/mat4.htm). Между тем учебные примеры оптимально выполняет свою педагогическую функцию только в том случае, когда решения публикуются с достаточной полнотой. Поэтому в ответах должны указываться все или почти все правильные решения, но этой аксиоме почему-то следуют не все.

В любом случае основу занятий должны составлять задачи, имеющие единственный правильный ответ. На наш взгляд, учитель должен иметь несколько картотек тактических примеров: а) комбинации с единственных решением; б) комбинации с несколькими путями к победе (или к ничьей); в) классические комбинации, которые имеют опровержения. И пополняться данные базы должны постоянно. Неплохим помощником может стать компьютер, но ему не следует излишне доверять, ведь даже самые современные шахматные программы имеют свои "заморочки" (об этом есть статья на сайте WorldChessRating).

"Шахматная неделя" уделяет должное внимание эстетической стороне шахмат. Методически грамотно подбираются примеры для рубрики "Сам себе соперник", которые доступны для шахматистов низших разрядов. Ещё актуальнее уточнение классических комбинаций, но примеры на эту тему присутствуют не в каждом номере. Нам хотелось бы восполнить этот пробел и предложить школьным шахматным учителям серию из 30–40 коротких зарисовок на эту важную тему (думается, она будет представлять определённый интерес и для тренеров).

Начнём не с опровержения знаменитой комбинации, а с её реанимации. Я возвращаюсь к красивейшей концовке всех времён и народов.

Позиция №1

Ортуэта - Санц

Мадрид 1933

M K K K K K K K K N

I ? @ ? @ ? @ ? @ J

I $ - @ ? @ ? $ 7 J

I ? , ? @ # @ ? @ J

I @ ? $ ? @ ? $ ? J

I % @ # @ ? @ ? @ J

I @ ? @ ? @ ? @ ! J

I ! " ? 0 ? @ ! @ J

I @ ? @ ? @ ? 6 ? J

P L L L L L L L L O

Ход чёрных

 

А.Ястребов в заметке "Другой поворот" ("ШН" №18–19, 2003, с.10) ошибочно приводит данную позицию без пешки е6, что позволяет белым построить крепость.

На самом деле комбинация фантастична и безупречна: 1...Л:b2!! 2. К:b2 с3 3. Л:b6! c4!! 4. Лb4 a5!! 5. К:с4 с2. В своё время партию комментировал сам Х.Р.Капабланка, заметивший здесь: "Нет нужды приводить три или четыре хода, которые ещё последовали перед сдачей белых. Это окончание - удивительная миниатюра".

Другой гений шахмат – Т.В.Петросян вспоминал: "Эта комбинация, когда я её впервые увидел, привела меня в такое волнение, что стала главным фактором, навеки связавшим мою судьбу с шахматами" ("Шахматы в России", 1995, №5, с.42).

Эстетическое воздействие показанного шедевра на учеников переоценить невозможно! Под следующей фразой Тиграна Вартановича подпишется любой шахматист: "И сегодня, когда я смотрю на позицию после 3-го или 4-го хода, не верится, что две лишние фигуры белых не могут перебороть сдвоенные, разрозненные пешки соперника". Данный пример обязан быть в картотеке каждого школьного учителя (и тренера) в неискажённом виде.

Партию Ортуэта - Санц окружает немало легенд и домыслов (есть и фантом – предшественник, окутанная тайной партия Тылковский – Войцеховский, Познань, 1931), не имеет сейчас смысла подробно останавливаться на них. А вот показать скептикам, как возникла приведённая позиция, вполне уместно: 1. е4 е6 2. d3 d5 3. Кс3 Кf6 4. е5 Кfd7 5. f4 Сb4 6. Сd2 0–0 7. Кf3 f6 8. d4 с5 9. Кb5 fе 10. dе Л:f4 11. с3 Ле4+ 12. Се2 Са5 13. 0–0 К:е5 14. К:е5 Л:е5 15. Сf4 Лf5 16. Сd3 Лf6 17. Фс2 h6 18. Се5 Кd7 19. С:f6 К:f6 20. Л:f6 Ф:f6 21. Лf1 Фе7 22. Сh7+ Крh8 23. Фg6 Сd7 24. Лf7 Фg5 25. Ф:g5 hg 26. Л:d7 Кр:h7 27. Л:b7 Сb6 28. с4 dс 29. Кс3 Лd8 30. h3 Лd2 31. Ка4.

 

 

Позиция №2

Филидор - Брюль

Лондон 1789

M K K K K K K K K N

I / @ 7 @ ? @ / @ J

I $ # $ ' , ? $ ? J

I ? @ ? @ % @ ? @ J

I @ ? @ 1 " ? @ # J

I ? @ ? " ? @ ? 4 J

I @ ? @ ? * ? @ ? J

I ! " ! @ ? " ? @ J

I . ? @ ? 6 ) @ ? J

P L L L L L L L L O

Ход белых

 

Эта позиция известна каждому. Учителя любят приводить её на занятиях, ведь концовка эффектна. Но ошибочна, поэтому пример следует поместить в картотеку классических комбинаций, которые имеют опровержения. Филидор здесь продолжал 1. Са6? (без жертв выигрывало 1. Кс5 С:с5 2. Ф:g8+; ход 1. Кс5 был указан И.Майзелисом в книге "Начинающий шахматист", М.-Л.: Детиздат, 1937, с.195, однако, современные авторы учебников его не рассматривают, восхищаясь 1. Са6?) 1...Лаb8! 2. Фс6? (и здесь сильнее 2. Кс5) 2...Сd8?? (лишь данный ход ведёт к поражению, что не было отмечено комментаторами этой партии; следовало играть 2...Сb4+ 3. с3 Са5 или 3. Сd2 С:d2+ 4. Кр:d2 Ф:f2+, и белым невыгодно уклоняться от вечного шаха) 3. Сg5! А вот теперь, чёрные беззащитны.

 

 

Позиция №3

Из книги Стаммы

1737

M K K K K K K K K N

I / ( ? @ ? 0 ? 8 J

I @ ? @ ? @ ? $ # J

I ? $ % @ ? $ ? @ J

I $ ? @ ? & ? @ ? J

I ? " - @ ? @ ? @ J

I " 1 @ ? " ! $ 3 J

I ? @ ? @ ? ( ? @ J

I @ ? . ? @ ? 6 ? J

P L L L L L L L L O

Ход белых

 

Ещё один известнейший и яркий пример, имеющий постоянную прописку во всех сборниках комбинаций: 1. Лh4! Ф:h4? (следовало отклонить данайский дар и отдать ферзя путём 1...fe! 2. Л:h3 К:h3+ 3. Крg2 К:с6; как это ни странно, возможность 1...fe не упоминается даже в блестящем пособии Л.Полгара "Chess Middlegames", 1998). Дальнейшее просто, но симпатично: 2. Фg8+! Кр:g8 3. Ке7+ Крh8 4. Кf7+! Л:f7 5. Лc8+ Лf8 6. Л:f8Х. Поэтому абсолютно прав В.А.Пожарский, приведя в своём учебнике диаграмму только после 1…Ф:h4? Здесь уже решение единственное и завораживающее детей.

 

 

Позиция №4

Из трактата Лолли

1763

M K K K K K K K K N

I ? 8 ? @ ? @ ? @ J

I @ # $ ? @ ? @ ? J

I # @ ? @ ? @ ? @ J

I @ ? @ ? @ ? 4 ? J

I ? 2 ! @ ? @ ? @ J

I @ ? @ ? @ ? $ ? J

I / @ ? @ ? @ ! @ J

I @ ? @ ? @ - @ 5 J

P L L L L L L L L O

Ход белых

 

Каждый педагог с особым трепетом относится к положениям из старинных трактатов. Доверяй, но проверяй. Так и здесь, пример уместнее для картотеки комбинаций с несколькими путями к ничьей, причём не указанное автором решение точнее: 1. Лf8+ (когда в подобных положениях такой ход делает квалифицированный шахматист, партнёр воспринимает его как "предсмертный" шах) 1…Кра7 2. Ла8+! (отличный ход, но несколько большего поощрения заслуживает ученик, нашедший изящный альтернативный путь: 2. Фс5+! Ф:с5 3. Ла8+! Крb6! 4. Л:а6+!! с немедленным патом) 2…Кр:а8 3. Фf8+ Кра7 4. Фс5+!! с ничьей. Почему этот путь мы считаем методически менее точным? Потому, что при 2. Фс5+ игра завершилась бы на четвёртом ходу, а здесь чёрные могут использовать последний шанс, сыграв 4...b6, 4...Кра8 или 4...Крb8. Теперь бить чёрного ферзя, разумеется, нельзя, но белых выручает вечный шах: 4...b6 5. Ф:с7+ Кра8 6. Фс8+ Кра7 7. Фс7+; 4...Крb8 (или 4...Кра8) 5. Фf8+ Кра7 6. Фс5+! с ничьей.

Здесь целесообразно вспомнить комментарий Р.Фишера к его партии с Б.Ларсеном (Порторож, 1958). Сделав ход, после которого Б.Ларсен немедленно сдался, победитель пишет: "Помарка!" И затем указывает более короткий путь к победе (мат в 3 хода). Вот – критерий! Это пишет великий художник шахмат о турнирной партии. Ещё более значимо данное обстоятельство для создания "беспомарочной" картотеки комбинаций. Ведь времени для её создания у педагогов достаточно. А мы рубрикой "В методическую копилку школьного учителя шахмат" им в этом поможем.

 

Позиция №5

Морфи - NN

Нью-Йорк 1857

(белые играли без ладьи а1)

M K K K K K K K K N

I / @ + 4 7 @ ? 0 J

I $ # $ ? @ # $ # J

I ? , ? @ ? ( ? @ J

I ( ? @ ! @ ? @ ? J

I ? @ ) $ ? @ ? @ J

I * 1 " ? @ % @ ? J

I ! @ ? @ ? " ! " J

I @ % @ ? @ - 6 ? J

P L L L L L L L L O

Ход белых

 

Ещё одна всем знакомая картинка, не вызывавшая прежде возражений: 1. Ле1+ (точнее 1. Сb5+ с6 2. dc! с атакой) 1…Се6 2. de K:b3?? (это проигрывает; правильно 2...К:с4! 3. ef++ Кр:f7 4. Ке5+ Крg8 5. К:с4 Фd5 6. Ле5 Фf7 7. Ле7 Ле8!; или 4. Кg5+ Крg6 5. Ке6 Ле8! 6. Ф:с4 Фd5!) 3. еf+ Крd7 ("Гильотина ждёт свою жертву: король совершает свой последний путь" – Г.Мароци). 4. Се6+ Крс6 5. Ке5+ Крb5 6. Сс4+ Крa5 (6...Кра4 7. ab+ Кра5 8. Сb4Х) 7. Cb4+ Крa4 8. abХ. Отметим, что подобная концовка случилась и в партии Стейниц – Рок, Лондон, 1863, но там белые играли без коня b1, а не без ладьи а1, что позволило бы первому чемпиону мира сохранить перевес и после сильнейшего 2…К:с4.

 

 

Позиция №6

Ларсен – Спасский

Белград 1970

M K K K K K K K K N

I ? @ 7 0 ? @ ? 0 J

I $ # $ ? 4 # $ ? J

I ? @ # @ ? @ ? @ J

I @ ? , ? @ + @ ? J

I ? @ ! @ # " ! @ J

I @ ! @ ? " ? $ ? J

I ! * 1 " ) @ ? @ J

I . % @ ? 6 ? . ? J

P L L L L L L L L O

Ход чёрных

 

Здесь последовал один из самых потрясающих ходов ХХ века: 1...Лh1!! (все мы влюблены в этот ход, но стоит похвалить и ученика, который предложит предварительное 1...С:е3! 2. de Лh1! 3. Л:h1 g2 с победой) 2. Л:h1 g2 3. Лf1 Фh4+ 4. Крd1 gfФ+. Белые сдались.

Позиция №7

Ботвинник – Видмар

Ноттингем 1936

M K K K K K K K K N

I ? @ / @ ? 0 7 @ J

I $ # @ ? , # $ # J

I ? @ ? 4 ? ( ? @ J

I @ ? @ ' & - * ? J

I ? @ ? " ? @ ? @ J

I @ ) @ ? @ ? @ 1 J

I ! " ? @ ? @ ! " J

I @ ? @ - @ ? 6 ? J

P L L L L L L L L O

Ход белых

 

Это тоже одна из тех знаменитых позиций, которые каждый квалифицированный шахматист знает с колыбели. Рука сама тянется к коню е5: 1. К:f7!! Л:f7 2. С:f6 С:f6 3. Л:d5 Фс6 4. Лd6! Фе8 5. Лd7. Чёрные сдались. Но почему-то нигде не рассматривается сразу 1. С:f6 (примерно с теми же вариантами), что тоже быстро решает, и школьный шахматный учитель должен это знать.

 

Позиция №8

Алёхин – Фельдт

Тарнополь 1916

M K K K K K K K K N

I / @ ? 4 / @ 7 @ J

I $ + @ ' , ? $ # J

I ? $ ? @ # ( ? @ J

I @ ? $ ? & # @ ? J

I ? @ ! " ? * ? @ J

I @ ? @ ) @ % @ ? J

I ! " ? @ 1 " ! " J

I . ? @ ? @ - 6 ? J

P L L L L L L L L O

Ход белых

 

Невозможно представить, что следующую атаку гений комбинаций провёл в сеансе одновременной игры вслепую: 1. Кf7!! Кр:f7? (почему-то никто из комментаторов не указывает лучшей защиты: 1...Фс8! 2. Ф:е6 Ке5! 3. Кh6++ Крh8 4. Ф:е5 С:f3 5. С:f5 Фа6 6. Кf7+ Крg8 7. Фе6 Сh5 8. Кd6+ с лишним качеством у белых) 2. Ф:е6+!! (изумительный ход, эстетическое впечатление от которого переоценить невозможно; по учитель должен знать, что выигрывает и грубое 2. Кg5+ Крg6 3. Ф:е6, и мат в несколько ходов, или 2...Крf8! 3. Ф:е6 Ке5 4. С:е5 Сd5 5. cd Ф:d5 6. К:h7+! с победой) 2…Крg6 (восхитительно 2...Кр:е6 3. Кg5Х; не спасает и лучшее 2...Крf8! 3. Кg5, что рассмотрено в примечании ко 2. Кg5+) 3. g4! (медлительнее 3. С:f5+ Крh5 4. g4+ К:g4 5. С:g4Х) 3...Се4 4. Кh4Х.

 

 

Программа "Шахматы, первый год"

 

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

 

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

 

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

 

Программа "Шахматы, второй год"

 

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

 

Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”

 

Программа "Шахматы, третий год"

 

Шахматы в школе

 

"Шахматные" приказы Министерства образования РФ

 

О пользе шахмат: Экспериментальные результаты

 

Империя ссылок

 

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

 

На главную страницу

 

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/cw4.htm

© 2004 Сухин И.Г.

 

 

 

Hosted by uCoz