Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
А.А.Тимофеев "Концепция обучения шахматам в начальной школе" (Проект)
Примечание И.Г.Сухина: Проект концепции приводим с разрешения автора – педагога дополнительного образования Александра Алексеевича Тимофеева.
Всем энтузиастам шахматного всеобуча и особенно педагогам, преподающим шахматы в школе в качестве учебного предмета, способствующего интеллектуальному развитию младшего школьника, для ускорения продвижения шахмат в школы (по крайней мере, в начальные школы) необходим полноценный учебно-методический комплект (УМК), позволяющий вести успешное преподавание шахмат на школьном уроке. В состав УМК должна входить концепция учебного предмета, программа его преподавания, учебник, методическое руководство для учителя, рабочие тетради для учеников. Благодаря энтузиазму и энергии известного российского педагога И.Г.Сухина мы имеем сейчас утвержденную Министерством образования РФ учебную программу факультативного курса “Шахматы – школе”, рассчитанную на три года обучения, и изданные издательством “Духовное возрождение” учебники для первого и второго года обучения. Тем не менее, такой базисный документ как концепция учебного предмета пока, к сожалению, отсутствует. А документ этот очень важен, так как именно он определяет содержание остальных структурных единиц УМК. Автор данной статьи позволил себе попытку восполнить этот пробел, работая в рамках проекта “Первый ход”, курирует который 12 чемпион мира А.Е. Карпов. Работа выполнена на основе анализа аналогичных концепций как по развитию системы начального образования РФ в целом, так и отдельных школьных учебных предметов, в частности, таких, как математика и информатика. В заголовке данной статьи неслучайно стоит слово “Проект” Автор надеется на широкое обсуждение представленного материала и с благодарностью примет все замечания, которые будут способствовать улучшению документа.
Введение
В ХХI веке и последующих столетиях человечеству придется решать ряд сложнейших проблем, назревших к концу ХХ века, вплоть до сохранения жизни на планете. Справиться с этими проблемами смогут только высокообразованные и высоконравственные люди. Важность современного образования в новом веке настолько велика, что ЮНЕСКО провозгласила ХХI век веком образования. Чтобы подготовить таких людей, нужна гибкая система образования, в которой люди учились бы думать самостоятельно и принимать ответственность за собственные решения.
Совершая выбор, человек должен отвечать за его последствия. Нынешнее поколение должно научиться жить в поле неопределенности, быть готовым к динамичной смене общественно – политической обстановки, к смене работы, места жительства, к постоянной профессиональной учебе, к повышению своего культурного уровня. Следовательно, человек ХХI века должен уметь принимать решения в условиях неопределенности, индивидуальных для каждой личности, и, значит, нельзя сформировать единую для каждого человека (бизнесмена, рабочего, продавца, интеллигента, военнослужащего) модель жизни. Эту модель каждый человек создает для себя сам, и важнейшая цель воспитания личности – достижение высокого уровня культуры жизненного самоопределения, которая характеризует человека как творца собственной жизни и собственного счастья.
Проблемы обучения в современной начальной школе
Для подготовки таких членов общества необходимо совершенствовать систему современного образования. Решение этой проблемы настоятельно требует обновления содержания образования, создания новых моделей обучения, разработки новых учебных программ, средств и методов обучения. Это, в свою очередь, ведет к ревизии количества и качества учебных предметов с точки зрения эффективности их использования для решения стоящих перед системой образования задач по обучению, развитию и воспитанию личности ХХI века. Особую важность имеет решение этой проблемы для начальной школы, в которой закладываются основы развития и воспитания будущего ученика средней школы.
Известный российский специалист по мышлению младшего школьника, доктор психологических наук А.З. Зак пишет: “Состояние современной начальной школы нельзя считать нормальным. С одной стороны, засилье деятельности по усвоению знаний и умений, которое существенно, на наш взгляд, тормозит развитие интеллекта детей, в первую очередь, творческого мышления… С другой стороны, постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка, в частности, отношение к самому себе… Высокая самооценка зависит у ребенка не от проявления своей выдумки или сообразительности, а лишь от прилежания и старательности в освоении правил и знаний”[8].
Доктор психологических наук Н.Ф. Талызина акцентирует внимание на том факте, что “до сих пор нет конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, в связи с чем работа над развитием мышления в школе идет стихийно, и большинство учащихся не овладевает начальными приемами мышления даже в старших классах… Традиционное школьное образование тренирует сравнительно ограниченный набор навыков мышления, необходимый для чтения, письма, говорения, математических операций, и очень мало делаем для выработки умений высшего типа – рассуждать логично, критично, творчески, контекстуально, аргументированно, диалогично. В результате в мышлении начинается перекос”[22]. Можно добавить, что пока нет и программ учебных предметов, в которых прямо указано, на каком конкретно материале и как именно ученик овладевает навыками логического мышления.
Недостатки в логической подготовке учащихся и не только в начальной, но и в средней школе подчеркивают также и член – корреспондент РАО С.Д. Неверкович который упоминает об отсутствии логики, как предмета в школьном обучении[14], а также Б.А. Вахновецкий, отмечающий дефицит упражнений по логике в современном начальном образовании[1]. Тот факт, что в настоящее время у выпускника не только начальной, но и средней школы явно недостаточно развито логическое мышление, способность рассуждать логически, затрудняет эффективное обучение выпускников управлению сложными современными технологическими и организационными системами.
Например, в газете “Московский комсомолец” от 26.06.02 напечатана небольшая заметка, на первый взгляд, не имеющая к школьным шахматам никакого отношения. Заголовок заметки – “Начинающим военным летчикам стала отказывать логика”. В ней отмечается заметное снижение в последнее время уровня интеллектуального развития будущих российских летчиков. За последние 10 лет этот показатель их интеллекта снизился на 17%. Этот факт установили специалисты ГНИИ военной медицины, которые тестировали абитуриентов высших авиационных училищ: “Методика отбора будущих курсантов состояла из психофизиологических тестов,… тестов на особенности технического мышления и интеллект. Ученым надо было определить способность будущих авиаторов хорошо считать и проводить правильные аналогии (Шахматный материал дает широкие возможности использования аналогий для закрепления и лучшего усвоения знаний, а также для моделирования жизненных ситуаций и развития творческих способностей –А.Т.). Выяснилось, что чаще всего курсанты “прокалываются” именно в математике, физике и философии. Одной из причин этого, по мнению исследователей, является недостаточно сильная школьная подготовка”. Причем главным виновником пробела в знаниях является “начальная школа, которая в последнее время мало уделяет внимания… решению логических задач”.
Еще одной важной особенностью современного школьного образования является придание ему, и, в первую очередь, обучению в начальной школе, игрового характера. Особенно важно применение игровых методов в начальной школе, так как известно, что ребенок легче обучается, играя.
Проблема, решаемая в этом случае, сформулирована в заголовке одной из статей, опубликованных в газете “Первое сентября” – “Как включить знания в правила игры?”.
Заголовок очень удачен, так как показывает перспективный стратегический путь развития школьного образования. Включая знания в правила игры, мы повышаем мотивацию и тем самым, эффективность усвоения. В статье ставится вопрос об использовании для повышения эффективности образовательных систем интеллектуальной игры: “Мировой педагогической практикой давно признано, что уникальным средством обучения и развития является игра. Именно поэтому можно рассматривать интеллектуальную игру как одну из перспективных форм работы в школе, способную развивать не только ученика, но и саму систему образования…. Игра – хороший тренер, она учит принимать решения и, может быть, неординарные; выслушивать мнение других и уметь настоять на своем; достойно выигрывать и проигрывать; радоваться не только собственным успехам, но и успехам друзей”[2] .
Причину использования интеллектуальной игры для обучения объясняет доктор экономических наук В.Сабуров: “Сейчас преуспевают люди совершенно иного склада – те, кто умеет четко поставить задачу, ограничить её и найти для неё решение. Причем задачи эти, как правило, связаны с поведением других людей. Все сильнее мир больших денег и больших проектов начинает походить на игру… Сегодня достаточно понимать правила игры, в которой участвуешь. Навыки игрока становятся существенно важнее для успеха в жизни, чем багаж знаний….”[18].
Итак, школа, и, в первую очередь, начальная школа, нуждается в учебном предмете, который бы обеспечивал игровой характер обучения, улучшение логического мышления детей, способствовал бы изучению процесса принятия детьми решений, воспитывал бы ответственность за принимаемые решения и в то же время являлся бы интеллектуальной игрой.
Шахматы – новый учебный предмет
В качестве такого предмета в начальной школе могут быть использованы и уже используются шахматы. Достоинство и преимущество шахмат перед другими предметами как модели для изучения на шахматном материале некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе именно в том, что это интеллектуальная игра.
Уже за несколько столетий до наших дней отмечались выдающиеся качества шахмат, как средства развития человеческой личности, а также их полезность для воспитания многих весьма ценных человеческих качеств. В журнале “64” – Шахматное обозрение” приводятся сведения о том, что еще в ХVI веке английские философы Т. Элиот и Т. Коген с похвалой отзывались о шахматах и рекомендовали их как средство подготовки членов британской государственной администрации. Элиот характеризовал шахматы в своем трактате “Правитель” как “самую мудрую из всех игр, укрепляющую память и развивающую живость и гибкость ума, находчивость и сообразительность”. Коген же писал: “Древняя игра под названием шахматы заслуживает самых лестных слов. Это – полезное упражнение для ума, помогающее вырабатывать последовательность в рассуждениях и постигать явления в их совокупности. Когда в каждой студенческой комнате можно будет найти шахматную доску и фигуры, появится надежда на то, что со временем в Англии исчезнет постоянная скудость истинно государственных умов”. Cегодня шахматы помолодели, интеллектуальные возможности современных младших школьников гораздо выше, чем у их сверстников не только во времена Когена и Элиота, но и, скажем, 50 лет назад. Доказано мировой практикой, что в наше время можно говорить о воспитании и развитии с помощью шахмат уже не студентов, как в средние века, а младших школьников! Уже за несколько столетий до наших дней шахматы рассматривались как эффективное средство воспитания “истинно государственных умов”. Развитие критичности мышления посредством шахмат способствует и воспитанию просто активных членов общества, что является, быть может, одной из самых важных проблем для современной России.
Шахматы энергично внедряются в школах за рубежом, например, в США, Испании, Венгрии, Италии, Голландии, Швеции, Израиле, Аргентине, Мексике, Исландии, Бразилии, Индии, Канаде, Венгрии, Молдове и т. д. В Индии, например, по данным РШФ, шахматы в школах изучают около 2000000 школьников. И неслучайно 2005 год объявлен международной шахматной федерацией (ФИДЕ) годом школьных шахмат в мире Они уже являются факультативным, а в некоторых школах и обязательным, курсом в школах и России, и других стран.
Главный резерв повышения качества преподавания шахмат – это совершенствование научно – методического обеспечения процесса обучения этому предмету. К сожалению, научные исследования в этой области ведутся малыми силами, разрозненно и педагогический потенциал предмета реализуется недостаточно полно.. Видимо, аналогично обстоят дела и за рубежом, так как Игнасио Леонг, ответственный секретарь шахматной федерации Сингапура, а ранее организатор, внесший большой вклад в программу “Шахматы в школе” в Венесуэле, считает, что “необходимы более углубленные исследования в программе “Шахматы в школе” и разработка соответствующих пакетов для распространения по всем национальным детским образовательным учреждениям”[12].
Цели и задачи учебного предмета “Шахматы ” для начальной школы
Формулирование целей обучения в современной педагогике является сложной и малоисследованной задачей. Отметим сначала общую тенденцию в формулировании цели для начального образования в целом.
Профессор В.Ф.Кривошеев отмечает, что “Цели развития начального образования, заключаются в реализации не только образовательной, но и развивающей функции обучения, связанной с развитием мышления ребенка, с приемами и способами его умственной деятельности”[10].
Об этом же пишет и доктор педагогических наук, член – корреспондент РАО Н.Ф. Виноградова: “приоритетной целью начального обучения – является развитие школьника на основе ведущей (учебной) деятельности”[3].
Относительно общей цели развития детей доктор психологических наук А.З. Зак пишет, что такой целью может являться “формирование умения рассматривать разные пути, разные планы, разные варианты достижения цели, разные способы решения задач”, то – есть умение принимать обоснованные решения”. Шахматы в силу своей специфики, безусловно, способствуют формированию такого умения, так как шахматная партия является цепочкой принимаемых обоими партнерами решений. Практически это умение рассматривать различные возможности также заканчивается выбором из этих альтернатив единственной, оптимальной по некоторым критериям, возможности.
Применительно к концепции шахмат как учебного предмета могут быть также использованы методические подходы к построению концепций близких к шахматам учебных предметов – математики и информатики. Например, “методическая концепция обучения математике в начальной школе выражает необходимость целенаправленного и непрерывного формирования приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения в процессе усвоения математического содержания”, отмечает доктор педагогических наук Н.Б.Истомина[9].
Исходя из вышеизложенного и из специфики предмета “шахматы”, определяем главную цель предмета в школе как развитие мышления младшего школьника, в том числе:
1.Развитие наглядно – образного мышления
2.Развитие наглядно – действенного мышления
3.Развитие словесно – логического мышления
4.Развитие последовательного логического мышления
5.Развитие стратегического мышления
6.Развитие тактического мышления
7.Развитие комбинаторного мышления
8.Развитие творческого и алгоритмического мышления (в том числе, на основе моделирования)
9.Развитие способности к рефлексии
10.Развитие памяти, в том числе оперативной
11.Развитие внимания
12.Развитие воображения
13.Обучение умению учиться на шахматном материале
Прокомментируем некоторые из целей.
В психологии существует несколько классификаций мышления, их анализ не входит в задачу концепции. Выбранные цели группируются по разным признакам. По видам мышления – цели №№ 1 -9, по видам функций психики – цели 10-12, особняком стоит цель 13, которая является не столько целью данного предмета, сколько общей целью начального образования. Прокомментируем некоторые из них.
Первые три цели сформулированы исходя из общепринятой в психологии классификации трех основных видов мышления по форме (Е.П.Ильин, 2004).
Цель 1 А.З. Заком формулируется для своего курса по развитию наглядно – образного мышления как “развитие умений мысленно решать задачи” Шахматы также могут быть использованы для достижения этой цели. Как показал анализ, курс А.З. Зака по развитию наглядно – образного мышления фактически почти целиком построен на материале, практически идентичном шахматам.
Цель 2 (развитие наглядно –действенного мышления) применительно к шахматам может быть реализована только в процессе анализа, когда в процессе принятия решения разрешается переставлять фигуры непосредственно в процессе мысленного расчета. Действием в шахматах является перемещение фигуры с одного поля на другое, то – есть, выполнение хода.
Цель 3 (словесно – логическое мышление) может также широко применяться в шахматной партии (внутренняя речь) и на уроке шахмат – при обосновании решения учебных задач.
Важность четвертой цели обучения шахматам хорошо понимал выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. Он особо выделял роль и значение шахмат в воспитании культуры мышления, умственном развитии младшего школьника: “В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам…Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры”. И далее он обращает внимание на то, что “речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы”[21].
С Сухомлинским согласен немецкий философ и кибернетик академик Г.Клаус. Он тоже считает, что “один из ценнейших воспитательных объектов шахматной игры заключается в её сути: шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления…”. Он отмечает интересный эффект от обучения детей шахматам: “точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели учебники логики. Известно, что человек гораздо охотнее и продуктивнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения. Особенно полезно начинать обучение шахматам с младших классов. За шахматной доской дети в ранней стадии своего развития, конечно, неосознанно приучаются к диалектическому, стратегическому и тактическому методам мышления”[11].
Возможности школьного урока шахмат для развития младшего школьника отмечает и доктор педагогических наук член – корреспондент РАО С.Д. Неверкович. Он считает, что “Шахматы как учебный предмет поликомбинированного типа могут быть включены в обязательную программу средней школы наряду с ведущими дисциплинами”, потому что “учебный предмет шахматы – средство разностороннего развития индивида. Это универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры, в том числе логического и творческого мышления, и способная эффективно восполнить отсутствие логики в школьном обучении”[14].
При анализе психологических и педагогических проблем развития мышления младших школьников в качестве меры сходства нешахматных и шахматных средств развития (по крайней мере, одним из средств измерения сходства), используется понятие логической структуры задачи или её отдельных элементов. Именно структурно похожи задачи, которые решает шахматист при выборе хода, и логическая задача о волке, козе и капусте, которых перевозчик должен перевести с одного берега реки на другой, каждый раз перевозя кого-нибудь одного из них. В.А. Сухомлинский справедливо пишет, что “решение задач такого рода напоминает умственный труд во время шахматной игры: и там, и здесь надо помнить несколько намеченных ходов”. Действительно, это задача на последовательное логическое мышление, превосходной школой которого, по словам того же В.А.Сухомлинского, являются шахматы. Добавим, что это, безусловно, управленческая задача (задача по управлению ресурсами), связанная с разрешением ряда противоречий для достижения определенной, четко сформулированной цели. Её решение базируется на довольно длинном расчете вариантов, как и в шахматах, только ходами здесь являются операции перевозки через реку (с конкретным грузом), а позициями – положение пассажиров по обе стороны реки после окончания каждой операции.
Значит, потребность в усилении логической подготовки учащихся младших школьников имеется. А шахматы как раз и являются чисто логической игрой, и они – то и могут реализовать проблему усиления логической подготовки учеников в достаточно занимательной форме. Эти выводы подтверждаются трудами известных ученых-психологов. Исследование известного психолога И.Ф.Талызиной о влиянии занятий шахматами на развитие младших школьников показало, что “целенаправленное формирование основных приемов шахматной игры существенно повышает уровень логического мышления детей, а тем самым и их успехи в овладении школьными предметами”[22].
Относительно цели 9 – шахматы, как показали исследования психологов, являются удобным материалом для изучения и совершенствования рефлексии. В этом качестве их использовал для своих исследований видный российский психолог Я. А. Пономарев. Косвенно высказывается в пользу изучения шахмат в начальной школе один из разработчиков теории развивающего обучения для начальной школы академик РАО В.В. Давыдов. “Самый главный показатель разумно – теоретического мышления – это способность ребенка проводить рассмотрение оснований своих предметно – умственных действий. Рассмотрение оснований своих действий – это рефлексия. Вот когда ребенок, сделав неверное решение, вдруг останавливается и рассуждает (и желательно вслух по просьбе учителя), почему у него получается неверно – это уже начало рефлексии…Чтобы искать другой способ решения задачи, обязательно нужно микрорефлексией обладать…Как дети планируют свои действия. Это, кстати, обнаруживается уже в рефлексии. Какой сложности задачи они могут решать. Одни школьники могут усмотреть свои действия через два, три шага, некоторые через десять шагов. Здесь лучше всего выявить (если школьники умеют играть в шахматы), на сколько шагов вперед они просматривают ситуацию противника. Планирование – важнейшая функция менеджмента. Ещё есть действия мыслительного анализа: что главное, что не главное. А дальше в зависимости от учебных предметов – можно рассуждать, как выявить развитие мышления. Это прежде всего уровень развитости рефлексии, планирования и анализа”[6]. Корифей теории развивающего обучения для начальной школы обращает внимание на возможность использования шахмат как удобной модели для исследования глубины рефлексии. Это еще один важный аргумент для внедрения шахмат в школьный компонент начального образования, а обучение младшего школьника рефлексии (способности обосновывать свои действия при решении учебных задач) является ещё одной целью внедрения шахмат как учебного предмета в начальную школу.
И, наконец, последняя, 13-ая цель определена имеющейся в образовании тенденцией, на которую указывает американский ученый Тоффлер: “В современном мире знание остается всё более смертным. Сегодняшний факт становится завтрашним заблуждением. Школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Школьники и студенты должны научиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться…Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет считать, а тот, кто не научился учиться”[18]. Для начальной российской школы эта цель также актуальна.
Шахматы и моделирование
На один из способов достижения этой цели обращает внимание Н.Ф.Виноградова: “Учитель должен не просто учить ученика, а научить его учить себя самого, т. е. учебной деятельности. Это требует специального содержания, учебных методов и средств; организация деятельности моделирования, обучения общим способам деятельности, предоставления возможности осваивать алгоритмы действий и т.п.”[3]. Очень интересную мысль о сути игры высказывает доктор биологических наук И. Рыбин: “Все разнообразие изобретенных человечеством игр – это, в сущности, множество моделей, которые имитируют различные типы тактических и стратегических задач мышления. Развлекательная форма игр выполняет ту же функцию, что и все остальное, предназначенное для поощрения к жизненно необходимому поведению”[17]. Шахматы – в этом плане не являются исключением. Общеизвестны на этот счет высказывания ведущих шахматистов, в том числе и чемпионов мира, ученых и военачальников, писателей и политиков. Количество жизненных ситуаций, которые они могут смоделировать, весьма велико.
О роли моделей целесообразного поведения в обучении личности и ее развитии так высказывается видный специалист в области детской компьютерной педагогики американский профессор Сеймур Пейперт: “Любая вещь даётся легко, если вам удаётся ассимилировать её в совокупности собственных моделей. Когда же этого не получается, то что угодно может показаться мучительно трудным … Чему может научиться индивид и как он будет учиться, зависит от того, какими моделями он овладел. Это, в свою очередь, порождает вопрос, как индивид научился своим моделям. Следовательно, в “законах учения” должно раскрываться, как интеллектуальные структуры вырастают одна из другой, как в ходе этого процесса они приобретают не только логическую, но и эмоциональную форму”. И далее он пишет о необходимости развивать “новое направление в педагогических исследованиях, когда внимание сосредоточивается на создании условий, при которых могут возникать интеллектуальные модели”[16]. Шахматы являются деятельностью, которая при умелом подходе педагога может заинтересовать школьника и в то же время, как это уже было показано выше, они являются идеальной средой именно для создания интеллектуальных моделей. Шахматы предоставляют ребенку условия, при которых могут возникать интеллектуальные модели.
В игре ребенок чувствует себя именно созидателем, полководцем, руководителем – одним словом, человеком, который управляет ресурсами. Причиной этому является сам характер игры. Ученые давно уже обратили внимания на факт поразительного сходства деятельности шахматиста и полководца. Применительно к современности можно говорить о том, что шахматы – это управление ресурсами, причем ресурсами не только военными, но и любыми другими, например, экономическими. И, может быть, именно поэтому шахматам обучают в начальных школах многих стран мира. И, следовательно, игра, безусловно, позволяет моделировать элементы менеджмента, неотъемлемой частью которого является процесс принятия решений.
Процесс принятия решений. Проблема выбора
Изучение процесса принятия решений. Становится в последнее время актуальным для школьного образования. Например, для учеников 11 классов разработано учебное пособие по информатике “Моделирование и элементы системологии”. Во введении к пособию его автор Т.П. Чубарова обращает внимание читателя на важность для любого человека качества решения им своих текущих жизненных проблем: “Каждый из нас в своей жизни неоднократно сталкивается с какими – либо проблемами, и поэтому каждому приходится принимать определенные решения. По какой дороге вести груз? Какой суп сварить на обед? Какой построить садовый домик? Одним словом, нам приходится принимать решения и на работе, и дома. Ну, а для руководителей любого ранга решения – это основной вид продукции. Каждый, кто сталкивался с решением определенных проблем, с принятием деловых или личных решений, знает, насколько это сложно и сколько сил на это требуется. Задачи такого типа не рассматриваются ни в одном из школьных предметов, всё это – жизненные задачи”[23].
С последним утверждением можно поспорить. Предмет, содержанием которого является цепочка принимаемых решений, в школе уже есть, пока, правда, в качестве факультатива. Предмет “шахматы” позволяет школьнику изучать технологию принятия решений на элементарном шахматном материале. Но и курс системологии (так действительно называется наука о решении “жизненных” задач) вводится только в старших (10 и 11) классах также в качестве факультатива.
Далее Т.П. Чубарова пишет: “Принимая решение, руководитель предприятия, врач, военачальник наряду с количественными результатами должен учитывать множество обстоятельств и соображений. В результате решение не сводится к однозначным ответам. Как правило, получается, что в одинаковых условиях можно действовать и так, и иначе. А жизнь заставляет на чём – то остановиться, прийти к определённому, единственному решению. Тут не обойтись без выбора…”.
О важности проблеме выбора упоминается и в “Практической логике” В.А.Светлова: “Из всего многообразия ответов, постулируемым социальным и культурным окружением, на вопросы Кем быть? Как быть? С кем быть? Каким быть? каждый должен выбрать те, которые наиболее отвечают его природе. Для этого надо уметь не только формулировать цели, но также уметь предвидеть последствия своего выбора, уметь оценивать их с точки зрения определенных общезначимых критериев”[19]. Только в этом случае выбор является осознанным и свободным”. Проблема выбора стоит перед каждым человеком, и в том числе перед шахматистом.
В шахматах, как и в экономике, при принятии решений имеет место цикл управления, состоящий из функций учета, контроля, анализа, планирования и регулирования. Все эти функции присутствуют ив шахматах даже терминологически – например, контроль полей, анализ позиции, план выигрыша и т. д. О важности влияния на формирование личности посредством шахмат с помощью функции планирования размышлял второй чемпион мира по шахматам Ласкер. В своей статье “Значение шахматной игры”, написанной в январе 1936 года в г. Москве, он писал: “Совершенствовать одну лишь технику – неблагодарная задача. Это мертвая способность, годная лишь для выигрывания партий у несведущих партнеров и ни для чего другого, в то время как способность размышлять и создавать планы всегда остается живой, и может принести пользу не только в шахматной игре, но и в жизни. Это умение очень важно, и именно в этом должен упражняться шахматист. Если даже недостаток свободного времени не позволяет ему уделять шахматам много внимания, и он не может поэтому достигнуть высокого мастерства в игре, то все же приобретенная привычка к самостоятельному составлению планов сама по себе является значительной ценностью, и она пригодится ему в различных жизненных ситуациях. Усилия, затраченные для приобретения и развития этой способности, даром не пропадут”.
Межпредметные связи шахмат
Свойство шахмат служить материалом для моделирования различных сторон жизни делает особенно перспективным развитие их межпредметных связей в связи с наметившейся в начальной школе тенденцией к созданию так называемых интегрированных уроков или учебных курсов, объединяющих материал нескольких предметов. Обучение младших школьников шахматам дает положительный эффект уже сегодня, но от использования межпредметных связей шахмат можно ожидать дополнительного эффекта за счет целостного представления младшему школьнику знаний и, как следствие, ускорения развития ученика. Установлено, что шахматы имеют достаточно тесные межпредметные связи со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в начальной школе. Тенденции в развитии методического обеспечения ряда близких к шахматам предметов и возможности использования шахмат в школьной педагогике, особенно в обучении логике, экономике и менеджменту, математике и информатике, ещё не оценены по достоинству.
Внедрение концептуального положения об использовании межпредметных связей шахмат может быть реализовано путем иллюстрация методов познания действительности, составляющих содержание других предметов, на шахматном материале. Необходим поиск связей шахмат с другими предметами, постоянное развитие этих связей, их углубление и использование для совершенствования процесса обучения. В процессе такого поиска нужно, в частности, находить общие черты между шахматным материалом и содержанием другого предмета, то – есть, нужен поиск аналогий. Аналогия должна стать орудием познания на уроках шахмат, так как она будет способствовать созданию учениками разного рода моделей и развитию творческого мышления.
Из современных школьных предметов наиболее близка к шахматам математика. Этому есть даже некоторое философское обоснование. Авторы книги для учителя курса “Математические основы мышления и коммуникации” для 1 класса приводят одну очень интересную мысль: “Сравнение математики с игрой по формальным правилам и построение философии математики на этой основе принадлежит Дэвиду Гилберту, одному из крупнейших математиков конца ХIХ – начала ХХ вв ”. Не в этом ли секрет перспективности использования шахмат в начальной школе, ведь шахматы являются именно такой игрой – игрой по формальным правилам. Следовательно, по Д. Гилберту, они также могут в какой – то мере служить основой (!) для современной математики. Может быть, именно поэтому шахматы были выбраны Клодом Шенноном в качестве модели для изучения процесса принятия решений, когда великий математик начал учить компьютер играть в шахматы.
Анализ некоторых авторских программ по математике (Н.Б.Истомина, Л.Г. Петерсон) и особенно по информатике (курсы “Информатика в играх и задачах” и “Математические основы мышления и коммуникации”) для начальной школы и перспектив развития этих предметов показал, что уже в программу для начальной школы включаются элементарные сведения по многим разделам современной математики. В перечень этих разделов входят: теория алгоритмов, теория графов, теория множеств, теории игр, искусственный интеллект, объекты и системы, закономерности случая, теория управления, теория информации, экспертные системы.
Эти тенденции совершенно объективны и отражают необходимость обеспечить пропедевтику базовых знаний, которые ученик будет получать в старших классах, и плавного перехода от начальной школы к средней, особенно в части фундаментальных понятий философии, логики, математики, экономики и менеджмента. Специфика шахматной игры позволяет излагать содержание азов нижеприведенных наук на шахматном материале. Это позволяет достичь эффекта, о котором писал еще Д. Максвелл: “Нет лучше способа сообщения уму знаний, чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах”.
Вышеизложенное позволяет посмотреть на чисто шахматные объекты с позиций различных наук. Обычное поле шахматной доски может рассматриваться как единица шахматного пространства (философский аспект), как элемент множества полей, образующих линию, или как множество, являющееся пересечением двух других множеств – вертикали и горизонтали (теория множеств), как элемент кодирования (информатика) или как точка в системе координат (математика). Этот пример иллюстрирует вышеупомянутую идею Д. Максвелла.
В программы для начальной школы включаются также некоторые элементы логики. По нашему мнению, именно логика с ее стремлением к обоснованию, к доказательству является общим фундаментом математики и шахмат, и, видимо, именно этим объясняется тот факт, что шахматы, как школьный предмет повышают успеваемость учеников по математике. Но особенно перспективным для сообщения школьникам знаний о математических основах мышления является, по нашему мнению, включение в курс шахмат элементарных сведений по математической логике, так как именно она моделирует процессы мышления и, в частности, операции с высказываниями.
В шахматах также ярко выражены геометрические моменты. Опыт показал, что иногда именно геометрическая трактовка решения простейших шахматных задач облегчает ученикам понимание методов их решения. Профессор Н.Б. Истомина справедливо утверждает, что “математическое развитие младших школьников невозможно без приобщения их к геометрии”[9]. Следовательно, и в этом аспекте шахматы помогают математике. Элементарные сведения по вышеперечисленным научным направлениям с достаточной степенью доступности могут быть изложены на шахматном материале.
Например, можно построить алгоритмы решения простейших шахматных задач типа “Напади на фигуру противника” или более сложный алгоритм выигрыша окончаний типа “ферзь против пешки” (где пешка дошла до предпоследней горизонтали).
Азы теории графов удобно рассмотреть, используя простейшие деревья расчета вариантов, где ребрами графа являются шахматные ходы, а вершинами – шахматные позиции, возникающие в результате этих ходов. Эти графы широко используются в шахматной (и не шахматной) литературе, посвященной исследованию шахматных компьютеров. Существуют также задачи на перемещение фигур (например, коней), где применение графов обеспечивает наглядность решения задачи, и в связи с этим решение оказывается предельно простым...
Основные сведения по теории множеств могут быть рассмотрены с использованием отношений шахматной доски как совокупности полей и комплекта шахматных фигур. Именно своеобразие объектов и отношений между ними в шахматной игре производит впечатление на учеников.
Даже такое сложное направление как “экспертные системы” можно достаточно просто проиллюстрировать детям с помощью любой игровой шахматной компьютерной программы, реализованной как на обычном персональном компьютере, так и на специализированном шахматном микрокомпьютере. Предварительные эксперименты показали, что даже возможность испытать свои силы с электронным “шахматистом – экспертом” вызывает у младших школьников большой интерес. Это позволяет говорить о качественно новой дидактике начальной (и, конечно, средней) школы, дидактике эпохи школьной компьютеризации, которая даст нам новые представления о природе мышления. Исторически сложилось так, что именно шахматы были выбраны моделью для развития такого важного для современной науки направления как искусственный интеллект.
В связи с вышеизложенным шахматный материал является удобным фундаментом для проектирования некоторого интегрированного учебного курса, объединяющего в себе сведения по философии и логике, математике и информатике, экономике и менеджменту и способного ускорить интеллектуальное развитие ребенка.
О воспитательной функции шахмат
На роль шахмат не только в развитии, но и в воспитании человека в России обращали внимание ещё в начале прошлого века. Так, И.Я Гердт писал о шахматах следующее: “Теперь перейдем к таким играм, где все зависит от умения и внимательности к положению не только своих фигур, но и фигур противника. Все эти игры, в особенности сложнейшая из них – шахматы, имеют громадное воспитательное значение… Шахматы научат детей строго обдумывать каждый ход, научат анализировать своё положение, научат соображать. У нас шахматы имеют ещё большее значение, чем где – либо; в нас так глубоко вкоренилась привычка всё делать на авось. Люди же, с детства привыкшие обдумывать каждый свой ход в шахматах, перенесут эту привычку и на другие дела… Разумеется, одними шахматами дела не поправишь, – здесь важен весь склад воспитания; но в воспитании всё важно, а шахматы, введенные последовательно, начиная с решения самых простых двух – трех ходовых задач, явятся одним из очень действенных средств в этом отношении, кроме того, дадут немалую пищу соображению”[4]. Можно считать, что для российской действительности ситуация мало изменилась и сейчас, спустя почти век.
Проблема качества воспитания очередного поколения всегда была важной для любой страны мира и для всего человечества. Всемирно известный ученый – физик А. Эйнштейн считал, что целью школы должно быть воспитание гармонично развитой личности, а не специалиста. В начальной школе ученик получает воспитательное воздействие посредством шахмат как на уроке в процессе обучения, так и на занятиях в кружке, участвуя в турнирах. Воспитательная роль шахмат на уроке менее исследована, чем их воздействие на школьника при его участии в турнирах, поэтому анализу проблем воспитания на уроке должно быть уделено наибольшее внимание. Выше уже упоминалось о связи шахмат с математикой, поэтому большой интерес представляет оригинальная система взглядов на воспитание посредством изучения математики педагога А. Назиева[27].
А. Назиев считает, что “преподавание математики является не только средством развития интеллектуальных способностей, но и средством нравственного воспитания”. При этом он ссылается на мнение математика А. Д. Александрова, что нравственность – это соединение трех компонентов: преданности истине, ответственности и человеколюбия. Преданность истине предполагает её установление с помощью доказательства, потребность в доказательстве, чему учит математика (и логика, и шахматы тоже – А.Т). Ответственность заключается в неукоснительном выполнении взятых на себя обязательств и требует постоянного доказательства, что это соответствие имеет место. (Опять доказательство, и доказательству учит математика, но и шахматы в не меньшей степени приучают к ответственности за принимаемые решения, так как каждый ход в шахматной партии является аргументом в споре – доказательством в условиях конфликта налагающим очень большую ответственность за каждое принятое решение – А.Т.).
Еще одной важной целью использования шахмат как учебного предмета в начальной школе является эстетическое воспитание их на младшего школьника, в частности, красота принимаемых решений. Красота в шахматах воплощается, в частности, возникновением парадоксальных ситуаций, когда перестают действовать среднестатистические отношения между фигурами. Как писал второй чемпион мира по шахматам, математик и философ Эм. Ласкер: “Если грубую силу побеждает слабейшая сторона при помощи ходов, которые скорее говорят о слабости, чем о силе, но все же победа обусловливается именно этими ходами, – заключающейся в ней неожиданной идеей, противоречащей, казалось бы, здравому смыслу, – мы восхищены”. Детям нравятся парадоксальные ситуации, и ознакомление учащихся с красотой шахматных комбинаций также является одним из приемов зарождения и поддержания познавательного интереса детей в процессе обучения.
Понимание красоты в шахматах, конечно, зависит от объема шахматных знаний, но в том – то и состоит их педагогическая ценность в эстетическом воспитании школьника, что их красоту он может почувствовать уже на ранних этапах изучения шахмат и совершенствовать понимание этой красоты буквально на каждом уроке. Уже при изучении хода коня дети с увлечением обсуждают, в чем красота маршрута коня с поля а1 на поле h8, реализуя свою фантазию в борьбе за право придумать лучший маршрут. Ученикам нравится геометрическая красота маршрутов и других фигур, например, слона в игре “приятного аппетита”, неожиданная для них трактовка тактического приема “вилка”, когда на доске рисуется вилка с головой коня между ручкой и зубцами, а на каждый зубец “надеваются фигуры, на которые конь нападает”.
Как показал опыт, даже при изучении мата одинокому королю различными фигурами можно если не увлечь детей, то обратить их внимание на красоту логики при решении такого рода задач, на изящество взаимодействия фигур сильнейшей стороны в процессе оттеснения одинокого короля и т.д. Как показал опыт, большую роль в воспитании у ребенка эстетического чувства может сыграть шахматная сказка.
Список литературы
1.Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников. – М.: Издательский дом “Новый учебник”. ООО “Поматур”, 2002, 96с.
2.Верезубова И.В., Влазнева А.В. Как включить знания в правила игры? – Первое сентября, 23.11.02.
3.Виноградова Н.Ф.Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта “Начальная школа ХХI века” – М.: Вентана – граф, 2003. – 48 с.
4.Герд И.Я.. Сборник игр и полезных занятий для детей всех возрастов с предисловием для родителей и воспитателей –СПб.: Шиповник, 1912, с 40-41.
5. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. – В сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1- 4). В двух частях, часть I. – М.: Просвещение, 2002. – с.309 – 318.
6. Давыдов В.В. Последние выступления – htpp://www.experiment.lv/rus/biblio/last/htm.
7. Днепров Э.Попытка пересмотра содержания образования не удалась Учительская газета, №45 1997, с.14 -171.
8. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение, Владос, 1994. – 320 с.
9.Истомина Н.Б. Концепция обучения математике в начальной школе – Начальная школа. № 10, 1996.
10.Кривошеев В.Ф. Концепция школьного образования. – Начальная школа, №4, 1996.
11 Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества М.: Физкультура и спорт, 1981. – 183 с.
12. Леонг И. Пора менять команду – “64” – шахматное обозрение”, №8, 2002, с.14.
13. Назиев А. Математика – искусство воспитания. Но преподавание её в основном сводится к тому, чтобы научить детей считать. – Первое сентября, № 117, . 23 ноября 1996 г.
14.Неверкович С.Д. Шахматы как предмет гуманитарного цикла в общеобразовательной школе. – Физическая культура, № 2, 2001.
15. .Островская Л.В Концептуальные основы педагогических технологий в подготовке будущих специалистов – НШ № 4, 2003, с.32.
16. Пейперт С.: Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер. с англ. /Под ред. А.В. Беляевой, В.В. Леонаса. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
17. Рыбин И. Мне в них видится иное. – “64” – Шахматное обозрение, №12, 1990, с. 10 – 11.
18. Сабуров Е. Время азартных уроков. – Первое сентября, 23.11.2002, с.3.
19. Светлов В.А. Практическая логика. Учеб. пособие – СПб.: ИД “МиМ”, 1997. – 576с.
20. Информатика -1: Математические основы мышления и коммуникации: Книга для учителя. – М.: Институт новых технологий образования, 1999. – 76 с.
21. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянска школа, 1974.
22. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988-175с.
23. Чубарова Т.П. Моделирование и элементы системологии. – Учебное пособие для учеников 11 классов. – www.1september.ru.
24. Холодная М. Математическое образование: математика как средства защиты права ребенка быть умным (обсуждаем проект Концепции математического образования в 12 летней школе) – Математика, №12, 2000, с. 31.
25.В. Тихомиров О. некоторых проблемах математического образования – Математика, №39, с.1-3.
26.Кузнецов А.А., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. О проекте концепции образовательной области. “Информатика и информационные технологии” – Информатика, №17, 2001.
27. Назиев А. Математика – искусство воспитания. Но преподавание её в основном сводится к тому, чтобы научить детей считать. – Первое сентября, № 117, 23 ноября 1996 г.
Жду от всех читателей Сайта шахматного всеобуча комментариев к опубликованному материалу.
Другие материалы Александра Алексеевича Тимофеева, расположенные на нашем сайте, и мои материалы о нём:
А.А.Тимофеев “Школьные шахматы как учебный предмет”
И.Г.Сухин "О пособии А.А.Тимофеева "Уроки шахмат в начальной школе"
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/tim2.htm
© 2009 Тимофеев А.А.