Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
И.Г.Сухин “Моё выступление в торговом доме “Библио-Глобус”, Дни шахмат, 25 марта 2005, 17.00 - 17.55, зал презентаций
(зарисовки третьего Дня шахмат; относительно подробно о своём выступлении и коротко о встречах с Сергеем Абрамовым и Николаем Калиниченко)
Этот день организаторами анонсирован был так:
17.00-18.00 Встреча с Игорем Сухиным, автором учебно-методических комплектов “Шахматы, 1-й год” и “Шахматы, 2-й год”, автором книг “1000 самых знаменитых шахматных комбинаций”, “Удивительные приключения в Шахматной стране” и др.
18.00-19.00 Встреча с Сергеем Абрамовым, директором ведущей компании по разработке шахматных программ ChessAssistant.ru.: “Шахматные программы для самосовершенствования и игры через Интернет”.
19.00-20.00 Встреча с Николаем Калиниченко, гроссмейстером, автором более 40 шахматных книг, включая вышедшие в 2005г. “Шахматная стратегия. Полный курс”, “Дебютный репертуар атакующего шахматиста” и “Дебютный репертуар позиционного шахматиста”.
Думается, детский праздник в "Библио-Глобусе" удался на славу. Очень многое потеряли родители, которые не привели в этот день своих детей на данное мероприятие. Во-первых, я не так часто выкраиваю время для участия в подобных встречах (хотя люблю работать с детской аудиторией; в своё время выступал с литературными викторинами перед спектаклями в "Волшебной лампе" перед 100-150 малышами), а во-вторых, КАЖДЫЙ из ребят получил ценные и памятные подарки: по 2-3 мои книги (две книги "Удивительные приключения в Шахматной стране" выделил Мурад Аманназаров, а я подарил ребятам книги "500 загадок - 70 кроссвордов", "Чистоговорки, наоборотки, запрятки на звук С" и "Москва в стихах для детей"), затем я подарил ребятам закладки и самоделки от журнала "Мурзилка", а ещё симпатичные календарики. И ещё торговый дом преподнёс мальчикам и девочкам разноцветные шарики. Видели бы Вы глаза ребят!!!
Для тех, кому не посчастливилось попасть в нужное время в нужное место, вкратце расскажу о некоторых деталях.
Я сказал: "Поскольку в эти же дни проходит 5-й московский фестиваль детской книги, то вначале проведём литературные викторины. Все материалы - мои авторские".
Для разминки я предложил ребятам литературные нешахматные викторины "От мухи до слона" и "От домовёнка до Кощея", по 40 вопросов в каждой! Ребята и их родители продемонстрировали неплохое знание сказок. И только после этого (когда подошли опоздавшие) перешёл к основной части: "Немного о себе. Старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, член Союза писателей РФ, председатель комиссии "Шахматы и образование" ДЮК РШФ, автор более чем 60-ти книг различной тематики, более 10 книг рекомендованы МО РФ, автор официального трёхлетнего курса для начальной школы "Шахматы – школе", кандидат в мастера, чемпион клуба "Спартак" Москва 1977, автор пособий для обучения шахматным азам детей с возраста 2-х лет, постоянный автор журнала "Мурзилка". Сайты в Интернете: "Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов: Учиться на одни пятёрки" (http://chess555.narod.ru) и "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат" (http://suhin.narod.ru). E-mail: suhin_i@mail.ru. 10 из 60 книг – шахматные. Отец усадил меня за шахматы, когда мне было примерно 6 лет, научил любить эту мудрую игру. Сначала он давал мне фору ферзя, а когда с лишним ферзём я начал его обыгрывать, то фора была уменьшена – я получал ладью. С лишней ладьёй я долго не мог его обыграть, и только через годы стал обыгрывать отца на равных. Поэтому я уверен, что игра родителей с детьми на фору – это правильно, это позволяет уравнять шансы. Итак, я написал 60 книг. Я пишу сказки, книги кроссвордов, литературных викторин, скороговорок и чистоговорок, математических головоломок, игр со словами, шахматные учебники и другое. Ребята иногда спрашивают, как Вы стали писателем. Сначала каждый человек должен стать читателем. Я в детстве прочитал огромное количество книг. Особенно любил сказочные, фантастические повести. Самая любимая, которую я впервые прочитал в 5-классе (примерно в 1964 году) была “Волшебник Изумрудного города”. Я был восхищён, очарован ею. Некоторые юные шахматисты не любят читать – это неправильно. Тот, кто много читает самых различных книг, всегда имеет преимущество, потому что книги, как и шахматы, заставляют мыслить, размышлять. Сначала я, как и все, читал сказки, а затем увидел, что моя мама читает толстые фантастико-приключенческие книги: Жюль Верна. Сначала я попросил маму рассказывать мне прочитанное. Первые 2 тома Жюль Верна мама мне рассказала, а следующие я стал читать сам. И прочитал предостаточно. Серьезно стал писать – в 25 лет. Тогда я написал свою первую сказочную повесть “Страна Грёз”. О том, как мальчик, умеющий играть в шахматы, одолел в волшебной стране злую волшебницу Королеву Зла. Повесть была опубликована в 4 “Книгах-выручалочках по внеклассному чтению” в 1995-1996 гг. Недавно я выложил её целиком на своём литературном сайте. Но первой моей изданной книгой стала не про Алена, а другая – в 1991 году “Приключения в … (кто знает где?) Правильно “в Шахматной стране”. Вот эта книга. В 2000 году она была переработана и переиздана под названием “Удивительные приключения в Шахматной стране”. Недавно она снова переиздана. Как зовут мальчика, который учился играть в шахматы? (Юра). А девочку-учительницу? (Клеточка). Вот персонаж из этой книги. Кто знает, как его зовут? (показал куклу-игрушку, которая помогает мне на занятиях в мини-школе "Знайка-М"; Весёлый Горизонталик). По этой книге есть диафильм “Приключения в Шахматной стране”. Как этого человечка зовут там? (Весёлый Гномик). А кого ещё из героев книги “Приключения в Шахматной стране” Вы знаете? (Задира, Загадай).
Меня обрадовало, что ребята знают мои книги и правильно ответили на все вопросы, только имя Загадая забыли. А как хорошо на всё отвечал четырёхлетний Андрей Тюняткин!
Продолжил: "Ребята, а кто из Вас читает журнал “Мурзилка”? Это наш самый многотиражный детский журнал: тираж 120 000 экземпляров. Читайте его. Очень давно в 1993 году “Приключения в Шахматной стране” печатались и там. За последние 5-7 лет в каждом номере этого замечательного журнала опубликованы мои математические головоломки, скороговорки, загадки, кроссворды, рассказы и др. Кто знает, какие 3 мои весёлых гнома там иногда появляются? (Путалка, Забывалка и Загадалка)".
Здесь родители сказали, что давно не видели "Мурзилку" в продаже. Я удивился - это при таком-то тираже?
Продолжил: "А ещё Путалка, Забывалка и Загадалка у меня присутствуют в сказке “Приключения гномов в тридевятом государстве” (из книги “Литературные викторины, тесты и сказки-загадки”) и в книге “800 новых логических и математических головоломок”. Эта книга продаётся в “Библио-Глобусе”. Сейчас Вам будет загадка по этой книге. Внимательно послушайте такой отрывок":
“Гномы были очень похожи, но окружающие различали их легко. По... ботинкам. Загадалка надевал ослепительно белую обувь. Он тщательно следил за ней, буквально пылинки сдувал. Забывалка же постоянно ходил в одном ботинке, то светлом, то тёмном. Он так долго его зашнуровывал, что всегда появлялись какие-то срочные дела, и, позабыв о втором ботинке, гном спешил их выполнить. А вот Путалка никогда не выходил из дома без обуви. Но раз за разом один ботинок у него оказывался белый, а другой — чёрный. Тогда Загадалка качал головой и ворчал:
— Что за дела? Левый ботинок у тебя белый, а правый — чёрный! Переобуйся.
И Путалка послушно менял обувь. Теперь правый ботинок у него был белым, а левый — чёрным. Обо всём этом прослышали соседи и дали незадачливым гномам прозвища. Если кто-то говорил:
— Чёрно-белый в магазин поплёлся, — это о … (ком?, о Путалке).
А если смеялись:
— Башмак за ягодами направился, — это о … (ком?, о Забывалке).
Лишь у Загадалки прозвища не было: уважали его соседи за ум и находчивость. Зато всех троих товарищей шутя звали "Пять ботинок".
Кто скажет, почему их так прозвали?
Затем я попросил подойти ко мне самого смелого. Его звали Саша. Забегая вперёд, скажу, что он стал победителем наших конкурсов. Он получил вот такое шуточное задание:
Спрячь руки за спину и ответь: сколько у тебя пальцев?
Задание с хитринкой, но Саша с ним справился.
Затем я всем загадал такую загадку: Что не рекомендуется развешивать в городе деревенским жителям?
Одна из мам быстро догадалась: уши.
А теперь рассказ-загадка о мальчике-шахматисте.
НОВАЯ СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ
Однажды первоклассник Ваня-шахматист решил пойти в школу более длинным путём, чтобы опоздать на урок математики и не писать контрольную работу. Неожиданно дорогу ему преградила широкая яма. Обходить её мальчику было лень. Ваня подумал: "Вот придут рабочие, закопают яму, тогда и пойду дальше". Он ждал долго-долго. Наконец пришли рабочие и закопали яму. Погладил тогда Иван бороду, почесал лысину и побрёл в школу.
В чём секрет этого рассказа? (Много-много лет прошло, и мальчик состарился). Интересно, что пару лет назад один мальчик, прослушав рассказ, сказал:
— Ну и что? Зато на свежем воздухе!
Затем я прочитал две свои чистоговорки-скороговорки:
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
Овчар в овчарне ворчал на овчарку.
Овчарка в овчарне рычала на овчара.
Потом я планировал сообщить о том, какие из моих книг продаются в этот день в торговом доме "Библио-Глобус":
Но заигрался с ребятами и забыл сказать об этом. Впрочем, некоторые мои книги лежали рядом на столиках.
Продолжил: "Теперь давайте всерьёз займёмся занимательными шахматами. Как эта клетка в шахматах называется? (показал вырезанную из ватмана; Белое поле) А эта? Как называется такая шахматная дорожка? (Горизонталь, все показываем её руками. А эта? (Диагональ, показываем) А эта? (Вертикаль)".
На простые вопросы, отвечали, разумеется, хорошо.
Затем провёл литературно-шахматную викторину "Литературные герои и шахматы" (Догадайтесь, о каких известных литературных героях здесь идёт речь), эти материалы пока не опубликованы (я долго и серьёзно готовился к выступлению, специально придумал немало новых вопросов и т.п.), поэтому здесь приводить их не буду. При этом после каждого правильного ответа я показывал отгаданного литературного героя. Как я это делал? Секрет! Как и многое другое. Ноу-хау.
С огромным успехом также прошли загадки-обманки. Начал я с нешахматных (повторяю, всё это - мои авторские разработки). Почти все ребята сразу же попались, и после слов
По улицам бродил
Двугорбый …
дружно сказали не верблюд, а крокодил??
Также и после
Артём, на Мурку посмотри:
Хвостов у кошки ровно …
были единодушны: три??
Но затем, когда поняли принцип - больше почти не ошибались. И шахматные обманки решили успешно. Впрочем, попались, например, здесь:
Знают Пашка, Иришка и Кешка –
Нет фигуры сильнее, чем …
Сказав "пешка".
Затем стали решать загадки-шутки из моих книг:
Загадка Оли Сухиной, 5 лет
Не люди, не звери, не часы, а ходят? (Шахматные фигуры)
На каких полях ничего не растет? (На шахматных.)
Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.)
В каких клетках не держат зверей? (В шахматных.)
Что это за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону? (Поле).
И т.д.
Затем одолели "Слова в словах", "Изменённые буквы", сообразили, чем оканчиваются пушкинские строчки:
Царь увидел пред собою
Столик с шахматной ...
Потом поиграли в "Доскажи словечко" (из стихотворений и рифмовок И.Г.Сухина), 20 вопросов.
Предпоследней провели ещё одну "Литературно-шахматную викторину" (по моим книгам):
1. Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе в шахматы с шахматным автоматом?
2. Знаменитый джинн, друг Вольки Костылькова, большой поклонник шахматной игры.
3. Электронный мальчик, двойник Сережи Сыроежкина, предложивший шести экс-чемпионам мира по шахматам сеанс одновременной игры.
4. Девочка из будущего, которая обыграла гроссмейстера в сеансе одновременной игры. 5. Человечек из театра Карабаса Барабаса – "весь клетчатый, как шахматная доска."
6. Товарищ Ильи Муромца, прославленный былинный богатырь, обыгравший в шахматы хана Бахтияра Бахтияровича.
7. Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье.
8. Коротышка, который всегда ходил в клетчатых костюмах. Увидев его издали, другие коротышки говорили: "Глядите, глядите, вон идет шахматная доска".
А последним стало задание "ТРИ АЛИСЫ": В Стране Литературных Героев жили три Алисы. Две из них умели играть в шахматы, а одна — нет. Что это за Алисы и из каких они литературных произведений?
Час пролетел незаметно, и к моему удивлению даже самые маленькие ребята достойно выдержали нелёгкое испытание. Даже четырёхлетние! Что значит, интересно! Главные призы получили Андрей Тюняткин и Саша. Такой вердикт вынесли сами родители. Отмечу, что четырёхлетний Андрей, - из московской мини-школы "Знайка-М" при физико-математической школе №444. Четырёхлетний, а отвечал лучше некоторых десятилетних! Молодцы. И все остальные тоже молодцы. И родители молодцов - молодцы! Особая благодарность Юрию Владимировичу Лаврентьеву, привёзшему в ТД целую когорту своих подопечных.
Кроме перечисленного я ещё показал ребятам рисунки с шахматными фигурами и много о чём рассказал, например, о гениальном художнике Викторе Чижикове (который мне нарисовал Весёлого Гномика), о плагиате, о Приказе Минобразования №2211, о том, почему нужно любить читать и многом-многом другом. Успел за этот час я многое, но многое осталось и про запас. До новых встреч!
Приятно, что после конкурсов практически все родители подошли со словами благодарности, а Юрий Владимирович Лаврентьев попросил сфотографироваться со своими подопечными, которые тоже хорошо отвечали на каверзные вопросы викторин. Выразило благодарность и руководство торгового дома, и организатор Дней Мурад Аманназаров.
После моего выступления состоялся сеанс одновременной игры известного гроссмейстера Игоря Бердичевского (автора книги "1…Кс6!?"), а в 18.40 параллельно "заступил на вахту" Сергей Абрамов, директор ведущей компании по разработке шахматных программ ChessAssistant.ru.: “Шахматные программы для самосовершенствования и игры через Интернет”. Он рассказал о новой версии СА 8.1. (стоит 3800 руб; на трёх дисках). Подчёркивая отличие СД от книги, он сказал: "У книги не хватает действия". СА работает 15 лет, выпущено более 40 программ. В общем, масса ценной информации. Я задал вопрос о возможности печатать диаграммы с нотацией (да), о ценах, о том, есть ли диск с защитой Алёхина (нет) и др.
19.25-20.00. В этот период прошла встреча с Николаем Михайловичем Калиниченко, гроссмейстером, автором более 40 шахматных книг: “Шахматная стратегия. Полный курс”, “Дебютный репертуар атакующего шахматиста”, “Дебютный репертуар позиционного шахматиста” и др. Я спросил о судьбе бывшей редакции ФИС, особенно о Б.И.Турове (кто где, Туров в США), а также о названии "Дебют Оуэна", о варианте в скандинавской защите с 3…Фd6, о новых названиях дебютов. Тем временем гроссмейстер продемонстрировал свой класс и закончил сеанс со счётом 9:0. Я лишь пару раз бросил взгляд на ход сеанса, но одна из партий меня заинтересовала. Гроссмейстер Игорь Бердичевский получил при ферзях и ладьях хорошего слона против плохого, но позиция партнёра (видимо, перворазрядника) оставалась крепкой. Но класс есть класс: "раскачал", "ткнул" в нужном месте (с5) и выиграл пешку. И повестка дня третьего Дня шахмат была исчерпана.
Факультативный курс "Шахматы – школе". Программа первого года обучения Избранные материалы из книги "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы" Избранные материалы из книги "Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя" Избранные страницы из пособия "Удивительные приключения в Шахматной стране" Империя ссылок Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/bibl-gl3.htm
© 2005 Сухин И.Г.