Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
И.Г.Сухин "Шахматы, первый год" (уроки 14-16 и дополнительный урок)
И.Г.Сухин "Шахматы, первый год" (урок 14)
("Шахматная неделя", №35, сентябрь 2005, с.12; Интернет-версия, небольшие фрагменты)
Урок 14. Конь: Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь легкая фигура. Дидактические задания "Один в поле воин", "Кратчайший путь", "Лабиринт", "Перехитри часовых".
В начале урока - повторение пройденного материала. Дети вспоминают, по каким шахматным дорожкам ходят ладья, слон, ферзь. Учитель разыгрывает с кем-нибудь из учеников одно-два положения дидактических игр…
Если учитель использует на уроках пособие "Приключения в Шахматной стране" (или "Удивительные приключения в Шахматной стране"), то на этом занятии он может прочитать и инсценировать его девятую главу "Кони черные и белые" (она опубликована также в журнале "Мурзилка"; 1994 г., №4)…
Весьма полезным считаем знакомить детей время от времени с изречениями и воспоминаниями известных шахматистов. Вот цитаты, относящиеся ко времени шахматного "старта":
"Все началось с коня. Наблюдая за поединками Жужи с отцом, я была прямо-таки заворожена необычными передвижениями этой фигуры на доске. Именно они и пробудили во мне интерес к игре в целом" (Юдит Полгар).
"Мне не было еще полных 5 лет, когда однажды я зашел в контору отца и застал его за шахматами с одним посетителем… На третий день, когда я опять был зрителем, мой отец, весьма слабый любитель, пошел конем с белого поля на другое белое поле. Противник, видимо игравший не лучше, не заметил ошибки. Когда отец выиграл, я, смеясь, стал обвинять его в плутовстве… На вопрос отца, когда я успел познакомиться с шахматами и много ли смыслю в них, я ответил, что берусь обыграть его. Он заявил, что это невозможно и, что я, наверно, не умею даже правильно расставить фигуры. Мы решили спор на деле: я выиграл. Таков был мой дебют" (Хосе-Рауль Капабланка).
"Признаюсь, никогда потом я не любил шахматы такой чистой, искренней любовью, как в пору первого знакомства с ними. Ладью я неизменно отожествлял с крепостями, коней – с настоящей конницей, чем-то величественным были для меня коронованные пары, одетые в белые и черные мантии" (Александр Котов)…
И.Г.Сухин "Шахматы, первый год" (урок 15)
("Шахматная неделя", №36, сентябрь 2005, с.12; Интернет-версия, небольшие фрагменты)
Урок 15. Конь: Дидактические игры "На уничтожение", "Захват контрольного поля", "Ограничение подвижности".
В начале урока повторение - пройденного материала. Дети вспоминают ход коня, взятие, указывают, что конь может перепрыгивать через другие фигуры и не бьет их при этом (прыгает "по головам": раз, два, три).
Это занятие практическое: дети сражаются конями друг с другом, педагог играет с детьми. Вначале соседи по парте играют белым конем против черного (игра "На уничтожение"). При точной игре партнеров ни один из коней не попадет под бой.
Педагог на этом занятии разыгрывает поучительные положения игр "Захват контрольного поля" и "Ограничение подвижности"...
Познакомьте ребят с другими цитатами, относящимися ко времени шахматного "старта":
"В возрасте около 5 лет меня научил отец, который сам увлекся шахматами в 1978 году, наблюдая за матчем Карпов - Корчной. Я быстро выучил нотацию и начал самостоятельно заниматься по книжкам, среди которых был сборник лучших партий Карпова. Мне это много дало в дальнейшей карьере. Я заметил позже, что многие гроссмейстеры не могут заниматься в одиночку, поскольку с детства находились под опекой тренера. Я же с удовольствием занимаюсь один. В возрасте 9 лет я стал чемпионом Туапсе. А еще через два года прекратил выступать в первенствах города, после того как набрал 11 очков из 11 возможных" (Владимир Крамник).
"Я свою первую серьезную партию проиграл. Двоюродному брату. И когда впервые в жизни получил "детский мат", это было для меня трагедией. Потому что считал себя опытным шахматистом. Дело в том, что мои старшие братья были людьми любезными, и при обучении я имел в активе больше "побед", чем поражений" (Михаил Таль).
"Я научилась играть в семь лет. Отец и брат Женя (на пять лет меня старше) по воскресеньям играли в какую-то непостижимую, но очень увлекательную игру. Мне разрешалось наблюдать (условие — “ни звука!”), и я восхищенно замирала перед ее загадочностью. Однажды до меня неожиданно дошло: я различаю ходы. Раз так, было решено меня поощрить. Женька великодушно объяснил мне “азы” и снизошел: “Так и быть — подвигаю”. Впечатление от полученного в первый раз в жизни “детского мата” словами передать невозможно. Но, увы! оказалось, что играть со мной для него — чистая мука. Я канючила: “сыгра-а-а-й!” — “Отстань, скучно!” Спасала мама: “Сыграй! Я дам тебе рубль на кино”; неотразимый “аргумент” неизменно действовал и начиналось утонченное издевательство. Он по много раз “менял” позицию: брал себе мою проигранную, давал мне свою выигранную, и снова у меня — “труба”; дело кончалось ревом на всю квартиру. Я поклялась, что когда-нибудь сама буду его точно так “пересаживать”. Первый успех — звание чемпиона семьи — досталось мне нелегко. “Неджентльменский” мужской союз (на моей стороне — только не умеющая играть мама) из кожи лез вон, чтобы такого позора не допустить. В ход шли все приемы, даже запрещенные (включая подсказку), но прогресс был неумолим. Удивительное дело: после моего восхождения на “семейный Олимп” отец и брат почему-то утратили интерес к игре (не к моим турнирам — у Жени всегда была в кармане таблица), но к борьбе между собой (Лариса Вольперт)...
Урок 16. Конь против ферзя, ладьи, слона: Дидактические задания "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру", "Перехитри часовых", "Сними часовых". Дидактические игры "На уничтожение", "Захват контрольного поля", "Ограничение подвижности".
("Шахматная неделя", №42, ноябрь 2005, с.14; Интернет-версия, небольшие фрагменты)
В начале урока повторение пройденного материала. Дети вспоминают ход ладьи, слона, ферзя, коня.
Новое занятие практическое: дети решают задания и разыгрывают с педагогом (или между собой) учебные положения дидактических игр.
"Атака неприятельской фигуры". Белой фигурой надо напасть на одну из чёрных.
(наше Интернет-примечание: и здесь стоп, опять редакция дала маху - привели не те две позиции для этого задания, "продублировали задания из предыдущего урока" - ошибка наборщика?; я же просил показывать мне набранный материал, почему это опять не было сделано???; правильная расстановка позиций на диаграмме №1 такова: Белые: Кd3, чёрные: Фh1, Лb6, Сс3, а на диаграмме №2 такова: Белые: Ке5, чёрные: Фg3, Ле4, Са7)
…Более проста и доступна детям игра на фрагментах. Здесь не только ферзь, но и ладья ловит коня.
А вот, к примеру, на фрагменте "три на четыре поля" есть положения, где слон одолевает коня и где конь оказывается сильнее слона.
Наиболее интересно единоборство слона с конём на фрагменте "три на три поля". Если слон не "центральный" - ничья. А "центральный" слон гарантирует победу - ещё раз к вопросу о роли центра.
Различные полезные для разыгрывания позиции на фрагментах я разработал достаточно давно, их наибольшее количество приведено в моей книге
"Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет" (1994).Они тоже, как и другие мои материалы, стали предметом плагиата. Вот характерный пример: статья учителя физкультуры школы №51 г. Астрахани Николая Кучерова "Астраханская метода" в газете "Спорт в школе" (приложение к газете "Первое сентября", раздел "Шахматный всеобуч", 1998, №10, с.5-11). Все семь огромных страниц данного издания почти на 100% наполнены материалами из моих книг: "Приключения в Шахматной стране" (1991) и "Волшебные фигуры…". При этом фамилия Сухина ни разу не упоминается. Эх, плагиат неискореним…
Дополнительный урок: ПОЛУГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
("Шахматная неделя", №43, ноябрь 2005, с.14; Интернет-версия, фрагменты)
После шестнадцатого урока обычно заканчивается первое полугодие, и мы рекомендуем провести полугодовую контрольную работу. Обычные проверочные работы нужно проводить регулярно в течение года - после завершения каждой крупной темы. Наш личный опыт курирования в октябре - декабре 2004 года
Программы "Первый ход" (патронируемой Анатолием Карповым) показал, что без регулярного проведения таких работ эффективность учебного процесса невысока. Педагоги нередко пребывают в счастливом неведении, полагая, что все дети всё усваивают, и только контроль показывает истинную картину.Дело заключается ещё и в том, что чаще всего у нас в РФ (да и за рубежом) к преподаванию в общеобразовательных школах привлекаются разрядники в "летах", беззаветно любящие шахматы и преданные им до самозабвения. Но они не специалисты в школьной педагогике, и к тому же нередко больше заинтересованы не в усвоении материала всем классом, а в отборе лучших учеников для своего шахматного кружка, который они по совместительству ведут в ДЮСШ. Поэтому в процессе преподавания они ориентируются только на трёх-четырёх лучших учащихся, схватывающих всё с полуслова. Реально именно эти звёздочки "делают погоду" на уроках - правильно отвечают на все вопросы, создавая у педагога иллюзию успешности всего класса (класс ведь не молчит - активно работает). А на самом деле остальные дети выключаются из учебного процесса, так как педагог ориентируется на лучших, а основная масса за ними не успевает и КПД урока становится низким.
Мы не упрекаем этих педагогов, так как такая практика сложилась исторически (тренер-учитель), но если мы хотим реальной отдачи от уроков шахмат в общеобразовательной школе, то в первую очередь должны наладить контроль. Как только в Программе "Первый ход" по нашему предложению стали проводиться проверочные (контрольные) работы дело сразу пошло!
В ближайшее время будет издан сборник подобных работ для первого года обучения
"Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ", и педагоги получат необходимый для самоконтроля материал.(наше Интернет-примечание: пока материал готовился к печати данный сборник уже был издан)
Сейчас, здесь мы приводим текст реальной полугодовой контрольной работы, которую мы разработали для Программы "Первый ход", и которая была проведена во 2-3-х классах всех десяти школ проекта. Писали данную контрольную свыше 800 учеников Северо-Восточного округа г. Москвы.
Это важный материал, по которому и вы можете оценить свою работу за первое полугодие в общеобразовательной школе.
В итоговой работе - 25 вопросов. Перед проведением полугодовой контрольной работы педагогам было рекомендовано внимательно ознакомиться с её текстом и определить, какие из заданий, могут вызвать затруднения у детей, чтобы перед работой ещё раз объяснить некоторые термины. Все задания - одноходовые, правильный ход нужно было показать стрелкой (без использования шахматной нотации). При этом если решено примерно 50% заданий (12 из 25), это тройка; если - примерно 75% (18 из 25) - четвёрка; не решено два (решено 23 из 25) или меньше - пятёрка.
Практика показывает, что большинство ошибок ученики начальной школы совершают не потому, что они чего-то не знают, а потому, что не поняли условие задания. Хотя практически все задания, которые были предложены детям, не отличаются от заданий учебника
"Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны", пособия и рабочей тетради, но и здесь были ошибки. Это связано с тем, что: 1) кто-то болел, когда изучалась какая-то тема; 2) кто-то только недавно стал посещать занятия (наше Интернет-примечание: в газете опечатка - написано "задания"); 3) кто-то просто устал, ведь шахматные уроки проводились во второй половине дня.Текст контрольной работы - на одном двухстороннем листе. На первой странице - теоретические вопросы, на второй - практические. Бланки работы были отпечатаны для каждого ученика.
Вот этот материал…
Продолжение следует
И.Г.Сухин "Шахматы, первый год" (уроки 1-6) И.Г.Сухин "Шахматы, первый год" (уроки 7-11) И.Г.Сухин "Шахматы, первый год" (уроки 12-13) Факультативный курс "Шахматы – школе". Программа первого года обучения Избранные материалы из книги "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы" Избранные материалы из книги "Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя" Избранные страницы из пособия "Удивительные приключения в Шахматной стране" Империя ссылок Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/cw20_1god4.htm
© 2005 Сухин И.Г.