Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

И.Г.Сухин "Заседание Наблюдательного совета РШФ. 5 марта 2011"

 

Заседание прошло качественно, по-деловому, присутствовали почти все заинтересованные лица. И это не случайно, ведь выбиралось генеральное развитие РШФ на ближайшее десятилетие. Члены Наблюдательного совета и ряд гостей получили объёмную распечатку электронной презентации и приложения. А на следующий день Председатель правления Наблюдательного совета И.В.Левитов на форуме ChessPro написал: "Вчера прошел Набсовет. Решений много, в двух словах трудно рассказать. Мы внесем изменения в презентацию и приложения согласно решениям Набсовета и выложим на сайт в среду-четверг. Тогда и обсудим". Само мероприятие, как обычно, снимал Е.Потёмкин.

 

Повестка заседания на сайте РШФ.

 

Краткий отчёт о заседании на сайте РШФ.

 

Работа Наблюдательного совета началась в 10.10, завершилась в 14.10. Из 22 вопросов повестки дня отдельные вопросы заняли по 3-4 минуты, другие же привели к оживлённому обмену мнениями.

Один из самых больных вопросов (это отметил и Е.И.Бареев, сказавший: "Это слабое звено") "Шахматы в школе. Начало проекта" был заявлен лишь под номером 14 и до него очередь дошла в 13.06 (работали конструктивно и без перерывов). Но уже в 10.20 при обсуждении вопроса номер два К.К.Ильковский поднял вопрос о том, что среди важнейших целей и задач РШФ должна быть – шахматы – обязательный предмет в общеобразовательной школе.

Председатель Наблюдательного совета А.В.Дворкович согласился: "Да, но поэтапно" (в течение пяти лет) и заметил, что в ряде регионов шахматы уже обязательный школьный предмет, а в других процесс идёт с трудом. И добавил, что сейчас почти решён вопрос о том, что в ближайшее время шахматы станут обязательным предметом в начальных школах г. Москвы, а в ближайшей перспективе и по всей стране. Здесь В.И.Гончаров проинформировал о новых инициативах в этом направлении в Республике Татарстан. Были и другие позитивные выступления по этому аспекту, но, к сожалению, ряд других выступающих продемонстрировал полное незнание темы.

Поэтому заместитель директора ГОУ СОШ № 758 г. Москвы Э.Э.Уманская, которая сидела рядом со мной, справедливо отметила, к примеру, что многие коллеги даже не представляют, что для преподавания учебного предмета в школе необходим не учебник или программа, а полный учебно-методический комплект.

Лишь в 10.47 перешли к обсуждению 3-го вопроса повестки дня. А.Д.Жуков заметил: "Я считаю, что шахматы должны быть олимпийским видом спорта".

Вопрос номер 4 о комиссиях. Их оставили всего 6 – в их число не вошли комиссии по заочным шахматам, СМИ и… "Шахматы и образование". Последнее весьма любопытно, если учесть, что Правлением РШФ была представлена большая программа по школьным шахматам. Не было в зале А.Е.Карпова, который раньше возглавлял комиссию РШФ "Шахматы и образование", непонятно и какими силами РШФ планирует реализовывать намеченную ей же обширную программу по всеобучу. Но очень ценно, что ряд выступающих отметили, что неправильно поднимать вопрос только о продвижении шахмат в начальную школу, необходимо шире продвигать шахматы и в систему дошкольного образования. Вот это совершенно верно!

Вместе с тем кто-то сказал о том, что в РФ много учебников… Но для школы не пригодны учебники для начинающих шахматистов. Было сказано о том, что нужно "утвердить" хотя бы несколько учебников.

А.М.Гилязов выразил сожаление, что после закрытия "Шахматной недели" у нас не стало еженедельного издания.

Кто-то предложил, чтобы РШФ разрешила применение в общеобразовательных школах авторских программ.

12.37 вопрос 10. Здесь в прениях В.Б.Уманский заметил, что скоро шахматы будут в школах платными, и им сложно будет выдержать конкуренцию с другими дисциплинами. По этому поводу А.В.Дворкович сказал: "Всё всегда от директора школы. В Москве обязательное шахматное обучение будет принято".

Наконец в 13.06 очередь дошла до 13-го вопроса: "Шахматы в школе. Начало проекта". Повторюсь, Е.И.Бареев начал с фразы: "Это слабое звено". И добавил: "Шахматы в школе у нас единичные случаи". И рекомендовал создать экспериментальные площадки в каждом федеральном округе. Далее Е.И.Бареев заметил: "В России есть только одна утверждённая программа, это программа И.Г.Сухина, вероятно хорошая, но, возможно, она требует некоторой переработки, доработки и добавления позитива".

А.В.Дворкович отметил, что правильный путь – это подготовка учителей начальных классов к преподаванию шахмат как учебного предмета.

В прениях Я.Д.Зиндер отметил, что в Ленинградской области сверху рекомендованы две формы: 1) шахматы как факультатив, 2) шахматы как урок. И проведено уже три семинара для педагогов.

Отмечу, что параллельно собравшимся демонстрировали электронную презентацию, а также раздали её бумажный аналог на 98 страниц (который у меня сейчас под рукой) "Заседание Наблюдательного совета РШФ 5 марта 2011". На с. 67 приведены цели проекта "Шахматы в школе": "Включение шахмат в школьную программу государственной системы образования в качестве дополнительного (факультативного) предмета. Основные направления реализации: 1) мониторинг и анализ ситуации в России и за рубежом; 2) привлечение специалистов, формирование рабочих групп; 3) организация принятия необходимых нормативных документов – в сотрудничестве с Министерством образования РФ; 4) подготовка педагогического состава; 5) подготовка методической литературы для преподавателей; 6) подготовка учебной литературы для учащихся; 7) доведение информации о преимуществах и перспективах включения шахмат в школьную программу как факультативного предмета до сведения широкой профессиональной общественности; 8) создание экспериментальных площадок по шахматному всеобучу в школах во всех федеральных округах".

Заместитель директора ГОУ СОШ № 758 г. Москвы Э.Э.Уманская в связи с указанной целью: "Включение шахмат в школьную программу государственной системы образования в качестве дополнительного (факультативного) предмета" справедливо сказала мне, что, ведь, всё это в РФ уже давно есть! Добавлю: более того, в 1994 году шахматы были в РФ включены в школьную программу как обязательный факультатив в первой половине дня. С 1994 года функционировали три таких обязательных факультатива: 1) "Шахматы – школе", 2) "Введение в народоведение", 3) "Твоя Вселенная". Сейчас же фактически предлагался шаг назад.

Здесь, поскольку Е.И.Бареев упомянул мою программу в своём выступлении, я попросил слова. А.В.Дворкович предоставил мне слово, и я сказал следующее: "Игорь Георгиевич Сухин, Институт теории и истории педагогики Российской академии образования. Здесь 5 базовых вопросов, при этом 3 из них уже решены, а 2 – решаются.

Базовые вопросы: 1. Наличие не отдельных программ и учебников, а научно-обоснованных учебно-методических комплектов для преподавания шахмат в школе.

Вопрос 1 в РФ решён. В 1994 году РФ стала первой в мире страной, которая на федеральном уровне ввела шахматы в школьную программу как предмет по выбору учащихся: Трехлетний федеральный курс для начальной школы "Шахматы – школе", рекомендованный Министерством образования РФ. Он представлен полноценными учебно-методическими комплектами "Шахматы, первый год", "Шахматы, второй год", "Шахматы, третий год", в которые входят программы, учебники для учеников, пособия для учителей, рабочие тетради и др. К 2011 году федеральный курс "Шахматы – школе" прошёл апробацию в школах Республики Калмыкия, Республике Саха, Республики Татарстан, Ханты-Мансийского автономного округа, Томской области, Псковской области, Челябинской области и других регионов РФ. Евгений Ильгизович упомянул сейчас, что я автор программы. Дело не в программе, а в полноценных учебно-методическом комплектах. И они в РФ уже разработаны и апробированы.

2. Значимое для системы образования РФ целеполагание введения шахмат как учебной дисциплины в общеобразовательной школе.

Вопрос 2 в РФ решён. Целеполагание – поэтапное развитие у детей фундаментальной способности действовать "в уме". Юрий Сергеевич Разуваев неоднократно писал об этом.

3. Проблема преподавателя шахмат в школе.

Вопрос 3 в РФ решён. Аркадий Владимирович уже сказал сегодня, что преподавать шахматы должны учителя начальных классов. В регионах-лидерах шахматы преимущественно и преподают учителя начальных классов и учителя-предметники. Те, которые понимают развивающее значение шахмат и ориентированы на творчество.

4. Подготовка кадров.

Вопрос 4 в РФ решается с помощью 72-80 часовых курсов повышения квалификации. Подобный опыт накоплен в Москве, Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Калмыкия, Республике Саха, Томской области, Псковской области, Челябинской области и др. В общероссийском масштабе подобную миссию взял на себя ГАСИС – Государственная академия специалистов инвестиционной сферы.

5. Информационная поддержка.

Вопрос 5 в РФ решается с помощью Сайта шахматного всеобуча (http://chess555.narod.ru), публикующего достоверную информацию по теме".

 

На этом дискуссия по данному вопросу была завершена и перешли к следующему аспекту.

Вскоре А.В.Дворкович передал бразды правления И.В.Левитову и уехал. В фойе я передал А.В.Дворковичу учебники и рабочие тетради, входящие в учебно-методические комплекты 1-го и 2-го года обучения.

Эти же учебники в 2008 году были подарены издателем заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Александру Дмитриевичу Жукову. А 5 января 2009 после блиц партии с А.Д.Жуковым я спросил его мнение об этих учебниках. А.Д.Жуков тогда сказал: "Именно так и нужно писать шахматные учебники".

 

К сожалению, пока у меня на руках пока нет приложений к презентации, я успел пока только их бегло посмотреть 5 марта. Обратил внимание, что среди мер планируется разработка программы для курсов повышения квалификации и т.п.

 

 

Некоторые итоги заседания, касающиеся школьных и дошкольных шахмат

Позитив:

1. Членам Наблюдательного совета раздали материалы, которые могут стать объектом анализа, уточнений, замечаний.

2. Вновь был остро поставлен о том, что шахматы должны стать обязательным предметом начальной школы (отмечу, что только за последние два года я и мои коллеги провели шесть международных и всероссийских конференций по школьно-дошкольным шахматам, причём в резолюциях трёх последних указали, что шахматы должны стать обязательной школьной учебной дисциплиной).

3. Руководством РШФ было подтверждено, что в Москве планируется обязательное введение шахмат в начальной школе.

4. Руководство РШФ взяло курс на поэтапный переход к обязательной школьной дисциплине "Шахматы" во всей России.

5. Руководство РШФ полагает, что в общеобразовательных школах шахматы должны преподавать учителя начальных классов (с 1994 года я и мои коллеги доказывали, что это оптимальный путь).

6. РШФ признало, что вопрос школьных шахмат – слабое звено в деятельности РШФ.

7. Многие участники проявили большую заинтересованность в развитии направления школьных шахмат.

8. Ряд участников проявили большую заинтересованность в развитии направления дошкольных шахмат (это важнейшее направление, однако, пока оно не отражено в материалах к заседанию).

 

Проблемная часть:

Ключевой вопрос здесь: Кто и как это будет делать?

Цель проекта "Шахматы в школе": "Включение шахмат в школьную программу государственной системы образования в качестве дополнительного (факультативного) предмета" – шаг назад по сравнению с 1994 годом.

Рассмотрим основные направления реализации:

1) мониторинг и анализ ситуации в России и за рубежом;

Этим я занимаюсь порядка 30 лет. Не думаю, что у кого-то ещё есть такой банк информации по данной теме.

2) привлечение специалистов, формирование рабочих групп;

Да, это важный вопрос, но непонятно, как он будет решаться. Данной проблемой должны заниматься люди науки, которые в курсе последних исследований в области психологии и педагогики, причём нужна команда единомышленников.

3) организация принятия необходимых нормативных документов – в сотрудничестве с Министерством образования РФ;

Да, это важный вопрос. Но опять-таки: кто и как это будет делать? Вспомним Приказ Минобразования РФ №2211 от 2004 года. В нём не было закреплено персональной ответственности, и большинство пунктов не было выполнено.

4) подготовка педагогического состава;

Да, это важный вопрос. Ориентировка выбрана верно: учителя начальных классов. Добавлю: и воспитатели детских садов! Но здесь есть мощнейший риф, на который в последние годы попали корабли нескольких регионов. Так как не было понимания, что для преподавания шахмат нужен не отдельный учебник, а полноценный научно-обоснованный учебно-методический комплект, то на семинарах и курсах кое-где учителей начальных классов просто учат шахматам, или в лучшем случае методике проведения шахматных занятий без опоры на научно-обоснованный учебно-методический комплект. Это тупиковый путь. Это – одна из причин, по которой провалились эксперименты в 1980-е годы. Единственно правильный путь следующий: на курсах повышения квалификации учителей начальных классов (и дошкольных специалистов) обучать конкретной методике и технологии работы с конкретными научно-обоснованными учебно-методическими комплектами. Другого пути нет. Здесь у меня, как у автора федерального курса "Шахматы – школе" пока своеобразная фора. Но для нормального функционирования любого школьного предмета требуется 2-3 научно-обоснованных учебных курса – чтобы учителя могли выбирать то, что им больше подходит. Следует учесть, что это РШФ собирается расширить своё влияние на общеобразовательные школы, а не наоборот. Поэтому, каждый автор нового шахматного курса должен предложить школе своё целеполагание – нечто, что не могут дать школе другие предметы. В курсе "Шахматы – школе" – это поэтапное развитие фундаментальной способности действовать в уме.

5) подготовка методической литературы для преподавателей; и 6) подготовка учебной литературы для учащихся;

База уже создана в 1994 – 2011 гг.: Курс "Шахматы – школе" включает в себя УМК трех лет обучения: "Шахматы, первый год", "Шахматы, второй год" и "Шахматы, третий год".

Издательство "Духовное возрождение" (Обнинск) выпустило в свет следующие составные части УМК "Шахматы, первый год":

Издательство "Духовное возрождение" выпустило в свет следующие составные части УМК "Шахматы, второй год":

Издательство "Духовное возрождение" выпустило в свет следующие составные части УМК "Шахматы, третий год":

7) доведение информации о преимуществах и перспективах включения шахмат в школьную программу как факультативного предмета до сведения широкой профессиональной общественности;

Да, этот вопрос хромает. С достоверной информацией дело из рук вон плохо.

8) создание экспериментальных площадок по шахматному всеобучу в школах во всех федеральных округах".

Да, это важный аспект.

 

 

Электронная презентация курса "Шахматы – школе"

 

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/NS_5-03-2011.htm

© 2011 Сухин И.Г.

 

 

Hosted by uCoz