Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

И.Г.Сухин "1-я международная конференция “Творчество: взгляд с разных сторон”

Посвящена 85-летию со дня рождения выдающегося российского психолога Якова Александровича Пономарева

День первый, 15 сентября 2005 года, впечатления

Общая информация Института психологии РАН - http://psychol.ras.ru/news/nwdtls.php?groupid=2&newid=217

Программа симпозиумов - http://psychol.ras.ru/ponomarev/main_rus_3_1.html

Тезисы - http://psychol.ras.ru/ponomarev/rus.html

Местонахождение Института психологии РАН - http://psychol.ras.ru/map.shtml

Я.А.Пономарёв и шахматы - http://proint.narod.ru/oldj/kru_stol_80.htm

О Пономарёве: "Выдающийся российский ученый Яков Александрович Пономарев (1920-1997) не только создал структурно-уровневую теорию творчества. Он также внес вклад в исследование философско-методологических проблем психологии, разработку системно-структурного подхода, заложил оригинальную теорию интеллектуального развития человека, в красивых экспериментах установил такие фундаментальные психологические феномены, как неоднородность психического отражения, явление побочного продукта деятельности и многое другое. Уже в школе большие способности будущего ученого не были секретом, причем проявлялись они не только в учебе, но и спорте. Юный Яков Пономарев имел первый разряд по шахматам и боксу, полупрофессионально играл в футбол" - http://psychol.ras.ru/ponomarev/rus.html.

 

Я поздно узнал об этой конференции, но не мог её не посетить, так как труды учёного дали мне немало идей при создании курса "Шахматы - школе". Я посетил не мало конференций, которые ничего не дали ни уму, ни сердцу, поэтому был приятно удивлён днём первым данной конференции, когда не только удалось наладить контакты с рядом коллег, но и прослушать качественные пленарные выступления.

Перед началом работы конференции удалось познакомиться с Николаем Евгеньевичем Веракса http://psychol.ras.ru/ponomarev/abstracts_rus/Sessions/Veraksa.html (учеником Л.А.Венгера), заведующим лабораторией Института развития дошкольного образования (директор Института - В.И.Слободчиков). Предмет беседы - вопрос “О научных подходах к решению проблемы “предшкольного образования”, который обсуждался 6 июля на заседании Президиума РАО. Так как к проекту Постановления “О научных подходах к решению проблемы “предшкольного образования” Институт развития дошкольного образования имел прямое отношение, то мне хотелось, чтобы в директивных материалах по предшкольному образованию шахматы были записаны хотя бы одной строкой. Важно, что Николай Евгеньевич сказал, что положительно относится к шахматам.

Затем я подарил Диане Борисовне Богоявленской http://psychol.ras.ru/ponomarev/abstracts_rus/Sessions/Bogojavlenskaya.html (доктор психологических наук, зав. лабораторией диагностики творчества Психологического института РАО) свою книгу "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 - 5 лет" (давно обещал). С Дианой Борисовной я впервые встретился лет 10 назад. Затем 28-04-2004 с 15.00 до 18.30 в Федерации Интернет Образования состоялся круглый стол "Непростой путь проявления одарённости у способных детей". В ходе мероприятия у нас с Дианой Борисовной состоялся обмен мнениями о необходимости проведения шахматных уроков в школах. Д.Б.Богоявленская очень хорошо отозвалась о шахматах, но полагала, что вначале следует изучать шашки, как более простую игру. Думается, мне удалось убедить Диану Борисовну в том, что начинать нужно именно с шахмат. Она тогда спросила, где можно купить мою книгу, и я обещал её подарить.

Напомню, что в ходе указанного круглого стола одна из сотрудниц журнала "Семья и школа" с огорчением сообщила, что её дочь учится по системе Занкова, но "учитель попался серый, и дети плачут". В частности, сейчас дети сами должны освоить 8 страниц учебника, а они не понимают. Заговорили о личности педагога, она определяющая. Хороший педагог важнее, чем хорошая учебная система. Д.В.Ушаков подчеркнул, что "нужно развивать способность мыслить, но как?" Тут я вмешался в дискуссию. Шахматы – в числе эффективных средств! Возражать против шахмат никто не стал. Я обратился к Д.Б.Богоявленской: "Диана Борисовна, в конце 80-х гг. широко обсуждались перспективы преподавания шахмат в школах. Редакция "Учительской газеты" в те годы специально обратилась в Ваш институт, чтобы узнать Ваше профессиональное мнение по данному вопросу. Вы очень хорошо написали о шашках и шахматах. Не изменилось ли с тех пор Ваше мнение? Кстати, не все знают, что предмет "шахматы" официально в начальных классах РФ с 1994 года стал факультативом". Напомню, что ответ Дианы Борисовны можно найти на нашей веб-странице "О пользе шахмат". Вот фрагмент от 1990 года: "…Наряду с другими интеллектуальными играми, тренирующими мышление, память, внимание, эта игра является позиционной, т.е. она позволяет моделировать функцию установления отношений между элементами ситуации (условиями) и строить мысленную модель данной ситуации. Быстрота смены моделей, связанная с объективным изменением ситуации (ход) и с необходимостью видения различных структур в одной и той же позиции, - великолепный тренинг гибкости мышления. Необходимость прогноза (просчёта ходов) развивает планирующую функцию мышления. Неограниченная вариативность ситуации и необходимость быстрого принятия решения наиболее эффективно оттачивает процессы анализа и синтеза, качество которых классик советской психологии С.Рубинштейн отнёс к ядру умственных способностей человека. Но, кроме тренинга разных сторон мышления, игра в шашки и шахматы создаёт условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина. Необходимо отметить, что эти игры способствуют формированию многих качеств личности, например, таких, как, выдержка, воля и др., без которых невозможна продуктивная деятельность человека даже при наличии высоких умственных способностей. Шашки и шахматы являются хорошим тренингом мышления именно в силу того, что стимулируют его, не отягощая нас необходимостью специальных знаний, требуя лишь минимум - знания определённых правил… Особенно дорога ситуация свободы выбора, так как она обеспечивает в игре её внутреннюю мотивацию… Начинать первоначальное знакомство с основами шашек и шахмат можно в детском саду… Главное, чтобы шахматы помогали поднять общий интеллектуальный уровень школьников, необходимо прекратить ориентировать их на чисто спортивный результат, на выявление отдельных перспективных игроков, что принято в наших кружках и спортивных школах..." (Подробнее - см. "Учительская газета", 1990, №48). 28 апреля 2004 года Д.Б.Богоявленская снова отозвалась о шахматах, как об очень важном предмете, но указала, что начинать нужно с шашек, как с более простой игры. Я не согласился: "Шашки менее важная игра для детей, так как, помимо всего прочего, если в шахматах можно (порой) играть на основе общих соображений, то в шашках – нет, они слишком тактичны". Д.Б.Богоявленская: "Шашки проще, потому что у них только одно свойство; поэтому в 5-6 лет нужно изучать шашки, а уже потом шахматы. Шахматы слишком сложны для детей 5-6 лет". И.Г.Сухин: "Ничего не имею против шашек, но для детей 5-6 лет ГОРАЗДО полезнее игра в шахматы на фрагментах доски: фигура против фигуры, например, ладья против слона на фрагментах 3 на 3 поля и 4 на 4 поля. Здесь хорошо отрабатываются и элементы централизации, и ограничения подвижности, и общее планирование, и поиск алгоритма. Ничего этого шашки дать не могут. На эту тему я написал в своё время книгу "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет". Д.Б.Богоявленская не знала об этой книге, спросив: "А где можно её купить?", затем согласилась с моим подходом, с моей идеей и намеревается обязательно её опробовать. После заседания мы с Д.Б.Богоявленской продолжили беседу на эту тему и вспомнили нашу последнюю встречу, состоявшуюся лет 15 назад. Подробнее на веб-странице - круглый стол "Непростой путь проявления одарённости у способных детей".

Но вернёмся к конференции “Творчество: взгляд с разных сторон”. Пленарное заседание 15-09-2005 началось в 14.12 выступлением А.Л.Журавлёва "О научных школах", где речь шла о развитии теории среднего уровня и уважении к фактам.

В 14.33 выступил один из учеников Петра Яковлевича Гальперина Николай Николаевич Нечаев "Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы". Он сообщил, что хотя Гальперин и Пономарёв придерживались в какой-то степени противоположных взглядов (Пономарёв выступал против деятельностного подхода), в жизни они очень бережно относились друг к другу, и советовал всем прочитать журнал "Вопросы психологии, 1990, №6, в котором Пономарёв рельефно изложил свои взгляды. Острое выступление Н.Н.Нечаева было очень интересным. Вот несколько цитат: "Творчество - абсолютно для всех. Всё, что делает человек - творческий акт. Значит, нет стереотипов, шаблона. "Каждый лист шуршит по-своему", - сказала работница конвейера. Творчество в чистом виде - мышление животного. Для Гальперина понять факт - научиться его производить. По Пономарёву творческая задача - задача на способ действия. Средневековая жизнь не предполагала человека-творца. Рубенс часто ставил свою подпись под работами других. Полагаю и Церетели, он не мог сделать столько".

В 15.20 выступил Дмитрий Викторович Ушаков "Истоки и перспективы структурно-уровневой теории творчества Я.А.Пономарёва". Он указал, что это 1-ая в РФ конференция по проблемам творчества. Проблематика психологии творческого мышления вначале была поставлена в Европе (Германия, "полюс сложности"), а после войны в США ("полюс точности"). Показал известную задачу "4 точки". Затем о решении задач с подсказкой - идею Пономарёв заимствовал у немцев (я реализовал её в своей первой книге "Приключения в Шахматной стране" - спасибо Помомарёву!). Теория Платона - мы всё вспоминаем. Некоторые моменты из выступления Д.В.Ушакова - У нас есть режимы: а) логический, б) интуитивный. И есть аппарат смены режимов. Когда идёт проговаривание - деятельность порой нарушается. Осознание иногда портит, т.е. не существует универсального метода. Произошла когнитивная революция. Ровно в 16.00 заседание завершилось.

Здесь мне очень повезло. Я раньше много ксерокопировал труды Пономарёва и нигде не мог купить его книг. А тут в магазине-киоске

Института психологии РАН за 50 рублей прибрёл его итоговый труд "Психология творения"!

 

Обложки книг Пономарёва посмотрите на веб-странице http://psychol.ras.ru/ponomarev/rus.html

На конференции присутствовали жена (очень приятная в общении) и сын Пономарёва - А.Я.Пономарёв, который поставил автограф на книге отца. После конференции я спросил у Александра Пономарёва, как у него с шахматами? Отец научил его играть примерно в 7 лет, но дальше сын особого интереса не проявил. По словам жены, Я.А.Пономарёв стал первокатегорником примерно в 1936-1937 гг. Тогдашний первокатегорник, это как сейчас сильный мастер.

Вот, пожалуй, и всё.

Я, как же Карпов, можете спросить вы. Оказалось, что Анатолий Карпов оказался не тот, о ком мы все подумали. А.В.Карпов - из Ярославля.

 

 

Наша новостная строка (по теме):

15 сентября 2005: Москва: Сегодня посетил международную конференцию “Творчество: взгляд с разных сторон”, посвященную 85-летию со дня рождения выдающегося учёного Я.А.Пономарева (между прочим до войны он был первокатегорником, дружил с В.В.Смысловым). Среди участников зарегистрирован Anatoly Karpov. Подробности завтра.

12 сентября 2005: 15-18 сентября в Москве и Звенигороде пройдёт 1-я международная конференция “Творчество: взгляд с разных сторон” (http://psychol.ras.ru/news/nwdtls.php?groupid=2&newid=217), посвященная 85-летию со дня рождения выдающегося психолога Я.А.Пономарева - одного из идеологов Шахматного всеобуча, см., например - http://proint.narod.ru/oldj/kru_stol_80.htm. 15.09.2005: 14.00 - 16.00: Пленарное заседание - в Институте психологии РАН (М. "ВДНХ", ул. Ярославская, д. 13). Программа симпозиумов - http://psychol.ras.ru/ponomarev/main_rus_3_1.html. Наибольший интерес представляет секционное заседание 16.09: 11.00 - 14.00 "Творчество, одаренность, образовательная среда", председатели: Д.Б.Богоявленская, В.И.Панов, А.И.Савенков - http://psychol.ras.ru/ponomarev/Simposia_rus/Bogoyavlenskaya_simp.html. Если позволит время, постараюсь посетить мероприятие 15 и 16 сентября.

19 августа 2005: 15-18 сентября в Москве состоится Первая международная конференция “Творчество: взгляд с разных сторон”, посвященная 85-летию со дня рождения выдающегося российского психолога Якова Александровича Пономарева (труды которого стали научной базой для написания моих шахматных книг). Организатор Конференции: Институт психологии РАН. Регистрация участников Конференции начинается 15 сентября 2005 года в 10.00 в здании Института психологии РАН. Первое пленарное заседание Конференции состоится в здании Института психологии РАН 15 сентября в 14.00. Дальнейшая работа Конференции и проживание участников – в пансионате “Звенигородский” РАН - http://psychol.ras.ru/ponomarev/rus.html.

15 июля 2005: 6 июля на заседании Президиума РАО обсуждался вопрос “О научных подходах к решению проблемы “предшкольного образования”. Так как он показывает разработчикам шахматных образовательных программ конкретное направление деятельности, то постараюсь со временем познакомить вас с важнейшими материалами заседания.

28 апреля 2004: С 15.00 до 18.30 в Федерации Интернет Образования состоялся круглый стол "Непростой путь проявления одарённости у способных детей". Присутствовали известные педагоги и психологи: Д.Б.Богоявленская, Д.В.Ушаков, А.Е.Войскунский и др. Комиссию "Шахматы и образование" представлял автор данных строк. Вела заседание Т.Б.Малых. В ходе мероприятия у нас с Дианой Борисовной состоялся обмен мнениями о необходимости проведения шахматных уроков в школах. Д.Б.Богоявленская очень хорошо отозвалась о шахматах, но полагает, что вначале следует изучать шашки, как более простую игру. Думается, мне удалось убедить Диану Борисовну в том, что начинать нужно именно с шахмат.

 

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

suhin@yandex.ru

http://chess555.narod.ru/zz_ponomarev.htm

© 2005 Сухин И.Г.

 

 

 

Hosted by uCoz