Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

Избранные страницы из книги И.Г.Сухина "Шахматы для самых маленьких: Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей"

(М.: Астрель, АСТ, 2000. – 288 с.)

(М.: Астрель, АСТ, 2001. – 288 с.) и др.

 

АННОТАЦИЯ

Эта книга необычная. Она адресована одновременно и детям, и их родителям. Её автор, И.Г.Сухин, научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, уверен, что шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей.

Процесс обучения шахматам способствует концентрации внимания и развивает логическое мышление, укрепляет память, развивает изобретательность. Поэтому так важно начинать учить малышей игре в шахматы в самом раннем возрасте. Родителям поможет в этом адресованный им раздел "Советы родителям", а дети с увлечением послушают сказки о приключениях хорошо знакомых и любимых литературных персонажей.

 

ОТ АВТОРА

(расширенная Интернет-версия предисловия)

Вы решили научить вашего малыша игре в шахматы? Это очень хорошо, и вот почему.

Ведь, шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др.

Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но безусловно на уровне, доступном для ребенка.

К игре деревянных королей малыша можно приобщать с 3 лет. Трехлетний ребенок – уже человек со своим особым внутренним миром, с привычками, желаниями, упорно себя утверждающий и отстаивающий свою самостоятельность. Он владеет речью, знает более 1000 слов, прекрасно двигается, много умеет, задает бесчисленные вопросы, проявляя живой интерес к окружающему. Этот интерес он утоляет в играх. Он играет, рисует, лепит, занимается конструированием. Не случайно именно в 3 года заканчивается раннее детство и начинается дошкольное детство. Именно в этом возрасте происходит второй кризис развития, кризис трех лет, когда любимым выражением ребенка становится "я сам". Ребенок впервые осознает себя личностью, отделяет себя от взрослого. Отныне он хочет стать "как взрослый", но не может им быть. Чтобы сгладить этот кризис, ребенку обычно дают больше свободы действий, уважают его стремление к самостоятельности.

К 3 годам малыш может быть внимательным ко всем основным областям окружающей его действительности. Предметы и действия с ними также могут довольно подолгу удерживать внимание трехлетних детей. Дети могут уже по 15–20 минут играть с одной и той же игрушкой. Малыш становится внимательным к слову, к его смыслу. Он хорошо понимает обращенную к нему речь, и слово может направить его внимание. Но управлять вниманием 3-летнего ребенка лучше всего в игровой форме. К трем годам внимание малыша довольно развито, но все-таки крайне неустойчиво. Даже самой увлекательной деятельностью он не занимается обычно больше 10–15 минут. А часто бывает так, что ребенок не может сосредоточиться даже на 4–5 минут. Если это закрепится, то в школе беда. Поэтому внимание малыша необходимо закреплять, но не переутомляя его одним и тем же занятием, а разнообразя его деятельность, вводя в нее новые игровые моменты. В этом возрасте ребенок не может распределять свое внимание между несколькими предметами. Объем его внимания, т.е. количество предметов, с которыми он может действовать одновременно, не превышает 2–3. Удержать в поле внимания даже 2 предмета одновременно часто ребенку бывает не под силу. Поэтому, предлагая ребенку различные задания, надо стараться, чтобы они не требовали внимания сразу к нескольким сложным предметам или действиям. И что особенно важно у 3-летнего ребенка очень сужен "размах зрения", ему сложно следить одновременно за предметами отстоящими на некотором расстоянии друг от друга. Желательно, чтобы предметы были расположены как можно ближе друг к другу. Детям 3-летнего возраста не рекомендуется предлагать более 6 предметов при выполнении заданий типа "найти самый большой или самый маленький предмет". На четвертом году жизни дети способны усвоить названия форм предметов: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, названия шахматных фигур и их ходы. Крайне важно, что у трех-, четырехлетних детей ориентировочные действия переходят внутрь, вглубь в мысленный план, становятся собственно действиями восприятия, близкими по своей природе к ориентировочным действиям взрослого человека.

Возраст 3–3,5 года это тот возраст, когда у малышей наряду с наглядно–действенным мышлением формируются элементы образного мышления, развивается память, внимание. Дети понимают речь взрослого без наглядного сопровождения, учатся сравнивать, подбирать предметы по цвету и величине. Весьма важно и то, что уже к концу третьего года жизни малыши умеют говорить не торопясь, внятно отвечают на вопросы, рассказывают о виденном в 2–4 предложениях, воспринимают небольшие сюжетные сказки даже без наглядного сопровождения, правильно держат карандаш и пользуются им, проводят горизонтальные, вертикальные, округлые линии. А к 3,5 годам у детей совершенствуется пространственная ориентировка, развивается способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, дети учатся простейшим обобщениям. Они в состоянии составить группу из отдельных предметов, понимают вопрос "сколько?", сравнивают две группы предметов, определяют равенство или неравенство, сравнивают два предмета по размеру (длиннее короче, выше ниже, больше меньше), учатся различать левую и правую руку, пространственные направления от себя: справа (направо), слева (налево), впереди (вперед), позади (назад), вверх, вниз.

Все эти знания и умения – та база, на которой можно построить процесс начального обучения шахматной игре. Весь вопрос лишь в том, чтобы сделать его максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным.

Однако следует отметить, что цельной методики проведения шахматных занятий с детьми, начиная с 2-летнего возраста, нет ни в России, ни в иных странах.

Мы предлагаем один из вариантов такой методики. В данной работе изложен новый, нестандартный подход к процессу обучения дошкольников азам древней игры, позволяющий приобщить к ней детей 2,5–5,5 лет. Цель книги не столько дать методику обучения будущих чемпионов, сколько привить малышам интерес к мудрой игре, ненавязчиво помочь ребенку самому разобраться в сравнительной силе фигур и, главное, содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учебы в школе, создать у ребенка психологическую готовность к школе. Частично эта методика освещена в нашем пособии “Приключения в Шахматной стране” (И.Г.Сухин. М.: Педагогика, 1991), но в обучении 3-летних детей своя специфика: в этом возрасте предметная деятельность не уступает игровой и сильно влияние наглядно-действенного мышления по сравнению с образным. К примеру, если обучение детей старшего дошкольного возраста мы начинали с объяснения таких терминов, как горизонталь, вертикаль, диагональ, и лишь затем “проходили” фигуры, то для 3-летних это довольно сложно, и мы согласны с мнением детского писателя Э. Успенского, прекрасного знатока детских душ, что здесь уместнее сразу показать шахматные фигуры, а шахматные “дорожки” показывать при изучении игровых возможностей конкретных фигур.

Книга нацелена в первую очередь на чтение в семье. Но ее можно использовать для занятий во второй младшей, средней и старшей группах детского сада, в учебных группах спортивных секций. Композиционно книга делится на 30 маленьких главок, представляющих собой сказку о приключениях веселых человечков, известных всей детворе по журналу "Веселые картинки". Не случайно выбраны известные, узнаваемые герои. Мы придерживаемся мнения, что в шахматных сказках для детей 6–7 лет должны действовать оригинальные герои (как, например, в нашей книге “Приключения в Шахматной стране”), а в сказках для малышей 2–5 лет, чтобы не затруднять процесс обучения, надо выводить канонических персонажей. И не удивительно, что учит своих друзей шахматным премудростям именно Незнайка он единственный из веселых человечков, кто умел играть в шахматы. А “научил” его Н. Носов в романе-сказке “Незнайка в Солнечном городе”. При чтении дидактической сказки советуем проводить ее инсценировку. У многих детей есть куклы-игрушки: Незнайка, Буратино, Петрушка, Дюймовочка, Мурзилка, Карандаш, Гурвинек и др. – или хотя бы некоторые из них. Привлекайте их при чтении-разыгрывании сказки, и вы увидите, насколько повысится интерес к шахматным занятиям у малышей.

После каждой из сказочных главок приведены “Методические рекомендации”.

Советуем читать книгу ребенку не спеша. Чтение каждой главы-сказки займет примерно 5–15 минут, выполнение методических указаний и проведение закрепляющих занятий несколько больше. Ориентируясь на возраст и уровень психофизического развития вашего ребенка, дозируйте длительность каждого занятия, переходите к чтению и проработке нового материала только тогда, когда малыш будет уверенно знать пройденный материал. Двух занятий по 15– 20 минут в неделю, как правило, достаточно, чтобы интерес к шахматам не ослабевал.

 

С учебными текстами из этой книги можно познакомиться по материалам издания 1994 года.

Они приведены здесь

 

Мнения читателей

Я, буквально несколько дней назад начала заниматься с сыном по книге Сухина "Шахматы для самых маленьких". Замечательная книга, очень рекомендую. 1.4.2003 Tanya.

Поддерживаю, мы четвертый год по ней занимаемся, очень увлекательно и полезно. 1.4.2003 Лёка.

Мы также занимаемся по этой книжке. Также довольны! 2.4.2003, Дианна.

И мы по ней занимаемся. Ребенку нравится. 2.4.2003, Irkin.

Нам 4,6. Мой ребенок сначала заинтересовался игрой в шахматы на компьютере и все время просил, чтобы я купила ему настоящие шахматы. Но поскольку ни я, ни муж не умеем играть в шахматы (кто ж будет учить ребенка?) я все спускала эту просьбу на нет. Но однажды все-таки я решилась на покупку, но играли мы на них в ...шашки :-). Так бы грустно все дальше и продолжалось, пока я не столкнулась с этой книгой!!!! Никогда не думала, чо в такую сложную игру можно так интересно учиться играть!! :-) У моего ребенка не только не отпало желание, а еще больше усилилось и мы каждый вечер вдвоем штудируем книжку с шахматами в руках. ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО! Книга издана доволи-таки крупным шрифтом и изложена доходчивым языком. Понятно, что дети разные и, возможно, далеко не всех увлечет эта игра. Но попробовать стоит. Честно! 28 апреля. Dina_v

Очень полезная книжка для тех родителей, которым и самим интересно научиться играть в шахматы. Ну и, конечно же, научить этому своих детей. Действительно, в твердой обложке было бы долговечнее, тем более, что книгой будут пользоваться маленькие дети. Хотелось бы, чтобы и внутри книги картинки были цветными. 12 марта. Вера Константиновна.

Чудесная книжка для обучения деток игре в шахматы...написана в виде историй со сказочными персонажами, которые изучают шахматные фигурки, учатся "ходить"....много игр для запоминания и изучения в лёгкой форме, в игре... Купила бы и другие книги Сухина, да найти их очень сложно.. единственный минус - мягкая обложка. 7 марта. MaryAnn

 

2012 год: Интернет-магазин "Лабиринт": Отрывки из отзывов покупателей на книгу "Шахматы для самых маленьких": Pam: "Замечательная книга! Год назад, прежде, чем купить её, мне пришлось потратить где-то неделю, нигде не могла её найти. В игровой форме со сказочными персонажами ребёнка знакомят с шахматами. Книга разделена на главы - уроки, в конце каждой главы есть задания (три уровня сложности), и подробные ответы на них, что немаловажно для родителей. Мы стали заниматься по ней, когда дочке исполнилось пять лет, и ребёнок мой просто "заболел" шахматами. Советую эту книгу всем родителям!" Марта: "Обучение шахматам с самого раннего возраста очень полезно - занятия отлично развивают внимательность, усидчивость, терпеливость. Сухин в своей потрясающей книге в форме сказки о приключениях необыкновенных человечков, дает нестандартный подход к обучению для самых маленьких - от 2-2,5 лет". Мама малыша: "Может у кого-то и суперталантливые дети, которые и в 2 года смогут заниматься по этой книге, но исходя из моего среднестатистического хорошо развитого ребенка, думаю, что раньше 4,5-5-ти лет успехов добиться не удастся. Что касается самой книги, то она великолепна. Единственное НО: очень плохое качество издания - мягкая обложка, серые просвечивающиеся страницы, ну, а в остальном – всё отлично". Booksforpolina: "Эту замечательную книгу я купила 2-3 месяца назад и сразу же стала "заниматься" по ней с дочкой. Сейчас дочке 4г. 4м., и она ИГРАЕТ в шахматы!!!!" Е.Цыферова "Книга оказалась весьма полезной для семилетней дочери, примкнувшей с опозданием к школьной шахматной секции". Джайя: "Прежде всего, нужно четко понимать, что это книга не для детей, а для взрослых, которые хотят учить своих детей шахматам. Если подходить творчески к материалу книги, можно почерпнуть массу хороших идей, позволяющих обучить азам шахмат даже самых маленьких. Нашей дочке 3 и 5 мес., мы с успехом играем во многие предлагаемые автором игры; а на шахматных занятиях, куда мы ходим, педагог тоже работает именно по этой книге". Ana: "Очень довольна книгой. Никогда не думала, что можно так заинтересовать дочку (6 лет) этой игрой. А все благодаря продуманной методике автора. Особенность ее, кроме подачи материала в виде сказки, в том, что шахматные этюды разыгрываются на мини-полях, что позволяет ребенку быстро разобраться в ситуации, ухватить суть и не растягивать партии на долгое время. Обыграть сюжет можно и со своими любимыми игрушками (как сделали мы), а не строго придерживаться книжных героев". "Marisa": "Книга супер!! Аналогов ей не нашла. Ребенку 4 года - с огромным интересом изучает по этой книге шахматы, носит везде с собой, разглядывает фигуры на картинках. Материал грамотно преподнесен, все понятно, много примеров, в конце каждого урока представлены упражнения в игровой форме на пройденный материал - супер! Я в восторге от книги! Ведь такую не простую игру не так просто объяснить ребенку, а с помощью этой замечательной книжки обучение (довольно скучное в принципе для маленького ребенка надо сказать) превращается в увлекательную сказку с множеством игр". А.Шакирова: "Книга очень нравится, по крайней мере, пока… Ну, а вообще, Сухин - лучший автор книг (и педагог?) по детским шахматам. Это вроде как само собой разумеется. В магазинах много переводной литературы, я ей не доверяю - научена горьким опытом. Хорошо бы, если бы еще переиздали другую его книгу "Приключения в Шахматной стране". аB-Ba: "Книга очень нравится! Дочери почти 5, сказку о том, как необыкновенные человечки учатся игре в шахматы, слушает с удовольствием, иногда даже хохочет. Разыгрываем с ней мини-партии, которые даны в конце каждой главы, - и ей это очень нравится. Хотя шахматы у нас были и раньше, и дочь, в принципе, знала уже названия всех фигур и то, как они ходят, - тем не менее, действительно, заинтересовалась шахматами только после прочтения этой книги, играет с шахматными фигурками и даже спать их укладывает!" С.Н.Шиханова "Книга замечательная. Моему ребенку 2.3 года. Я заинтересовала его шахматами именно с помощью этой книги. Вначале нашла в Интернете отрывок из этой книги, и меня эта идея, обучать ребенка шахматам посредством сказок, очень заинтересовала. Рассказала сказку, придуманную самой, где главные герои были шахматные фигуры. Прошло на Ура. Ребенок требовал новых сказок. И уже за 1-2 дня он знал названия всех фигур. Но нужно двигаться дальше. И поэтому я стала искать эту книгу… А то, что в ней картинки черно-белые и мелкие, я хочу сказать дорогим родителям – эта книга, прежде всего, для вас. Вы ее будете читать и рассказывать ребенку. Именно рассказывать. И картинки даны для вас. И только от вас зависит, сможете ли вы заинтересовать своего ребенка такой замечательной и полезной игрой как шахматы".

 

 

Избранные страницы из книги "Удивительные приключения в Шахматной стране"

Отзывы специалистов, рецензии, мнения о шахматных книгах

Ответы на вопросы: методист в “гостевых” популярных образовательных сайтов

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/volsh3.htm

© 2003-2012 Сухин И.Г.

Hosted by uCoz