Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

Ответы на вопросы: методист в “гостевых” популярных образовательных сайтов

1. Ответы на вопросы: Сайт журнала "Няня" - http://nanya.ru

Мой ответ И. Спасибо за доброе слово о шахматах! Ваша фраза: “Мне больше нравятся шахматы”, – бальзам на душу. Вы пишете, что Вашему старшему – тоже. Сколько ему лет? По каким учебникам Вы его учите? Это не праздный интерес. Дело в том, что хотя в России уже с 1996 года существует официальный шахматный факультатив в начальной школе (я его автор), а во многих детских садах проводятся шахматные занятия (я и сам занимаюсь в московской мини-школе с детьми 3-6 лет, естественно, по своим методикам), но общее отношение к шахматам в России оставляет желать лучшего. Это связано с тем, что до сих пор к шахматам почти все относятся ТОЛЬКО как к игре, лишь на словах признавая колоссальный образовательный потенциал, заложенный именно в рационально построенном ПРОЦЕССЕ обучения азам древней игры! Если Вы знакомы с моими шахматными учебниками и сказками для детей 2-8 лет, то знаете, что мой подход совсем иной (не надо спешить с объяснением всех шахматных правил, а желательно шаг за шагом детально изучить возможности каждой фигуры в занимательных дидактических играх – я этого касался в материалах своего сайта – /suhin.narod.ru/). В результате обе мои дочери – золотые медалистки (и школьные уроки готовили САМОСТОЯТЕЛЬНО, с минимальным вмешательством родителей – в этом и состоит заслуга процесса обучения шахматным азам, а не в азартном и порой бездумном передвижении фигур по доске). И начинать обучение детей шахматам (в доступных формах!) надо как можно раньше (конечно, если родители хотят, чтобы ребёнок хорошо и легко учился). С уважением, Игорь Георгиевич Сухин, научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО. 12-07-2001

 

Здравствуйте, Игорь! Я побывала на Вашем сайте и меня захватила Ваша идея. Мне самой хочется научиться играть в шахматы (а не только знать, как ходят фигуры). У меня дочка 2,5 лет и думаю это самый подходящий момент учится вместе. Где можно найти Ваши книги в полном варианте, на сайте у Вас только отрывки? И вообще, с чего Вы посоветуете нам начать и как действовать? Буду очень признательна за любые Ваши советы. A. 12-07-2001

 

Игорь Георгиевич, здравствуйте! Побывала на Вашем сайте, впечатление – самое восторженное! Я со старшей дочерью шахматами, как игрой, не занималась. Она, случайно увидев их в шкафу, спросила, что это такое. Объяснила, а поскольку ей тогда было 3 года, использование на практике свелось к тому, что назвала фигуры и показала, кто как умеет ходить. Поэтому наши шахматные игры до сих пор (сейчас ей 7) сводятся к своего рода увеселительной прогулке короля и его свиты. Расставляем фигуры на доске (или произвольно, или по правилам, но тогда остается мало места для маневра) и ходим по очереди. Либретто такое – свита короля отправляется на бал во дворец (из бумаги на противоположном конце доски). Если присутствуют белые и черные – дворца соответственно 2. Цель дойти и дать пройти остальным. А волнует меня вот что. В школе, куда мы поступили, шахматы внесены в сетку расписаний первоклассников со 2-го полугодия. Не будет ли девочке мешать то, что мы “играли” в не в шахматы, а в шахматные фигуры? Заранее благодарна, Н. 13-07-2001

 

Спасибо за добрые слова! Для нас – методистов это стимул для продолжения творческой работы даже в тот момент, когда опускаются руки. Меня заинтересовало Ваше замечание об уроке шахмат в 1 классе. Из какого Вы города? Какая школа? Дело в том, что на факультативы в начальной школе выделяется крайне мало часов, и директор выбирает чаще всего английский. А теперь об очень ВАЖНОМ. То, как Вы играете с дочерью в шахматы, нормально! Даже известные гроссмейстеры (Геллер и др.; “не будем” о Капабланке – он гений, каких единицы) в дошкольном возрасте любили играть шахматными фигурами в войну и т.п. У каждого свой путь, и не надо стеснять желания ребёнка, ведь если он пока не хочет играть по Вашим правилам, то они ему пока сложны и не интересны. Не бойтесь, в школе у Вашей дочки всё будет хорошо. Беда почти всех шахматных учебников для детей состоит в том, что авторы наскоро объяснив правила, дают очень сложный материал как для дошкольников, так и для младших школьников. В результате, о развитии не идёт и речи. А ведь для большинства (не для всех) детей 3-6 лет необходим достаточно длительный “доматовый” период! Термин “мат” очень и очень сложен для детей (и для многих мам). Вначале необходимо играть без королей – просто фигура против фигуры (ладья против слона и др.) на фрагментах шахматной доски (кто побьёт фигуру противника, тот и выиграл). Это доступно и детям, и мамам. При этом можно обходиться и без шахматной доски! Нарисуйте мелом на асфальте (или палкой на земле) игровое поле размером 3 на 3 клетки. Вы станете, например, слоном (он ходит только по диагонали), а малыш – ладьёй (ходит по горизонталям и вертикалям). Ходите, как и принято в шахматах, поочерёдно. Кто побьёт “фигуру” противника, тот и выиграл. Просто? Элементарно просто и невероятно полезно для ребёнка. Ведь, если на доске 8 на 8 полей, он не сможет (в силу психофизиологических возможностей) найти лучшее продолжение, то на маленьких фрагментах он в состоянии рассчитать последствия своего передвижения! Так формируется внутренний план действий, без которого в школе – беда. На своём сайте я привёл очень мало шахматного материала, так как рисовать шахматные доски – невероятно долговременный процесс. Если Вас заинтересовали мои книги, и Вы живёте в Москве, то со мной всегда можно связаться по домашнему телефону 966-79-48 (после 19 часов). У меня всегда есть лишние экземпляры. Для дошкольников лучше всего использовать книги “Шахматы для детей 2-5 лет” (здесь дан комплекс положений для разыгрывания на фрагментах доски) и “Удивительные приключения в Шахматной стране” (здесь множество занимательных заданий на всей доске). Оба учебника – для родителей не умеющих играть в шахматы. Звоните, не стесняйтесь! Кстати, шахматы это, конечно, хорошо, но очень важны для развития ребёнка лингвистические игры, математические задачи, литературные викторины, загадки и многое другое. В этих областях мне тоже удалось найти кое-что новое и интересное. Об этом на моём сайте даже больше, чем о шахматах (так как шахматы мне трудно зрелищно подать в Интернете). С уважением, И.Г.Сухин

 

Мы из Москвы. Школа №565. Шахматы наобещали даже не в виде факультатива, а в сетке занятий. Школа и так и углубленным изучением английского и художественных дисциплин. Теперь переживаю, а потянет ли все это ребенок... Н. 13-07-2001

 

Шахматы не помеха для других дисциплин, а добрый помощник. При Вашем добром и бережном отношении к дочери (а по строчкам Ваших писем я чувствую, что так оно и есть) в школе особых проблем быть не должно. С уважением, И.Г.Сухин. 15-07-2001

 

Уважаемый Игорь Георгиевич! Я живу в США. И мне очень хотелось бы получить Ваши книги. Может они продаются в каком-то интернет-магазине, где я могла бы их заказать? A. 16-07-2001

 

Уважаемая А.! Если бы Вы жили в Москве, то проблемы бы не было, по телефону 966-79-48 со мной легко связаться... Раньше Вы спрашивали, с чего начать обучение шахматным азам. В моих книгах всё это подробно описано. Главный тезис – не спешить. Изучать материал медленно: чем меньше ребёнок, тем короче занятие. Вашему ребёнку всего два с половиной года, здесь уместно трижды сказать – неторопливость, неторопливость и неторопливость. Интернет предоставляет писателю и методисту уникальную возможность общаться с читателями, невзирая на расстояния, реально увидеть – “работают” ли его методики. Если после прочтения моих книг останутся какие-то неясности, я с радостью отвечу. С уважением, И.Г.Сухин.

 

Уважаемый Игорь Георгиевич! Большое спасибо Вам за отклик: Ваше мнение для меня очень ценно. А нет ли у Вас информации о том, насколько в России теоретически разрабатывается проблема одаренности? Ведь одаренность и “натасканность” – вещи слишком различные. У первых имеются определенные, достаточно редко встречающиеся особенности центральной нервной системы. Этим обусловлен их интерес к обучению, к познанию, и, одновременно, трудности в коммуникативной сфере. Ведь о чем мой трехлетка может говорить даже с 6-ти летними, если они еще зачастую и цифры-то толком не знают, а этот уже оперирует дециллионами? Вот где неприятность-то! Нелегко ему найти собеседника по интересам. Даже и взрослые не все знают, например, что такое “промилле”, а этот – так, небрежно “выдает” в разговоре... Боюсь, что вырастет мой сын одиноким, хоть и умным... Д.К. 15-07-2001

 

В нашем Институте теории образования и педагогики Российской академии образования несколько лет назад по инициативе доктора п/н Б.С.Гершунского собирались “поставить” тему “о вундеркиндах”, но она не была утверждена. Если Вам интересен мой личный взгляд на “проблему одарённости”, то продумать отличный план раннего развития своего ребёнка может почти каждый родитель, но как Вы верно упомянули, проблема именно в коммуникативной сфере. Поэтому многие-многие родители, которые очень быстро развивали своего ребёнка, столкнулись с проблемой, когда талантливым детям, которые поступают в общеобразовательную школу в 4-5 лет, приходится там не просто. В идеале для одарённых детей нужны специальные школы, чтобы юные гении могли общаться с другими гениями. Но тут такой ворох проблем, что не просто за что-либо “зацепиться”. Одна из бед состоит в том, что очень часто родители форсируют события и принимают желаемое за действительное, пытаясь реализовать в детях те или иные задатки. Но часто ребёнка “интеллектуально перекармливают”, отбивая у него интерес к той сфере деятельности, к которой у него проявились способности. Отбить интерес ребёнка к чему-либо очень легко, а восстановить очень трудно. Подчас родители становятся “жандармами”. Это страшно, такие дети лишены детства. Что касается особо одарённых детей, то установлено, что они нередко приобретают отрицательные черты характера (думаю, это вина родителей). Чрезмерные амбиции приводят к тому, что дети становятся бездушными, высокомерными, нетерпимыми к критике и т.п. и т.д. Вместе с тем такие дети порой действительно достигают поставленных родителями целей. К сожалению, российская действительность такова, что чтобы куда-то пробиться приходится отталкивать локтями конкурентов. И это тоже страшно. Так что одной из граней проблема одарённости упирается в проблему – чему учить: добру или злу? Раньше всё было однозначно: добру! Теперь же ответа нет. И это тоже страшно. Здесь я умышленно несколько сгущаю краски, чтобы родители не “переэксплуатировали” детские возможности, которые действительно очень велики. Научить можно всему и в любом возрасте, но надо это делать очень и очень бережно. В своих учебниках, пособиях, сказках (http://suhin.narod.ru) я привожу обычно много занимательного материала, и подчёркиваю – тщательно дозируйте занятия с малышами по тому или иному предмету (лучше “недокормить”, чем “перекормить”). Задача родителей – удовлетворять познавательный интерес ребёнка, но не навязывать ему (то нужное), что ему не интересно (либо искать подходящие формы). На мой взгляд, Вам, Дмитрий (ведь Вашему сыну пока только 3 года), хорошо бы пообщаться с родителями тех одарённых детей, которые отдали их в школу в раннем возрасте. Посмотрите материалы сайта (http://kidsport.narod.ru), он посвящён и раннему интеллектуальному развитию малышей. Его веб-мастер Ольга Павлова сама отдала свою старшую дочь Александру в школу в возрасте 5 лет и на сайтах http://ranneerazvitie.narod.ru/gazeta, http://ranneerazvitie.narod.ru/almanah/, http://mamadoma.narod.ru/ рассказывает о ряде возникших проблем. С уважением, И.Г.Сухин.

 

2. Ответы на вопросы: Семейный портал "7я.ру" - http://www.7ya.ru

 

Конференция: Раннее развитие Мы сами в шахматы играем с дочкой с двух с половиной лет купили книжки Сухина – там и для маленьких деток и для родителей рекомендации))) alyonka 14.11.2001

…сложно вводить все фигуры сразу. Сначала проводятся упражнения, которые усложняются по количеству фигур и ходов. У Сухина в старом издании, например, предлагается использовать поле 2x2 и 4x4 клетки с двумя противниками (фигуры). И так по многим фигурам. Называется "игра на уничтожение" (Сухин "Приключение в Шахматной стране", 1991 г.). Та же идея есть в упражнения в книге Гришина "Малыши играют в шахматы". Или одна своя фигура и несколько "вражеских", чтобы показать, как бьет та или иная фигура. Кстати, там много интересных упражнений, как и у Сухина. Рассчитано на воспитателей д.сада. У Зака "Я играю в шахматы" тоже сначала все объяснялось небольшим количеством фигур. Nata 15.11.2001

По-настоящему? Я пробовала в 4, никак ход конем не могла втолковать. Я, наверное, не смогу ребенка научить. У меня слишком трепетное отношение к этой игре, чтобы баловаться двумя фигурами и называть это "игрой в шахматы", большущая часть моего детства связана с шахматами. Играем в шашки, в уголки. Ольга Оводова 15.11.2001

Мы учились по книгам Сухина – там "настоящая" игра в шахматы – никакого баловства, но очень доступно и интересно, у нас вместе с ребенком и няня научилась на старости лет играть))) Кроме того, эти книги дают маленькому ребенку хороший математический базис. Alyonka 15.11.2001

Надо посмотреть. Я думала, что все сама знаю, но, век живи – век учись! Ольга Оводова 15.11.2001

Конференция: Ребенок от 3 до 7. Тема: Аленке - вопрос про Сухина. Я нашла с сети первые главы из его книги. Очень понравилось, спасибо за совет. Я так поняла, что у него несколько книг на шахматную тематику. Чем они отличаются, какая лучше? Меня интересуют скорее обучающие игры-задания, чем сказки типа "Приключения Мани и Вани в клетчатой стране". А в сети нет целиком? Ольга Оводова. 30.11.2001. Всего ответов: 10.

Я эти книги заказывала из Новосибирска книга-почтой через интернет, поскольку три года назад в Москве их не было - сейчас посмотрю ссылку книг и него действительно много, нам больше всего нравятся те, где страничка объяснений в картинках, потом страничка задачек и вопросов - "Волшебные фигуры, или шахматы для детей 2-5 лет", к ней же есть методические рекомендации для родителей, а книжка с шахматными сказками не пошла - она похоже для деток постарше, а нам тогда еще трех не было 30.11.2001 alyonka.

 

А как вы ухитряетесь с мелким ребенком в шахматы играть? Я уже битых два часа пытаюсь его уложить спать, чтобы поиграть со старшим, а он приходит и фигуры расшвыривает :( 30.11.2001. Ольга Оводова
 
В шахматы я играю с детками по одиночке (пока другой спит, гуляет, ест...), либо они вдвоем без меня играют - старшая учит, а младший от этого просто балдеет)))). А игры детей, когда они оба дома, - дикая проблема, они друг к другу лезут, игрушки отбирают... 30.11.2001. alyonka
 
Мне тоже больше нравится то, что и вам. А как называется точно? Я, наверное, буду или по интернету заказывать или кого-нибудь просить в Москве купить, поэтому сама не смогу посмотреть. 30.11.2001. Ольга Оводова.

 

Конференция: Раннее развитие Мой сынулик (2,3 года) вчера спросил, что такое шахматы? Сама я никогда не играла. Просто объяснила ему, как называются фигуры, и сказала, что ими надо ходить. Так он минут 20 передвигал фигуры по доске. Если у кого-нибудь опыт общения детей с шахматами, шашками? Может в инете есть рекомендации или книги для самых маленьких? КсеНика 4.3.2002

У Сухина есть хорошая книжка "Шахматы для самых маленьких", автор рекомендует ее как раз с вашего возраста. Рябина 4.3.2002

Конференция: Ребенок от 3 до 7. Тема: Книжная лавка. Меня приглашают с нового учебного года вести шахматный кружок для малышей. Весной я немного занималась в детсаду (от 4.5 лет) по Сухину, было довольно интересно. В ДДТ я планирую группу дошкольников, с ними в самый раз по Сухину заниматься, и группу первоклассников, кто ходы знает - дальше учить. Не надеюсь, что Вы знаете, но все же спрошу, не видели ли вы учебника для таких детей? Что-то типа "Шахматы. Первый год обучения". Не хотелось бы изобретать велосипед самостоятельно. Во-вторых, дети действительно не высиживают за одним занятием больше 15 минут. Я хочу сделать 15 минут занятий собственно шахматами и еще примерно столько же посвятить головоломкам, играм на бумаге и т.п. Вот про них-то я и хотела спросить. Где в магазинах и в интернете можно найти задачки, головоломки и игры для детей 5-7 лет? Ольга Оводова. 26.6.2002. Всего ответов: 5.

 

 

Конференция: Раннее развитие Девочки подскажите литературу плиз, по обучению трехлеток шахматам. Может кто опытом поделиться. Буду очень признательна, а то бабуля на Новый год шахматы придарила, а что делать с этим не знаем. inga3170 28.12.2002

Для трех лет ничего лучше или хотя бы приближающегося к Сухину я не видела… Ольга Оводова 30.12.2002

 

Тема: Шахматы Кто-нибудь занимается с 3-4 леткой шахматами? Очень хочется своего сына отдать в шахматный клуб. Может у кого-то есть опыт? Территориально мы в районе Мал. Бронной. По Инету ничего не могу найти в Центральном округе. 1.4.2003 КсеНика

 

Спасибо всем за советы! Про книгу Сухина я знаю, но в Москве нигде ее не могу найти, где вы ее покупали? 3.4.2003 КсеНика
 
А Вы ему напишите, адрес есть у него на сайте suhin.narod.ru. У него есть "Шахматы для малышей" (или для самых маленьких, точно не помню) и еще "Шахматы, первый год" – учебник для первого класса. Они довольно-таки разные, лучше купить обе, потому что неизвестно, какая ребенку больше понравится. Метод.рекомендации к учебнику содержат в основном решения задач на случай, если учитель сам не умеет играть, поэтому без них можно обойтись. 3.4.2003 Ольга Оводова
 
Не могу зайти на этот сайт. Он у меня не находится. 4.4.2003 КсеНика
 
А так? http://suhin.narod.ru 4.4.2003 Ольга Оводова
 
Клуб имени Петросяна, Б. Дмитровка, дом, кажется, 11. И есть еще на Гоголя. Это два крупнейших клуба в Москве. На Дмитровку мы ездили 2 года, но пошли поздно, в 6 лет, уже не догоняли 4-5-леток. Обстановка там довольно приятная, преподаватели разные. Повезет, если попадете в группу к директору Наталье Николаевне, очень ее детишки любят. Занятия у них 2 раза в неделю и воскресенье – турнирный день. Стоит 250 руб. в месяц. 3.4.2003 Джулька
 
Я занимаюсь, но от вас далеко. Решительно не советую искать клуб, если только он не в соседнем подъезде. Вы сами прекрасно справитесь по книжкам вышеупомянутого Сухина. Реальный возраст для начала серьезных занятий – 7 лет. 2.4.2003 Ольга Оводова.
 
А у меня в книжке Сухина написано с 2,5 лет – это он прикалывается? Ни дочь, ни сын в этом возрасте идеи не восприняли. Вот в 4 – уже да, только меня надолго не хватило :(. 3.4.2003 Синий краб
 
Наверное, прикалывается. Своего мне по Сухину удалось научить незадолго до 5 (но с тех пор особых сдвигов не вижу, 1.5 года прошло)… 3.4.2003 Ольга Оводова
 
А сам он пишет, что более ранний возраст более восприимчивый к шахматам. Интересно, какой у него опыт есть с детьми? Ведь не с потолка же взял. В 2 года хорошо у нас сортировки фигур пошли, хороводы всякие, поезда с чередованием фигур, матрицы опять же (по Марии Д.), строительство домика из доски. До сих пор удивляюсь, что комплект цел :) 3.4.2003 Синий краб
 
Я, буквально несколько дней назад начала заниматься с сыном по книге Сухина "Шахматы для самых маленьких". Замечательная книга, очень рекомендую. 1.4.2003 Tanya
 
Мы также занимаемся по этой книжке. Также довольны! 2.4.2003 Дианна1
 
И мы по ней занимаемся. Ребенку нравится. 2.4.2003 Irkin
 
Поддерживаю, мы четвертый год по ней занимаемся, очень увлекательно и полезно 1.4.2003 Лёка

 

Конференция: Ребёнок от 3 до 7 лет – http://www.7ya.ru/conf/conf-Care3.htm Тема Шахматы от Сухина. Главная задача родителей при обучении дошкольника шахматным азам – не натаскивание будущего чемпиона мира, а воспитание ребёнка, который в школе будет учиться только на 5 и школьные уроки по всем предметам делать самостоятельно! Мне это удалось. Хочется, чтобы и Вам удалось! С 1 по 4 апреля на Вашем замечательном сайте очень интересно проходило обсуждение моих методик. К сожалению, я узнал об этом только сегодня (а также о том, что за последние 3 года это далеко не первое обсуждение!), иначе откликнулся бы сразу, так как на многие вопросы участники обсуждения не нашли ответы. Постараюсь ответить, как можно короче. Все последующие рекомендации касаются нормальных детей (особо одарённые усваивают материал ещё раньше). 2-4 летних детей нельзя отдавать в шахматные кружки, с ними следует заниматься дома. Детей 5 лет уже можно доверить педагогу, занимающемуся с группой 6-15 человек (не более), но таких специалистов очень мало. Ведь, как правило, опытные игроки не знают детскую психологию, а хорошие педагоги не знают тонкостей шахматной игры. Каждый родитель сам может научить своего ребёнка 2-6 лет играть в шахматы! С 2-3-летними детьми можно начинать шахматные занятия: в игровой форме объяснить названия фигур, их ходы и поиграть на уничтожение на фрагментах доски фигура против фигуры (по книге "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет"). Мат объяснять не раньше, чем ребёнку исполнится 4 года. Заниматься с детьми 4-6 лет следует по книге "Удивительные приключения в Шахматной стране", используя задания на фрагментах доски из пособия "Волшебные фигуры", но не наоборот. Именно так я уже более 15 лет занимаюсь с группами детей 3-6 лет (был такой вопрос: "Интересно, какой у него опыт есть с детьми?") В заключение, ещё раз спасибо Irkin, Tanya, Дианне 1, Лёке, Ольге Оводовой и другим участникам обсуждения за тёплые слова в адрес моих книг! С удовольствием отвечу на все вопросы, касающиеся методических тонкостей! Игорь Георгиевич Сухин, научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО 50-ти лет, автор 50-ти книг для детей и родителей, отец двух золотых медалисток.

Ирина 8.4.2003 Уважаемый Игорь Георгиевич! Мы с большим удовольствием занимаемся по Вашей книге "Удивительные приключения в Шахматной стране". Это замечательная книга, она очень нравится и мне, и моей почти 7- летней дочке. У меня к Вам вопрос: а ведете ли Вы сам занятия в Москве для детей? И есть ли у Вас единомышленники, обучающие детей по Вашей методике, которых Вы могли бы порекомендовать?

Огромное спасибо, Ирина, за Ваше письмо! Кстати, у меня есть диафильм "Приключения в Шахматной стране". В отличие от книги, художник нарисовал Клеточку не маленькой, а крошечной девочкой, и тоже получилось здорово. Кое-кто полагает, что диафильмы – это не современно, но это не так. Теперь, по существу вопроса. Последние 12 лет я преподаю по вторникам в московской мини-школе "Знайка-М" при 444 школе детям 3-6 лет. Там я один из педагогов. Мне многие говорили, что занимаются по моим методикам в группах, но пока у меня очень мало информации о единомышленниках. Раньше я упустил этот вопрос из виду (я много пишу и редко вылезаю из своей "норы", ведь существует ещё так много интересных тем, которые не проработаны современными методистами – не только в шахматах, но и в математике, логопедии, чтении и др., см. материалы моего сайта), но обещаю исправиться и наладить контакты со всеми единомышленниками! Я за сотрудничество! Надеюсь, мои единомышленники мне напишут. Сухин И.Г.

Здравствуйте, Игорь Георгиевич. Пользуясь случаем, задам несколько вопросов. Первый вопрос, скорее даже не вопрос, а жалоба: в саду не получается. Такое впечатление, что год прошел просто впустую. Детям нравится, бегут на занятия. Но каждая новая задача, включая элементарное "напади ладьей на слона" вызывает такое искренне недоумение, что только диву даешься. И это за почти уже целый учебный год занятий раз в неделю с группами по 4 человека. Может быть, дело в том, что у Вас есть какие-то особые разъяснения понятий "нападение", "защита" и других интуитивно понятных взрослому терминов? Ходы-то они вроде бы знают, хотя и путаются. А вот с понятиями совсем туго. Второй вопрос. Продолжаете ли Вы обучать подросших детей, которые научились играть по Вашей методике? Не мешает ли им большой опыт в игре на поражение и на ограничение подвижности пониманию того, что цель шахматной партиии поставить мат, а не уничтожить и запереть фигуры противника? Спасибо. Ольга Оводова 08-04-2003

Добрый день, Ольга! Ваше письмо мне особенно дорого. Каюсь, я сам давно хотел написать Вам, но Вы меня опередили. Я просмотрел ретроспективу материалов некоторых конференций за последние 3 года по ключевым словам "шахматы" и "Сухин" и обнаружил, что именно Вы автор многих интересных сообщений. Особенно меня заинтересовал тот момент, когда Вы вышли в гипер-пространство с просьбой: "Подскажите, есть ли хорошие методики обучения дошкольников шахматной игре", и Вам порекомендовали мои книги. Мне понравилось, что Вы сразу же разобрались, что они лучше других. Знал я и то, что Вы собрались заниматься с группой дошкольников и приступили к занятиям. Можете себе представить, как я был расстроен, когда в начале апреля Вы написали в материалах конференции, что с группой у Вас по моей методике не заладилось. И вот Ваше письмо. Насколько я помню, Вы из Зеленограда. Но, думаю, это не помешает нам как-нибудь в апреле встретиться, и я уверен, что смогу дать Вам необходимые рекомендации по поводу технологии проведения шахматных уроков. Пока же, несколько замечаний. Не требуйте от детей слишком многого! То, что для нас с Вами элементарно, для детей труднейшая мыслительная операция! "Напади ладьёй на слона" – из категории таких заданий. Самого главного Вы уже добились! Ведь Ваши ребятки бегут на шахматный урок, как на праздник! Это удаётся далеко не каждому, уж поверьте! Вы преподаёте 1 раз в неделю. Лучше 2 или 3 – через неделю дети 4-5 лет забывают самый простой материал, это норма. Далее дети развиваются большими скачками. У меня самого был уникальный случай, когда один неглупый мальчик 3(!!!) года не мог запомнить даже названий фигур. Но к концу третьего года за 1 месяц стал чемпионом группы. И подобным примерам нет числа. Меня тоже в молодости поражало, что дети 5-ти лет с трудом усваивают такое простое понятие, как шах (что уж там говорить о мате!). Это норма. Медленно и неспешно развивается настоящий процесс обучения шахматам детей 4-5 лет, с многочисленными повторами, возвращением назад и т.п. Затем скачок, и ребёнок – отличник. Всё, победа! Не буду касаться деталей. Сейчас переписываюсь с замечательным шахматным педагогом из Франции. Раньше он занимался с детьми 8-10 лет – проблем не было. Сейчас занимается с детьми 5-6 лет – океан проблем! Не огорчайтесь!.. Вы согласны на встречу, на сотрудничество? Сухин И.Г.

Игорь Георгиевич, большое спасибо за ответ и за приглашение. Я с удовольствием им воспользуюсь, если можно перенести это на май. Интереснее всего мне просто поприсутствовать на уроке или посмотреть видеозапись. "Бегут, как не праздник" – тут у меня есть сомнения. Мне кажется, что большая доля в этой радости – удовольствие пробежаться по коридору до другой комнатки и вообще сменить обстановку. Занятия предполагались 2 раза в неделю, но желающих оказалось слишком много и я разбила их на группы. Честно говоря, очень тяжело заниматься, не видя отдачи. И мне есть, с чем сравнивать – ребята 1-3 классов, с которыми я занимаюсь в ДДТ, шагают просто-таки семимильными шагами, зовут друзей и, что особенно приятно, берутся их обучать, если друзья не хотят ждать до набора новой группы в сентябре. Думаю, дело не только в возрасте, но еще и в том, что ребята, идущие в ДДТ, уже преодолели собственную лень, оделись, вышли из дома и пришли с настроем РАБОТАТЬ. А в садике я вроде как поразвлечь их пришла, клоуны с доставкой на дом :-(( Ольга Оводова 08-04-2003

В мае, так в мае. Бегут радостные на урок или бегут по коридору – огромная разница. Не может быть, чтобы Вы точно не знали ответ на этот вопрос. Главное – горят ли глаза у детей на уроке? Если горят, то всё нормально. Методики обучения детей каждой возрастной группы различны. Я понимаю, в чём тут дело (эта же проблема и у французского коллеги): у Вас хорошо получается с ребятами 1-3 классов, и вы подсознательно апробируете те же методические приёмы на малышах. Иногда это ведёт к успеху, иногда нет. Вы хотите, чтобы 4-летки были такими же, как 7-летки. Так не бывает. У них абсолютно различный психофизический склад, потребности и возможности. У профессора Леонида Абрамовича Венгера про это хорошо написано (о возрастной психологии детей). Имеет значение всё – и средний уровень группы, и настроение детей, и их темпераменты (с шустриками работать значительно труднее, они хорошо всё схватывают, но мешают друзьям) и т.п. Посмотрите мои отклики на вопросы других участников данной конференции: я впервые раскрыл многие технологические тонкости (обычно методисты держат их в секрете). По большому счёту, я не открывал Америки, а просто перечитал, перелопатил тонны психолого-педагогический литературы и оснастил методику обучения шахматам ценнейшими типичными заданиями, которые используют педагоги-новаторы при преподавании математики, музыки, развития речи и т.п. Это прекрасно, что школьники на Ваших занятиях с азартом помогают товарищам. Но тоже самое с азартом делают и дошкольники!!! Например, при объявлении шаха ладьёй, 4-летки, первые справившиеся с заданием с упоительным восторгом помогают своим товарищам… Сухин И.Г.

10.4.2003. Если честно, то у меня вчера целый день было отвратительное настроение - оттого, что у Вас не получается с малышами... Это первый случай на моей памяти, когда мама-педагог (мамы не папы, мамы гораздо лучше знают психологию малышей) отчасти недовольна результатами своих занятий с группой детей... Я знаю из Вашим откликов, что Вы безгранично любите шахматы, поэтому Вам казалось, что я делаю из поединков на фрагментах доски какую-то особую игру. Нет, это просто важный элемент обучения. Вы правы в главном, мой подход - шахматы для общего развития, в этом я (и ведущие педагоги) видят главный смысл обучения шахматным азам! Из Вашего последнего письма хорошо видно, из-за чего возникли некоторые Ваши трудности. Работать с группой детей 4-5 лет (даже малочисленной), это не заниматься с одним ребёнком! Тут свои особенности, тонкости, хитринки. Вы пишете, что не справившиеся рыдают. Так не должно быть. Из обилия шахматного материала (включая и мои книги) надо отбирать только тот, который все дети могут освоить! Это искусство педагога - давать такие задания, чтобы самый отстающий справился, и чтобы одновременно самому лучшему не было скучно, а было максимально полезно. Далее, Ваш сын играет с более старшими ребятами, и Вас удивляет, что более старшие его обгоняют. Это норма. Даже если партнёр на полгода старше, у него уже иной потенциал! Я уже вижу, что Ваш сын относится с широко распространённой категории ранимых детей (Вы пишите, что он плачет после поражения)! Я понимаю, что Вы любите шахматы, прежде всего, как игру, и вам хочется, чтобы ваш сын выигрывал в игре. Если бы Ваш сын не был ранимым, то Вы бы могли поступать как угодно, но ранимые дети не должны играть в соревнованиях, нельзя калечить психику малыша. Я уже много писал об этом в материалах данной конференции... Упор на развивающие задания! Вы должны заботиться о развитии детей, а не позволять им чувствовать себя глупее других детей. Проигрыш для такого ребёнка - катастрофа. Задания, задания, задания! Я понимаю, что это порой умиляет родителей - наблюдать, как в большом классе малыши 4-5 лет сражаются друг с другом (у меня тоже играют, но в основном с педагогом, чтобы, по возможности, не было проигравших)! Но суть не в умилении, а в развитии. Ольга, поймите меня правильно, я сейчас специально СЛЕГКА сгущаю краски, но об этом свидетельствуют результаты последних исследований в области психологии. Сейчас в некоторых странах стали проводиться чемпионаты мира для детей до 8 лет, и ведущие российские психологи забили в набат... Все мои развивающие шахматные задания не высосаны из пальца, а разработаны на основе достижений отечественной науки в смежных областях (математика и др.)... Вас очаровывают шахматы именно как игра, но для дошкольников (и некоторых школьников)нужен иной путь - задания. Я понимаю Вас. И всё же, и всё же... Настоящее письмо я пишу из библиотеки Ушинского, время ограничено, поэтому прошу простить, если где-то дал волю эмоциям. С глубочайшим уважением и благодарностью за Ваш подвижнический труд, И.Г.Сухин.

10.4.2003 Игорь Георгиевич, не надо же так переживать! А у меня, наоборот, вчера дети для разнообразия довольно лихо ставили шахи и не капризничали. Наверное, я недовольна именно потому, что у меня завышенные ожидания. Нужно посмотреть правде в глаза: мне интересны дети, способные оценить красоту шахматной партии и восхититься ею. Это для меня даже важнее, чем их успехи в соревнованиях. Одно из самых приятных впечатлений от занятий – мальчик, выигравший по времени в очень интересном эндшпиле, отбрасывает часы со словами "Плевать на время, мне интересна эта партия". (Кстати, не самый сильный игрок, но очень увлеченный. Это чтобы Вы не подумали, что я люблю только успешных детей.) Общее развитие и школьные успехи чужих детей мне малоинтересны, в этом и нашелся корень проблемы. Впрочем, часть нынешних садовских "шахматистов" окажется в одном классе с Андреем, будем надеяться, что им принесли пользу мои занятия. Все не так уж печально. Не справившиеся рыдают только в том случае, если за них сделали ход в тот момент, когда они уже почти додумались. Таких ситуаций я, конечно же, стараюсь не допускать. А Андрей, конечно, мальчик ранимый, но сейчас он – просто скала по сравнению с тем, как он год назад оплакивал отдельно проигрыш партии и отдельно проигрыш каждого стратегического пункта (в реверси играли). Ну, так, иногда похнычет в особо обидных случаях. И шахматы помогли ему в этом – играть-то охота, а с рёвой никто не захочет. Приходилось держаться. Не волнуйтесь, я не приношу ребенка в жертву собственным амбициям и вообще практически выставила его из секции до следующего года, решив, что пользы пока мало, пусть лучше отдыхает и бегает. Большое Вам спасибо, я разобралась в собственных чувствах. Кстати, в школьной группе именно самый старший мальчик постоянно просит скорее-скорее закончить занятия с демонстрационной доской и перейти к игре. Теперь я понимаю, что это не случайность. И еще, согласитесь, что ужасно приятно смотреть на думающих детей.

Вот это другое дело! Какое солнечное письмо! После получения Вашего первого отклика я полагал, что наша переписка будет долгой и трудной, прежде чем мне удастся убедить Вас в том, что дети есть такие, какие они есть, и что не нужно форсировать события, а нужно радоваться каждому шажку вперёд (всё дело в том, что это нам только так кажется, что у ребёнка шажок, на самом деле – это шажище!)… Как Вы верно сформулировали сейчас всё то, что я как бы спрятал между строк своего письма, какие точные слова Вы подобрали и верно расставили точки над "i"! Фантастика! Ура!!! Сухин И.Г.

 

Скажите, а где в Москве можно приобрести ваши книги с минимальной наценкой? И как Вы относитесь к СD для детей по шахматам, если положительно, то какие считаете. Алюта 08-04-2003

Звоните мне по контактному телефону 966-79-48, большая часть книг у меня есть, хоть и не все. Минимальная наценка, конечно же, у автора! Что касается дисков, то это тема очень большая. Основное "но", ребёнку нельзя заниматься больше 5 минут на компьютере! Поэтому, максимум живого общения! Сухин И.Г.

Хотелось бы спросить, а по каким методикам занимаются дети в шахматных школах? Сама я в шахматы не играю, но у нас рядом с домом шахматная школа олимпийскогго резерва и там набирают группы 4-5 леток. Хотела отдать туда ребенка. Катя Ч 08-04-2003

В обычных школах занимаются именно по моим методикам и учебникам "Шахматы, первый год" и "Шахматы, второй год". Только моя программа получила гриф "Рекомендовано Министерством образования России" и входит в сборник "Программы общеобразовательных учреждений", который есть в каждой школе. Про специализированные школы, к сожалению, у меня пока нет информации, она меня также интересует. Поэтому буду благодарен за любую подобную информацию, чтобы в дальнейшем рекомендовать родителям лучшие школы (не обязательно работающие по моим методикам). Конечно же, нужно собирать банк информации о творчески работающих педагогах с детьми 4-6 лет. Сухин И.Г.

Георгиевич, здравствуйте! У меня к Вам несколько вопросов. Меня, прежде всего, интересуют книжки про гномиков, сколько их (книжек) всего? (сын очень любит математику). Есть ли ваши книги в продаже в Екатеринбурге и сколько они стоят? И если их нет в продаже "на периферии", то, как их можно купить в Москве? Заранее большое спасибо! Катя Ч 11-04-2003

Про Загадалку, Забывалку и Путалку я написал две большие книги. 1) "800 новых логических и математических головоломок" (СПб, Союз, 2001, http://suhin.narod.ru/mat1.htm и mat2.htm), она должна быть в Интернет-магазинах (быть может, подруги Вам точнее подскажут, я в гипер-пространстве плоховато плаваю), да и в Вашем городе она может быть, поищите. 2) "Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников" (М.: Новая школа, 1998, http://suhin.narod.ru/zag2.htm), эта книга, кажется, сохранилась только у автора (а вот "800 новых…" у меня практически не осталось, но, думаю, Вы её и так найдёте). Но вторая книга – не математическая. Ещё о моих гномах есть почти в каждом номере "Мурзилки", но там только задачи, и чуть-чуть в пособии "Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие" (литературные викторины, http://suhin.narod.ru/vic6.htm). Что касается математики, то кроме "800 новых…" недавно мне удалось опубликовать очень значимую книгу "Весёлая математика: 1500 головоломок для математических олимпиад, уроков, досуга: 1–7 класс" (М.: ТЦ "Сфера", 2003, http://suhin.narod.ru/mat3.htm), она есть во всех Интернет-магазинах. В этой книге рассмотрен один из самых перспективных видов занимательных задач, позволяющих ребёнку быстрее приобрести навыки арифметических вычислений: задания с одинаковыми цифрами (пример: "Представить тройку с помощью пяти четвёрок"). Но в этой книге гномов нет (там приключения цифр). Спасибо, Катя, за вопрос. Вопросы, касающиеся моих не шахматных книг мне особенно дороги и интересны. Сухин И.Г.

8.4.2003 Уважаемый Игорь Георгиевич! Это был мой вопрос, извините, если показался Вам резким. Мы пытались заниматься по Вашей книге "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет" с обоими детьми, но в возрасте 3 лет игра по правилам не вызвала у них абсолютно никакого интереса, а сказочный сюжет Вашей книги тоже рассчитан на более старший возраст. Как Вам удается увлечь малышей 3 лет игрой? Что именно для них интересно? Младшему 3 года сейчас, поэтому мне это особенно интересно. А в 4,5 года дочке очень нравилось играть Ваши задачки, только очень расстраивалась от проигрышей, хоть и … Синий краб

Что Вы! Ваш вопрос совсем не был резким. Мне было интересно просмотреть именно такие "непричёсанные" материалы обсуждений моих методик, где мамы могли полностью раскрепоститься, не подозревая, что методист как бы из-за кулис наблюдает за происходящим. Я получил максимум удовольствия, например, от такого диалога: "А у меня в книжке Сухина написано с 2,5 лет – это он прикалывается?" "Наверное, прикалывается…" Но, шутки в сторону, перейдём к существу дела. Как я понял, при разыгрывании учебных положений Вы обыгрывали дочку, ведь она "очень расстраивалась от проигрышей". Стоп! По моим наблюдениям, за последние 5-10 лет дети стали гораздо более ранимыми, чем раньше. Во всех своих учебниках я отмечаю, что поддаваться детям надо обязательно. Это аксиома! Зачастую обыгрывать ранимого ребёнка просто преступление! Но чтобы игра не теряла цельности, родитель должен применять различные методические приёмы-хитринки. Это всё есть в моих книгах и кое-что на моём сайте, не стоит повторяться… Очень актуален Ваш вопрос о верной методике обучения именно 3-летних детей. 3-летки разительно отличаются друг от друга. Одни (их меньшинство) сразу же "заболевают" шахматами, другие с трудом усваивают простейшие вещи. Чем раньше Вам удастся увлечь ребёнка процессом обучения шахматной игре, тем быстрее будет сформировано самое важное качество будущего школьника – умение оперировать в уме! Но… если шахматы пока не вызывают интереса, то правильный путь – подождать. Никакого насилия! Интерес к шахматам очень легко отбить навсегда! Есть немало приёмов поддержания интереса к шахматам, но это тоже тема большого разговора. Но основа основ: систематичность и неторопливость. Позавчера я встречался с чудо-дедушкой! Он занимается со своей внучкой, которой сравнительно недавно исполнилось 4 года, по моей книге "Удивительные приключения…" Но как он это делает! Мало того, что он собственноручно изготовил все малоклеточные доски, все необходимые шаблоны, так он ещё на отдельные листы бумаги выписал все вопросы из книги, все важнейшие понятия (по главам), перерисовал все диаграммы. Неудивительно, что и прогресс налицо! Возвращаюсь в 3-леткам. Больше играйте на фрагментах доски, в книге "Волшебные фигуры" все подобные игры расписаны по возрастным группам – задания для детей 3 лет, 4 лет, 5-ти лет и для особо одарённых. Тут Вы можете и диагностировать уровень развития ребёнка. Вы верно подметили, что слово "выигрыш" для 3-летки пустой звук. Стимулировать стремление к победе следует опять-таки хитростью. Например, как будто бы это не Вы играете с ребёнком, а две куклы, причём каждая кукла хочет победить и т.п. Если не ребёнок проиграет Вам, а кукла Оля проиграет кукле Лене, то это для малыша как бы и не поражение вовсе (это я опять о более старшем возрасте). А вообще игру на фрагментах надо проводить не дома, а в тёплую погоду на асфальте. Рисуете мини-доску три на три клетки, и сами с малышом принимаете на себя функции фигур. Например, ладья против слона. Кто кого переборет. И учтите, многие выдающиеся гроссмейстеры даже в возрасте 4 лет нередко играли шахматными фигурками только в войну, и проигравшая армия летела в форточку… И это тоже норма. С уважением, И.Г.Сухин.

Игорь Георгиевич, здравствуйте, педагогика – не мой профиль (я физик), в шахматы я играть не умею (пока). Все, что у меня есть – это мой сын 5,5 лет, набор Ваших книг: "Удивительные приключения в Шахматной стране." "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет.", "Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны." и методические рекомендации к занятиям и "Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя". И вот, что из этого удалось "соорудить": в ближайшей детской библиотеке уже 3-тий месяц вполне успешно работает детский шахматный клуб. Если действительность меня не устраивает, почему бы ее не изменить? Договорилась с библиотекарем, нам бесплатно предоставляют уютное помещение для занятий, денег с детей никто не берет. Мы просто проводим прекрасное время в игре, в творчестве, в общении друг с другом. Стабильно на занятия приходят 5-7 детей, возраст от 5,5 до 7 лет. Поскольку я не шахматист (мягко говоря), то меня радуют любые результаты, игра в шахматы – не самоцель на этих занятиях. Мы лепим, рисуем, вырезаем, читаем, играем. Мы делаем то, что описано в Ваших книгах, и даже немного больше :) Дети, безусловно, научатся играть в шахматы. Но это – не главное. Главное, что процесс обучения приносит им радость, позитивные эмоции. В этом – путь к воспитанию саморазвивающейся личности. Ребенок, который ассоциирует получение знаний с позитивом, всегда будет стремиться к знаниям.
Ваша методика несет позитивный заряд, поэтому очень хочется, чтобы информация о ней стала доступнее (и в интернете, и в книжных магазинах). Анна Горбенко 08-04-2003

Добрый день, Анна! Ваш отклик ещё раз убеждает меня в том, что одна из глобальных целей – научить педагога, который будет обучать дошколят – достижима. Замечу, что и свой учебный курс для начальной школы я построил таким образом, чтобы дать главным образом такой элементарный (и одновременно максимально полезный для развития ребёнка) материал, который освоил бы любой школьный учитель, даже не знакомый прежде с шахматами. Спасибо Вам! Будут проблемы – пишите. Ваш опыт очень важен и интересен. Сухин И.Г.

8.4.2003 Игорь Георгиевич, а задачки по математике, литературные викторины – это не ваши? Sofia.

Большое спасибо именно за этот вопрос. Действительно, разные категории педагогов у нас в России знают разных Сухиных: 1) шахматиста-методиста, 2) автора многих книг литературных затей для детей 5-9 лет (пособие "Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все" сослужило добрую службу многим учителям начальных классов и библиотекарям), 3) создателя логопедических скороговорок нового типа, построенных на одном звуке (пример на звук "Щ": Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей), 3) автора занимательных математических головоломок для детей 6-12 лет (тут удалось реализовать много интересных идей), 4) разработчика книг детских кроссвордов и 5) постоянного автора журнала "Мурзилка", где многое из перечисленного публикуется. Мне и самому удивительно, что ПОКА удаётся плодотворно работать в столь различных сферах. Я пишу те книги, которые недополучил в детстве. В книге "800 новых логических и математических головоломок" с тремя весёлыми гномами – Путалкой, Забывалкой и Загадалкой – случаются забавные арифметические истории (недавно в материалах какой-то конференции меня порадовало сообщение типа "А гномиков Сухина мы всех прорешали"). В книге "Литературные викторины, тесты и сказки-загадки" эти гномы путешествуют по Тридевятому царству… Начал писать я более 20 лет назад в своём любимом жанре – сказочной повести ("Страна Грёз" публиковалась в 4 выпусках "книг-выручалочек по внеклассному чтению", но отдельным изданием так и не вышла, хотя детям нравится не меньше, чем сказки Волкова), но в те годы, да и сейчас данный жанр издателями не востребован. Писателем-сказочником я не стал. Печально. Но, быть может, это и к лучшему? Ведь кое-что интересное удалось создать. Ещё раз, спасибо София за этот вопрос. А то грустно чувствовать себя только автором (пусть и хороших) шахматных книг, когда написано 50 пособий разнообразной занимательной тематики. Сухин И.Г.

9.4.2003 Мы как раз шахматами не увлекаемся, а вот Путлаку и Забывалку знаем хорошо :-) Спасибо ))

Спасибо Вам! Мой Путалка такой шутник, даже в Вашем сообщении две буквы в своём имени поменял. Он у меня такой! А по каким книгам Вы знаете моих гномиков? Сухин И.Г.

8.4.2003 А у меня вот такой вопрос – Игорь Георгиевич, как и в каком возрасте на Ваших занятиях дети начинают играть в шахматы друг с другом? Мы пошли по Вашим книжкам уже на второй круг – с мелким, старшая, на мой взгляд, "играет" хорошо, если это можно назвать "играет" – для нее шахматная партия – задача, а не игра с противником. Она наотрез отказывается играть и с родителями и с братом, решает либо задачки либо играет с компьютером – его она, похоже, не воспринимает как противника. Лёка 08-04-2003

Замечательный вопрос! И непростой. Дети-школьники, особенно 13-15 лет уже игроки, заниматься теорией им неинтересно, борьба захватывает их целиком. Дети же дошкольники очень любят именно решать задания (где нет проигравших, есть только чуть отставшие, а это гораздо меньший удар по психике), и родитель должен этот интерес всячески поощрять! Ещё 10 лет назад дети проще относились к поражениям, сейчас же очень много ранимых детей, для них поражение от родителя, а тем более от сверстника трагедия вселенского масштаба! Очень многие организаторы детских соревнований не понимают этого (или не хотят понимать?), а ведь у детей очень быстро расшатывается нервная система. Всё это печально. Если родитель видит шахматный талант своего ребёнка и делает акцент на быстрое спортивное совершенствование, это его право, его выбор. Есть дети, которые спокойно воспринимают поражения, но таких меньшинство. Шахматы должны дарить детям ум, смекалку, оптимизм, радость, но не ненужные переживания. Наш мир и так достаточно жесток, зачем же калечить ребёнка поражениями? Ведь проигрыш именно в шахматы показывает ребёнку, что он глупее кого-то. Это очень больно даже для взрослых, это не в футбол проиграть. Теперь по существу. Мне импонирует, как играет Ваша старшая! Это прекрасный путь! Жизнь – это цепь всё усложняющихся логических задач, и Ваша дочь всё делает правильно. К тому же, не нужно кривить душой, ведь что представляют собой партии дошкольников? Простое шлепанье! Оба короля стоят под шахом, дети этого не замечают… Есть ли большая польза от этого? Ответ очевиден. А вот решение всё усложняющихся задач на все 100 подготавливает малыша к школе! И про второй круг Вы хорошо написали. Но и третий круг важен! Что здесь главное? Чтобы каждый раз одни и те же задания ("лабиринты", "один в поле воин" и др.) решать чуть быстрее! Но не обязательно решать все задания подряд. Можно ограничиться теми, которые ребёнку нравятся! А какие ребёнку не нравятся? Те, которые ПОКА не получаются. Значит, их время ещё не пришло. Здесь можно было бы поставить точку, но Вы спросили конкретно: "Как и в каком возрасте на Ваших занятиях дети начинают играть в шахматы друг с другом?" Отвечаю: 4-летние в конце года строго дозировано играют друг с другом, но в течение года через занятие они играют с Весёлым Горизонталиком (моей нарукавной игрушкой) на фрагментах доски от 2 клетки на 2, до 4 на 4, фигура против фигуры на уничтожение и чаще всего побеждают. Т.е. я провожу импровизированные сеансы одновременной игры. Весёлый Горизонталик, вот озорник, с каждым малышом играет очень непосредственно… На уроках царит веселье и смех... Уф, ну сегодня и денёк! Ответил на 10 писем, каждое из которых затрагивает отдельную важную проблему. Сейчас 2 часа ночи, ответ пошлю утром (и всё-таки как приятно "что тебя читают"). Спасибо Лёке и всем! Сухин И.Г.

8.4.2003 Добрый вечер, Игорь Георгиевич! Давно интересуюсь Вашей методикой, но мне никак не удается купить Ваши книги. На Вашем сайте я уже нашла телефон, по которому я смогу в Москве купить их. Мы скоро переезжаем в Москву и я хотела бы найти для своего сына хорошую шахматную секцию. Мини-школа "Вырастайка-М" находится слишком далеко от нашего дома в Москве. Посоветуйте, куда я могу определить свое чадо. Район проживания у нас будет – м. Маяковская. Заранее спасибо! КсеНика

Очень приятно получить весточку от инициатора интереснейшего шахматного обсуждения в конференции "Ребёнок от 3 до 7" 1-4 апреля 2003 г. Когда приедете в Москву, звоните по 966-79-48. Мои книги ждут Вас. К сожалению, информации по добротным шахматным секциям у меня пока нет. Надеюсь, со временем сами мамы и папы снабдят меня подобными адресами. Быть может, я все их проверю сам, чтобы не рекомендовать "втёмную"… Пока же я вижу, что Ольга Оводова из Зеленограда и Анна Горбенко из Санкт-Петербурга на правильном пути. Сухин И.Г.

Игорь Георгиевич, большое Вам спасибо за ответ! Мы играли именно на фрагментах доски (разрезали картонную от шашек). По проигрышам ситуация была такая: как и написано у Вас к книге, ребенок играет белыми, а большинство задач построено так, что белые неизбежно выигрывают. Но как только встречалась та единственная задача, где белые проигрывают, дочка сразу теряла веру в себя и ждала в последующих задачах только проигрыша. Например, ладья против ладьи: "Ну конечно, у тебя ладья, ты меня сразу обыграешь.." – "Но у тебя тоже..." – " Ну и что..." Лечилось такое долго. Спасибо за сообщение об общей тенденции к повышению ранимости, пожалуй, нам надо было вообще пропускать такие задачи. Попробуем с младшим теперь, правда, он все норовит рядом с фигурами машинки поставить, а то и вместо :) Да, один момент. Игорь Георгиевич, сейчас мало кто из детей знает, кто такой Гурвинек. Если будете перерабатывать книгу, может, замените его на кого-нибудь другого. Получается дополнительный непонятный элемент к изучению непонятных пока шахматных понятий :) Синий краб 09-04-2003

Спасибо за интересное, содержательное сообщение. О Гурвинеке верно подмечено! Книга "Волшебные фигуры" писалась примерно в 1990 году, тогда весёлых человечков все знали, сейчас же ситуация иная (книга "Удивительные приключения в Шахматной стране" лишена подобных недостатков). В своё время я хотел написать ещё один учебник для малышей (4-5 лет), где минимум героев ("ЧЁРНО-БЕЛАЯ МАГИЯ УЩЕЛЬЯ ВЕЛИКАНОВ"), про девочку Олю и доброго великана Добрыню, но подготовил только часть, а затем увлёкся другими проектами. А законченный отрывок я опубликовал в одном из сборников и поместил на своём сайте (страница chessland4). Когда-нибудь вернусь к этой книге, ведь сказочная часть получилась неплохой. Далее, о потере веры в себя. В ответах на другие письма я привёл некоторые игровые приёмы, которые нужно использовать, чтобы ребёнок не расстраивался после поражений. Посмотрите. Далее, вместо машин фигурки? А что, хорошая идея! Если малыш все фигуры ставит правильно, но вместо ладей поставит машинки, но они будут исполнять роль ладей, это допустимо. Но в разумных пределах. Кстати, о ролях. Я уже много раз писал, что наилучшая игра на фрагментах доски проходит на асфальте: мелом рисуются клетки, а Вы с малышом берёте на себя функции определённых фигур. И в заключении ещё одно важное обстоятельство. В первом варианте книги "Волшебные фигуры" был важнейший раздел "Странички из дневника", где после каждой главы я делился с родителями типичными трудностями обучения и путями их преодоления. Но издатель сказал, что книга и так получается толстая, и выбросил эти материалы. При переработке книги "Приключения в Шахматной стране" в "Удивительные приключения…" я включил и "Странички из дневника" (касающиеся обучения детей 2-4 лет). Поэтому (это уже установлено, и я сам так преподаю) при проведении занятий лучше пользоваться обоими пособиями: сказочную часть читать про Весёлого Горизонталика, дидактические игры "Один в поле воин", "Лабиринт" и др. тоже по книге "Удивительные приключения", а задания на фрагментах доски и ознакомление со "Страничкой из дневника" – по книге "Волшебные фигуры". Сухин И.Г.

Вот наткнулась на Сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат" http://suhin.narod.ru/mat1.htm Аришка 09-04-2003

Думается, Вам должны понравиться многие материалы. А страница, которую Вы указали – о математических приключениях трёх весёлых гномов Путалки, Загадалки и Забывалки. Если кому материалы про них не понравились, напишите. "Чёрных шаров" по этой книге я ещё не получал. Сухин И.Г.

Игорь Георгиевич! Очень понравилась страничка, большое СПАСИБО!!! Аришка 11-04-2003

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/per3.htm

© 2003-2006 Сухин И.Г.

Hosted by uCoz