САЙТ ШАХМАТНОГО ВСЕОБУЧА

(ШАХМАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 14 ЛЕТ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ: УЧИТЬСЯ НА ОДНИ ПЯТЁРКИ)

 

Nationwide Chess Education Website

(Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers)

 

И. Г. Сухин

БОРЬБА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ В 2017 ГОДУ

 

1. Курс "Шахматы – школе".

Первым курсом шахмат для общеобразовательных школ в мире (и, соответственно, в России) стал научно обоснованный здоровьесберегающий Федеральный курс "Шахматы – школе", разработанный старшим научным сотрудником Института стратегии развития образования Российской академии образования И.Г. Сухиным по заказу Министерства образования РФ (издатель: Обнинск: Духовное возрождение). Программа курса, рекомендованная Министерством образования РФ, впервые была опубликована в 1994 году. Потом, постепенно, были изданы все 22 составляющие этого трёх-четырёхлетнего учебного курса (учебники последнего года обучения впервые изданы в 2008 году). То есть, большая работа велась на протяжении многих лет. Цель курса – нефорсированное развитие у детей способности действовать "в уме", что имеет фундаментальное значение для современной начальной школы. Технология обучения: "Шахматно-задачная" – проигравших или получивших какие-либо негативные эмоции нет. Недостатков курса не выявлено. Он и является на сегодняшний день по отзыву специалистов лучшим (для тех целей, которые заявлены).

О научных основах Федерального курса “Шахматы – школе” – http://chess555.narod.ru/Sukhin_nauchnye_osnovy_chess-2014.pdf

Презентация: "Федеральный курс “Шахматы – школе”: 1994 – 2017" – http://chess555.narod.ru/Sukhin_UMK_Chess_rus.ppt

"Федеральный курс “Шахматы – школе”: Программы:

1. Сухин И.Г. Программы курса “Шахматы – школе”: Для начальных классов общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016. – 40 с. – http://chess555.narod.ru/1god.htm; http://chess555.narod.ru/2god.htm; http://chess555.narod.ru/3god.htm.

"Федеральный курс “Шахматы – школе”: УМК "Шахматы, первый год"

2. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1. – 7-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017. – 80 с. – http://chess555.narod.ru/1uch.htm.

3. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2. – 7-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017. – 88 с.

4. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2015. – 120 с. – http://chess555.narod.ru/1pos.htm.

5. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: В 2-х частях. Часть 1. – 7-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017. – 32 с. – http://chess555.narod.ru/1rab1.htm.

6. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: В 2-х частях. Часть 2. – 9-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017. – 32 с. – http://chess555.narod.ru/1rab2.htm.

7. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ. – 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017. – 32 с. – http://chess555.narod.ru/1samos.htm.

8. Сухин И.Г. Задачи к курсу “Шахматы – школе”. Первый год обучения. 1500 малофигурных позиций. – 5-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017. – 272 с.

"Федеральный курс “Шахматы – школе”: УМК "Шахматы, второй год"

9. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения: В 2-х частях. Часть 1. – 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017. – 84 с. – http://chess555.narod.ru/2uch.htm.

10. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения: В 2-х частях. Часть 2. – 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017. – 80 с.

11. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017. – 104 с. – http://chess555.narod.ru/2pos.htm.

12. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь: В 2-х частях. Часть 1. – 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2015. – 32 с. – http://chess555.narod.ru/2rab1.htm.

13, Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь: В 2-х частях. Часть 2. – 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2015. – 32 с.

14. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Тетрадь для проверочных работ. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2015. – 32 с.

15. Сухин И.Г. Задачи к курсу “Шахматы – школе”. Второй год обучения. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016. – 272 с.

"Федеральный курс “Шахматы – школе”: УМК "Шахматы, третий год"

16. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Учебник для начальной школы, третий год обучения: В 2-х частях. Часть 1. – 2-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2014. – 80 с.

17. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Учебник для начальной школы, третий год обучения: В 2-х частях. Часть 2. – 2-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2014. – 80 с.

18. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016. – 224 с.

19. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Рабочая тетрадь: Часть 1. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2015. – 104 с.

20. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Рабочая тетрадь: Часть 2. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2015. – 104 с.

21. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Тетрадь для проверочных работ. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2015. – 32 с.

22. Сухин И.Г. Задачи к курсу “Шахматы – школе”. Третий год обучения. – Обнинск: Духовное возрождение, 2014. – 304 с.

 

2. Курс "Шахматы в школе".

Вторым курсом шахмат в РФ стал курс Московской шахматной федерации "Шахматы в школе", в рамках проекта "Шахматы в школе" (издатель: Москва: Фонд "Шахматы в школе"). Учебник "Шахматы, первый год обучения" и рабочая тетрадь к нему, разработанные двумя авторами-шахматистками Э. Уманской и Е. Волковой изданы в 2014 году, и учебник сразу же… были вручены Президенту РФ В.В. Путину… Качество этих книг не устроило Российскую шахматную федерацию ни по содержанию, ни по оформлению. Тот, кто держал их в руках, поймёт, о чём идёт речь. Это были только отдельные составляющие первого года обучения. На учебнике значилось "Рекомендовано Международной шахматной федерацией". Хотя всем работникам сферы образования понятно, что рекомендация ФИДЕ не имеет ни малейшего веса для Министерства образования и науки РФ, а совсем наоборот – эта рекомендация показывает, что система спорта преследует свои узко-спортивные цели и запускает в общеобразовательную школу спортивного "троянского коня" (как бы вируса-"троянца"), несущего школьникам не здоровьесбережение, а радость победившим и слёзы проигравшим.

 

3. Курс "Шахматы в школы".

Так как качество курса "Шахматы в школе" не устроило Российскую шахматную федерацию, то в 2016 году Российская шахматная федерация в рамках проекта "Шахматы в школы" совместно с Фондом Тимченко издала учебник В. Барского “Шахматная школа” (для первого года обучения). Он многоцветный, с большими качественными диаграммами. Это нормальный учебник шахматной игры. Именно игры, но не средство поэтапного развития мышления детей, – поэтому для начальной школы он не вполне пригоден. Сейчас идёт разработка учебника для второго года обучения. Если сравнивать учебники первого года обучения Шахматной федерации Москвы (ШФМ) и Российской шахматной федерации (РШФ), то учебник РШФ не в пример качественнее во всех отношениях. Работа над УМК второго года обучения к 30 декабря 2017 года не завершена. Работа над УМК третьего года обучения РШФ не планируется.

Состав курса "Шахматы в школы"

1. Барский В.Л. Шахматная школа: Учебник для младших классов. – СПб.: Поляндрия; М.: Библиотека РШФ, 2016. – 96 с.

2. Барский В.Л. Шахматная школа: Методическое пособие для учителя – М.: Библиотека РШФ, 2016. – 176 с.

3. Барский В.Л. Шахматная школа: Рабочая тетрадь для младших классов. – М.: Библиотека РШФ, 2016. – 48 с.

 

4. События 2017 года.

В 2017 году Московская шахматная федерация сделала сильнейший ход – убедила крупнейшего игрока в сфере учебного книгоиздания (издательство "Просвещение") переиздать свои пособия в "Просвещении". "Просвещение" резонно ответило, мол, извините, но нам нужна сразу полная линейка УМК всех лет… В результате недавно "Просвещение" издало одновременно почти полные УМК за все 4 года! Ещё до выхода книг из печати было проведено несколько мощных пресс-конференций, где на все лады расхваливался новый продукт, но, когда нам, наконец, удалось купить всё изданное, то как и ожидалось – учебник первого года обучения практически не изменился по сравнению с изданием 2014-го года (те же чёрно-зелёные иллюстрации; те же не вполне внятные диаграммы, на которых чёрные фигуры почти не видны на чёрных полях и т.п.). И, разумеется, отсутствие продуманной методологии – это невозможно исправить, для этого нужно на 100% переписать все УМК под значимую для начальной школы цель. Это связано с тем, что первый вариант учебника 1-го года обучения в 2014 году написали шахматистки – профессионалы в области шахмат, но не имеющие отношения к педагогической науке. Перед ними была поставлена конкретная цель – написать учебник и тетрадь для популяризации шахмат как спортивной игры. Эта задача была решена, но проблема заключается в том, что эта задача не имела отношения к фундаментальным целям начальной школы. Затем состав авторов видоизменился, в него включили кандидата педагогических наук Е. Прудникову, а Э. Уманская вышла из проекта. Однако курс первого года обучения практически не изменился ни по содержанию, ни по оформлению. Быстро выдать на гора качественный продукт было нереально, поэтому, естественно, УМК всех четырёх лет оказались не очень высокого качества во всех отношениях, причём с немалым количеством фактических ошибок и неточностей. Удивительно, что в таком известном издательстве как "Просвещение", это не поняли до сих пор. Видимо сыграла роль магии властных имён, которые хлопотали за данный курс. И создалась патовая ситуация – получившийся продукт, на самом деле, не очень добротный, но "Просвещению" отступать некуда, и теперь все эти тонны литературы в огромных количествах уже хлынули в российские школы.

Состав курса "Шахматы в школе" (примечание: Программы курса на бумажных носителях к 30 декабря 2017 года ещё не изданы):

"Шахматы в школе": Первый год обучения

1. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Первый год обучения. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2017. – 96 с.

2. Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Первый год обучения: Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2017. – 175 с.

3. Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Первый год обучения. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2017. – 80 с.

"Шахматы в школе": Второй год обучения

4. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Второй год обучения. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2017. – 80 с.

5. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Второй год обучения: Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2017. – 159 с.

6. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Второй год обучения. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2017. – 80 с.

"Шахматы в школе": Третий год обучения

7. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Третий год обучения. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2017. – 93 с.

8. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Третий год обучения: Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2017. – 175 с.

9. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Третий год обучения. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2017. – 80 с.

"Шахматы в школе": Четвёртый год обучения

10. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Четвертый год обучения. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2017. – 91 с.

11. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Четвертый год обучения: Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2017. – 175 с.

12. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Четвёртый год обучения. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2017. – 80 с.

 

5. Реалии конца 2017 года.

Представляется, что РШФ сделало правильно, что издало свой учебник первого года обучения и сейчас работает над вторым годом – из двух зол это наименьшее – учебники РШФ – красочные, с цветными диаграммами. Но "Просвещение" – это сила, поэтому вряд ли в борьбе титанов учебникам РШФ удастся одержать победу… Ведь на кону обеими структурами поставлено очень многое – началась борьба за сферы влияния в регионах, в которой пока явный перевес за "Просвещением". Поэтому летняя встреча К.Н. Илюмжинова с Министром образования и науки РФ О.Ю. Васильевой не случайность, а серьёзный продуманный ход, так как на стол Министру были положены не красочные учебники РШФ или курса "Шахматы – школе" (о них Министр пока даже не знает), а невзрачные учебники Московской шахматной федерации, которые редко какой ученик предпочтёт самостоятельно. И это большое отступление в наивные 1980-е годы, когда всё только начиналось…

На 30 декабря 2017 года единственным научно обоснованным, здоровьесберегающим и качественным курсом является не курс "Шахматы в школе" ШФМ, не курс "Шахматы в школы" РШФ, а Федеральный курс "Шахматы – школе", разработанный старшим научным сотрудником Института стратегии развития образования Российской академии образования И.Г.Сухиным (по заказу Министерства образования РФ) и который, помимо всего прочего, обеспечил РФ приоритет в рассматриваемом вопросе. Причём для И.Г.Сухина – это не бизнес, а для ШФМ и РШФ – серьёзные бизнес-проекты. Исходя из этого, понятно, кто останется на коне. Поэтому обидно за Державу и, разумеется, за науку, с которой ныне не считаются… А сегодняшняя СМИ-волна уже разлетелась по сотням информационных сайтов, и у обывателей создастся впечатление, что у нас с шахматами в школе всё хорошо…

Разумеется, мы лицо заинтересованное, поэтому вполне можем не во всём оказаться правыми в своих выводах, поэтому не стесняйтесь, пишите, спорьте, отстаивайте иную точку зрения на рассматриваемые процессы. Крайне важным остаётся вопрос о качестве курса "Шахматы в школе". Вот некоторые мнения об этом курсе.

Рецензии и отзывы на книгу "Шахматы в школе. 1-ый год обучения. Рабочая тетрадь" Волкова, Уманская, Прудникова: Kurya: "Наконец-то удалось приобрести это пособие, т.к. вышел новый тираж. Предмет в школах ввели с 1 сентября, а пособия напечатали к ноябрю, здОрово! Но и это не весь негатив. Напечатана тетрадь на тончайшей бумаге, серой, дешевой, наихудшего качества. На прикрепленных фото видно, как просвечивают страницы. Позор издательству "Просвещение"! – https://www.labirint.ru/reviews/goods/569640/.

Сайт ГикТаймс: andyshark1974 "Бойтесь шахмат, Вам навязываемых" – https://geektimes.ru/post/295081.

Вот фрагменты этой статьи: andyshark1974: "В этой статье речь пойдет про курс “Шахматы в школе”, авторы Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова. Добро пожаловать в ад… Слухи, которые ходят про то, как писался курс, – я в этой статье рассматривать не буду. Только факты и факты… Изучается ценность фигур, даются следующие определения – “Выгодное взятие — это взятие, при котором у партнёра выигрывается какая-либо фигура или сохраняется материальное соотношение фигур на доске. Невыгодное взятие — это взятие, при котором отдаётся своя более ценная фигура за менее ценную фигуру партнёра”. Но простите, а если я буду жертвовать фигуру, чтобы потом выиграть другую? Зачем ребенку давать такое противоречивое определение? А ведь это выделено для запоминания, некоторые учителя могут заставить выучить определение наизусть!.. Пропущу методики постановки мата ладьями и ферзем. Вопрос сложный, так же, как и с конем, на отработку данных матов требуется далеко не одно занятие. Очень часто дети на турнирах не могут поставить мат даже двумя ладьями. Перейдем дальше – материальное преимущество. Определение: “Если в процессе партии один из партнёров обзавёлся лишней фигурой, то принято считать, что у него материальное преимущество”. Стоп! Но, если я поменяю ферзя на пешку, то у меня будет материальное преимущество. А согласно данному определению это не так, ведь у Вас нет лишней фигуры – количество фигур строго одинаковое, значит материального преимущества нет. А далее шедевр: “Позиционное преимущество — это лучшее расположение фигур у одной из сторон”. Стоп-стоп. А вы учили детей определять, где кому лучше стоять? Ах, нет? А было бы неплохо поучить. Но данное занятие занимает слишком много времени, — эдак год или два. А мы еще не закончили первый год, но дети уже должны знать, что у них позиция хуже, чем у соперника… Урок 29 – запись шахматной партии. Это в конце первого года обучения, когда не отработаны ходы фигур, когда дети еще пишут, как курица лапой, когда их не учили думать, а просто двигать фигуры механически. Оценку данного урока можно даже не давать… С 31-го по 33-й уроки проводится командный шахматный турнир. Ой – он же с записью, а это минимум час на одну партию. Итого будет сыграно 3-4 партии, ну никак не больше. Плюс некоторые дети сыграют быстрее – им надо будет сидеть и ждать, пока доиграют остальные? Вы можете себе это представить, что будет происходить? Если нет, то смотрите – рассаживаются дети за игру. Кто-то играет за 5-7 минут, кто-то продолжает играть дальше. Те, кто сыграл, вынужден ждать своих партнеров по команде, т.к. турнир командный. А это значит, что вокруг тех, кто продолжает играть, будет сформирована кучка наблюдателей, которые галдят и дают советы. Все дети разные, по-разному на эти советы реагируют. И еще они партию записывают… И так будет продолжаться 3 урока. Я сочувствую учителю – шахматный турнир начинающих шахматистов для закаленных тренеров и судей это еще то испытание, а что будет чувствовать учитель, которому шахматы вообще навязали? Почитали тот ужас, который вас ждет? Но я сознательно сокращал и давал неполные оценки данного курса. В тексте, кроме фактических ошибок, достаточно много методических. Без учета возраста детей, без достижения заявленных целей. Не делается закладка на то, что часть детей может уже знать, как ходят фигуры. И все это вываливается на учителя, который и так панически боится шахмат. В общем, если у вас в школе преподают шахматы именно по этой программе, то я Вам сочувствую".

Из обсуждения на сайте ГикТаймс:

Agne: "А вполне возможно, что цель обучения, продвижения курса Прудниковой совершенно обратная. Убить у поколений детей интерес к шахматам". BigBeaver: "А как же “попилить на учебниках”?"

andyshark1974: "А в реальности, если продвинуть планку дальше во времени — шахматам КРАНТЫ будут (при введении курса Прудниковой). Полностью и бесповоротно. Кстати, не я один такой вывод сделал, увы… Именно это и страшно"… Этот учебник "в топку". По нему преподавать невозможно… Хотите прикол? Они там пишут (или даже уже написали) продолжение курса. До 11-го класса… Можно я дальше промолчу?"

wegres: "Вы верно заметили, что такой учебник, – это ад. Скачал для интереса. Вы дополнительно выложите в статью Задание 6. Этот рисунок – ассоциация на тему возникновения шахмат. Глядя на него, пофантазируй, что хотел сказать художник. Очень интересно почитать ассоциации других людей".

andyshark1974: "Вполне возможно, что эту тему читают еще и Прудниковцы, так что сейчас срочно кинутся исправлять косяки. Вот только методику исправить практически невозможно, там все надо переписывать, и желательно с нуля… Ситуация слишком щекотливая. Мог бы и дальше молчать, но шахматы это моя "священная корова", и то, что их губят, — душа разрывается... Понимаете, расчет у Прудниковой и Ко был именно на слово шахматы. Методики там – ни на йоту. Как и понимания детей. Самое интересное, что все поголовно педагоги это понимают, и я в этом только лишний раз убедился. Это слизанный с другого УМК (Учебно-методического комплекта) материал, который просто слеплен лишь бы было, напечатан (на дешевой бумаге…), всунут в приказном порядке в школы (не пройдя тестирования) и без обучения учителей… Если я не ошибаюсь этому комплекту (с него кстати Прудникова взяла не меньше половины материала) уже лет 20 или 30)".

А вот мнения с шахматных форумов "Шахматы в ЦДТ на Вадковском" – http://chessvdk.ru:

Chessvdk (28.03.2017): "…невозможно достичь в школе на всеобуче в режиме занятий раз в недельку под руководством Марьи Ивановны, прослушавшей курсы известной блондинки! Мы пришли к консенсусу что всеобуч шахматный в России это профанация?" – http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=671.615.

Chessvdk (26.06.2017): "Кстати, на картинках УМК для шахмат в школе. Я его тут полистал от нечего делать, находясь в Педкниге на Б. Дмитровке. Ужас-ужас!!!" http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=671.1050.

Chessvdk (26.06.2017): "Если серьёзно, то там, например, на четвёртом году обучения по плану довольно серьёзные вещи обсуждаются. Вот только возникают следующие затыки: 1. Ок. Марья Ивановна после курсов сможет научить детей правилам. Но Марья Ивановна (никогда не игравшая сама в шахматы) не сможет объяснять уже более сложные вещи, которые базируются на знаниях и опыте прилично играющих в шахматы людей. 2. Теперь представьте себе, условно говоря, занятие на тему позиционная жертва пешки для детей, которые сами в шахматы не играли. Марья Ивановна старательно расставляет на доске позицию из методички и старательно двигает фишки и всё. И типа – все всё поняли… Растянутая на 4 года программа всеобуча да ещё и с такими закидонами, как в последней части, делает эту профанацию просто профанацией в 10-й степени". – http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=671.1050.

FIBM (06.08.2017): "Четыре года шахмат в школе, жуткая программа, с вами полностью согласен". – http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=671.1170.

chessvdk (13.09.2017): "Кстати, в ШФМ-овских рабочих тетрадках отвратительная по качеству бумага. Серого цвета, тонкая... Самая дешёвая". – http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=2920.165

chessvdk (19.09.2017): Прошёл первый модуль третьего потока курсов... – http://chess-in-school.org/news/137-proshel_pervy_modul_tretego_potoka_kursov_dlya_ped/. БРРР!!!! Бред! На фотографии Марья Ивановна взирает на расставленных перед ней на доске короля и ферзя против короля. Не иначе учится ставить ими мат... Это она будет преподавать на третьем году обучения? А у её соседки вообще на доске ещё нет чёрного короля. – http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=2920.210.

Unchained (19.09.2017): "А урок ведут две блондинки, они же авторы курсов". – http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=2920.210.

Chessvdk (23.09.2017): "Если в какие-то школы завозят для занятий шахматами ШФМ-овские учебники, то эту "радость" оплатили из своего кошелька именно мы с вами – обычные граждане, платящие в этой стране налоги" – http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=671.1350.

RusGross (11.10.2017): "Мариванны - они же не отходят ни на йоту от этих тупых зелёных книжек ШФМ…". – http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=2920.330.

Chessvdk (11.10.2017): "ПРОГРАММА ЭТОГО ИДИОТИЗМА В РОССИИ РАССЧИТАНЫ НА ЧЕТЫРЕ ГОДА". – http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=2920.345.

Chessvdk (11.10.2017): – "Во что это выльется в России, где всё делается… чтобы освоить бабло, я себе очень хорошо представляю. Так что, теперь принимайте сие как данность. Шахматы в школе будут введены повсеместно, на четыре года, по не выдерживающим никакой критики учебникам, и в исполнении Марь Ивановных". – http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=2920.345.

Chessvdk (11.10.2017): "Ни черта не умеющие играть в шахматы тёти будут учить детей по учебному пособию, в котором фигурирует такая тема как позиционная жертва (!) и учить они детей будут ЧЕТЫРЕ ГОДА!!! ЧЕТЫРЕ! Вот что такое шахматный всеобуч в России санкционированный министром образования. О чём мы теперь спорим? Неужели здесь есть хотя бы один человек, который поддерживает этот профанационный четырёхлетний (!!!!!) идиотизм?" – http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=2920.360.

Chessvdk (13.10.2017): "Тема из программы Шахматы в школу! Прудниковой и Волковой. Третий год обучения, т.е. третий класс начальной школы. Тема урока. БОРЬБА ЗА ИНИЦИАТИВУ! Представьте такую тему применительно к шахматам в школе, которые до этого были по 45 минут в недельку два года классу в 25 человек в исполнении Марьи Ивановны, которая сама отродясь никогда в шахматы не играла. …Голенищев, составляя в Советском Союзе ещё программу для спортивных школ (!) не додумался для программы третьего года обучения (и это при том, что тогда речь шла вообще-то не об отгоршковых в группах и занимались дети шахматами ни по разу в неделю, и ещё до кучи плотно в них играли с самого начала) включить туда ТАКУЮ ТЕМУ!" – http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=2920.450.

Veitch (20.10.2017): "Я веду предмет “Шахматы” в общеобразовательной школе (с 1 по 4-й класс) по программе дополнительного образования… Дети не учатся, точнее не хотят учиться играть в шахматы, – они просто двигают фигуры по доске". – http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=2920.510.

anatoly (05.11.2017): "Вчерашняя статья "Бойтесь шахмат, Вам навязываемых практикующего шахматного педагога" https://geektimes.ru/post/295081/" – http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=671.1395.

Дмитрий (05.11.2017): "Отличная статья". – http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=671.1395.

Папа шахматиста (05.11.2017): Из статьи: "Если у Вас дети учатся в школах, и их используют для данного пробного внедрения системы “обучения” шахматам, то вам однозначно подкат. Если нет – то скоро будет ваша очередь. В этой статье речь пойдет про курс “Шахматы в школе”, авторы Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова. Добро пожаловать в ад…". "А Александр Владимирович тоже отмечал отдельные недостатки этого милого пособия, напечатанного на туалетной бумаге". – http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=671.1410.

Chessvdk (02.09.2017): "Как выяснилось теперь, оказывается, я побывал на судьбоносном президиуме ШФМ летом 2015 года. Я-то там был по поводу московского рейтинга, но это теперь не суть. А ещё там Костьев стал говорить о внедрении шахмат в школу (Ким там тоже был, естественно), и так-то все это вяло слушали и только один человек нашёлся – международный гроссмейстер Смагин, который задал риторический вопрос. А какое отношение имеет спортивная федерация, на президиуме которой мы находимся, к образовательной деятельности в рамках школ? Дискуссии (ясное дело) не последовало, а теперь посмотрите, какая основная у нас сфера деятельности, типа как спортивной федерации города в лице ШФМ". – http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=671.1335.

Olga Re: Проект Шахматы в школе (25.09.2019): “Проработав почти месяц в данном проекте, точно и определённо могу сказать, что с предложенным УМК на 4 года, напечатанным издательством "Просвещение", работать с классом в 30 и более человек нереально и невозможно! Да это труд и достаточно большой объем. Но не для всех! Я к урокам готовлю простейшие задачки в 1 ход. Потому что, например, в 3 классе никто не справится с программой в том виде, в котором она сейчас есть. Книги писал не практик, потому что он бы понимал, что задачи на 2-3 хода в 3 классе не решатся, потому что у детей нет навыков. Прошлые темы не закреплены и недостаточно усвоены. На каждую тему даётся по 45 минут. Что можно усвоить за это время? Ничего. Пробежались, а потом задачи решать на 2-3 хода. Да ещё и этюды?!” – http://chessvdk.ru/forum/index.php?topic=3394.1365.

 

Разумеется, мнение тех, кто сейчас читает этот материал, может не совпадать с мнением тех, кто дал те комментарии, которые приведены выше. Но это повод для диалога.

В 2023 году ситуация не изменилась, а материал стал ещё актуальнее.

 

 

 

Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/borba_UMK.htm

© 2017–2023 Сухин И.Г.