Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

О руководителе данного Интернет-проекта

 

I.G. Sukhin (Suhin) – author of the official course for primary school “Chess for School” (“Educational Course in Chess for Primary School”), senior research officer of The Federal State Budget Scientific Institution "Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education", member of Union of Writers of Russia, member of Coordinating Council of the Development of Chess Education in the System of Education of Russian Federation, member of Committee “Chess and Education” of Russian Chess Federation, author of a unique technique of teaching the basics of chess to children aged 2 and upwards; an official Russian chess course for primary school; over 100 popular books on the following topics: chess, literary games, entertaining mathematics, etc; e-mail: suhin_i@mail.ru, sites: http://chess555.narod.ru and http://suhin.narod.ru.

 

Игорь Георгиевич Сухин – кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования Российской Федерации, член Союза писателей России, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования, модератор Всероссийского Интернет-педсовета, член Бюро Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, член Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества; почётный работник общего образования Российской Федерации, научный консультант проекта "Шахматы – детям" Малой академии наук Республики Саха, член рабочей группы по реализации проекта "Интеллектуал Зауралья" в Курганской области, член рабочей группы по развитию шахматного образования в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, профессор кафедры "Инновационные технологии" ГАСИС, член Координационного совета по развитию шахматного образования в системе образования РФ, кандидат в мастера по шахматам (чемпион клуба “Спартак” Москва, 1977), автор методики обучения шахматным азам детей с возраста 2 лет, автор шахматно-задачной технологии развития у детей способности действовать "в уме" (шахматно-задачной технологии Сухина), автор Федерального курса для начальной школы "Шахматы – школе", автор более 100 популярных книг, постоянный автор журнала "Мурзилка", лауреат издательства "Новая школа" в номинации "Самый многотиражный автор" (1995), дипломант 7-й московской ярмарки "Детская, развивающая и учебная литература" за книгу "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" (2001), сопобедитель конкурса самодеятельных методических сайтов, проводимого Федерацией Интернет Образования" за Интернет-проект "Занимательные и методические материалы…" (2004), победитель V Всероссийского Августовского Интернет-педсовета-2004, лауреат литературной премии Ю.И.Коваля (2009), лауреат Фонда Первого Президента Республики Саха "Во славу и пользу республики" (2012), победитель конкурса самой востребованной шахматной программы обучения детей (проведённого "Русской шахматной школой", 2015). Более 10 работ рекомендованы Министерством образования Российской Федерации. Книги И.Г. Сухина изданы в России, США, Испании, Италии, Германии, Турции и Словении. Рабочий телефон в Москве – (8)-(499)-966-79-48. E-mail: suhin_i@mail.ru

Игорь Георгиевич Сухин – участник финалов первенства московского “Спартака”, полуфиналов всесоюзного первенства “Спартака” и чемпионатов Москвы в 1980-е годы. А также участник литературных семинаров Э. Н. Успенского, С. А. Иванова, Ю. Н. Кушака, Ю. И. Коваля.

Авторская методика обучения была опробована в школе №317 Куйбышевского района г. Москвы (1987-1988), в студии при ДЭЗ-23 Кунцевского района г. Москвы (1990-1991), в мини-школе “Знайка-М” Восточного округа г. Москвы (1992-2009). Основы методики были заложены в 1982-1987 гг. при воспитании дочерей. В результате обе они окончили школу с золотыми медалями, а вузы – с красными дипломами. Старшая дочь получила красный диплом в 2003 году в МГУ (факультет иностранных языков), преподавала там же английский и немецкий языки, в 2005 году стала кандидатом наук. Младшая – в 2007 году получила красный диплом в Московском государственном лингвистическом университете (МГЛУ, юридический факультет).

Я родился в Калуге (посёлок Середа) в 1953 году, где отец Георгий Иванович в тот период служил армейским капитаном, а мама Людмила Александровна тогда временно не работала. Дошкольный возраст я провёл в разъездах – мы переезжали с места на место – на северное Мурх-озеро, в Домодедово, в Балашиху и т.п.

В первый класс я поступил в Калуге, а завершил его в 1961 году в Москве, на родине мамы, куда мы благодаря приказу Н.С.Хрущёва о сокращении вооружённых сил перебрались после демобилизации отца. Несколько месяцев мы жили на Ордынке у бабушки, а затем получили двухкомнатную квартиру на Амурской улице (Куйбышевский район). Здесь я сначала со 2 по 4 класс ходил в школу на 5-й Парковой улице, с 5 по 8 класс учился в 317 школе, 9 и 10 классы – в школе 428. По её окончании в 1970 году поступил в МВТУ им. Н.Э.Баумана, и в 1976 получил диплом инженера-механика. С 1976 по 1979 работал инженером в НИИ ЦКБ “Геофизика”, а с 1979 по 1993 – в НИИ “Фонон”. В 1993 году я по предложению директора Института теории и истории педагогики Российской академии образования академика Б.С.Гершунского перешёл в указанный Институт в лабораторию международных исследовательских проектов, так как там планировалось организовать Центр шахматного образования. В 1993 году наша “шахматная” группа в этой лаборатории насчитывала 3 человека (ещё доктор психологических наук Н.В.Крогиус и кандидат экономических наук А.А.Тимофеев). Но эта группа просуществовала недолго…

В этом же научном Институте я работаю и сегодня. За прошедшие годы его название менялось несколько раз, и сегодня оно такое – “Институт стратегии развития образования Российской академии образования”…

Отец научил меня играть в шахматы, когда мне было примерно 6 лет, научил меня любить эту мудрую игру. Сначала папа давал мне фору ферзя, а когда с лишним ферзём я начал его обыгрывать, то фора была уменьшена – я получал ладью. С лишней ладьёй я долго не мог обыграть отца, и только через годы выучился играть лучше. Поэтому я уверен, что игра родителей с детьми на фору – это правильно, это позволяет уравнять шансы.

Когда я был учеником начальных классов, то в пионерском лагере, расположенном близ станции “Зосимова пустынь”, стал чемпионом 7-го отряда по шашкам. За победу мне подарили игрушечный пластмассовый детский трактор (но трактористом я не стал). В этом возрасте я всем говорил, что когда вырасту, буду конструировать самолёты. Почему не ракеты? Уже в младшем возрасте я отдавал себе отчёт, что конструировать ракеты – несравнимо более сложная задача, и может оказаться мне не по плечу (лучше синица в руках…).

В 5-6 классах у нас в школе №317 проводились соревнования по шахматам между классами, я выступал неплохо. В 7-м (или 8-м?) классе я участвовал в первенстве школы №317 по шахматам и занял первое место. В 1967 году (учась в 7-ом классе) я впервые записался в шахматную секцию. Она располагалась в Доме комсомольца и школьника Первомайского района. Вскоре сборная нашего района стала чемпионом города. Я играл в ней в тот год на одной из средних досках, все свои партии выиграл и лишь одну партию свёл вничью. Вообще как-то так оказалось, что я всегда был удачливым командным игроком. Вскоре я играл за нашу сборную уже на 1-й доске. Через год-два мне доверили возглавить сборную районных домов пионеров в матче со сборной Дворца пионеров на Ленинских горах, и мне посчастливилось чёрными примерно за 25 ходов в Польской защите обыграть будущего гроссмейстера Валерия Чехова, имя которого уже тогда гремело по Москве, после одержанных им побед над А.Е.Карповым и Б.В.Спасским чёрными в открытом варианте Испанской партии в матчах-сеансах выдающихся гроссмейстеров против сборных детских команд. В 9-10 классах я играл в турнирах уже во Дворце пионеров (и немного в “Измайловском парке”).

3 и 2 разряды я получил в Доме комсомольца и школьника Первомайского района, 1-й - во Дворце пионеров. Успешно играл в шахматы я и в институтские годы, получил две медали в МВТУ, в разные годы за 2-е и 3-е места в первенстве института. Там я получил два кандидатских балла, а затем много играл в Центральном шахматном клубе (где стал кандидатом в мастера) и в “Спартаке” (где в 1977 году стал чемпионом клуба).

Я чемпион клуба "Спартак" (Москва) в 1977 году, и автор одной забавной миниатюры, о которой А.А.Мацукевич в книге "Короткие шахматы: 555 дебютных ошибок" (М.: АСТ, Астрель, 2002) написал: "Одна из самых коротких партий ХХ столетия". Этот микро-поединок состоялся в одном из "кандидатских" турниров в Центральном шахматном клубе. Я никогда не публиковал эту партию. Интересно, откуда А.А.Мацукевич о ней узнал? Но цитируем А.А.Мацукевича:

"№340 Сухин - Мирошниченко, Москва, 1979. 1. е4 с5 2. с3 d6 3. d4 Кf6 (больше равноправия в 3… сd или 3… Кd7) 4. dс К:е4? (надо было соглашаться на раннюю потерю рокировки 4… dc 5. Ф:d8+ Кр:d8…) 5. Фа4+. 1 - 0. Одна из самых коротких партий ХХ столетия" (с.224) - http://www.chessgames.com/perl/chessgame?gid=1243362.

Отмечу, что на самом деле ход 3… Кf6 неплох. Просто на четвёртом ходу чёрным следовало играть 4… Кс6!! с уравнением. Всё это хорошо известно. Добавлю, что когда Мирошниченко сдался, он сразу же предложил сыграть мне ещё одну партию (уже не турнирную), ведь на первую мы затратили, пожалуй, меньше минуты. Огорчает, что в своей новой книге "Энциклопедия дебютных ошибок" (М.: АСТ, Астрель, 2002) А.А.Мацукевич назвал меня не Игорем, а Алексеем (с.220). Самое удивительное, что это далеко не первый случай, когда мои имя или фамилию указывают неправильно. То Сухинин, то Сухан, то Сухов.

Меня иногда спрашивают, как Вы стали писателем. Сначала каждый человек должен стать читателем. Я в детстве прочитал огромное количество книг. Особенно любил сказочные, фантастические повести. Самая любимая, которую я впервые прочитал в 5-классе (примерно 1964 году) была “Волшебник Изумрудного города”. Я был восхищён, очарован ею. Некоторые юные шахматисты не любят читать – это неправильно. Тот, кто много читает самых различных книг, всегда имеет преимущество, потому что книги, как и шахматы, заставляют мыслить, размышлять. Сначала я, как и все, читал сказки, а затем увидел, что моя мама Людмила Александровна читает толстые фантастико-приключенческие книги: Жюля Верна. Сначала я попросил маму рассказывать мне прочитанное. Первые два тома из 12-томного собрания сочинений Жюля Верна мама мне рассказала, а следующие я стал читать сам. Когда я прочитал множество книг, тогда и стал серьезно писать – в 25 лет. Тогда я написал свою первую сказочную повесть “Страна Грёз” о приключениях мальчика Алена в волшебной стране. О том, как мальчик, умеющий играть в шахматы, одолел в волшебной стране злую волшебницу Королеву. Повесть была опубликована в 4 “Книгах-выручалочках по внеклассному чтению” в 1996 году. Позже я выложил её целиком на своём сайте. Но первой моей изданной книгой стала не про Алена, а другая – в 1991 году “Приключения в Шахматной стране” (М.: Педагогика). В 2000 году она была переработана и переиздана под названием “Удивительные приключения в Шахматной стране”.

Современному молодому поколению невозможно понять нас старых книголюбов, книгочеев, книжников. Ведь я практически полжизни провёл в книжных магазинах с 1970 по 1995, в поисках книг по 3-4 раза в неделю оббегал центральные московские книжные магазины, причём начинал свой маршрут именно в "Книжном мире", так назывался "Библио-Глобус" раньше. И далее букинист "Книжная находка", Столешников, "Москва" и "Дружба". Всё это делалось не в поисках какой-то конкретной книги, а книги вообще – шахматной, детектива, фантастики, ЖЗЛ, детской, познавательной. Мы были лишены книг, и это при их огромных тиражах. Сказать, что я влюблён в книгу – значит, ничего не сказать. Я не просто бегал по магазинам. Я ловил тематические планы не только московских издательств, но всех издательств СССР, часами изучал выпуски сигнальных экземпляров "Книжного обозрения", вырезками из которого заполнил порядка 40 общих тетрадей. Затем я открыл существование системы "Книга-почтой", и, к примеру, из ереванского "Айастана" мне присылали все издания Каспаряна, а получение в 1982 году бандероли из минского "Полымя" с трудом Алехина "На пути к высшим шахматным достижениям" стало настоящим потрясением. Я долго не мог поверить, что такое возможно. А система получения книг за 20 кг макулатуры? Если утрировать, то это период, когда мы за 20 кг макулатуры зачастую получали 1 книгу макулатуры. А ночёвки у книжных магазинов только для того, чтобы получить лотерейный номер для розыгрыша подписок? Сейчас молодёжью это должно восприниматься как идиотизм, я понимаю. Были в те годы и немногие "хлебные места", так время от времени в райкомах проходили мероприятия и перед ними для райкомовских работников продавали дефицитные книги. Никогда не забуду, как один из них кричал: "Гонера мне продайте, Гонера". Оказалось, это он про "Илиаду". Всё это уже история. Затем, появилась сеть книгообменов – это ещё один этап в жизни книголюбов. Потом немало лет я активно участвовал в книжной жизни крупнейшего в РФ развала в СК "Олимпийский". Это был мой мир, моя жизнь. Сейчас в "Олимпийском" почти не бываю. В наши дни такое изобилие литературы, что в нём тонет и дилетант и профессионал.

 

Фрагменты биографии и характеристики:

Игорь Георгиевич Сухин родился в 1953 году в г. Калуге. В 1976 году окончил Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана. С 1993 года по настоящее время работает в Институте стратегии развития образования РАО, сначала в должности научного сотрудника, затем – старшего научного сотрудника.

Основные направления научной деятельности И.Г.Сухина – сравнительные международные исследования в образовании, международные проекты, дистанционное образование, интернет-образование, шахматное образование, популяризация науки.

Следует отметить его самостоятельность, настойчивость в достижении цели, умение отстаивать свою точку зрения, инициативность, трудолюбие, порядочность, честность, готовность прийти на помощь. В коллективе пользуется уважением, неконфликтен.

И.Г.Сухин – кандидат педагогических наук, член Союза писателей России, член Координационного совета по развитию шахматного образования в системе образования РФ, модератор Всероссийского Интернет-педсовета, руководитель двух образовательных интернет-проектов.

И.Г.Сухин – автор федерального учебно-методического комплекта "Шахматы – школе", автор более ста брошюр и книг, изданных в России, Испании и США суммарным тиражом около 2 млн. экземпляров, и многочисленных статей (постоянный автор "Учительской газеты"). Десять работ получили гриф "Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ".

В 2004 году И.Г.Сухин: 1) награждён грамотой ИТИП РАО за активную научно-исследовательскую работу; 2) награждён почётной грамотой Минобразования РФ (приказ №37/27-03 от 12.04.2004); 3) отмечен благодарностью Федерального агентства по образованию Минобразования РФ за активное участие в подготовке и проведении Всероссийского августовского Интернет-педсовета-2004 (за подписью Г.А.Балыхина); 4) награждён дипломом победителя конкурса самодеятельных методических сайтов (от 15.04.2004), проводимого Федерацией Интернет Образования за Интернет-проект "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"; 5) награждён телевизором за победу на V Всероссийском августовском Интернет-педсовете-2004.

В 2005 году И.Г.Сухин: 1) награждён почётным дипломом за победу в конкурсе докладов Всероссийского Интернет-педсовета-2005, проводимого Фондом поддержки российского учительства; 2) награждён почётным дипломом за II место в конкурсе докладов Всероссийского Интернет-педсовета-2005, проводимого Фондом поддержки российского учительства; 3) награждён грамотой Королевского Посольства Дании и Фонда "НСА2005" за активное участие в юбилейных конкурсах и торжествах, посвящённых 200-летию Х.К.Андерсена.

В 2006 году И.Г.Сухин: 1) отмечен благодарностью журнала "Мурзилка" за большой вклад в развитие журнала "Мурзилка", за преданность и верность детству; 2) получил свидетельство об участии в проектном семинаре "Подготовка и проведение Всероссийского Интернет-педсовета-2006" Фонда поддержки российского учительства.

В 2007 году И.Г.Сухин: награждён почётным дипломом за активное участие в работе Всероссийского Интернет-педсовета-2007, проводимого Фондом поддержки российского учительства.

В 2008 году И.Г.Сухин: 1) награждён нагрудным знаком "Почётный работник общего образования Российской Федерации: За заслуги в области образования" (удостоверение №145864; приказ Минобрнауки России № 1754/к-н от 15.12.2008); 2) награждён золотыми часами от губернатора Томской области В.М.Кресса (07.11.2008) за внедрение курса "Шахматы – школе" в общеобразовательных учреждениях Томской области и активное участие в подготовке и проведении Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России".

18 декабря 2008 года И.Г.Сухин защитил диссертацию по теме "Дидактическое обеспечение развития способности действовать "в уме" у дошкольников в контексте обучения игре в шахматы" и получил степень кандидата педагогических наук. Результаты диссертационного исследования нашли практическое воплощение в факультативном курсе "Шахматы – школе", рекомендованном Министерством общего и профессионального образования РФ и внедрённом в образовательных учреждениях Москвы (2004), Томской области (2007-2008), Псковской области (2008) и др. В Томской области апробация проведена в соответствии с Решением коллегии Департамента общего образования Администрации Томской области от 9.11.2006 "О развитии шахматного образования в системе образования Томской области" и Приказа Департамента общего образования Администрация Томской области от 15.11.2006 №1234. В Псковской области – "Распоряжением Администрации Псковской области о введении шахматного всеобуча" от 28.07.2008 №209-р.

Результаты исследований И.Г.Сухина взяты на вооружение педагогами в различных регионах России, на них ссылаются как отечественные, так и зарубежные источники.

 

ОТЗЫВЫ О РАБОТАХ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ш.А.Амонашвили, почётный академик РАО, руководитель Международного Центра гуманной педагогики: "Это не предмет, даже не спорт, это некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать в школе как обязательный образовательный курс. Если вводить шахматную игру в первом классе, вы скоро увидите, что дети ее осваивают не только для того, чтобы потом стать чемпионами, а тренируют волю, вырабатывают умение видеть чуть дальше, умение сдерживаться, умение планировать, а эти качества будут нужны во всех сферах познания. Плюс ко всему, это прекрасная форма отдыха, развлечения. Чем постоянно развлекать их чем-то другим, лучше они сядут рядом с другом и поиграют в шахматы или будут следить за шахматной игрой других. Это очень познавательная сфера жизни. Если мы поощряем эту сферу деятельности в школьной жизни, я это очень приветствую. Я рекомендую моему коллеге, чтобы он упорно продвигал это прекрасное дело” (http://chess555.narod.ru).

Ю.И.Коваль, выдающийся отечественный писатель: "Игорь Сухин занялся удивительным и странным на первый взгляд делом: пишет сказки о шахматах, пропагандирует великую игру. Его поддерживает не только наш семинар… Редкий жанр!" (журнал "Библиография", 1993, №4, с. 51).

А.Н.Костьев, президент Международного школьного шахматного союза, заведующий кафедрой “Педагогики и организации шахматной работы” Российского государственного социального университета: "Гораздо важнее поговорить об учебниках для педагогического направления. Этих учебников очень мало. В России, например, существует только один автор, который много лет разрабатывает педагогическое направление в обучении школьников шахматам. Это Игорь Георгиевич Сухин. Им разработаны учебно-методические комплекты “Шахматы, первый год”, “Шахматы, второй год”, “Шахматы, третий год”. В комплект входят программа курса, учебник для школьников, пособие для учителей, книга для родителей. На всех программах, учебниках и пособиях стоит гриф “Рекомендовано Министерством образования РФ”. Разумеется, существуют и другие пособия, есть много авторских курсов, даже утвержденных местными органами управления образования. Но лично я рекомендую пользоваться пособиями Сухина. Доминантой в них являются здоровьесберегающие технологии в обучении шахматам школьников младших классов. Главный тезис - на уроках шахмат в школах дети должны испытывать радость. Радость от правильного ответа на вопрос учителя, радость от самостоятельного решения созданной учителем проблемной ситуации. Если дети разыгрывают между собой на уроках шахмат учебные позиции, то учитель должен подбирать такие примеры, в которых не побеждает одна из сторон, а решается определенная задача. В учебниках Сухина все упражнения, позиции на шахматной доске, различные задачи, вопросы, викторины и прочее составлены так, что ученики всегда побеждают. Проигрывающих на уроках не должно быть! И тогда шахматные уроки, благодаря системе дидактических заданий, становятся средством умственного развития школьника" - http://www.chess.ykt.ru/archive/2006/kostjev.htm.

А.А.Тимофеев: "Основополагающим методическим продуктом, регламентирующим работу учителя, является учебная программа. Ещё в 1990-х годах программа "Шахматы - школе" разработанная И.Сухиным, была опубликована в журнале "Начальная школа", прошла экспертный совет и в 1996 году включена в сборник программ для начальной школы Министерства образования РФ. Впервые в истории российского образования шахматы официально признаны как школьный предмет, пусть даже и в качестве факультатива. В 1998 году появился учебник по шахматам для начальной школы И.Сухина. Книга имеет гриф "Рекомендовано Министерством общего и специального образования Российской Федерации". Позднее в дополнение к нему издано руководство для учителя "Учусь и учу". В марте 2003 года вышел учебник И.Сухина для второго года обучения. Он также имеет гриф Министерства образования. Удивительно, что организаторы детских шахмат об этом не знают или не хотят знать. Вот уж действительно - нет пророка в своём отечестве!" ("Легко ли быть учителем шахмат?", “Шахматная неделя”, №35, с.7).

А.А.Тимофеев: "Педагог-энтузиаст в одиночку проделал огромную работу. Заслуга И.Г Сухина ещё и в том, что он обеспечил российской педагогике школьных шахмат приоритет в международном масштабе, так как израильский методический комплект для обучения шахматам в начальной школе “The next Educational Move... Chess in Schools” (Новый шаг в образовании… Шахматы в школах) и претендующий на роль первого в мире школьного учебника по шахматам, был издан на три года позже, в 2001 году. Комплект состоит из книги для учителя и рабочей тетради в двух вариантах. Программа факультативного курса “Шахматы - школе” рассчитана на обучение в течение трех лет, начиная с первого класса, с периодичностью 1 час в неделю в течение первых двух лет и два часа в неделю в последний, третий год обучения" ("Уроки шахмат в начальной школе", М.: Департамент образования г. Москвы, Школа-лаборатория №825, 2003, с.37-38).

 

 

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/avtor.htm

© 2003-2018 Сухин И.Г.