Шахматы как учебный предмет в системе образования в предвыборных программах К.Н.Илюмжинова и А.Е.Карпова
(на 1 июля 2010 года)
Предвыборный сайт:
Карпов - 2010 (А.Е.Карпов)Программа кампании Карпов2010
(базовые выдержки, важнейшее – выделено)
…2.2.3.) Создание привлекательных для спонсоров программ: Корпоративные, индивидуальные и правительственные спонсоры будут готовы поддержать шахматы, если мы, представители шахматного мира, создадим заманчивые для них программы. Одним из примеров таких программ может служить внедрение шахмат в образовательную систему, что естественным образом подходит для корпораций, отдельных лиц и правительств. Мы предложим федерациям те шахматные программы для школ, которые уже, по мнению нашей команды, были успешно внедрены во многих странах. Если та или иная федерация заинтересуется предлагаемой нами программой, то мы будем готовы работать с ней по привлечению поддержки как внутри страны, так и в международном масштабе. Подобным образом, мы будем готовы предложить трейнинговые программы (что описано ниже) и оказать поддержку в привлечении местных спонсоров на благо федераций….
3.) Шахматное образование и трейнинги…
…3.2.) Развитие шахмат ради всеобщего благa: Мы убеждены, что игра в шахматы, которая одновременно является и искусством и наукой, дарует множество возможностей для людей всех возрастов, в следствие чего миссия ФИДЕ должна заключаться в развитии этого спорта как такового.
Резюмирую, И.Г.Сухин: Как это ни парадоксально, но в данной программе действий совершенно отсутствует базовое звено - шахматы в школах и детских садах. Так в п. 2.2.3. разговор идёт лишь о возможной разработке этих программ (так и записано: "создадим заманчивые для них программы") в том случае, если они будут, видимо, востребованы. Само слово "школа" вообще упоминается один раз, а дошкольные учреждения - ни разу! В разделе 3. Шахматное образование собственно о "шахматном образовании" нет ни строчки. Маленький плюс программы заключается в том, что упоминаются слова "наука" и "искусство", но и то - только по одному разу. Подобно тому, как в системе образования в целом фундамент составляют дошкольное образование и начальная школа, так и в системе шахматного образования фундамент должны составлять дошкольное шахматное образование и шахматы как учебный предмет в начальной школе. Этого фундамента в отличие от платформы К.Н.Илюмжинова (её мы рассмотрим ниже) в программе кампании А.Е.Карпова просто нет. Из этого следует один-единственный вывод: в команде А.Е.Карпова нет специалистов, которые смогли бы построить фундамент шахматного образования.
Предвыборный сайт:
Единый мир, единый взгляд (К.Н.Илюмжинов)Шахматы в школах
(базовые выдержки, важнейшее – выделено)
Этот аспект деятельности является основополагающим для успешного развития ФИДЕ в течение нескольких следующих лет. Необходимо работать по более массовому внедрению шахматного всеобуча в начальной школе. Шахматы… развивают мыслительные навыки, что дает нам возможность воспитывать более сознательных граждан, которые тщательно и зрело взвешивают свои решения. Эта область является основной для большинства Федераций мира, и во главе Комиссии по шахматам в школах будут стоять люди, которые четко представляют, как достичь поставленные перед ними цели.
Мы изучим существующие в мире программы по шахматам в школе для создания единой программы ФИДЕ по преподаванию шахмат в дошкольных учреждениях, на начальном и среднем уровнях. Мы создадим центр знаний, который предоставит в распоряжение преподавателей исследования, отчеты о школьной успеваемости, методологические инструменты, планы уроков и т.д. Целью данного центра будет значительное увеличение числа детей во всем мире, которые научились играть в шахматы…
…ФИДЕ будет проводить программы шахматного всеобуча в сотрудничестве с национальными Федерациями, муниципалитетами, органами образования и местными шахматными сообществами.
Резюмирую, И.Г.Сухин: Весьма существенно, что направлению "Шахматы в школах" уделён целый отдельный параграф. Ещё более значимо то, что в соответствии с данной программой действий аспект "шахматы в школах" (и в дошкольных учреждениях) напрямую назван приоритетным "для успешного развития ФИДЕ в течение нескольких следующих лет". Это уже самоценно! Акценты расставлены совершенно верно – в системе шахматного образования фундамент должны составлять дошкольное шахматное образование и шахматы как учебный предмет в начальной школе. Очень важна информация о создании центра знаний, где будет сосредоточена методическая информация (этого крайне не хватает). Значимо, что будут налаживаться связи шахматных федераций и органов образования. Предложенный контур программы действий мне представляется перспективным и реализуемым.
"Содействие продвижению шахмат в детские сады и общеобразовательные школы как ключевой критерий оценки деятельности К.Н.Илюмжинова и А.Е.Карпова за последние десять лет"
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/I-K_01-07-2010.htm
© 2010 Сухин И.Г.