Автор разрешает публикацию данного доклада на сайте Игоря Георгиевича Сухина.
УДК 794+374+37.0+371
Ю.И. Шапиро
МОТИВАЦИЯ И РЕФЛЕКСИЯ В РАЗВИВИЮЩЕ – ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ШАХМАТИСТОВ
В ходе исследований по проблеме развития творческих способностей автором был проведен констатирующий эксперимент в форме экспертного опроса педагогов. Исследование позволяет сделать вывод: мотивационный компонент в деятельности опрошенных педагогов-шахматистов имеет социально-положительный характер. В то же время, теоретический компонент подготовленности многих педагогов недостаточен для успешной работы в современном образовании. Анализ результатов второй части эксперимента дополнен рефлексией автора по исследуемой проблеме.
В современных российских условиях формирование и развитие творческих способностей имеет не только личностный, но и социальный смысл. Социальная востребованность стимулирует психолого-педагогические исследования по проблемам развития этих способностей.
В ходе исследований по проблеме развития творческих способностей нами был проведен в 2006-2007 году констатирующий эксперимент, целями которого было:
- выявление отношения шахматных педагогов к своей профессии т.е. факторов мотивации к педагогической деятельности:
- выявление представлений педагогов о содержании понятия “нестандартное творческое мышление”;
- выявление влияния представлений педагогов о содержании понятия “нестандартное творческое мышление” на наличный уровень формируемых педагогом и проявляющихся у учеников творческих способностей;
- выявление мнений об условиях развития творческого мышления шахматистов; формах и методах педагогических действий по развитию творческого мышления обучающихся шахматистов;
- выявление мнений о факторах (причинах), препятствующих развитию творческого мышления обучающихся.
Исследование было проведено в форме экспертного анкетного опроса, в котором участвовало 28 тренеров- преподавателей и педагогов по шахматам Новосибирска, Бердска, Красноярска, Кемерово.
Приводим результаты анализа ответов педагогов на первый вопрос –“Выберите одно из суждений, отражающее в наибольшей степени Ваше отношение к профессии”.
Обозначения мотивации:
1. Хороша работа, если она хорошо организована.
2. Хороша лишь та работа, которая хорошо оплачивается.
3. Ценность работы в ее общественной полезности.
4. Хороша работа, где чувствуется поддержка коллектива.
5.Хорошо то дело, где есть внутренняя убежденность в его необходимости.
6. Хороша работа, где есть результаты и рост обучающихся.
7. Хороша работа, которая обеспечена многими факторами.
8. Хороша та работа, на которую идешь с радостью (моральное удовлетворение).
Мотивацию к педагогической деятельности создает “та работа, которая хорошо организована”, такова позиция наибольшей части педагогов , по результатам – на втором месте – “ценность работы в ее общественной полезности”. Непризнание ценности, обозначенной цифрой четыре объяснимо особенностями строя личности педагогов-шахматистов.
Можно сложить данные ответов по позициям 1, 3, 5, 6 и 7. Все они, так или иначе, говорят об общественной полезности работы и ее результативности. В итоге 82 % участников опроса утверждают о сознательной положительной мотивации. В структуре готовности педагогов- шахматистов к работа в современных условиях мотивационно-личностный компонент наличествует у большинства участников опроса.
Сложную картину показали ответы на вопросы о содержании понятия “нестандартное творческое мышление шахматиста” и о формировании “способности нарушать последовательность расположения информации, перегруппировать ее, способности к новому взгляду на позицию или на поиск решения в наименее вероятном направлении” - Диаграмма 2.
Обозначения: 1. Имеет представление о четырех и более видах способностей, формируемых в процессе “нестандартного творческого мышления”;
2. Имеет представление о трех видах способностей, формируемых в процессе “нестандартного творческого мышления”;
3. Имеет представление о двух видах способностей, формируемых в процессе “нестандартного творческого мышления”;
4. Не имеют представления о способностях, относящихся к нестандартному творческому мышлению.
Данная часть эксперимента показала, что у многих педагогов (34 %) нет представления о творческом мышления о творческих способностях, формируемых в процессе нестандартного творческого мышления, либо эти представления ограничены только двумя видами способностей (43% ответов). Это говорит о дефиците педагогических, психологических, методических знаний.
Наличный уровень представлений о содержании понятия “нестандартное творческое мышление” находит свое отражение в формировании педагогами и проявлении у учеников педагогов творческих способностей. Уровни проявлений творческих способностей учеников учитывались как количество различающихся способностей и показаны на Диаграмме 3.
Обозначения: 1. Проявляются две и более способностей;
2.Проявляется одна из способностей;
3. Творческие способности не проявляются.
В следующей части эксперимента выявлялась рефлексия педагогов на решение проблемы развития творческих способностей обучающихся: какие различные условия и действия способствуют процессу творческого мышления обучающихся шахматистов. В этой части анкета имела открытый характер ( не было предложенных вариантов ответа).
Ответы на вопрос “Какие условия способствуют развитию творческого мышления обучающихся шахматистов?” представлены в Таблице 1.
Табл. 1. Условия, способствующие развитию творческого мышления обучающихся шахматистов
№ п/п |
Условия, способствующие развитию творческого мышления |
Количество ответов |
% от числа опрошенных |
1. |
Хорошая материальная база занятий. |
6 |
21,3 |
2. |
Наличие мотивации обучающихся к спортивным достижениям и познанию шахмат. |
5 |
17,8 |
3. |
Самостоятельная работа обучающихся. |
8 |
28,5 |
4. |
Наличие у педагогов методической литературы (методического обеспечения) по развитию творческих способностей. |
5 |
17,8 |
5. |
Творческий подход и личность педагога (тренера). |
3 |
11 |
6. |
Индивидуальный подход к ученикам и гибкость педагога. |
5 |
17,8 |
7. |
Хороший эмоциональный климат в коллективе. |
3 |
11 |
8. |
Знакомство с миром во всем его многообразии, чтение научно-популярной литературы, встречи с интересными людьми. |
2 |
7,1 |
9. |
Стимулирование ответственности и независимости , уважение к личности обучающегося ( педагогом). |
3 |
11 |
10. |
Поощрение самостоятельного мышления, нестандартных подходов, различных форм шахматного творчества. |
3 |
11 |
11. |
Общее интеллектуальное развитие обучающихся и хорошие природные данные.(Данные “от Бога”). |
3 |
11 |
12. |
Достаточно высокий уровень морально-волевых качеств обучающихся. |
1 |
3,6 |
13. |
Понимание родителями развивающей роли занятий классическими шахматами. |
3 |
11 |
14 |
Другие |
4 |
14,2 |
Большинство ответов можно сгруппировать по компонентному составу факторов развивающее - педагогического процесса - Таблица 2.
Табл. 2.Компоненты рефлексии педагогов на решение проблемы развития творческих способностей
№ п\п |
Компонентный состав |
Номера ответов из табл.1 |
Количество ответов от числа опрошенных в % |
1. |
Присутствие в составе обучающихся учеников с природными данными, хорошим интеллектуальным развитием и т. д. |
11,12 |
14,6 |
2. |
Мотивационный компонент обучающихся. |
2,3 |
46,3 |
3. |
Личностные качества педагога (включая глобальный характер поднимаемых тем и проблем м, связи с миром культуры) и его творческий подход. |
5.8 |
17,8 |
4. |
Индивидуальный подход к ученикам и гибкость педагога. |
6 |
17,8 |
5. |
Наличие методического обеспечения(методической литературы) по развитию творческих способностей обучающихся(педагогом). |
4 |
17,8 |
6 |
Стимулирование педагогом ответственности и независимости обучающихся поощрение самостоятельного мышления, нестандартных подходов, различных форм шахматного творчества, самостоятельного использования разных способов решения проблемы. |
9,1 |
22 |
Рефлексия педагогов показывает, что наиболее общим и существенным условием своей деятельности они называют мотивацию и самостоятельную работу обучающихся, т.е. мотивационный компонент действий учеников (46,3 %). Другие компоненты развивающее - педагогического процесса – “Личностные качества педагога и его личностный подход”, “Индивидуальный подход и гибкость педагога”, “Наличие методического обеспечения по развитию творческих способностей”, “Стимулирование педагогом ответственности и независимости обучающихся, поощрение самостоятельного мышления, нестандартных и разных способов решения проблем” - педагоги рассматривают как равнозначимые.
Табл. 3.Формы и методы педагогических действий
по развитию творческого мышления шахматистов
№ п\п |
Дидактические средства, формы и методы, предлагаемые педагогом |
Количество ответов |
1. |
Специальные упражнения с неполным заданием. |
1 |
2. |
Специальные упражнения с ретроспективным анализом |
- |
3. |
Упражнения-этюды с оригинальными решениями |
5 |
4. |
Решение позиций с многими комбинационными мотивами. |
3 |
5. |
Конкурсы решений позиций с сочетанием действий алгоритмического и творческого типа. |
2 |
6. |
Включение в теоретические занятия партий и фрагментов партий мастеров с яркими, нестандартными идеями, интуитивными решениями. |
4 |
7. |
Анализ партии учеником самостоятельно с последующим анализом партии совместно с педагогом. |
4 |
8. |
Тематические спарринги, тематические сеансы одновременной игры. |
3 |
9. |
Другие традиционные методы. |
4 |
10. |
Изучение партий выдающихся шахматистов в поезде во время длительных поездок на соревнования. |
1 |
11. |
Не названы формы и методы |
(8) |
Необходимо отметить, что педагогами не названы ряд важных компонентов деятельности по развитию творческих способностей обучающихся. Это могут быть как условия, так и педагогические действия:
Ю.К. Бабанский выделяет в программе изучения личности шесть позиций. Некоторые из них учтены в условиях, названных педагогами-шахматистами (пункты 2, 11, 12 в Таблице 1). Эти условия необходимо дополнить компонентами указанной программы:
- развитие психических процессов и свойств личности (проведение диагностической работы);
- идейно-нравственная воспитанность, настойчивость при выполнении учебных заданий;
- образовательная подготовка по ранее пройденному материалу ( 1. с. 130).
Добавим еще компоненты, которые мы выявили в ходе развивающее-педагогического процесса подготовки шахматистов.
Рефлексия педагога по проблеме способностей ученика должна быть направлена на поиски (часто интуитивные) “ свернутых” непроявленнных задатков способностей.
Работа над формированием индивидуального стиля ученика с учетом достижений современной педагогики и соционики.
Дидактическая культура школьника и студента осваивается не целенаправленно, а методом проб и ошибок .В связи с этим противоречием возникают проблемы: как стимулировать развитие его общеучебных умений.( 2, с. 15) .
Педагогические действия из опыта автора:
- обучение творческой рефлексии во время совместного (педагога и обучающихся) анализа сыгранных партий и позиций;
- рассмотрение примеров содержательной (внутренней) рефлексии о ходе и результатах процесса творческого мышления на примерах спортивной, интеллектуальной и творческой деятельности Эм.Ласкера, А.Алехина, М.Ботвинника, А.Котова, Л.Полугаевского, Б.Спасского и др. шахматистов.
Существенным в итоговых материалах исследования является осознание педагогами причин, которые “мешают развитию творческого мышления обучающихся шахматистов”. Эта рефлексия проявилась в ответах на
вопрос № 11 (Таблица 4).
Среди причин, мешающих развитию творческих способностей обучающихся наибольшее число педагогов (28,5%) назвали “отсутствие методического обеспечения (методических материалов) по развитию творческих способностей обучающихся шахматистов”, затем – “ потребительское отношение обучающихся к шахматам” (11 %), “формализм классно- урочной системы в дополнительном образовании” (11%), “слабость педагога в методике, неготовность к творческому взаимодействию” (7%) и т.д.
Анализ этих ответов показывает, что и сами педагоги подтверждают свою слабую подготовленность в системе психолого-педагогических знаний , в представленных о содержании понятия “нестандартное творческое мышление” и в методике формирования и развития творческих способностей шахматистов.
Табл. 4. Что мешает развитию творческого мышления обучающихся шахматистов
№ п\п |
Причины, мешающие развитию творческого мышления обучающихся |
Количество ответов |
Количество ответов в % от числа опрошенных |
|
1. |
Неудовлетворительная материальная база занятий. |
2 |
7,1 |
|
2. |
Формализм классно-урочной системы в дополнительном образовании. |
3 |
11 |
|
3. |
Низкая мотивация к познанию шахмат или ее отсутствие. |
4 |
14,2 |
|
4. |
Потребительское отношение обучающихся к шахматам. Нежелание работать самому. |
3 |
11 |
|
5. |
Рутинное (стереотипное) школьное обучение. |
2 |
7,1 |
|
6. |
Отсутствие методического обеспечения(Методических материалов) по развитию творческих способностей шахматистов. |
8 |
28,5 |
|
7. |
Большая нагрузка (перегрузка) в общеобразовательной школе |
2 |
7,1 |
|
8. |
Семейная обстановка, низкий интеллектуальный фон в семье. Родительские амбиции. |
2 |
7,1 |
|
9. |
Плохой эмоциональный фон в коллективе обучающихся. |
1 |
3,6 |
|
10. |
Разный уровень обучающихся в группах, ограниченность их в подходах к решению. |
2 |
7,1 |
|
11. |
Давление спортивных планов и результатов. |
2 |
7,1 |
|
12. |
Слабость педагога в методике, неготовность к творческому взаимодействию. |
2 |
7,1 |
|
13. |
Другое |
3 |
11 |
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Библиографический список.
Доклад опубликован в сборнике “Педагогический профессионализм в современном образовании”. Материалы IV Международной научно-практической конференции (20-23 февраля 2008г., г. Новосибирск)/ под науч. ред. Е.В. Андриенко. – Новосибирск: Изд.НГПУ, 2008.
Сведения об авторе:
Шапиро Юрий Израилевич – педагог дополнительного образования ЦВР “Галактика” и Новосибирского аэрокосмического лицея им. Ю.В. Кондратюка, соискатель кафедры педагогики Новосибирского государственного педагогического университета.
630015, г. Новосибирск, ул. Индустриальная, 4-а. Аэрокосмический лицей.
E-mail:
licey-kondratuka_nsk@nios.ru.630124, г. Новосибирск, ул. Есенина, 35, кв. 90. Тел. 8-960-795-56-61.
Империя ссылок Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”
На главную страницу mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/zzz_shapiro3.htm
© 2009 Шапиро Ю.И.