ШАХМАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 14 ЛЕТ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ: УЧИТЬСЯ НА ОДНИ ПЯТЁРКИ
(САЙТ ШАХМАТНОГО ВСЕОБУЧА)
РЕПЛИКА НА РЕПЛИКУ
В
гостевой книге Федерации шахмат Поволжья с ироничной репликой выступил Сергей Позин. Досталось всем: и мне, и А.А.Тимофееву, и даже бедному Петру Яковлевичу Гальперину, который тут совершенно не при чём (с улыбкой, ИГС).
Ироничный тон автора огорчает, и не делает чести его автору, который вольно или невольно ставит себя выше других.
Своё пособие для начинающих шахматистов "25 уроков шахмат" (2003), задачник (2003) и две тетради для контрольных работ, Сергей называет учебно-методическим комплектом (УМК).
И отмечает: "Мой УМК один из первых, если не первый изданный в России". Смелое заявление. Базовой составляющей УМК является программа - вначале пишется и защищается именно программа. Защита программы в Минобразования - дело сложное и редко кому удаётся с первой попытки. Обычно экспертные советы собираются 2-3 раза. То есть, сначала программа возвращается автору на доработку или переработку, а уж только со 2-3 попытки программа утверждается. Что такое программа для общеобразовательных учреждений? Это многостраничный документ с определённой структурой, основополагающей идеей, пояснительной запиской, примерной тематикой курса, перечнем и кратким описанием дидактических игр и заданий, примерным распределением программного материала, объёмным списком литературы и т.п.
Где эта программа у Сергея? Также, если мы говорим об общеобразовательной школе, то учебник для учащихся и пособие для учителя - это две различные книги. У Сергея же написано нечто иное - пособие для начинающих "25 уроков шахмат". То есть, у Сергея нет ни программы, ни учебника для учащихся, ни пособия для учителя. Это не УМК.
О "грифах". Странно, что Сергей сам получает "грифы". Получение грифов - дело издателя, мой издатель Тамара Константиновна Фесенко регулярно получает "грифы".
Также Сергей пишет: "По моему авторскому УМК в школах Югры можно и уроки вести, только первое издание закончилось, а на переиздание денег нет". Опять странно - любое издательство с удовольствием опубликует качественный продукт, так как это принесёт ему прибыль.
Вместе с тем, Сергей ни слова не написал о разгромной критике Ю.М.Ремизовым пособия "25 уроков шахмат". Учтена ли была эта критика в новом пособии, который Сергей представил 25 января 2008 года на ученом совете Института развития образования ХМАО? Или Сергей "продлил" срок раскритикованного учебника для начинающих? Я защищал Сергея в прессе, в частности, в "Шахматной неделе", поэтому мне неприятна ирония Сергея (не согласен - напиши корректно) - но он сам сделал свой выбор.
В 2005 году Ю.М.Ремизов написал большую критическую статью об указанном учебнике. При этом суть замечаний Ю.М.Ремизова сводилась к тому, что исправить, переработать учебник "25 уроков шахмат" невозможно. Была ли всё-таки предпринята Сергеем попытка хотя бы частично переработать учебник перед представлением книги "25 уроков шахмат" 25 января 2008 года на ученый совет Института развития образования ХМАО? Или Сергей "подставил" учёный совет, предъявив первое издание книги "25 уроков шахмат" (2003), а не её кардинально переработанную рукопись?
А.Щетинин в статье "Шахматный всеобуч и не только он…" так написал о подходе Сергея: "О программе Сергея Позина лучше (хуже), чем Ю.М.Ремизов не скажешь, от себя лишь добавлю – после знакомства с ней у меня заболели зубы. К всеобучу в школе она имеет весьма отдалённое отношение, но, вероятно, может применяться в секции или шахматном кружке. И, как сказал мой друг-легкоатлет, “хороша уж тем, что подходит хотя бы автору”.
Так что же написал Ю.М.Ремизов? Свою статью "Механизировать мышление детей нельзя, помилуйте!" ("Шахматная неделя" №37, 2005) Юрий Михайлович посвятил детальной критике книги "25 уроков шахмат", мотивируя это тем, что в массовую практику начинают вбрасываться некачественные продукты. Об этом Ю.М.Ремизов писал в "Шахматной неделе" так: "Это тем более становится реально опасным, так как учебник Позина уже "Рекомендован" в Ханты-Мансийском АО и в Свердловской области как пособие для преподавания в школах и учреждениях дополнительного образования, т.е. претендует на то, чтобы стать официальным шахматным учебником в России".
В этой статье Ю.М.Ремизов проанализировал каждый из 25 уроков Сергея, предварив свой анализ такими строками: "Взглянул под яркую обложку своеобычного пособия Позина, и "душа моя уязвлена стала". Но давайте вместе пройдёмся по тексту, вникнем в написанное; и "закрученность сюжета" переплюнет, однако все анекдоты про чукчу".
Я не буду здесь приводить других цитат из статьи Ю.М.Ремизова (это всё опубликовано в "Шахматной неделе", и каждый может прочитать сам). Не со всеми критическими стрелами, направленными Юрием Михайловичем в адрес Сергея я соглашусь, но подавляющее большинство из них справедливо.
Повторюсь, было ли это всё исправлено Сергеем перед представлением книги "25 уроков шахмат" 25 января 2008 года на ученый совет Института развития образования ХМАО? Я не хочу строить домыслы, но Сергей сам пишет: "…только первое издание закончилось, а на переиздание денег нет". Стало быть, была представлена опять-таки раскритикованная книга "25 уроков шахмат" (2003).
Хотелось бы увидеть хотя бы некоторые контраргументы Сергея на замечания Ю.М.Ремизова. В "Шахматной неделе" Сергей Ремизову не ответил. Как явствует из статьи Ю.М.Ремизова, свои вопросы Юрий Михайлович задавал Сергею ранее и лично: "Учуяв мою дремучую невосприимчивость к "новациям", реформатор от дальнейших контактов со мной уклонился".
Были ли ознакомлены члены ученого совета Института развития образования ХМАО со статьёй Ю.М.Ремизова? Сверили ли они изменения в пособии Сергея (если эти изменения были проведены) с текстом от 2003 года?
В своей реплике Сергей пытается ловить меня на противоречиях, "рекомендуя" мне изучать материалы моего сайта, в которых есть ссылки по экспертизе пособий Сергея. Я писал о том, что "рекомендательные фразы" обязаны быть и в пособиях - это гордость автора иметь рекомендацию, и она всегда указывается в самом пособии. В пособиях Сергея указаний на рекомендацию нет.
Тем более удивительно, что Сергей позволяет себе, например, такую издёвку: "Может в смутные 90 годы авторы получали грифы, а затем садились за рукописи. В 21 веке правила резко ужесточились".
То есть, Сергей полагает, что И.Г.Сухин сначала получил грифы, а затем, садился за рукописи? И т.д. и т.п.
Странно и то, что Сергей свою реплику завершает словами "С уважением международный мастер по шахматам…"
Этого уважения я не почувствовал. Более того, Сергей упражняется в словесной эквилибристике - "Мог бы И. Сухин проявить любознательность", "всю мою книгу перелистал бедняга", забывчивый пропогандист" (так в тексте - пропогандист), "Я не читатель – я писатель" и т.п., оставлю эти фразы на совести Сергея.
Тем не менее, я продолжаю относиться к Сергею с уважением, как к человеку, который работает.
Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/zzz_pozin.htm
©2009 Сухин И.Г.