Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
Избранные материалы из книги И.Г.Сухина
"1000 самых знаменитых шахматных комбинаций"
(М.: Астрель, АСТ, 2001. – 528 с.)
(М.: Астрель, АСТ, 2002. – 528 с.)
(М.: Астрель, АСТ, 2004. – 528 с.)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Комбинации издавна считаются венцом шахматного творчества. Неудивительно, что им посвящено немало книг, изданных как в нашей стране, так и за рубежом. Однако почти для всех этих пособий характерны одни и те же недостатки:
- комбинации представлены только по тематическому признаку;
- большая доля примеров относится к концу XX века;
- недооценивается огромный пласт классического наследия замечательных мастеров, творивших в XIX веке;
- в ответах на задания приводится недостаточное количество вариантов, не указываются другие, подчас не менее эффектные и эффективные пути к победе, чем те, которые были избраны в сыгранных партиях;
- от издания к изданию повторяются одни и те же ошибки.
В нашей работе материал расположен в хронологическом порядке, начиная с образцов комбинационного творчества мастеров шатранджа до искромётных тактических ударов современных гроссмейстеров. Основу сборника составляют не фрагменты партий безвестных любителей, а примеры комбинационного мастерства ведущих шахматистов планеты всех времён. Особое внимание уделено матчам за мировую шахматную корону.
Комбинации шахматистов XX века составляют менее 50 процентов от общего числа комбинаций.
В книге 14 разделов, построенных по единому принципу: вначале приводится несколько ярких комбинаций данного временного отрезка, затем в рубрике "Как бы вы сыграли?" читателю предлагаются для решения поучительные позиции, в которых требуется найти лучшее продолжение за одну из сторон. Ответы к заданиям расположены в конце каждого раздела (нумерация диаграмм в каждом разделе начинается с N1). При наличии указывается и альтернативная комбинация.
Читатель, рассматривая диаграмму, под которой написано "Ход белых" или "Ход чёрных", не имеет избыточной информации, характерной для тематических сборников комбинаций. Это максимально приближено к обстановке практической партии, когда играющий, разумеется, не знает ни тему комбинации, ни конкретное задание (можно ли здесь выиграть или следует искать путь к ничьей). Впрочем, читатель в любом случае находится в более привилегированном положении, чем играющий, так как знает, что позиция допускает тактическое решение и не связан жёстким контролем времени. Тем не менее, если он найдёт красивую комбинацию, проведённую, к примеру
, Алёхиным, Карповым или Каспаровым, то он вправе считать себя без пяти минут чемпионом.Уровень заданий различен: в книге есть и замечательные двухходовые матовые комбинации и достаточно сложные многоходовые и многовариантные комбинации. В ряде случаев читателей ждут каверзы и сюрпризы: некоторые хрестоматийные комбинации опровергаются. Поэтому даже если позиция, помещённая на страницах книги, широко известна, читателю имеет смысл внимательно исследовать все возможные варианты, а не вспоминать, что произошло в партии дальше.
Все позиции, включённые в сборник, заново проанализированы.
Ряд известных примеров в издании не представлен (по разным причинам: либо найдены опровержения этих комбинаций, либо достигнутый перевес при лучшей защите противника незначителен, либо у данной комбинации есть не менее эффектные предшественники).
В пособии существенное число позиций взято из партий "коронованных и некоронованных" чемпионов мира по шахматам и претендентов на это звание (особенно А.Андерсена, П.Морфи, М.Чигорина, З.Тарраша и А.Алёхина).
Имена и фамилии иностранных мастеров приводятся в соответствии с рекомендациями справочного издания "Шахматы. Энциклопедический словарь", М.: Советская энциклопедия, 1990.
Большие затруднения при подготовке данного издания вызвало то обстоятельство, что в различных источниках (даже самых авторитетных) одни и те же позиции выглядят по-разному (не менее часто не совпадают место и год проведения партии). Большим подспорьем явились компьютерные базы данных, однако по количеству неточностей и ошибок они не уступают печатным изданиям.
Примечание: в данной Интернет-версии шахматные диаграммы не приводятся.
РАЗДЕЛ 1. ПО ПРАВИЛАМ ШАТРАНДЖА (IX-XV ВЕКА)
Наша книга о 1000 комбинаций безусловно должна начаться с изящной тактической операции, которую осуществил 1000 лет назад признанный мастер шатранджа, житель Средней Азии Абу Наим аль-Хадим (IX век).
1
Ход белых
Положение белых кажется безнадёжным - грозит и 1... Лh8#, и 1...Лhg7#, и 1...Лdg7#, и 1...Лd8+ . Но Абу Наим жертвует две фигуры и побеждает.
1. Кg3 - h5+! Лh7 : h5
2. Лg1 : g6+! Крf6 : g6
3. Лe1 - e6#.
Очень красивая комбинация, которой мог бы гордиться любой шахматист ХХ века: в заключительном положении у белых ни одной лишней фигуры.
Переходя к следующим примерам, отметим, что в те времена игра велась по правилам шатранджа. Ладья, король и конь в нём передвигались, как и в современных шахматах. Пешка ходила и выполняла взятие так же, как и теперь, но не имела двойного начального хода и превращалась только в ферзя. А вот ферзь перемещался лишь на одно поле по диагонали, слон же передвигался через клетку по диагонали, причём мог перепрыгивать через фигуру, но не бил ту, через которую он перескакивал. Были и другие отличия - не существовало рокировки; выигрыша можно было
достичь, поставив не только мат, но и пат. К победе вело и взятие всех фигур противника.Всё это необходимо знать, чтобы понять характер борьбы в ряде следующих примеров.
Как правило, в древних трактатах приводились не сами баталии мастеров шатранджа, а мансубы - окончания реальных партий, по всей вероятности отшлифованные их создателями. Очень часто в мансубах белый король находится под угрозой мата, но после серии шахов и жертв слабейшая сторона добивается победы.
2
Ход белых
На диаграмме 2 - мансуба Абу Наима аль-Хадима (IX век), которой он очень гордился. Белые отдают подряд 3 фигуры и пленяют чёрного владыку.
1. Лb3 : b5+! Лa5 : b5
Чёрные не могли играть 1...С:b5, ведь в шатрандже слон прыгает через клетку.
2. Кd4 - e6+! Фd7 : e6
Не лучше и 2...Крd5 3. Кc7+ Крc5 (или 3...Крe5 4. Ле4#, возможности играть 3...Ф:с7 у чёрных не было - в шатрандже ферзь ходит лишь на одно поле по диагонали и бьёт только на соседней клетке по диагонали) 4. Л:с4+! (после 4. К:a6+ Крd5 5. Кс7+ решение удлинялось на 2 хода) 4...К:с4 (здесь по правилам шатранджа чёрные могли побить ладью и слоном, лихо перепрыгнув им через свою ладью, но и это не спасало от мата: 4...С:с4 5. Кd3#) 5. Кa4#.
3. Лf4 : с4+!! Кb6 : с4
Быстрее проигрывало 3...С:с4 (снова слон совершает свой удивительный прыжок) 4. Кd3+ Крd5 5. е4# или 3...Крd5 4. е4+ Кре5, и теперь венчает партию как 5. Кd3#, так и 5. Фf4#.
4. Кb2 - a4+ Крc5 - d5
5. e3 - e4+ Крd5 - е5
6. Фg3 - f4#.
Грандиозное полотно шатранджа!
5
Ход белых
Перед нами одна из самых известных средневековых мансуб (Х век), которая называется "Мат Диларам". В те времена решение задач подчас предварял занимательный рассказ.
ЛЕГЕНДА О ДИЛАРАМ
Эта история приключилась много веков назад на Востоке. Диларам, чьё имя в переводе с арабского означает "сердечный покой", была любимой женой знатного вельможи. Вельможа тот слыл очень азартным игроком, а всем другим занятиям предпочитал игру в шатрандж. Однажды он имел несчастье сесть за одну доску с сильным партнёром, причём игра, как и было принято в то время, шла на ставку. Раз за разом проигрывал вельможа, но в надежде отыграться вновь и вновь брался за фигуры. Ставки каждый раз увеличивались, и вот к удачливому противнику перешло всё состояние вельможи. Но тот не сдавался: "Сыграем ещё одну, последнюю"... "А ставка?" "Ставка? Ею будет любимая жена, прекрасная Диларам!" - воскликнул вельможа. Красавица подошла к игрокам и покорно встала возле супруга. "За Диларам я ставлю всё, что выиграл", - проговорил восхищённый партнёр.
И игра началась - упорная и яростная. Но слишком неравными были силы. Вот противник перешел в атаку. Казалось, ещё немного, и король вельможи выкинет белый флаг. Поник вельможа, почувствовал, что всё потеряно. А противник уже не скрывал торжествующей улыбки.
И вдруг вельможа услышал шёпот своей жены: " О, мой господин! Пожертвуй оба руха [ладей], но не отдавай меня, твою Диларам". И, воспрянув духом, вельможа увидел красивую комбинацию, ведущую к победе. Он пожертвовал две ладьи и пленил короля противника.
1. Лh4 - h8+! Крg8 : h8
2. Сh3 - f5+ Крh8 - g8
Партнёр вельможи всё ещё рассчитывает победить. Впрочем, после 2...Лh2 3. Л:h2+ Крg8 чёрные получали мат лишь на один ход позже, чем в партии.
3. Лh1 - h8+! Крg8 : h8
4. g6 - g7+ Крh8 - g8
5. Кg4 - h6#.
РАЗДЕЛ 2. ОТ ЛУСЕНЫ ДО ГРЕКО (XV-XVII ВЕКА)
Считается, что в основном современные правила шахматной игры, пришедшей на смену шатранджу, сложились в конце XV - начале XVI веков. Первой печатной шахматной книгой, основанной на новых правилах, был трактат испанца Луиса Рамиреса Лусены "Повторение любви и искусство игры в шахматы" (опубликованной не позднее 1497 года). В этом руководстве Лусена анализирует 11 дебютов - "лучших, какие он видел в Риме и по всей Италии, во Франции и Испании" и приводит 150 собранных им задач.
Нам этот труд интересен тем, что в нём впервые была продемонстрирована комбинация на тему спёртого мата - комбинация, которая впоследствии неоднократно повторялась в разнообразных вариациях в партиях шахматистов самой различной квалификации.
1
Из трактата Лусены
Ход белых
1. Фc6 - е6+ Крg8 - h8
Конечно не 1...Крf8 из-за 2. Фf7#.
2. Кe5 - f7+ Крh8 - g8
3. Кf7 - h6++ ...
К сожалению, у белых есть и простой путь к победе: 3. Кd8+ Крh8 (3...Крf8 4. Фf7#) 4. Фе8+ Фf8 5. Ф:f8#. Чтобы решение было единственным, на диаграмме надо добавить, к примеру, чёрного слона на поле e7. Руководства XVI - XVIII веков изобилуют неточностями и ошибками. С этим мы ещё столкнёмся. Но эти погрешности не умаляют значения старинных трудов для потомков.
3. ... Крg8
- h8
Снова нельзя 3...Крf8 ввиду 4. Фf7#.
4. Фe6 - g8+!! ...
Блестяще. Жертва ферзя доставляет эстетическое удовольствие и 500 лет спустя.
4. ... Лb8 : g8
Чёрная ладья запирает собственного короля в углу. Теперь следует пикантный мат.
5. Кh6 -
f7#!
В 1512 году в Риме на итальянском языке вышло сочинение португальца Дамиано под названием "Книга учит играть в шахматы и содержит задачи". В главе "Шестнадцать тонкостей, встречающихся в игре, которые полезно знать и которые укрепляют дар изобретения" приводится ряд типичных комбинаций. Вот одна из них.
2
Из книги Дамиано
Ход белых
Перед нами ещё одна хрестоматийная позиция. В оригинале на диаграмме не было белого короля. Мы добавили его на поле d5, чтобы у белых не было возможности 1. Фd5+ Лf7 2. gf+ Ф:f7 3. Лh8+ Кр:h8 4. Ф:f7 и 5. Лh1#.
1. Лh1 - h8+! Крg8 : h8
2. Лf1 - h1+ Крh8 - g8
3. Лh1 - h8+! Крg8 : h8
4. Фd1 - h1+ Крh8 - g8
Чёрный король, как маятник, мечется с поля g8 на h8 и обратно.
5. Фh1 - h7#.
И этот мотив достаточно часто используется в современной практике.
В середине XVI века известный испанский теоретик, один из первых мастеров современных шахмат, автор "Книги об изобретательности и искусстве игры в шахматы" (1561) Лопес де Сегура, сыграл ряд партий с сильнейшими итальянскими игроками…
В конце XVI века сильнейшим шахматистом в Риме считался итальянец Джулио Чезаре Полерио. Он записывал партии современников, которые впоследствии легли в основу его рукописи, законченной в 1594 году…
Второй раздел мы завершаем примерами творчества итальянского шахматиста, уроженца Калабрии Джоаккино Греко, одного из сильнейших в Европе в первой половине XVII века. Он является автором рукописных трактатов о мудрой игре, разные редакции которых датированы 1619 - 1625 годами. Труды Греко представляют собой сборники партий с пояснительными вариантами. Некоторые из этих партий не были сыграны - Греко сам придумал их, чтобы продемонстрировать поучительные комбинации.
"Итальянская школа (и прежде всего Джоаккино Греко) ввела в шахматную практику комбинацию как полноправный элемент алгоритма мастера. И после Греко были великие мастера, владевшие искусством комбинаций, - достаточно назвать имена Андерсена, Морфи, Алёхина, Таля, Фишера, Каспарова... Но Греко был первым!" (М.Ботвинник).
РАЗДЕЛ 3. ОТ СТАММЫ ДО ФИЛИДОРА (XVIII ВЕК)
В 1737 году в Париже была издана книга "Опыт шахматной игры, содержащий правила, как хорошо играть и добиваться выгоды посредством тонких ходов, которые можно назвать секретами этой игры". В этом сочинении сириец Филипп Стамма привёл 100 позиций, в которых победа достигается тонкими манёврами и эффектными комбинациями. Многие из них до сих пор поражают нас ярким тактическим замыслом с целым каскадом жертв…
Потомки по достоинству оценили труд Стаммы. Первый русский шахматный мастер А.Петров так писал о его книге: "Примеры сии... в настоящей игре редко могут случиться, но для упражнений весьма полезны, ибо в них представлены все способы, каким образом можно выводить себя из самого затруднительного положения и выигрывать
игры совсем отчаянные".В 1750 году в Италии вышел небольшой трактат "Опыт шахматной игры анонима из Модены". Его автором был Эрколе дель Рио. Наряду с дебютными вариантами, в этом труде приводились и оригинальные комбинации…
Согласно изданию "Шахматы: Энциклопедический словарь" (М.:
Советская энциклопедия, 1990, с. 199), следующая позиция возникла в единственной дошедшей до нас партии Легаля де Кермюра, шахматного учителя Филидора. Некоторые историки считают, что эта партия была сыграна не в 1750, а в 1787 году и что позиция, о которой пойдёт речь была несколько отличной от приведённой в "Энциклопедическом словаре".
Пусть об этом спорят историки. Нам важно другое - предоставить вам возможность ещё раз оценить мощь кавалерийского наскока белых коней и оригинальность матовой конструкции.
6
Легаль - Сен-Бри
Париж, 1750
Ход белых
1. Кf3 : е5!! Сg4 : d1?
Конечно, ферзя брать не следовало, нужно было ограничиться потерей пешки после 1...de 2. Ф:g4, или 1...Се6 2. С:е6 fе 3. Кf3, но Сен-Бри не мог поверить, что для его короля на столь ранней стадии шахматной партии возникла угроза. Так же не видел опасности и автор этой книги, когда в далёком 1967 году просмотрел подобный удар в турнире третьего разряда. Но насторожил лёгкий ропот за спиной и возгласы: "Мат Легаля!" Ошеломляющее впечатление, произведённое жертвой ферзя, было столь велико, что никак не удавалось рассчитать несложный вариант, начинающийся ходом 1...С:d1. Пришлось поверить товарищам и отклонить щедрый дар. Сен-Бри ферзя взял, и вот что случилось дальше.
2. Сc4 : f7+! Кре8 - e7
3. Кc3 - d5#!!
Мат Легаля! С тех пор в различных соревнованиях было сыграно немало партий, в которых нашла своё воплощение эта идея.
В 1763 году вышел в свет трактат итальянского теоретика Джамбатисты Лолли "Наблюдения по теории и практике шахматной игры"…
В 1769 году в Модене появился не менее значимый труд Доменико Лоренцо Понциани "Ни с чем не сравнимая игра в шахматы"…
В рассматриваемую нами эпоху жил и творил сильнейший шахматист второй половины XVIII века Франсуа Андре Даникан Филидор.
Превосходство Филидора над современниками было столь велико, что большинству партнёров он давал фору, немало партий провёл вслепую и подчас даже сильные игроки сражались с ним лишь в сеансах одновременной игры…
Примечание от 10 сентября 2003 года: Выход в свет в 2003 году первого и второго томов "Мои великие предшественники: Новейшая история развития шахматной игры в трёх томах", написанных Г.К.Каспаровым, позволили многим шахматистам мира включиться в своеобразное аналитическое соревнование. Настал и мой черёд. Изучение двухтомника показало, что несколько принципиальных вариантов уже было приведёно мной в рассматриваемой книге "1000 самых знаменитых шахматных комбинаций" (М.: АСТ, Астрель, 2001). Так, я раньше опубликовал некоторые уточнения к партии Пильсбери - Ласкер (Петербург 1895/1896). К примеру, важное 27…Кр
h8, а также 28. Фf5+ Крg8!, указанное лишь в 2003 году С.Сорохтиным и др. И всё же содержание обоих томов производит сильное впечатление. Тем не менее, думается, что некоторые хрестоматийные партии завораживают исследователей, и поэтому не приводятся альтернативные варианты комбинаций. Так, указанное нами в книге "1000 самых знаменитых шахматных комбинаций" (с.401), простое 20. С:f6 к партии Ботвинник - Видмар (Ноттингем, 1936), возможно, не слабее элегантного 20. К:f7!, избранного Ботвинником (2-й том, с.128). Если обратиться к первому тому, то раскроем его на с.81 - партия Чигорин - Поллок (Нью-Йорк, 1889). В примечании к 33. К:d6+ сказано: "Все ставят к этому "сокрушающему удару" восклицательный знак, хотя сразу заканчивало 33. е8Ф+!? Кр:е8 34. К:g7+ Крf7 35. Фd7+". Отчего же "все"? Весь вариант приведён в нашей книге ("1000 самых знаменитых шахматных комбинаций", с.201). Партия Гунсберг - Чигорин (2-я партия, Гавана, 1890, с.82). Может быть, это и не принципиально, но вариант 36. Л:h4 Ф:h4 и т.д. указан у нас раньше (с.202). Более существенным представляется вариант из партии Ласкер - Чигорин (Гастингс, 1895). На с.112 не указана лучшая защита за белых 55. Сс7!, и не всё так просто (у нас она есть, с.288, диаграмма 59). О партии Пильсбери - Тарраш (Гастингс, 1895, с.140). Здесь не указано важное 44. Фg4+ (у нас с.245 с вариантами) и сильнейшая возможность за чёрных 46… Фf7! (у нас также с.245 с вариантами). С.389 Алёхин - Фельдт. Опять магия великой комбинации. Поэтому не отмечено простое альтернативное 16. Кg5+; также нет сильнейшего варианта за чёрных ходом ранее 15… Фс8 16. Ф:е6 Ке5! и т.д. (см. все варианты у нас на с.306 книги "1000 самых знаменитых шахматных комбинаций"). С.389 Алёхин - NN (Москва, 1915). Ход 26. Ф:е3+! указан и у нас (с.347). Конечно, по большому счёту, всё это не так важно. Главное, что шахматисты всех разрядов получили ценнейший учебный материал, а аналитики - богатую пищу для размышлений.
Империя ссылок
Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/komb1000.htm
© 2003 Сухин И.Г.