Автор разрешает публикацию данного доклада на сайте Игоря Георгиевича Сухина.

УДК 794+374+37.0+371

Ю.И. Шапиро

МОТИВАЦИЯ И РЕФЛЕКСИЯ В РАЗВИВИЮЩЕ – ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ШАХМАТИСТОВ

В ходе исследований по проблеме развития творческих способностей автором был проведен констатирующий эксперимент в форме экспертного опроса педагогов. Исследование позволяет сделать вывод: мотивационный компонент в деятельности опрошенных педагогов-шахматистов имеет социально-положительный характер. В то же время, теоретический компонент подготовленности многих педагогов недостаточен для успешной работы в современном образовании. Анализ результатов второй части эксперимента дополнен рефлексией автора по исследуемой проблеме.

В современных российских условиях формирование и развитие творческих способностей имеет не только личностный, но и социальный смысл. Социальная востребованность стимулирует психолого-педагогические исследования по проблемам развития этих способностей.

В ходе исследований по проблеме развития творческих способностей нами был проведен в 2006-2007 году констатирующий эксперимент, целями которого было:

- выявление отношения шахматных педагогов к своей профессии т.е. факторов мотивации к педагогической деятельности:

- выявление представлений педагогов о содержании понятия “нестандартное творческое мышление”;

- выявление влияния представлений педагогов о содержании понятия “нестандартное творческое мышление” на наличный уровень формируемых педагогом и проявляющихся у учеников творческих способностей;

- выявление мнений об условиях развития творческого мышления шахматистов; формах и методах педагогических действий по развитию творческого мышления обучающихся шахматистов;

- выявление мнений о факторах (причинах), препятствующих развитию творческого мышления обучающихся.

Исследование было проведено в форме экспертного анкетного опроса, в котором участвовало 28 тренеров- преподавателей и педагогов по шахматам Новосибирска, Бердска, Красноярска, Кемерово.

Приводим результаты анализа ответов педагогов на первый вопрос –“Выберите одно из суждений, отражающее в наибольшей степени Ваше отношение к профессии”.

Обозначения мотивации:

1. Хороша работа, если она хорошо организована.

2. Хороша лишь та работа, которая хорошо оплачивается.

3. Ценность работы в ее общественной полезности.

4. Хороша работа, где чувствуется поддержка коллектива.

5.Хорошо то дело, где есть внутренняя убежденность в его необходимости.

6. Хороша работа, где есть результаты и рост обучающихся.

7. Хороша работа, которая обеспечена многими факторами.

8. Хороша та работа, на которую идешь с радостью (моральное удовлетворение).

Мотивацию к педагогической деятельности создает “та работа, которая хорошо организована”, такова позиция наибольшей части педагогов , по результатам – на втором месте – “ценность работы в ее общественной полезности”. Непризнание ценности, обозначенной цифрой четыре объяснимо особенностями строя личности педагогов-шахматистов.

Можно сложить данные ответов по позициям 1, 3, 5, 6 и 7. Все они, так или иначе, говорят об общественной полезности работы и ее результативности. В итоге 82 % участников опроса утверждают о сознательной положительной мотивации. В структуре готовности педагогов- шахматистов к работа в современных условиях мотивационно-личностный компонент наличествует у большинства участников опроса.

Сложную картину показали ответы на вопросы о содержании понятия “нестандартное творческое мышление шахматиста” и о формировании “способности нарушать последовательность расположения информации, перегруппировать ее, способности к новому взгляду на позицию или на поиск решения в наименее вероятном направлении” - Диаграмма 2.

Обозначения: 1. Имеет представление о четырех и более видах способностей, формируемых в процессе “нестандартного творческого мышления”;

2. Имеет представление о трех видах способностей, формируемых в процессе “нестандартного творческого мышления”;

3. Имеет представление о двух видах способностей, формируемых в процессе “нестандартного творческого мышления”;

4. Не имеют представления о способностях, относящихся к нестандартному творческому мышлению.

Данная часть эксперимента показала, что у многих педагогов (34 %) нет представления о творческом мышления о творческих способностях, формируемых в процессе нестандартного творческого мышления, либо эти представления ограничены только двумя видами способностей (43% ответов). Это говорит о дефиците педагогических, психологических, методических знаний.

Наличный уровень представлений о содержании понятия “нестандартное творческое мышление” находит свое отражение в формировании педагогами и проявлении у учеников педагогов творческих способностей. Уровни проявлений творческих способностей учеников учитывались как количество различающихся способностей и показаны на Диаграмме 3.

Обозначения: 1. Проявляются две и более способностей;

2.Проявляется одна из способностей;

3. Творческие способности не проявляются.

В следующей части эксперимента выявлялась рефлексия педагогов на решение проблемы развития творческих способностей обучающихся: какие различные условия и действия способствуют процессу творческого мышления обучающихся шахматистов. В этой части анкета имела открытый характер ( не было предложенных вариантов ответа).

Ответы на вопрос “Какие условия способствуют развитию творческого мышления обучающихся шахматистов?” представлены в Таблице 1.

Табл. 1. Условия, способствующие развитию творческого мышления обучающихся шахматистов

№ п/п

Условия, способствующие развитию творческого мышления

Количество

ответов

% от числа

опрошенных

1.

Хорошая материальная база занятий.

6

21,3

2.

Наличие мотивации обучающихся к спортивным достижениям и познанию шахмат.

5

17,8

3.

Самостоятельная работа обучающихся.

8

28,5

4.

Наличие у педагогов методической литературы

(методического обеспечения) по развитию творческих способностей.

5

17,8

5.

Творческий подход и личность педагога (тренера).

3

11

6.

Индивидуальный подход к ученикам и гибкость педагога.

5

17,8

7.

Хороший эмоциональный климат в коллективе.

3

11

8.

Знакомство с миром во всем его многообразии, чтение научно-популярной литературы, встречи с интересными людьми.

2

7,1

9.

Стимулирование ответственности и независимости , уважение к личности обучающегося ( педагогом).

3

11

10.

Поощрение самостоятельного мышления, нестандартных подходов, различных форм шахматного творчества.

3

11

11.

Общее интеллектуальное развитие обучающихся и хорошие природные данные.(Данные “от Бога”).

3

11

12.

Достаточно высокий уровень морально-волевых качеств обучающихся.

1

3,6

13.

Понимание родителями развивающей роли занятий классическими шахматами.

3

11

14

Другие

4

14,2

Большинство ответов можно сгруппировать по компонентному составу факторов развивающее - педагогического процесса - Таблица 2.

Табл. 2.Компоненты рефлексии педагогов на решение проблемы развития творческих способностей

№ п\п

Компонентный состав

Номера ответов из табл.1

Количество ответов от числа опрошенных в %

1.

Присутствие в составе обучающихся учеников с природными данными, хорошим интеллектуальным развитием и т. д.

11,12

14,6

2.

Мотивационный компонент обучающихся.

2,3

46,3

3.

Личностные качества педагога (включая глобальный характер поднимаемых тем и проблем м, связи с миром культуры) и его творческий подход.

5.8

17,8

4.

Индивидуальный подход к ученикам и гибкость педагога.

6

17,8

5.

Наличие методического обеспечения(методической литературы) по развитию творческих способностей обучающихся(педагогом).

4

17,8

6

Стимулирование педагогом ответственности и независимости обучающихся поощрение самостоятельного мышления, нестандартных подходов, различных форм шахматного творчества, самостоятельного использования разных способов решения проблемы.

9,1

22

Рефлексия педагогов показывает, что наиболее общим и существенным условием своей деятельности они называют мотивацию и самостоятельную работу обучающихся, т.е. мотивационный компонент действий учеников (46,3 %). Другие компоненты развивающее - педагогического процесса – “Личностные качества педагога и его личностный подход”, “Индивидуальный подход и гибкость педагога”, “Наличие методического обеспечения по развитию творческих способностей”, “Стимулирование педагогом ответственности и независимости обучающихся, поощрение самостоятельного мышления, нестандартных и разных способов решения проблем” - педагоги рассматривают как равнозначимые.

Табл. 3.Формы и методы педагогических действий

по развитию творческого мышления шахматистов

№ п\п

Дидактические средства, формы и методы, предлагаемые педагогом

Количество ответов

1.

Специальные упражнения с неполным заданием.

1

2.

Специальные упражнения с ретроспективным анализом

-

3.

Упражнения-этюды с оригинальными решениями

5

4.

Решение позиций с многими комбинационными мотивами.

3

5.

Конкурсы решений позиций с сочетанием действий алгоритмического и творческого типа.

2

6.

Включение в теоретические занятия партий и фрагментов партий мастеров с яркими, нестандартными идеями, интуитивными решениями.

4

7.

Анализ партии учеником самостоятельно с последующим анализом партии совместно с педагогом.

4

8.

Тематические спарринги, тематические сеансы одновременной игры.

3

9.

Другие традиционные методы.

4

10.

Изучение партий выдающихся шахматистов в поезде во время длительных поездок на соревнования.

1

11.

Не названы формы и методы

(8)

Необходимо отметить, что педагогами не названы ряд важных компонентов деятельности по развитию творческих способностей обучающихся. Это могут быть как условия, так и педагогические действия:

  1. Изучение личности обучающихся.
  2. Ю.К. Бабанский выделяет в программе изучения личности шесть позиций. Некоторые из них учтены в условиях, названных педагогами-шахматистами (пункты 2, 11, 12 в Таблице 1). Эти условия необходимо дополнить компонентами указанной программы:

    - развитие психических процессов и свойств личности (проведение диагностической работы);

    - идейно-нравственная воспитанность, настойчивость при выполнении учебных заданий;

    - образовательная подготовка по ранее пройденному материалу ( 1. с. 130).

    Добавим еще компоненты, которые мы выявили в ходе развивающее-педагогического процесса подготовки шахматистов.

  3. Построение дидактической системы развивающе-педагогического процесса , в которую включаются средства традиционной системы подготовки шахматистов (необходимые для формирования и развитию интеллектуальных способностей) и средства развития творческих способностей шахматистов .Средствами развития творческих способностей могут быть партии выдающихся шахматистов с яркими и нестандартными идеями, интуитивными решениями; этюды ; специальные упражнения, подготовленные и предложенные педагогом; формы предъявления проблемных позиций и приемы творческой активности педагога. Эти педагогические средства лишь частично изложены педагогами в ответах на десятый вопрос и только пятью педагогами из двадцати восьми (Таблица 3. Формы и методы педагогических действий по развитию творческого мышления шахматистов).
  4. Владение концепцией личностно-ориентированного образования, системой педагогических знаний – теоретический компонент подготовленности педагога.
  5. Формирование интеллектуальных и творческих способов обучения с учетом особенностей их индивидуальных способностей. Отбор дидактических средств и рекомендуемой шахматной литературы дифференцированно для каждого ученика.
  6. Разработка индивидуального учебного плана, содержание которого (включая планируемое участие в соревнованиях) должно быть в “ зоне ближнего развития” данного ученика.
  7. Рефлексия педагога по проблеме способностей ученика должна быть направлена на поиски (часто интуитивные) “ свернутых” непроявленнных задатков способностей.

    Работа над формированием индивидуального стиля ученика с учетом достижений современной педагогики и соционики.

  8. Развитие дидактической культуры обучающихся.
  9. Дидактическая культура школьника и студента осваивается не целенаправленно, а методом проб и ошибок .В связи с этим противоречием возникают проблемы: как стимулировать развитие его общеучебных умений.( 2, с. 15) .

    Педагогические действия из опыта автора:

    - обучение творческой рефлексии во время совместного (педагога и обучающихся) анализа сыгранных партий и позиций;

    - рассмотрение примеров содержательной (внутренней) рефлексии о ходе и результатах процесса творческого мышления на примерах спортивной, интеллектуальной и творческой деятельности Эм.Ласкера, А.Алехина, М.Ботвинника, А.Котова, Л.Полугаевского, Б.Спасского и др. шахматистов.

  10. Разработка и построение системы измерения показателей результативности обучения и развития, в том числе и показателей деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Существенным в итоговых материалах исследования является осознание педагогами причин, которые “мешают развитию творческого мышления обучающихся шахматистов”. Эта рефлексия проявилась в ответах на
вопрос № 11 (Таблица 4).

Среди причин, мешающих развитию творческих способностей обучающихся наибольшее число педагогов (28,5%) назвали “отсутствие методического обеспечения (методических материалов) по развитию творческих способностей обучающихся шахматистов”, затем – “ потребительское отношение обучающихся к шахматам” (11 %), “формализм классно- урочной системы в дополнительном образовании” (11%), “слабость педагога в методике, неготовность к творческому взаимодействию” (7%) и т.д.

Анализ этих ответов показывает, что и сами педагоги подтверждают свою слабую подготовленность в системе психолого-педагогических знаний , в представленных о содержании понятия “нестандартное творческое мышление” и в методике формирования и развития творческих способностей шахматистов.

 

 

 

Табл. 4. Что мешает развитию творческого мышления обучающихся шахматистов

№ п\п

Причины, мешающие развитию творческого мышления обучающихся

Количество ответов

Количество ответов в %

от числа опрошенных

1.

Неудовлетворительная материальная база занятий.

2

7,1

2.

Формализм классно-урочной системы в дополнительном образовании.

3

11

3.

Низкая мотивация к познанию шахмат или ее отсутствие.

4

14,2

4.

Потребительское отношение обучающихся к шахматам. Нежелание работать самому.

3

11

5.

Рутинное (стереотипное) школьное обучение.

2

7,1

6.

Отсутствие методического обеспечения(Методических материалов) по развитию творческих способностей шахматистов.

8

28,5

7.

Большая нагрузка (перегрузка) в общеобразовательной школе

2

7,1

8.

Семейная обстановка, низкий интеллектуальный фон в семье. Родительские амбиции.

2

7,1

9.

Плохой эмоциональный фон в коллективе обучающихся.

1

3,6

10.

Разный уровень обучающихся в группах, ограниченность их в подходах к решению.

2

7,1

11.

Давление спортивных планов и результатов.

2

7,1

12.

Слабость педагога в методике, неготовность к творческому взаимодействию.

2

7,1

13.

Другое

3

11

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

    1. Мотивационный компонент в деятельности педагогов-шахматистов имеет социально-положительный характер. Ответы большинства педагогов (82 %) говорят об общественной полезности работы и ее результативности.
    2. Теоретический компонент подготовленности многих педагогов недостаточен для успешной работы в современном образовании. Большая часть педагогов имеет малый объем теоретических знаний (представления о различных видах творческих способностей, о системе диагностической работы, о дидактической системе процесса развития творческих способностей, о концепциях личностно-ориентированного развития).
    3. Операционный компонент педагогической деятельности большинства опрошенных педагогов также не отвечает современному уровню педагогической науки и практики.(Педагоги пользуются в основном средствами традиционной методики подготовки шахматистов). И это признает значительная часть педагогов в анкетных ответах, когда называют причины: “отсутствие методических материалов по развитию творческих способностей”, “формализм классно-урочной системы в дополнительном образовании”, “слабость педагога в методике, неготовность к творческому взаимодействию с обучающимися”
    4. Библиографический список.

      1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения/ Ю.К. Бабанский, - М, 1997;
      2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития/ В.И.Андреев, - Казань, 1998;
      3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация/ В.И. Загвязинский – М, 2004.

Доклад опубликован в сборнике “Педагогический профессионализм в современном образовании”. Материалы IV Международной научно-практической конференции (20-23 февраля 2008г., г. Новосибирск)/ под науч. ред. Е.В. Андриенко. – Новосибирск: Изд.НГПУ, 2008.

Сведения об авторе:

Шапиро Юрий Израилевич – педагог дополнительного образования ЦВР “Галактика” и Новосибирского аэрокосмического лицея им. Ю.В. Кондратюка, соискатель кафедры педагогики Новосибирского государственного педагогического университета.

630015, г. Новосибирск, ул. Индустриальная, 4-а. Аэрокосмический лицей.

E-mail: licey-kondratuka_nsk@nios.ru.

630124, г. Новосибирск, ул. Есенина, 35, кв. 90. Тел. 8-960-795-56-61.

 

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/zzz_shapiro3.htm

© 2009 Шапиро Ю.И.

 

 

 

Hosted by uCoz