Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
И. Г. Сухин
"Марафон учебных предметов: Шахматы - школе, 12.04.2012"
12 апреля принял участие в "Марафоне учебных предметов", выступил с лекцией-семинаром "Шахматы в начальной школе": 13.45 - 15.00.
Очень приятно, что лекцию посетили слушатели моих курсов повышения квалификации в ГАСИС Орлова, Потапова и Е.А.Жукавина (уже получившие сертификаты, 72 часа). Я сказал, что Елена Жукавина имеет очень большой опыт преподавания шахмат по федеральному курсу "Шахматы - школе": сначала в Калининградской области, а ныне в Москве.
Кстати, вот фрагменты доклада Елены на международной научно-практической конференции “Актуальные проблемы преподавания учебной дисциплины “Шахматы” в общеобразовательных школах и детских садах России и других стран мира” (Сатка — 2011):
Жукавина Елена Анатольевна
педагог дополнительного образования высшей категории
Государственного образовательного учреждения
центр образования № 825 ЮВАО, г. Москва
Из опыта работы в Калининградской области и Москве по программе федерального курса “Шахматы — школе” И. Г. Сухина
Программу “Шахматы — школе” начали осваивать одними из первых в Замковской средней школе поселка Ясная поляна Нестеровского района Калининградской области, где в 1995 году я работала учителем начальных классов… В свое время я закончила спортивную школу, имела 1 разряд по шахматам, принимала участие в районных соревнованиях и очень хотелось привить любовь к древней игре своим ученикам. Считала свой опыт обучения в спортшколе достаточным для преподавания, но в общеобразовательной школе дело не пошло. Дети откровенно скучали, не хотели запоминать элементарный материал.
Не секрет, что в сельскую школу дети приходят менее подготовленными, многие не посещали дошкольные учреждения, и вопрос развития учащихся перед учителями стоит там особенно остро…
Но как организовать обучение, ведь, нужны программы, учебники?
Директор школы заслуженный учитель России Е. Ю. Санюк дала мне сборник “Вестник образования” (1994 г., № 9) , где и была опубликована программа, по которой я работаю уже 16 лет [2]. Познакомившись с содержанием, я поняла, что учить шахматам малышей нужно через сказку, игру, с использованием занимательного материала, по возможности, в движении.
На уроках трудового обучения сшили методическое пособие для обучения малышей шахматам в движении гигантскую шахматную доску 4 на 4 метра из ткани. Бумажные ободки с изображением фигур надевались на головы детям — живые шахматы готовы. А для работы на фрагментах доски в классе ткань легко складывается, и легко получаются фрагменты нужного размера (2 на 2 поля, 2 на 3 и т. д.).
С 1995 по 2004 учебные годы в начальных классах один раз в неделю вела уроки шахмат и кружок от Дома творчества детей и молодежи г. Нестерова. Работала по программе профессора Игоря Георгиевича Сухина и с дошкольниками в МДОУ детский сад № 5 “Ручеек” поселка Ясная поляна.
Проводилась исследовательская работа по выявлению влияния обучения игре в шахматы на развитие детей. Материалы были обобщены в статье “Обучение шахматной деятельности как средство формирования интеллектуальных умений младших школьников”…
В сентябре 2004 года в МОУ гимназия № 1 г. Калининграда мне предложили ввести шахматы уроком в расписании занятий с первого по четвертый классы начальной школы (19 классов по 25 учеников в каждом!). Гимназия эта — с большими шахматными традициями. Побеждали во всероссийских “Президентских играх”, “Белой ладье”, личных и командных областных соревнованиях.
Директор гимназии заслуженный учитель России А. М. Шатрова, завучи О. И. Молозева и Р. А. Воеводина, учителя мне помогали, вели разъяснительную работу с родителями. Перед началом учебного года обсуждалось, по какой программе и по каким учебникам работать. Остановились на УМК “Шахматы — школе”, как рекомендованном Министерством образования…
Конечно, лучше, если учебник есть у каждого ребенка. Дети просили книги домой, т. к. они красочные, привлекают обилием интересного материала, с ними не хочется расставаться. Рабочие тетради на печатной основе школьники носили домой для выполнения домашнего задания. Темы уроков записывались в классный журнал, оценки ставились только “4” и “5”. Работала с целым классом, на подгруппы классы не делились…
Большинство родителей ожидали, что на уроке из детей сделают спортсменов-шахматистов. Подробно о том, что и как рассказывать родителям о развивающей направленности курса, о формировании способности действовать “в уме” на шахматном материале, многом другом, что необходимо знать педагогу, ведущему урок шахмат по программе “Шахматы — школе”, мне посчастливилось узнать из уст самого Игоря Георгиевича Сухина на курсах повышения квалификации в ГАСИС в 2010-2011 учебном году в Москве. Несмотря, на то, что использую данный УМК много лет и имела возможность консультироваться у И. Г. Сухина по телефону и Интернету, на этих курсах узнала для себя много нового и полезного. Считаю, что каждый учитель шахмат должен пройти такие курсы. Тем более что в ГАСИС они бесплатные…
Надолго запомнится калининградцам приезд в июне 2009 года директора учебно-методического объединения “Духовное возрождение” (г. Обнинск) Т. К. Фесенко. Уважаемый издатель провела ряд содержательных встреч, на которых, в частности, представила презентацию УМК И. Г. Сухина “Шахматы — школе” [11] и подарила организаторам комплекты учебников, за три дня проделав огромную работу по популяризации шахматного всеобуча…
Продолжаю свою работу в Москве в ГОУ центр образования № 825 педагогом дополнительного образования. По программе “Шахматы — школе” веду занятия в 12 классах начальной школы во второй половине дня.
Многолетний опыт работы показал, что данный курс может успешно использоваться в образовательных учреждениях независимо от их местоположения и уровня подготовленности учащихся, поскольку является вариативным и легко адаптируемым, методически выверен, учитывает возрастные особенности и служит развитию фундаментальной способности человека — способности действовать “в уме”.
Литература и Интернет-ресурсы
2. Cухин И. Г. О новом факультативном курсе “Шахматы, первый год” для учащихся трехлетней и четырехлетней начальной школы. Программа факультативного курса для начальной школы “Шахматы, первый год” // Вестник образования. — 1994. — № 9. — С. 58-77.
11. Презентация: Федеральный курс “Шахматы — школе”: 1994 — 2011. — http://chess555.narod.ru/Sukhin_UMK_Chess.ppt
Я не случайно, предваряя лекцию на "Марафоне учебных предметов", привёл здесь отрывки из доклада Елены – материал очень содержателен, и даёт ответы на многие вопросы всеобуча.
Ещё 11 апреля я завершил подготовку к завтрашнему выступлению на "Марафоне учебных предметов". И писал в новостях сайта от 11 апреля так:
"Я всегда долго, серьёзно и кропотливо готовлюсь к любому мероприятию. Пока планирую начать завтрашнюю лекцию так: "Добрый день, дорогие друзья! Выступая 25 августа прошлого года в Московском институте открытого образования на августовском педсовете учителей физической культуры, я уже вкратце рассказал об учебной дисциплине "Шахматы" в школе. А сегодня немного детализирую эту тему: покажу презентации и видеоматериалы, познакомлю с некоторыми методическими приёмами и конкретными материалами. Думаю, это будет достаточно живо, в меру весело и совсем не скучно. Несмотря на наличие такого страшного для учителей слова "шахматы". Вот краткий план выступления: 1. Опрос (коротко). 2. Шахматы как учебный предмет в общеобразовательной школе (коротко). 3. Российский федеральный курс "Шахматы - школе": программа, учебники, пособия, тетради, занимательные материалы, фрагменты видеоуроков, избранные презентации. Материалы для выступления уже подготовил, но многое будет зависеть от уровня владения шахматами аудиторией. Поэтому завтра я и проведу небольшой опрос, чтобы перед началом лекции выяснить. Это мне помогут на месте определить вот такие вопросы: Кто из вас где-либо преподавал или преподаёт шахматы? Кто из вас имеет хоть небольшой опыт преподавания по моим книгам? Кто из вас имел или имеет разряды по шахматам? Кто из вас совсем не знает правил шахматной игры? Кто из вас хотя бы немного знает правила шахматной игры? Кто из вас знает один или два моих сайта: "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина" и "Сайт шахматного всеобуча"? Как Вы считаете, нужна ли учебная дисциплина "Шахматы" в начальной школе как предмет по выбору учащихся? Исходя из этого и будет определён вектор проведения лекции".
Этот план и был реализован, только в опросе я использовал меньше вопросов. Примечательно, что на вопрос: "Как Вы считаете, нужна ли учебная дисциплина "Шахматы" в начальной школе как предмет по выбору учащихся?" вся аудитория ответила "да", без единого "против" и без воздержавшихся.
Вот некоторые фрагменты моего выступления:
И.Г.СУХИН "ШАХМАТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
В целом отмечу, что я автор комплексной системы умственного воспитания детей, ключевую роль в которой играют шахматы, но важное значение имеют и другие направления. Перед тем, как раскрыть вам немного свою методическую кухню, отмечу, что, когда сам в 80-е годы решил интеллектуально развить свои маленьких дочерей, то столкнулся почти с полным отсутствием подходящей литературы. Перечитав все наиболее ценное в библиотеках установил, что, начиная с самого младшего возраста детей нужно знакомить:
а) с
шахматами,б) с речевыми играми (
чистоговорки, скороговорки, викторины, даже простенькие кроссворды),в) стихами и сказками с вопросами, загадками (
сказки-загадки и т.п.),г) четко структурированными задачами по занимательной
логике и математике.В те годы подобных книг печаталось мало, поэтому все подобные задания я разработал сам, а затем каждую тему воплотил в отдельную книгу. Здесь сразу же оговорюсь, что если в 80-е годы перед педагогами стояла проблема нехватки пособий, то в начале 21-го века стоит не менее сложная проблема переизбытка развивающих пособий, в магазинах тысячи подобных наименований, но по настоящему ценных и оригинальных из них не более 1-2%…
Шахматы как учебный предмет в общеобразовательной школе
Полемика по проблеме шахмат как учебной дисциплине в школе ведется уже порядка ста лет. Вместе с тем, вполне понимаю позицию тех учителей, которые возмущаются: "Что они там совсем с ума посходили? Мало у нас сегодня проблем, какие ещё там шахматы!"
И эта позиция вполне объяснима, так как тот поток информации, который несут современные СМИ об учебном предмете "Шахматы" на 99% является ложью и дезинформацией.
А вместе с тем мало кто знает, что, к примеру, только что 13 марта 2012 года Европарламент официально одобрил общеевропейскую программу "Шахматы в школе". Это большая победа учебной дисциплины "Шахматы", так как обычно Европарламент принимает не более 10% программ. Теперь, в перспективе шахматы станут учебной дисциплиной во всех европейских странах.
Но забавно другое. Сейчас коллеги из других стран будут пробивать финансирование своих программ для разработки качественных учебно-методических комплектов. А вот в России всё это уже давно есть – федеральный трёхлетний курс "Шахматы - школе". Он уже разработан, все книги изданы и не нужно никакое финансирование. На сегодня ни на Западе, ни на Востоке нет учебников, нацеленных именно на начальную школу. А у России - это есть. Гордимся за Россию. Разумеется, всем понятно и то, что Запад будет демонстративно не замечать российского курса для начальной школы "Шахматы - школе" – всем известно, как "любят" Россию на Западе. Но ещё смешнее то, что и в России информация о курсе "Шахматы - школе" замалчивается, при всём том, что, к примеру, моя серия задачников официально одобрена и рекомендована шахматной федерацией США. Получить такую рекомендацию в США могут только по-настоящему хорошие, достойные и полезные книги. И всё же мне важнее и интереснее творить для России, а не для других стран.
Тем более, и это тоже почему-то замалчивается и не афишируется – именно Россия стала первой страной в мире, где с 1994 года шахматы на уровне Министерства образования были введены в программу начальных классов, как предмет по выбору учащихся, и его учебники получили гриф "Рекомендовано Министерством образования РФ". Кто об этом знает в России? Единицы. Тем более что с принятием стандартов второго поколения статус шахмат в российских школах снова стал неопределённым. И если раньше они широко преподавались как региональный компонент в Калмыкии, Томской, Псковской, Челябинской, Курганской и других областях, то с ликвидацией регионального компонента, они были даны на откуп школьному компоненту.
И всё же, важнее другое: каким должен быть урок шахмат; кто и как его должен проводить? И здесь мы переходим к основному вопросу нашей лекции.
Российский федеральный курс "Шахматы - школе": программа, учебники, пособия, тетради, занимательные материалы, фрагменты видео уроков, избранные презентации
Итак, кто должен преподавать шахматы в начальной школе? Ответ на это в России уже дан: учителя начальных классов или учителя-предметники (преимущественно).
Каким должен быть школьный курс шахмат? Максимально простым и доступным и для педагога, и для учеников. И самое главное - он должен иметь значимое для системы образования целеполагание.
Всё это и сделано в России. В России существует утвержденный министерством образования и апробированный в ряде субъектов федерации трёхлетний курс для начальных классов "Шахматы – школе", предназначенный для развития фундаментальной способности действовать "в уме" и обеспеченный программами, учебниками, пособиями, задачниками и тетрадями. Курс базируется на теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий и на трудах Я.А. Пономарева о пяти стадиях развития способности действовать "в уме". Преподают его учителя начальных классов и предметники, прошедшие курсы повышения квалификации.
В курс входят учебно-методические комплекты трех лет обучения: “Шахматы, первый год”, “Шахматы, второй год”, “Шахматы, третий год”.
Сегодня мы в основном поговорим именно о первом годе обучения. Его программа предусматривает 33 урока в год. Она выложена в свободный доступ на обоих моих сайтах. Первый год обучения не форсирует события, материал излагается основательно и медленно.
Ведь, что самое сложное для учителя пока ещё мало знающего о шахматах - преодолеть психологический барьер: "А смогу ли я"?
…Для каждой из фигур разработано большое количество специальных дидактических заданий, которые целенаправленно развивают фундаментальную способность действовать в уме, без должного развития которой ученик в принципе не может быть успешным в школе!
Вот каким я вижу оптимальный урок в школе (и как я сам пытаюсь преподавать последние 20 лет): Каждый урок должен быть одновременно: 1) урок-сказка; 2) урок-театр; 3) урок-игра; 4) урок-смех; 5) урок-тайна; 6) погружение в решение забавных и занимательных заданий; 7) урок без неуспевающих; 8) урок без проигравших; 9) урок здоровьесберегающий.
Важно не только использование качественного УМК, но и применение целого арсенала эффективных методических приёмов. Среди них - применение дидактических шахматных сказок, викторин, развивающих заданий. И база нашего курса - задачная технология обучения, при которой нет проигравших.
Принципиальный момент: сама по себе игра в шахматы, как правило, не может обеспечить мотивацию 100% детей класса. Далеко не все дети сразу же способны оценить красоту игры в шахматы, так как эта красота носит скрытый от непосвященного взгляда характер. Поэтому не у всех детей шахматы сразу же могут захватить область эмоций. Поэтому использование системы задач должно по возможности опираться на одновременное погружение в мир шахматной сказки, ребенок должен сопереживать герою этой сказки и вместе с ним решать шахматные задания.
Также важно создание на занятиях обстановки тайны, секрета. Элементы таинственности также должны присутствовать на занятиях с использованием разработанной нами системы шахматных заданий. Ребенок живет в мире тайн и миром тайн, атрибуты тайны напрямую связаны с эмоциональной жизнью школьника. Уже на первом шахматном занятии можно окунуть детей в эту атмосферу. Для этого, например, демонстрационную шахматную доску перед уроком можно прислонить лицевой стороной к стене, чтобы вначале детям было непонятно, что же это такое. Также и шахматные доски в начале урока могут располагаться клетками вниз (если эти доски не складываются). И только в ходе урока в подходящий момент, педагог как фокусник предлагает детям перевернуть свои доски клетками вверх, а сам переворачивает демонстрационную доску лицевой стороной к детям.
И на первых уроках максимум занимательного материала.
Сейчас я приведу примеры, где вы будете исполнять роль учеников…
Для проведения лекции я привёз с собой большое количество видеофильмов и электронных презентаций, но разумеется, за 1 час много не покажешь. В начале лекции я показал 7-минутный эфир на телеканале "Домашний", в середине лекции – полутораминутный мульт-ролик американского издания книги "Удивительные приключения в Шахматной стране", а в конце лекции – электронную презентацию фрагмента 13 урока третьего года обучения курса "Шахматы - школе" (тема "Партии-повторюшки"). Сюжет о том, как обыграть заносчивого папу-чемпиона. Он опубликован также в пособии для учителя "Шахматы, третий год, ли Учусь и учу".
По ходу лекции у аудитории возникали те или иные вопросы, поэтому время пролетело незаметно, и из 15 сидеосюжетов и презентаций я успел показать только указанные три.
Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/zzz_marafon.htm
© 2012 Сухин И.Г.