Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

А.Е.Иванова, А.В.Платонова

 

Первые шаги в шахматный мир

Ведущей формой деятельности в дошкольном возрасте является игра, создающая наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. Именно в процессе игры он сам стремится научиться тому, что не умеет. В наше время одними из самых распространенных интеллектуальных игр являются шахматы и шашки

Шахматы – это целый мир со своими законами, легендами, “королями” и трагедиями. Это древняя игра настолько глубока, что в ней могут найти себя самые разные люди, в том числе и дети.

Шахматы служат людям не только для развлечения, но и для развития умственных и аналитических способностей, а также обладают огромными возможностями для развития познавательной активности человека.

Наш I Президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев уделяет большое внимание развитию образования в нашей республике и, в частности, в нашем улусе. На традиционном августовском педсовете он отметил роль шахмат для всестороннего развития детей и важность обучения шахматам детей с дошкольного возраста.

Руководствуясь этими словами, мы ввели обучение шахматам детей 5-6 лет, и с первых же шагов столкнулись с отсутствием научно-обоснованной программы занятий и наглядных пособий, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста. Учебники, как правило, пишутся для детей школьного возраста. И первое, что мы нашли, – это книги практиков В. Кострова и Д. Давлетова (Костров В., Давлетов Д. Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей. – СПб: Литера, 2002). Но так как эти авторы писали для детей младшего школьного возраста, а мы работаем с дошкольниками, то попытались включить а процесс обучения свои методы и приемы. В этом нам помогли труды отечественных психологов Л.С. Выготского и Л.И. Божович.

Обучение детей шахматам в детском саду мы начали с 2006 года. И по результатам 5-летней работы разработали электронное пособие “Первые шаги в шахматный мир”. Он предназначен для первоначального знакомства дошкольников с азами шахматной игры.

Цель:

- обучать детей старшего дошкольного возраста основам шахматной игры, воспитать интерес к игре в шахматы.

Задачи:

- познакомить детей с игрой в шахматы, научить основам игры, выработать определенные игровые навыки;

- способствовать умственному, интеллектуальному развитию личности;

- заинтересовать детей и взрослых игрой в шахматы и предоставить возможность совместного общения;

- вселять уверенность в своих силах, желание играть и выигрывать, умение действовать “в уме”, прогнозировать свои действия.

Работа ведется в двух направлениях:

Первое направление – это работа с детьми, которая проводится в форме дополнительных занятий – кружок “Юный шахматист”. Вся работа происходит в игровой форме. В начале знакомим детей с историей возникновения шахмат с помощью сказок, затем с шахматной доской и с фигурами в форме различных игр. Здесь мы использовали игры, описанные в шахматных пособиях, некоторые игры разработали сами. Например, “Ставим ловушки”, “Найди свое место”, “Живые фигуры”. Усвоенные знания повторяются в различных видах деятельности, например, на занятиях по изо деятельности дети лепят шахматные фигуры. И только после этого дети начинают играть между собой, проводятся соревнования.

Второе направление – это работа с родителями “Шахматы – игра для всех”.

В начале работы проводим анкетирование с целью выявления уровня овладения игры в шахматы. На основе данных проведенного опроса планируем проведение бесед, консультаций, викторин и развлечений.

К концу обучения ребята умеют не только играть, но, что крайне важно, легче усваивают программу дошкольного воспитания.

В статье "И это не предел" профессор И.Г.Сухин писал "Проверено, что ребята, вовлеченные в волшебный мир шахмат в старшем дошкольном возрасте, гораздо лучше успевают по всем без исключения предметам" (Сухин И.Г. И это не предел // 64 – Шахматное обозрение, 1986, №18, с. 18).

Вот уже много лет детский сад работает в тесном сотрудничестве с начальным звеном Октемского лицея, где шахматы включены в расписание и проводятся в форме урока.

Ежегодно в ФМФ “Ленский край” работает республиканская школа, где собираются юные шахматисты со всей республики. Проводится открытый турнир на призы I Президента республики М.Е. Николаева. Наши воспитанники принимают активное участие в работе школы и даже занимают призовые места в турнире. Так Платонова Диана, Старостина Марина заняли III место.

В 2011 году наш детский сад стал базовым республиканским детским садом по обучению шахматам детей дошкольного возраста. Совместно с Институтом развития образования и повышения квалификации, федерацией Сонор – ЖИПТО Республики Саха (Якутия) в 2011 году состоялся I республиканский шахматный турнир на базе детского сада, где наши воспитанники Гендер Максим, Шевелев Дархан заняли призовые места.

А в этом году проведен II республиканский шахматный турнир среди дошкольников в рамках фестиваля интеллектуальных игр “Интеллектуальное будущее Якутии”, посвященном V Международным играм “Дети Азии”. В рамках мероприятия состоялись турнир по шахматам, мастер-класс педагогов для слушателей фундаментальных курсов. После шахматного турнира был проведен самый трогательный и волшебный конкурс “Принц и Принцесса Шахматного королевства”. В ходе конкурса маленькие претенденты на звание принца и принцессы показали умение держаться на сцене, свои шахматные костюмы, поделки, ответили на вопросы Короля и Королевы.

И в заключении хочется, отметить, что шахматная игра является универсальным средством развития способностей, памяти, внимания, логического мышления. Благодаря шахматам можно развить навык самоорганизации, привить чувство ответственности за принятое решение. Наконец, шахматы могут стать замечательной формой проведения свободного времени: общения со сверстниками, нахождения общих интересов с взрослыми. Думаем, что наша работа принесет реальную пользу воспитателям в работе с детьми в дошкольных учреждениях и родителям.

Желаем успехов! Удачного Вам творчества!

 

Воспитатели высшей категории Анастасия Егоровна Иванова, Александра Власьевна Платонова, МБДОУ “Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 29 “Мичээр” МР “Хангаласский улус” Республика Саха (Якутия)

 

Письмо от 24/11/2012

 

Уважаемый Игорь Георгиевич, мы воспитатели детского сада “Мичээр” Хангаласского улуса села Чапаево Республики Саха (Якутия) Иванова Анастасия Егоровна и Платонова Александра Власьевна хотим поблагодарить Вас за курсы, проведенные в нашей республике, в городе Якутске. Вы познакомили нас с технологией работы по Вашему учебнику “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”, и это принесет реальную пользу нам – воспитателям в работе с детьми. И очень благодарны, что дали нам презентации уроков, которые мы уже используем в своей работе. Отправляем Вам нашу статью, которую обещали и надеемся на публикацию. И ждем от Вас ответа. С пожеланиями, Ваши курсанты.

 

И.Г.Сухин: Комментарий к письму и статье: Молодцы Анастасия Егоровна и Александра Власьевна! В самом деле, с 1 по 5 ноября 2012 года в Институте развития образования и повышения квалификации (директор Г.И. Алексеева, д-р. пед. наук) я проводил курсы повышения квалификации с целью обучения педагогов начального звена технологии проведения уроков шахмат (с использованием материалов учебно-методических комплектов курса “Шахматы – школе”). И 5 ноября Анастасия Егоровна и Александра Власьевна сами провели мастер-класс – поделились со слушателями своим интересным опытом, своими методическими разработками и наработками. А также подарили мне своё электронное пособие “Первые шаги в шахматный мир” (отмечу, что о нём в своём выступлении на шахматном конгрессе 2.11.2012 упомянул Первый Президент Республики Саха М.Е.Николаев). Анастасия Егоровна и Александра Власьевна занимаются очень важным делом – развитием дошкольников с помощью шахмат. Если методических материалов по теме "Шахматы в школе" накоплено уже немало (хотя и недостаточно), то о дошкольных шахматах этого не скажешь. А ведь дошкольный сегмент шахматного образования на самом деле важнее школьного! В своей статье А.Е.Иванова и А.В.Платонова указывают, что обучение детей шахматам в детском саду начали с 2006 года "и с первых же шагов столкнулись с отсутствием научно-обоснованной программы занятий и наглядных пособий, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста". На самом деле это в России есть, но до сих пор информация по многим аспектам шахматного образования распространяется крайне медленно. И если прилавки книжных магазинов Москвы ломятся от методической литературы, то до регионов доходят только крупицы этого изобилия (я был во многих регионах и убедился в этом). Пожалуй, первым пособием для 6-летних детей, написанных в СССР, стала книга Гришина В.Г., Ильина Е.И. "Шахматная азбука" (М.: ФиС, 1972, 60 с.) Шахматный материал в ней растворён в рассказе, главные действующие лица которого мальчики. Основной недостаток – отсутствие заданий и острого сюжета. В 1984 году ГЦОЛИФК издал небольшое содержательное пособие: Гончаров В.И. "Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре". Я давно знаю и уважаю Виктора Ивановича, и рад, что он также ранее проводил семинар в Якутии. В 1991 году появилась книга для воспитателя детского сада: Гришин В.Г. "Малыши играют в шахматы" (М.: Просвещение, 1991, тираж 500000 экз.). Это книга-сказка для обучения 6-летних детей с симпатичными иллюстрациями, но методика в ней несколько "тяжеловата", а материал недостаточно структурирован. В 1991 году я написал книгу-сказку для детей 5-6 лет "Приключения в Шахматной стране" (М.: Педагогика, 1991, тираж 200000 экз.). А в 1994 году увидела свет моя книга "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет" (М.: Новая школа, 1994). В 2000, 2001, 2007-2012 гг. она переиздана "Астрелем" и "АСТ" под названием "Шахматы для самых маленьких". Но всё это ни в малой степени не умаляет заслуг А.Е.Ивановой и А.В.Платоновой, которые любят и умеют работать в такой важной для России сфере, как интеллектуальное развитие дошколят! Очень значимо, что они читали работы отечественных психологов Л.С. Выготского и Л.И. Божович, потому что именно изучение классического наследия помогает выбрать верные ориентиры и для теоретиков, и для практиков шахматного образования. Надеемся, что это не последняя статья А.Е.Ивановой и А.В.Платоновой на нашем сайте.

 

 

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/zzz_ivanova_platonova.htm

© 2012 Иванова А.Е., Платонова А.В.

 

Hosted by uCoz