Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

 

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

Комаров Д.Д., Жестерев А. А. "Использование шахмат для социальной адаптации детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью"

 

Чтобы помочь детям с отсталостью в развитии, эмоциональными и поведенческими нарушениями наряду с традиционными медицинскими средствами, сегодня все чаще используются новые формы психотерапевтической помощи. Одним из самых перспективных направлений в работе с такими детьми признается игровая терапия. Данная статья написана с целью популяризации опыта авторов в области игровой терапии детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Идея использования игровых методов с целью лечебно-коррекционного воздействия на систему взглядов ребенка основана на готовности педагогов, родителей и психотерапевтов воспользоваться игрой в качестве средства общения с ними. Большинство специалистов сходится во мнении, что игровая деятельность является для ребенка естественным средством самовыражения, а также незаменимым инструментом с универсальными возможностями для его психического и социального развития.

Предпосылкой возникновения игровой психотерапии как способа коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью явилось признание в начале прошлого века того, что игра есть деятельная форма психической активности, которая неизбежно ведет за собой развитие ребенка. Активно же использоваться психотерапевтами различные формы игротерапии начали в период 1920-1930 годов.

Игра – основной вид деятельности ребенка. Она является естественным способом осознания ребенком мира взрослых. По определению западных психотерапевтов игра - "арифметика социальных отношений". В процессе игровой деятельности дети овладевают новыми знаниями, умениями, качествами, навыками. Только в игре ими осваиваются правила человеческого общения. Вне ее не может быть достигнуто полноценное нравственное, волевое и социальное развитие личности. Несомненно, игра является средством, лучше всего позволяющим маленьким детям выражать свои мысли и чувства. Непосредственно терапевтическое значение игровой терапии заключается в создании условий для творческого самовыражения детей, свободного проявления ими своих эмоций, приобретения навыков общения и продуктивного взаимодействия, целенаправленного влияния на социальную адаптацию детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью путем создания “зоны ближайшего развития”.

Теоретическое обоснование игровой психотерапии базируется на признании известного постулата, что дети могут самостоятельно решать свои психологические проблемы в связи с их способностью к самопознанию и самоисцелению через процесс игровой деятельности.

Организм человека является неисчерпаемо сложной, но единой и целостной системой как по своей структуре, так и по функциональным характеристикам. Самой природой запрограммирована высочайшая гармония всех его органов и систем. Функциональная активность любого органа, особенно столь важного, как кора головного мозга, закономерным образом влияет на состояние всего организма. Эта внутренняя гармония берет истоки в гармонии самой природы, закономерностях ее развития.

По нашему глубокому убеждению шахматы относятся к числу игр, наиболее подходящих для целей лечебно-коррекционного воздействия на детей с интеллектуальной недостаточностью. Применение шахмат в качестве одной из современних форм игровой психотерапии основано на мобилизации интеллектуального и творческого потенциала личности, включении присущих человеческой психике внутренних механизмов саморегуляции и самоисцеления.

Общепризнанно, что как методика психотерапии шахматная игра относится к структурированным ситуациям с жестко заданными правилами. При этом в ней гармонично переплетаются воспитательные, образовательные, состязательные, творческие и коммуникативные элементы. Шахматы предоставляют достаточное поле деятельности для осознания себя как развивающейся личности, творческого самовыражения, тренировки памяти и внимания, решения проблемы выбора, преодоления трудностей, привития навыков совместной работы. Шахматы позволяют установить психотерапевтический контакт с больным ребенком на доступном ему интеллектуальном уровне с учетом общего развития, основного диагноза, имеющихся эмоциональных и поведенческих нарушений.

Нередко шахматы рассматриваются как упрощенная модель человеческого сообщества. И это не случайно. Они удачно сочетают в себе элементы новизны и традиционности, развивают способность предвидения событий, помогают находить взаимосвязь между причиной и следствием, предоставляют богатейшие возможности для моделирования разнообразных ситуаций. Природа шахмат такова, что они неизбежно “провоцируют“ занимающихся ими на конкретные самостоятельные действия.

Основными целями применения шахмат в качестве методики игротерапии у детей с интеллектуальной недостаточностью могут являться:

- развитие самопонимания и положительного восприятия самого себя;

- повышение самооценки ребенка;

- формирование интереса к творческому и осмысленному времяпрепровождению;

- развитие способности к концентрации внимания;

- укрепление памяти;

- освоение новых форм жизненного опыта;

- развитие навыков общения и работы в команде;

- формирование навыков планирования и достижения поставленных целей;

- развитие способности предвидеть ход событий при совершении определенных действий.

Обучение шахматам в благотворительном обществе помощи инвалидам и лицам с интеллектуальной недостаточностью “Джерела“ ведется более 4 лет. За это время занятия посетили 25 детей с аутизмом, болезнью Дауна, олигофренией разной степени дебильности.

Занятия проводились 2 раза в неделю, в группах по 3-5 человек Продолжительность занятий ограничивалась интересом и концентрацией внимания детей, но обычно не превышала 45-50 минут. Авторы стремились поддерживать на занятиях спокойную, дружелюбную атмосферу. В процессе занятий мы постоянно отмечали любой, даже самый незначительный успех учеников. Группы составлялись с учетом пожеланий и взаимных симпатий детей. Цикл занятий начинался с изучения названий и ходов фигур а также расстановки начальной позиции. С наиболее способными учениками в дальнейшем разбирались некоторые вопросы теории, тактики и стратегии шахмат. Основная форма проведения занятий – игра учеников между собой и с преподавателем. Использовались также решение задач, анализ позиций, специальные упражнения и задания на дом.

В результате наблюдений за учениками в ходе игровой шахматной психотерапии авторы пришли к следующим заключениям.

Абсолютное большинство детей с интеллектуальной недостаточностью способно воспринимать шахматы и получать удовольствие от занятия ими. Целый ряд учеников показал уровень усвоения шахмат значительно выше, чем авторы ожидали (с учетом общего развития) от них после первых занятий.

Следующее важное наблюдение: занятия шахматами вызывали у детей искренний интерес. Это выражалось их эмоциональной реакцией на ход событий в партии, попытками подсказок друг другу, нескрываемым удивлением при нарушении закономерного (с их точки зрения) течения партии. Наиболее типичные случаи – осуществление преподавателем рокировки и превращения пешки в фигуру. Кроме того, благодаря неповторимой атмосфере игры, в процессе совместной игровой деятельности дети получают от взрослых большой “заряд” любви и других положительных эмоций. Позитивное влияние на детей занятия шахматами отмечали и родители, некоторые из которых обращались с просьбами помочь купить учебники шахматной игры с целью проведения дополнительных занятий на дому.

Отметим, что дети очень любят играть со взрослыми. Видимо, здесь имеет значение то обстоятельство, что в шахматной игре взрослые и дети выступают в качестве равноправных партнеров, выполняют равнозначную роль, они взаимодействуют с шахматным материалом абсолютно одинаковым образом. Факторы возраста, роста, веса, физической силы, умения хорошо говорить не имеют в шахматах существенного значения. Это не может не привлекать детей.

Следующие наблюдения касаются отличий в игре детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с обычными детьми. На наш взгляд в них проявляются особенности мышления и поведения, типичные для больных с отставанием в развитии, аутизмом и другими психопатологическими состояниями (замкнутость, отгороженность от окружающего мира, социальная пассивность, нежелание менять статус-кво). В отличие от обычных детей, которые обычно с первых же ходов стремятся добраться до неприятельского короля, активно разменивают и жертвуют свои фигуры и охотно уничтожают фигуры соперника, многие наши подопечные предпочитают маневрировать фигурами в своем лагере, не выходя за барьер из собственных пешек. Этот барьер устанавливается на 3-4-й, а если удастся, то и на 5-й горизонтали! Очень многие любят выводить фигуры на крайние вертикали (Ка3, h3 и Лh2, b6 и Сa6). Мы видели это столь часто, что не могли расценить, как простое совпадение. Скорее всего больные дети подсознательно ощущают, что в таком положении их фигуры сохраняют значительно меньшую вероятность контакта с неприятельскими, чем при рекомендуемом им центральном развитии.

В игре наших детей подмечена еще одна закономерность, которая является редкостью у обычных детей: они предпочитают играть фигурами черного цвета! Несомненно, это является одним из симптомов социальной пассивности, характерной для аутизма и некоторых других психических расстройств.

В ходе занятий шахматной игротерапией дети с отставанием в развитии показывали стойко низкий уровень конфликтности, неоднократно демонстрировали высокую взаимную терпимость, давали примеры чуткого и внимательного отношения друг к другу. Они крайне доброжелательно воспринимали замечания по поводу своей игры и совершенных ошибок сделанные как преподавателями, так и более опытными партнерами. Многие участники групп стали друзьями.

На наш взгляд, одним из привлекательных для детей с отставанием в развитии свойств шахмат является их маловербальный характер. Они предоставляют больным редкую возможность чувствовать себя в коллективе и заниматься совместной деятельностью без необходимости много говорить. Тем не менее, мы неоднократно были свидетелями того, как увлеченные игрой дети с нарушениями речи начинали выражать мысли и чувства членораздельными словами и целыми предложениями.

Крайне интересно было наблюдать за ростом самосознания у наиболее способных учеников, вызванным усилением их игры. В частности, это проявлялось в снисходительном разрешении более слабому партнеру брать назад ошибочные ходы.

Впрочем, авторы получали удовлетворение не только от общения с “отличниками”. Специалисты правильно оценят усилия и поймут чувства преподавателей, сумевших перевести больного ребенка из состояния, когда тот не может играть, в состояние обычной игровой деятельности.

ВЫВОДЫ

1. Шахматы, как методика игровой психотерапии, могут быть рекомендованы для широкого применения у детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью с целью реабилитации и социальной адаптации.

2. Занятия шахматами в качестве методики игровой психотерапии позволяют гуманизировать практику лечения и социальной адаптации детей с отставанием в развитии, повысить качество жизни пациентов, создают предпосылки для их более стойкой и достойной социальной компенсации.

3. Шахматная игра предоставляет безграничные возможности для выработки психотерапевтических программ индивидуальной и коллективной направленности.

4. Занятия шахматами помогают больному ребенку осознать самого себя, способствуют развитию и укреплению здоровых качеств личности, обогащают его эмоциональную сферу, прививают ему социальные стимулы, помогают сформировать стиль поведения, приемлемый как для общества, так и для самого индивида.

5. Занятия шахматами вызывают у детей с отставанием в развитии повышение жизненного тонуса, способствуют развитию интеллектуальных и речевых возможностей.

Литература

Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. - М.: Апрель-Пресс, 1999. – 304 с.

Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии./Пер. с англ. - С-П.: Питер, 2000. – 416 с.

Шефер Ч., Кэри Л. Игровая семейная психотерапия./ Пер. с англ. – С-П.: Питер, 2001. – 384 с.

Копытин А. Практикум по арт-терапии. С-П.: Питер, 2002. - 448 с.

Комаров Д. Д. Развитие интеллектуальных способностей и социальная реабилитация психически больных и умственно отсталых с помощью шахмат//Вісник асоціації психіатрів України - № 3-4. - К. – 2001. Стр. 208 - 211.

Мартыненко А. І шахи лікують//Урядовий курєр – сентябрь 2003 – К.

Авторы: Комаров Д.Д., международный гроссмейстер

Жестерев А. А., врач первой категории, кандидат в мастера

Примечание: данная статья также размещена на сайте РШФ в разделе "Статьи" - http://russiachess.ru/mods.php?name=news&action=readmore&id=42&PHPSESSID=186f33af4aeeddca3e1d8d558c494b97.

 

Наш комментарий: Концептуальная статья. Ключевые цитаты: "По нашему глубокому убеждению шахматы относятся к числу игр, наиболее подходящих для целей лечебно-коррекционного воздействия на детей с интеллектуальной недостаточностью. Применение шахмат в качестве одной из современних форм игровой психотерапии основано на мобилизации интеллектуального и творческого потенциала личности, включении присущих человеческой психике внутренних механизмов саморегуляции и самоисцеления… В процессе занятий мы постоянно отмечали любой, даже самый незначительный успех учеников. Группы составлялись с учетом пожеланий и взаимных симпатий детей. Цикл занятий начинался с изучения названий и ходов фигур а также расстановки начальной позиции… Абсолютное большинство детей с интеллектуальной недостаточностью способно воспринимать шахматы и получать удовольствие от занятия ими. Целый ряд учеников показал уровень усвоения шахмат значительно выше, чем авторы ожидали (с учетом общего развития) от них после первых занятий… Авторы получали удовлетворение не только от общения с “отличниками”. Специалисты правильно оценят усилия и поймут чувства преподавателей, сумевших перевести больного ребенка из состояния, когда тот не может играть, в состояние обычной игровой деятельности… Шахматы, как методика игровой психотерапии, могут быть рекомендованы для широкого применения у детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью с целью реабилитации и социальной адаптации".

 

Иные статьи данной тематики

 

Д.Комаров "Развитие интеллектуальных способностей и социальная реабилитация психически больных и умственно отсталых с помощью шахмат"

 

М.Фельдман "От шахмат — к хорошему самочувствию" (адрес опыта — город Тобольск)

 

 

Другие важные материалы сайта

 

Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе"

 

Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе"

 

Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе"

 

Шахматный курс в начальной школе: история становления

 

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны"

 

Пособие для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу"

 

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет "Удивительные приключения в Шахматной стране"

 

Учебник для второго класса "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем"

 

Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"

 

 

На главную страницу

 

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/z_komarov2.htm

© 2004 Комаров Д.Д., Жестерев А. А.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz