Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

И.Г.Сухин “Телеканал "Домашний": 29-06-2005”

29 июня 2005 года, среда 13.50-13.57.

Телеканал: “Домашний”.

Рубрика “Детская”

Ведущая: Мария Тарасевич.

Гость: Игорь Георгиевич Сухин – старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования.

(повтор передачи был 1 июля примерно в 9.50)

 

Предыстория: 21 июня мне позвонила шеф-редактор передачи "Детская" Татьяна Пантюшина и предложила рассказать о моей методике обучения шахматам детей 4-7 лет уже через день, 23 числа, на записи новой передачи. Причин отказываться не было, и 23 июня съёмка состоялась (17.15 - 17.45). Телеканал был любезен - меня обеспечили автотранспортом в обе стороны. Водитель оказался эрудированным и интересным собеседником, что настраивало на мажорный лад. Всё произошло достаточно спонтанно, подготовиться к съёмке почти не было времени. Перед самой передачей у меня возникли некоторые идеи о том, как наглядно показать элементы методики (для этого требовалось 4 стула). К сожалению, оказалось, что мои инновации технически не осуществимы. Ведущая Мария Тарасевич предложила провести встречу с автором не по готовому шаблону, а в свободном полёте. Я разложил на круглом столе принесённые наглядные и учебные пособия: шаблоны белых и чёрных полей, шахматных дорожек, шахматный кубик, дракончика Пожирателя Полей, моего кукольного помощника Весёлого Горизонталика, книги "La bolsita magica del ajedrez: El ajedrez para los mas pequenos" (1992), "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет" (1994), "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" (1998) и "Удивительные приключения в Шахматной стране" (2000). Перед передачей я поставил перед собой цель - не рекламировать свои книги (ведь не это главное!), а показать проблемные элементы методики. Книги я не рекламировал, элементы показал. Программа минимум выполнена. Перед записью я попросил ведущую сыграть со мной в ходе передачи дидактическую шахматную "партию" на фрагменте доски 2 на 2 поля, где Мария руководила бы действиями ладьи, а я играл слоном. Начальное положение было таким: Белые: Ла1; чёрные: Сb2. Начинают белые. Выигрывает тот, кто побьёт неприятельскую фигуру. И перед съёмкой мы сыграли тренировочную партию. Мария без проблем "разобралась" с чёрным слоном: 1. Ла2 Са1 2. Л:а1, и я успокоился за судьбу передачи. И вдруг в конце съёмок, когда мы снова сели за шахматную доску… Впрочем, обо всём по порядку.

Телеканал "Домашний" вещает далеко не во всех городах РФ, поэтому на данной веб-странице постараюсь насколько можно полно рассказать о той части записи, которая попала в эфир, а также о забавных ситуациях, которые оказались за кадром, благо исходник мне дали.

 

Мария Тарасевич:

Как Вы думаете, когда можно начинать обучать ребёнка игре в шахматы? Вы не поверите - с двух лет! Во всяком случае, так утверждает наш сегодняшний гость - старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики, автор уникальной методики Игорь Георгиевич Сухин (Мария сделала ударение на первом слоге моей фамилии, а на самом деле - ударный второй). Здравствуйте, Игорь Георгиевич!

Игорь Сухин:

Здравствуйте!

Мария Тарасевич:

Игорь Георгиевич, скажите, неужели с двух лет?

Игорь Сухин:

Да, именно с двух лет. С помощью определённой авторской технологии. Дело в том, что есть маленькие фрагменты шахматной доски два на два поля…

Мария Тарасевич:

Надо же. Это превращается в игру, да?

Игорь Сухин:

Это шахматная доска, где два на два поля. Игра ведётся фигура против фигуры. Это доступно двухлетним. Грубо говоря, доска два на два поля - для двухлетних детей, для трёхлетних - три на три и так далее. Но это приближённо.

(Затем в передаче пошёл редакционный сюжет о талантливой девочке Маше, которую, как сказали, тренирует жена международного гроссмейстера Валерия Чехова. Любопытно, что случайно или не случайно в сюжет о Маше попали мои школьные шахматные учебники, которые лежали у девочки дома на столе: "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" (1998) и "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем" (2003), а также сказка Е.Ильина "Приключения Пешки". Отмечу, что с Валерием Чеховым мне посчастливилось сыграть лишь однажды, это был поединок сборной Дворца пионеров на Ленинских горах и сборной домов пионеров. Я разыграл чёрными Польскую защиту и примерно в 20-25 ходов выиграл. Но это дела давние. Итак, видеосюжет: Показывают девочку 7-8 лет.

Голос за кадром: Уже год шахматы любимая игра Маши. Осенью родители отдали девочку в районную секцию, а весной она заняла третье место на столичных соревнованиях по шахматам среди детей до восьми лет. Это её первая медаль.

Маша Янкина (или Яннина?): Первую партия я выиграла. А второю проиграла (вздыхает). Потому, что у противника была ладья и конь, а у меня только ладья. А конь может сделать вилку, и ты проигрываешь.

Голос за кадром: Тренирует Машу жена Валерия Александровича. Сам гроссмейстер занимается с более взрослыми детьми, но иногда он не прочь сыграть партию с Машей, проверить, как её успехи.

Валерий Чехов: Впервые за такой короткий период ребёнок достиг такого серьёзного результата. Многие дети занимаются достаточно долго, а Маша, в общем, как говорится, пришла, увидела и всех обыграла.

Голос за кадром: Такой стремительной победы тренеры от Маши не ожидали. Валерий Александрович считает, что у девочки не по-детски сильная воля. Почти каждый день она решает задачи. Без них настоящим шахматистом никогда не станешь. Ровесники Маши часто бросают занятия - не выдерживают поражений. Увы, здесь, как и в любом спорте, проигрыш надо принимать достойно.

Валерий Чехов: Многие не умеют проигрывать. То есть, они партию проиграли, потом вторую и всё, они уже начинают плакать и у них такой психологический момент, что на третью они уже боятся выходить.

Маша: Когда я проигрываю, я себя успокаиваю: "Шахматы - это всего лишь игра и расстраиваться тут совершенно нечего!"

Голос за кадром: Теперь Маша мечтает выиграть следующие соревнования. Она на полном серьёзе хочет попасть на шахматный Олимп. На меньшее в свои неполные восемь она не согласна.

Сразу же хочется прокомментировать слова Валерия о слёзах после поражений. Это ещё одно свидетельство недопустимости соревнований для маленьких детей!.. После видеосюжета о Валерии Чехове и Маше - продолжение диалога с ведущей. Забегая вперёд скажу, что из смонтированного сюжета создаётся впечатление будто Сухин учит просто играть в шахматы, и только! А для чего? В этом соль. Остались без соли. А ведь, я говорил большей частью о шахматах для развитии личности. Я против культа малолетних чемпионов)

Мария Тарасевич:

Ну и кто же должен обучать ребёнка игре в шахматы?

Игорь Сухин:

Желательно, чтобы с дошкольниками занимались сами родители. И самое интересное, все удивляются, что по моей методике учат играть в шахматы, я имею в виду самые первые шаги, именно родители сами не умеющие играть в шахматы.

Мария Тарасевич:

Ну, давайте посмотрим.

Игорь Сухин:

Давайте. Прежде всего, минимальное количество терминов: белые и чёрные поля… Вырезаете такие квадратики и показываете (показываю белое и чёрное поле, вырезанные из картонной шахматной доски). Затем всего три дорожки: горизонталь, вертикаль и диагональ. Чёрная диагональ, белая диагональ (каждую дорожку показываю). И обязательно, не просто вырезаете и показываете, а с ребёнком проигрываете: "Покажи горизонталь". Он должен так показывать (развожу руки в стороны). Вертикаль - наверх (поднимаю обе руки наверх), диагональ - так (руками показываю диагональ). Затем переходим к шахматным фигурам. Именно первый этап обучения для детей младшего возраста, начиная с шести лет (здесь я оговорился, хотел сказать: "…с трёх лет") очень полезно совмещать специальные задания на большой доске - полномасштабной - и на фрагментах шахматной доски, при этом игровые положения обязательно разыгрывать на фрагментах. Вот ладья - перемещается у нас только по горизонтали и вертикали (показываю). Вот берём маленький фрагмент. С ребёнком по очереди можете поиграть ладьёй (показываю): мама сыграла - потом ребёнок - мама - ребёнок.

Мария Тарасевич:

Ну, это просто передвигание фигуры.

Игорь Сухин (с улыбкой):

"Просто передвигание фигуры". Затем чёрная ладья присоединяется к игре. Важнейший этап, который раньше недооценивали. Этап - игра на уничтожение. Нет ещё у нас цели -поставить мат. Игра - типа шашечной: кто побил, тот и выиграл. Ребёнок - белыми. Ребёнок должен обязательно выигрывать. Мама -чёрными. Ребёнок должен найти лучший ход. Должен выиграть. Побить (показываю, как белая ладья бьёт чёрную). Вот ребёнок выиграл…

Мария Тарасевич:

Ура! Он радуется. Конечно, обыграл маму!

Игорь Сухин:

Он доволен, он счастлив. Всё это очень и очень важно. Но он может не заметить верного хода. Если он сделает неправильный ход, мама вернёт фигуры назад, скажет: "А ты подумай, не можешь ли ты сыграть сильнее?" Если у него не получается, можно задать дополнительный вопрос. Вот двухлетние дети, им говорят: "Выиграй". Для двухлетних слово "выиграй" - пустой звук. Я говорю так: "Если выиграешь, то похлопаешь, вот так" (хлопаю в ладоши). Опять - не выигрывает. "Хочешь похлопать?" "Да!" Тогда берёт ладью. Это двухлетние дети. С трёхлетними и четырёхлетними такие заморочки уже не нужны - они достаточно уверенно уже выполняют взятие (впрочем, это не всегда так). Это две фигуры…

Мария Тарасевич:

И простейшие комбинации.

Игорь Сухин:

Да (это не комбинация, а просто отработка приёма "взятие", но не будешь же переубеждать очаровательную ведущую, тем более что из 30-минутной записи в сюжет пойдёт лишь пять минут; этот кусок вошёл). Это фигуры как бы одномасштабные (неудачное слово, следовало сказать, например, однотипные), а вот фигуры разномасштабные: ладья против слона (устанавливаю на фрагменте доски три на три поля белую ладью на поле а1 и чёрного слона на поле b3).

Мария Тарасевич:

Как слон у нас ходит?

Игорь Сухин:

Слон ходит у нас по диагонали. Вот они у нас диагонали (показываю). Уже здесь на данном фрагменте три на три мы можем добиться очень и очень многого.

Мария Тарасевич:

Многих комбинаций.

Игорь Сухин:

Да, если ребёнок поймёт, что когда ладья проберётся в центр, то она выиграет, это уже следующий этап в развитии ребёнка. Вначале, как правило, дети вот так играют: напал - убежал - напал - убежал (показываю, как ладья нападает на слона с угловых клеток фрагмента три поля на три, а слон легко уходит из-под удара). Даже четырнадцатилетние дети, которых обучают неправильно, очень часто гоняют-гоняют слона, а поймать не могут…

Мария Тарасевич:

Давайте с Вами сыграем?

Игорь Сухин:

Маша, я прекрасно знаю, что Вы очень любите чёрный цвет, но всё таки я предложу Вам белую ладью, но, на чёрном поле, а у меня будет чёрный слон (располагаю между нами фрагмент два поля на два и устанавливаю такое положение: Белые: Ла1; чёрные: Сb2). Но я буду не сам играть, у меня будет помощник - Весёлый Горизонталик (надеваю нарукавную игрушку Весёлого Горизонталика).

Мария Тарасевич:

Это что за помощник?

Игорь Сухин:

Он персонаж моей книги "Удивительные приключения в Шахматной стране".

Мария Тарасевич:

Он тоже играет в шахматы?

Игорь Сухин (с улыбкой):

Он прекрасно играет в шахматы. Но почему-то всё время проигрывает. Не знаю, почему? Ну, сегодня-то ты выиграешь? (обращаюсь к Весёлому Горизонталику).

Весёлый Горизонталик (голосом Сухина, задиристо):

Игорь Георгиевич, обязательно выиграю! Вы же меня знаете!

Игорь Сухин (с улыбкой):

Конечно, знаю. Ну, давай!

Мария Тарасевич:

Ну, давайте.

Игорь Сухин:

Маша, так и быть, Вы у нас красавица, мы Вам белые доверяем.

Мария Тарасевич (смеясь):

Сложная задача. Я волнуюсь.

Игорь Сухин:

Начинаем. Ты не нервничай (Весёлому Горизонталику). Первый ход белых (Марии).

Мария Тарасевич:

Я должна ходить? Ну, давайте я направо пойду (передвигает ладью на поле b1).

Игорь Сухин:

У слона всего одна возможность. Он ходит сюда (вместе с Весёлым Горизонталиком устанавливаем слона на поле а1). Скоро будем выигрывать.

Мария Тарасевич:

Ну, тогда я его съела! Всё! (выполняет взятие ладьёй: Л:а1)

(Чудо непрямого эфира! На самом деле, при свете телекамер Мария "постеснялась" бить чёрного слона и поставила под бой свою ладью 2. Лb2?? Я растерялся и шепотом вместо "бейте" подсказал доходчивей: "Съедайте". Мария взяла ход назад и побила чёрного слона. В записи этого пикантного эпизода мы не увидели. Вместе с тем, данный простейший пример (уж куда проще - четырёхклеточная доска!) лишний раз подчёркивает, что даже взрослые ошибаются в суперэлементарных ситуациях, поэтому не следует форсировать ход занятий с маленькими детьми. Девизом родителей должно стать - "Неспешность и неторопливость").

Игорь Сухин:

Да, всё, победа (Весёлый Горизонталик пожимает руку Марии-победительнице).

Мария Тарасевич:

Ну, вот видишь.

Игорь Сухин:

Поздравляю Вас!

Мария Тарасевич:

Выиграла!

Игорь Сухин:

Прекрасная победа, замечательная победа. И вот так ребята всегда должны выигрывать у своих родителей. Нужно подбирать именно те положения на маленьких досках…

Мария Тарасевич:

Подыгрывать?

Игорь Сухин:

Нет! Это не поддаваться, а выбирать такие положения, которые изначально выигрышны для ребёнка.

Мария Тарасевич:

Замечательно! Ну, что, Игорь Георгиевич, спасибо Вам за интересный рассказ. Я думаю, что сейчас в срочном порядке все родители бегут обучать своих детей играть в шахматы.

КОНЕЦ ПЕРЕДАЧИ

 

О том, что не вошло в смонтированный сюжет:

Не вошло главное - общеразвивающая направленность обучения шахматным азам! Почему-то всё это было выкинуто, добавлен чисто спортивный фрагмент с девочкой-чемпионкой, практически ни одного слова не осталось о цели обучения шахматной игре!!! Я понимаю, из 30-минутной записи нужно было оставить 5-минутную содержательную часть, но, как говорится "младенца выкинули". Во-первых, "испарился " главный тезис - "Шахматы без проигравших". Вот как это звучало в записи:

Игорь Сухин:

По моей методике обучения в первый год обучения ребёнок только выигрывает. И нет проигравших. Вы представляете, ребёнок играет с родителем, и нет проигравших!!! Ребёнок выиграл, родитель проиграл, якобы, но он в выигрыше, потому что он научил! Шахматы без проигравших! Всё! Что ещё нужно?

И, во-вторых, вернёмся к исчезнувшей цели обучения детей младшего возраста основам шахматной игры. Это было преподнесено так:

Игорь Сухин:

Зачем учить шахматам детей 4-7 лет? Не все родители знают, что шахматы нужны КАЖДОМУ дошкольнику как воздух. Дело в том, что те ребята, кто с дошкольного возраста по оптимальной технологии знакомится с шахматами: в школе будут учиться с удовольствием; получать только 4 и 5; выполнять домашние задания по всем предметам быстро и без помощи родителей; а затем без денежных затрат и блата поступят в престижные вузы. Покажите мне родителя, который не мечтал бы об этом? Дело за малым… Почему это происходит? В первую очередь потому, что благодаря процессу обучения азам шахматной игры у ребёнка формируются умственные действия, так называемый “внутренний план действий”. Проблема его формирования остаётся одной из самых важных в XXI веке. А в начальной школе нет другого предмета, который целенаправленно формировал бы умственные действия. Без него же, в школе - огромные проблемы. Традиционно мудрую игру принято рассматривать как триединство: наука, искусство и спорт. Мы же, говоря о шахматах для детей младшего возраста, подразумеваем не столько игру как таковую, сколько продуманно построенный процесс обучения шахматным азам в формах, доступных для детей каждой возрастной группы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре. Поэтому для меня шахматы – школьный и дошкольный учебный предмет (включающий науку и искусство, но не спорт). С этой точки зрения я рассматриваю шахматы как чётко структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр.

В записи же, шахматы уподобились крестикам-ноликам. Не более. Приведу также несколько прочих моментов, не вошедших в смонтированный вариант:

Игорь Сухин:

В детских садах и России, и зарубежных стран очень мало специалистов, которые умеют работать с дошкольниками…

Мария Тарасевич (перебивая и не о том):

Нет, но Россия испокон веков славилась шахматистами. Один Карпов и Каспаров чего стоят.

Игорь Сухин:

Всё правильно, все наши величайшие чемпионы начинали, как правило, с дошкольного возраста.

Мария Тарасевич (смеясь):

То есть, в возрасте четырёх лет?

Игорь Сухин:

Капабланка с четырёх лет, Карпов с 4 лет, Каспаров с 5 лет. Но наша задача не спортивное совершенствование, а другая - шахматы для общего развития. Я говорил о том, что шахматы очень полезны как воздух. Вопрос в том, почему? Дело в том, что наша цель не спортивная, а сформировать у ребёнка так называемый, как говорят учёные, "внутренний план действий", то есть умственные действия.

Мария Тарасевич:

То есть, это какие-то идеи, грубо говоря, это такое развитие фантазии у маленьких детей? Да?

Игорь Сухин:

Нет, нет, нет (обдумываю, как объяснить попроще). Умственные действия в шахматах - это то, что мы просчитываем на один ход вперёд, на два хода вперёд…

Мария Тарасевич:

А-а. То есть, как бы анализ ситуации и планирование каких-то действий? Да? (прекрасно изложено!)

Игорь Сухин:

Именно так. Дело в том, что в начальной школе с первых же дней обучения ребёнок поставлен в такие условия, что он уже обязан…

Мария Тарасевич:

…знать, уметь…

Игорь Сухин:

Обладать данными действиями. А он ими не обладает! А в начальной школе нет ни одного предмета, кроме шахмат, где целенаправленно формировались бы умственные действия, внутренний план действий. Только шахматы дают инструмент для этого. То есть, шахматы как оптимальное средство развития.

Мария Тарасевич:

Вот сейчас существует огромное количество клубов, секций. Кто должен обучать шахматам и где лучше учиться?

Игорь Сухин:

Если брать начальную школу, то клуб, секция - это нормально. Но если мы говорим о дошкольниках от 4 до 7 лет, то очень желательно, чтобы этим занимались родители. Методики у нас в России есть, учебники есть. И самое главное, что любая мама, любой папа могут это реально сделать. А как это сделать я вам сегодня немножечко покажу. И самое интересное, все удивляются, что по моей методике учат играть в шахматы, я имею в виду самые первые шаги, именно родители сами не умеющие играть в шахматы.

Мария Тарасевич:

Ну вот, я родитель, который не умеет играть в шахматы (смеётся). Моему сыну ещё нет года, ну, может, через год уже пора будет начинать.

Игорь Сухин:

Если немножко пошутить, то можно сказать, что уже поздновато! Так как один корейский мальчик уже в 7 месяцев научился играть в шахматы.

Мария Тарасевич:

Потрясающе! Но это только у корейцев.

Игорь Сухин:

Но это общие способности. А сейчас я буквально конспективно покажу ход первых занятий, и любому родителю будет ясно, каким же образом строить первые уроки.

Мария Тарасевич:

Ну, давайте посмотрим.

Игорь Сухин:

Давайте. Прежде всего, шахматная доска и "дорожки"… Затем переходим к шахматным фигурам… Видите, ладья, слон, пешка, конь, король, ферзь (показываю пальцем на каждую фигуру).

Мария Тарасевич:

Слон (поднимая коня). Или это конь (смеётся)? А слон? Вот это слон!

Игорь Сухин:

Гроссмейстерские шахматы - тут фигурки немножко другие (неуклюже пытаюсь объяснить ошибку Марии).

Мария Тарасевич:

Это? (поднимает ладью).

Игорь Сухин:

Ладья.

Мария Тарасевич:

Ладья. Это пешка (поднимает пешку).

Игорь Сухин:

Пешка.

Мария Тарасевич:

Это у нас…? (поднимает короля)

Игорь Сухин:

Король.

Мария Тарасевич:

Король и …королева (поднимает ферзя).

Игорь Сухин (поправляю):

Это ферзь. Королева - это неправильно.

Затем Мария смешно так прочитала название моей книги "Индивидуальные приключения в Шахматной стране", вместо "Удивительные…" Потом ещё несколько раз называла ферзя королевой, на что я сказал, что это серьёзная проблема первоначального обучения. Когда дети неправильно запоминают названия фигур - переучивать сложно. Было немало и других занятных ситуаций при съёмках. Но… всё это уже история.

 

Факультативный курс "Шахматы – школе". Программа первого года обучения

Избранные материалы из книги "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы"

Избранные материалы из книги "Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя"

Избранные страницы из пособия "Удивительные приключения в Шахматной стране"

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/tv_domash.htm

© 2005 Сухин И.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz