Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

Пути совершенствования: Материалы для разрядников и их тренеров

Совершенствование шахматиста - процесс бесконечный и многогранный. Мы постараемся поговорить о многих аспектах … понемногу. "Построение дебютного репертуара", "Как работать над шахматами?", "Подбор комбинационных примеров", "Верить ли компьютерному анализу?" - вот некоторые из рассматриваемых тем. Хотя отдельные материалы могут представлять интерес и для самостоятельной работы взрослых шахматистов, акцент мы делаем на детские шахматы. А здесь для каждой возрастной группы свои методы работы, свои книги. Есть книги для подготовки начинающих, шахматистов 3-го разряда, мастеров.

Желающим штурмовать рубежи от 1-го разряда и выше нельзя пройти мимо книг Нимцовича "Моя система" и "Моя система на практике" (а кое-кто изучает их гораздо раньше), Котова "Тайны мышления шахматиста" и "Как стать гроссмейстером", Янсы "Вместе с гроссмейстерами", Бронштейна "Шахматный самоучитель", статей и книг Дворецкого и других. А также сборников партий коронованных и некоронованных чемпионов мира и сильнейших шахматистов планеты, дебютных энциклопедий и пособий по эндшпилю. Тем, кто ещё не достиг 2-3 разрядов, очень пригодятся шахматные учебники Капабланки, Ласкера, Рети, Пожарского, книги "Последний шах" Хенкина, "Шахматный практикум" Нейштадта, а также другие сборники по тактике (в том числе и наша книга "1000 самых знаменитых шахматных комбинаций"). И многое-многое другое.

Для первоначального знакомства с шахматами детей 8-14 лет очень хороша книга Авербаха и Бейлина "Путешествие в шахматное королевство", нестареющее пособие Майзелиса "Шахматы", изящные "Занимательные шахматы" Юдовича, "Сборник шахматных комбинаций" Иващенко (последняя книга - для тренинга). Если тренеру приходится заниматься с группой детей 6-7 лет, то невозможно пройти мимо статей и пособий Гончарова (а также его компьютерной программы "Шахматы в сказках"), книги Зака и Длуголенского "Я играю в шахматы", Гришина и Ильина "Шахматная азбука". Если в группе есть ещё и пятилетние дети, то рекомендуем наши книги "Приключения в Шахматной стране" или "Удивительные приключения в Шахматной стране". А если педагогу приходится заниматься с малышами 3-4 лет, то не обойтись без наших книг "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет" или "Шахматы для самых маленьких".

Есть и множество других прекрасных книг, о них мы поговорим позже. А сейчас - пару слов о шахматной тактике. Комбинации издавна считаются венцом шахматного творчества. Неудивительно, что им посвящено немало книг, изданных как в нашей стране, так и за рубежом. Однако почти для всех этих пособий характерны одни и те же недостатки: комбинации представлены только по тематическому признаку; большая доля примеров относится к концу XX века; недооценивается огромный пласт классического наследия замечательных мастеров, творивших в XIX веке; в ответах на задания приводится недостаточное количество вариантов, не указываются другие, подчас не менее эффектные и эффективные пути к победе, чем те, которые были избраны в сыгранных партиях; от издания к изданию повторяются одни и те же ошибки. Главным образом последнее обстоятельство и явилось причиной появления книги "1000 самых знаменитых шахматных комбинаций". Важно было обеспечить шахматного тренера пособием, в котором были бы указаны альтернативные пути к победе (или ничьей) в тех позициях, которые чаще всего предлагаются детям для самостоятельного решения. А то, что нередко получается? Ученик находит не тот путь, который встретился в партии, а свой, не худший. А тренер говорит: "Неправильно". Этого быть не должно. Материал в новом сборнике расположен в хронологическом порядке, начиная с образцов комбинационного творчества мастеров шатранджа до искромётных тактических ударов современных гроссмейстеров. Основу сборника составили не фрагменты партий безвестных любителей, а примеры комбинационного мастерства ведущих шахматистов планеты всех времён (особое внимание уделено матчам за мировую шахматную корону). При этом комбинации шахматистов XX века составляют менее 50 процентов от общего числа комбинаций. В книге 14 разделов, построенных по единому принципу: вначале приводится несколько ярких комбинаций данного временного отрезка, затем в рубрике "Как бы вы сыграли?" читателю предлагаются для решения поучительные позиции, в которых требуется найти лучшее продолжение за одну из сторон. Ответы к заданиям расположены в конце каждого раздела. При наличии указывается и альтернативная комбинация.

Читатель, рассматривая диаграмму, под которой написано "Ход белых" или "Ход чёрных", не имеет избыточной информации, характерной для тематических сборников комбинаций. Это максимально приближено к обстановке практической партии, когда играющий, разумеется, не знает ни тему комбинации, ни конкретное задание (можно ли здесь выиграть или следует искать путь к ничьей). Впрочем, читатель в любом случае находится в более привилегированном положении, чем играющий, так как знает, что позиция допускает тактическое решение и не связан жёстким контролем времени. Тем не менее, если он найдёт красивую комбинацию, проведённую, к примеру, Алёхиным, Карповым или Каспаровым, то он вправе считать себя без пяти минут чемпионом. Уровень заданий различен: в книге есть и замечательные двухходовые матовые комбинации и достаточно сложные многоходовые и многовариантные комбинации. В ряде случаев читателей ждут каверзы и сюрпризы: некоторые хрестоматийные комбинации опровергаются. Поэтому даже если позиция, помещённая на страницах книги, широко известна, читателю имеет смысл внимательно исследовать все возможные варианты, а не вспоминать, что произошло в партии дальше. Все позиции, включённые в сборник, заново проанализированы. Ряд известных примеров в издании не представлен (по разным причинам: либо найдены опровержения этих комбинаций, либо достигнутый перевес при лучшей защите противника незначителен, либо у данной комбинации есть не менее эффектные предшественники).

 

Доклады из сборника трудов Первой Российской конференции тренеров и организаторов детских шахмат “Дагомыс-2003” (Набережные Челны: Sundries LTD, 2003)

“Шахматный курс в начальной школе: история становления” (доклад из указанного сборника трудов)

Избранные материалы из книги "1000 самых знаменитых шахматных комбинаций"

Если Вас заинтересовали материалы из сборника Трудов, то советуем познакомиться со следующими статьями из журнала “Физическая культура”:

Уманская И.В., Соболев Г.О. Специфика методики подготовки высококвалифицированных юных шахматистов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Детский тренер: Журнал в журнале. - 2002. - №4. - С.9-12 - http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2002N4/p35-38.htm

Линовицкий Е.П., Кулакова Э.А., Найдоски Т. “О некоторых проблемах повышения эффективности тренировочного процесса юных шахматистов” (Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1998. - №2. - С.20-22) - http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/1998N2/p20-22.htm)

Неверкович С.Д., Кучумова Е.Н., Самоукина Н.В. Диагностика уровня рефлексии у юных шахматистов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - №1. - С.41-47 - http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/1996N1/p41-47.htm

Анишева В.Е. Методические особенности начальной подготовки юных шахматистов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Детский тренер: Журнал в журнале. - 1998. - №4. - С.33-35 - http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/1998N4/p33-35.htm

 

 

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/ps.htm

© 2003 Сухин И.Г.

 

Hosted by uCoz