Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

И.Г.Сухин “Прямой эфир на НТВ-Плюс: 15-04-2005, пятница”

Так как передача была по “тарелочному” телевидению (канал ТДК) и далеко не все смогли её посмотреть, то я решил поместить её материалы в веб-формате.

Перед началом передачи мне дали подписать документ, по которому в прямом эфире я не имел права давать никакой конкретной рекламы, иначе оштрафуют на энную сумму (которую и за год не заработать). Я захватил с собой на студию несколько своих книг. Поэтому по ходу передачи я не столько думал об ответах на вопросы, сколько о том, как бы не “наступить на минное поле”. Я не имел права называть издательства, выпускающие мои книги, не мог показывать обложки тех книг, где виднелись названия издательства, запрещалось даже называть мини-школу “Знайка-М”, где я преподаю шахматы детям 4-6 лет. Данную мини-школу телеканал обозначил весьма забавно “Шахматный клуб”. Затем мне дали познакомиться с примерными вопросами, которые ведущие мне зададут. Я сразу же обратил внимание на то, что преобладают вопросы спортивной направленности, а вопросы общеобразовательной направленности играли роль Золушки (но сам сценарий был составлен редактором Ольгой Суворовой очень хорошо – плюсы шахмат были отражены прекрасно). Время до эфира ещё оставалось, мы успели сместить акценты, ведущие Вера Серебровская и Оксана Мшвелидзе замечательно подыграли, и всё прошло хорошо. Людмила Капкова из компании “Умные игры” (организатор моей телесъёмки) сообщила Ольге Суворовой, что на своих занятиях я часто применяю стихи. Ведущие взглянули на мой учебник “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес полны” и решили начать передачу совсем иначе - Вера Серебровская зачитала стихотворную загадку моей дочери Лены, которую она написала в возрасте 9 лет в 1989 году, жаль что имя автора не прозвучало в передаче.

Напомню, что за 3 дня до эфира – 12 апреля 2005 года, получив разрешение директора “Знайки-М” и руководства школы №444 (где проходят занятия), съёмочная группа НТВ-Плюс приезжала ко мне в мини-школу “Знайка-М” и минут 40 проводила видео-съёмку. Я планировал, что операторы успеют застать группу 4-летних детей, которые в этот день лихо матовали чёрного короля ладьёй, это были бы очень сильные кадры. Но телегруппа прибыла почти на час позже, и засняли только две группы детей 5-6 лет. Затем небольшое интервью взяли у меня, а чуть позже у Кати Назаровой (я в этот момент на пару минут вышел из учебного класса, чтобы попросить не шуметь детей, находящихся в коридоре, и не слышал ответов Кати; говорят, они были очень хорошими) и Ромы Соловьёва, который тоже держался молодцом. Из отснятого материала был сделан небольшой видеоролик (минут на 5), профессиональный, симпатичный, но не дающий представления для зрителя о методических тонкостях работы с группой детей самого младшего возраста, так как камера только показывала лица ребят, не акцентируя внимание на их ответах педагогу, а интервью с детьми вообще не вошли в сюжет – видимо не совпали с концепцией передачи. Ролик был прокручен в начале прямого эфира. После окончания передачи мне дали мою же кассету, которую я оставил в монтажной для записи, и вот теперь попробую озвучить то, что происходило в прямом эфире. Я также оставил в студии ещё одну кассету – немного позже мне обещали переписать и “исходник” - полную запись, сделанную в “Знайке-М”.

Вернёмся к прямому эфиру. Перед началом меня слегка подгримировали и нацепили пару микрофонов, один под пиджак, а второй – на спине. Вперёд!

15 апреля, пятница 16.00.

Рубрика “Наши дети” (две студии)

Телеканал: “Телевизионный дамский клуб”.

Редактор Ольга Суворова.

Тема: “Юные гроссмейстеры”.

Гость: Сухин Игорь Георгиевич – старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования, автор книг, в частности, пособий по игре в шахматы для детей и родителей.

Контактное лицо: Капкова Людмила Геннадьевна.

Ведущие: Вера Серебровская, Оксана Мшвелидзе.

 

1 студия: 16.00

Оксана Мшвелидзе (читает книгу “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес полны”, с.6):

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

- Знаю я одну игру, -

Сказал ребятам Петя, -

Где бы ни был я, везде

В неё играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король -

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!

(Лена Сухина, 9 лет)

 

Вера Серебровская:

Здравствуйте, дорогие телезрительницы! В эфире рубрика “Наши дети” и мы - ведущие Оксана Мшвелидзе и Оксана Мшвелидзе. Сегодня, когда вокруг столько развивающих игр для детей, многие забывают о бесспорной силе воздействия шахмат на детский интеллект. Немецкий драматург и писатель Лессинг говорил, что: “Шахматы – слишком игра для науки и слишком наука для игры”. Почему же детям так необходимы шахматы? Каким образом эта игра может развить мыслительные способности ребёнка, какие свойства она придаст его характеру? Чтобы найти ответы на эти вопросы наши корреспонденты отправились в шахматный клуб (на самом деле - в мини-школу "Знайка-М").

 

Включается видеоролик. В кадре И.Г.Сухин у классной доски показывает ребятам журнал "Мурзилку", что-то объясняет, декламирует. За партами сидят дети 5-6 лет, перед каждым ребёнком фигуры в начальном положении.

Голос диктора:

Шахматы - удивительная игра, в которой невидимый мир мыслей обретает реальность в движении шахматных фигур. Поэтому шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления. Ведь чтобы хорошо играть, нужно не только запоминать и воспроизводить информацию, но и находить оригинальные идеи и нестандартные решения. Как показывает практика, обучение шахматам воспитывает у детей самообладание, развивает способность сосредотачиваться и контролировать свои действия.

Говорит И.Г.Сухин:

Если мы говорим о группе детей на занятиях в классе, то шахматы должны обязательно сочетаться со сказками. Весь мой курс - это инсценировка "Шахматы и сказка". Только это может увлечь ребят и принесёт ребятам реальную пользу.

Голос диктора:

Игорь Сухин - автор нестандартной методики обучения шахматам детей, начиная с двух лет. На занятиях дети отгадывают загадки, шарады, вспоминают литературных персонажей, решают весёлые математические задачи.

Говорит И.Г.Сухин:

Для меня шахматы - это чётко структурированная система занимательных логических заданий. У нас очень много заданий, много игр, даже на фрагментах шахматной доски. Так, игра ведётся на фрагменте шахматной доски 3 на 3 клетки, где ребята реально могут досчитать вариант до конца. А на большой доске даже гроссмейстеры не знают, какой 1-й ход лучше 1. е4, 1. d4 или 1. Кf3.

Голос диктора:

По методике Сухина, шахматы это не игра – противостояние двух интеллектов, а именно способ развития мышления. Поэтому в 1-й год обучения ребята играют только с педагогом и всегда выигрывают. В одной древней притче говорится: у двоих людей было по яблоку. Они обменялись яблоками, но у каждого по-прежнему осталось по одному. Тогда они обменялись мыслями, и каждый стал на одну мысль богаче. Так и шахматы дарят игрокам радость творческого общения, возможность перенимать красивые оригинальные решения и учиться на ошибках. Екатерина Баглаева, Денис Негревицвий, Олег Левитин, Телевизионный Дамский Клуб.

(конец сюжета видеоролика, который я видел впервые)

 

Оксана Мшвелидзе:

У нас в гостях: известный специалист по шахматам, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования, автор множества книг и пособий для детей и родителей - Игорь Георгиевич Сухин. Добрый день.

Игорь Сухин:

Добрый день.

Вера Серебровская:

Здравствуйте, Игорь Георгиевич.

Игорь Сухин:

Здравствуйте.

Вера Серебровская:

Я уверена, что к нашей интереснейшей беседе с удовольствием присоединятся и наши телезрители. Пожалуйста, звоните нам по телефону (095) 775-43-90. Если вы хотите, чтобы из вашего ребёнка вырос гроссмейстер, будущий гений также можете заходить на наш сайт в Интернете http://www.tdktv.ru и также оставляйте там свои вопросы и пожелания. Ну, теперь мы начнём.

Оксана Мшвелидзе:

Игорь Георгиевич, из сюжета мы видели, что совсем маленькие крошки сидят перед специальными шахматными досками и пытаются что-то там играть или, как прозвучало, инсценировать. Мне понравилась эта фраза. В чём методика? Я так и не поняла. Я поняла, что они играют, что это всё подмена каких-то ролевых событий. Да? Разыгрывается каждая фигура. Вы знакомите, наверное, с каждой в отдельности. Но в чём всё-таки принцип преподавания такой сложнейшей игры таким маленьким крошкам?

Игорь Сухин:

Вы сказали, что это были крошки, но это не совсем так. То, что вы видели - это были дети 5-6 лет.

Оксана Мшвелидзе (смеясь):

То есть, это уже большие дети!

Вера Серебровская:

Но в сюжете прозвучала фраза “с двух лет”!

Игорь Сухин:

Съёмочная группа застала занятия детей 5-6 лет. Четырёхлетние дети занимались четь раньше. Если бы группа приехала пораньше, увидели бы, как мат в один ход ставят 4-летние дети. Методика едина в первый год обучения и для 3-летних детей и для 4-летних, и для 5-летних (на самом деле методики 3-4 и 5-6-летних у меня различаются, но акцентировать на этом внимание в телепередаче было бы неуместным).

Оксана Мшвелидзе:

И для двухлетних.

Игорь Сухин:

И для двухлетних. Вначале, как обычно, от простого к сложному. Обязательно игра малым количеством фигур. Вначале изучаем шахматную доску – всё то, что поможет детям хорошо учиться в школе. Обязательно горизонтали, вертикали, диагонали. Казалось бы, очень трудные слова. Но, как вы убедились, ребята легко запоминают их, но мы не забываем, что “повторенье – мать учения”. На каждом уроке эти термины непременно повторяются, закрепляются в самых разнообразных играх.

Вера Серебровская:

Игорь Георгиевич, объясните, пожалуйста, что может понять 2-летний ребёнок в шахматах, если вот мы с Оксаной…

Оксана Мшвелидзе:

…до сих пор очень сложно разбираемся!

Игорь Сухин:

Собственно говоря, полномасштабная доска 8 на 8 клеток ещё велика для такого малыша, поэтому у меня есть наборы фрагментов доски: 2 на 2 поля, 3 на 3, 4 на 4. И приблизительно, фрагмент 2 на 2 поля – это то, что реально могут просчитать двухлетние дети.

Вера Серебровская:

И что они делают?

Игорь Сухин:

Играют. Играют “на уничтожение”: фигура против фигуры, 2 поля на 2, например, белая ладья против чёрного слона.

Оксана Мшвелидзе:

По правилам?

Игорь Сухин:

По шахматным правилам! Это так называемый ранее неразработанный доматовый период. Т.е. ведётся игра на уничтожение, отчасти как бы шашечная игра, - кто побил фигуру противника, тот и выиграл. Это реально могут самые маленькие дети, а вот само понятие мата, которое всех так пугает, нередко “проходится” только к школе. Впрочем, как вы могли видеть, 4-летние дети уже могут ставить мат. Для 2-летних же – это сложно, для них фрагмент 2 на 2 поля и игра на уничтожение. Надо учитывать, многие забывают, что сама шахматная игра – игра на уничтожение. На уничтожение короля! Игра на уничтожение очень полезна, тут дети реально просчитывают ситуацию.

Оксана Мшвелидзе:

А в чём театрализация представления? Что они обыгрывают?

Игорь Сухин:

Сухомлинский учил нас, что для детей очень полезны и шахматы, и сказки. На своих занятиях я их объединяю. У нас каждый урок – это театр. Есть персонажи…

Оксана Мшвелидзе:

Расскажите, кто участвует?

Игорь Сухин:

Нарукавные игрушки. В моей книге “Удивительные приключения в Шахматной стране”…

Вера Серебровская:

А может, там есть картинки, которые мы показали бы?

Оксана Мшвелидзе:

У каждого есть персонаж, каждый разыгрывает представление? Да?

Игорь Сухин (раскрываю книгу на с.7):

Вот "Удивительные приключения в Шахматной стране". Главные герои мальчик Юра и девочка Клеточка.

Вера Серебровская (берёт у меня книгу):

Дайте я подержу книгу. Я знаю, как это сделать лучше.

Игорь Сухин:

Юра мечтает научиться играть в шахматы. Клеточка к нему приезжает, и они вместе отправляются в Шахматную страну. И постепенно, медленно-медленно, неспешно-неспешно Юра постигает азы мудрой игры. Вначале просто изучает шахматную доску, дорожки шахматной доски. Потом фигуры. По одной фигуре. Сначала только ладья. И самые различные задания для ладьи, всевозможные лабиринты…

Оксана Мшвелидзе:

Это импровизация на тему? Это не настоящие роли? Да? Дети не заучивают текст? Это просто даются определённные задания?

Вера Серебровская (рассматривает с.15):

Вот вижу волшебница. Она что-то показывает и объясняет. Что объясняет волшебница?

Игорь Сухин (с улыбкой):

Это друг Клеточки Загадай. Он помогает девочке проводить шахматные занятия. В данном случае он объясняет диагонали. Горизонтали и вертикали уже пройдены, теперь проходятся диагонали. Многие сомневаются, а стоит ли столько времени уделять шахматным дорожкам. Стоит. Это достаточно непросто для маленьких детей. И чтобы эти термины запомнить, их нужно повторять и повторять. Вот, к примеру, были на моих занятиях, видели – ребята должны обязательно быть в действии, в движении непрерывно. Вот говорим о шахматных дорожках с ребятами. Показываю вырезанную горизонталь, спрашиваю: “Как дорожка называется?” Горизонталь. Ребята, покажите её ручками…

Вера Серебровская:

Игорь Георгиевич, я понимаю, что вы настоящий преподаватель и тут же нам сейчас начнёте всё объяснять, всё про вертикали и горизонтали. Давайте послушаем сначала телезрителя, и что-нибудь сначала объясним ему! Алло…

Окончание следует через 3-4 дня

 

 

Факультативный курс "Шахматы – школе". Программа первого года обучения

Избранные материалы из книги "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы"

Избранные материалы из книги "Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя"

Избранные страницы из пособия "Удивительные приключения в Шахматной стране"

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/ntvplus.htm

© 2005 Сухин И.Г.

Hosted by uCoz