Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

В.В.Князева "ШАХМАТНАЯ ИДЕЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ"

 

Об авторе: В.В. КНЯЗЕВА — доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики Оренбургского государственного университета

Первоисточник: Князева В.В. Шахматная идея творческого развития личности /В.В. Князева: материалы региональной научно-практической конференции “В.А. Сухомлинский и современная школа Урала, Сибири”. – Часть 2. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2003. – С. 136-145.

В.А. Сухомлинскому было открыто много талантов. Два из них — тонко чувствовать природу ребенка и быть камертоном самому. Где как не в тихой размеренной жизни села, на лоне природы не развиваться этим качествам? Эти два таланта окрепли в нем, наверно, еще и потому, что Василий Александрович никогда не забывал, что и сам когда-то был маленьким. Педагог всегда помнил, что ребенок мыслит образами, а образы черпает из окружающего мира, природы. И, помогая детскому мышлению развиваться и крепнуть в единой связи с “живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира” [2, с. 43], учитель строил собственную систему педагогических вымыслов, фантазий, убеждений. “Школа радости” В.А. Сухомлинского — это плод его педагогического знания и опыта.

А раньше была война. Раненый солдат лечился в поселке Уве в Удмуртии. Шел 1942 год, В.А. Сухомлинский преподает в школе шахматы. Знаменательный факт: педагог учит ребятишек шахматной игре и через нее пытается развить память, внимание, творческие способности. Уже в те далекие военные годы он вынашивал идеи, которые потом воплотит в Павлышской средней школе.

Шахматное творчество в педагогической практике В.А. Сухомлинского — это особая статья. Позднее в своей книге “Сердце отдаю детям” он напишет, что “творчество детей — это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка” [2, c.51]. И в воспитании культуры мышления он большое место отведет шахматам как игре, способной проникать в самые потаенные уголки сознания, учить творчеству. Вспоминая школьные будни, учитель не забудет записать, как в “Школе радости” учились играть в шахматы Шура, Галя, Сережа, Юра, Ваня, Миша и другие дети. При этом как тонкий камертон, прошедший суровую жизненную школу, но не утративший способности зорко смотреть и чутко слушать, В.А. Сухомлинский уже знает и видит, к какому педагогическому следствию приводит это увлечение. И он запишет теперь уже ставшие такими привычными и не вызывающими сомнения (даже у самых рьяных оппонентов школьных шахмат) строки: “Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь — это развитие памяти”. И еще: “Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы” [2, c.148].

И это тонкое чувство школы, педагогической правды не подвело. Шахматы в нашей стране как учебный предмет сегодня преподается во многих учебных заведениях. Более того, он ведется не только в школе, но и в детских садах. Педагогический возраст шахмат повзрослел и помолодел одновременно.

Так, второй год обучают древней игре в детском саду № 126 г. Оренбурга. Более того, в связи с этими занятиями определен его тип — интеллектуального развития. Здесь занятия ведутся дважды в неделю по полчаса. Дети занимаются на них рисованием, физическими упражнениями, подвижными играми, словесным творчеством и, конечно же, самой игрой в шахматы. Подчеркнем, что все перечисленные виды педагогической деятельности напрямую связаны с этой мудрой игрой, вмещая в себя шахматное содержание. Это содержание педагогически продуманно и организовано, отвечает возрастным особенностям дошкольного детства.

В работе с дошкольниками, в наблюдениях за их развитием, интеллектуальным ростом невольно вспоминаются слова В.А. Сухомлинского о том, как много может рассказать о ребенке эта игра. “Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет. Очень хотелось, чтобы за шахматную доску сели Валя, Нина и Петрик. Я учил их игре, и дети думали над очередными ходами. Шахматная доска помогла мне открыть математическое мышление Любы и Павла. До игры в шахматы (эти дети начали играть в 3 классе) я не замечал остроты, цепкости их мысли” [2, c.148].

Действительно, игра ребенка в шахматы может о нем поведать многое. Более того, следя за партией ученика, учитель может совершить столько открытий о личности, которые могут не произойти и за все время пребывания ребенка в школе. Шахматы — это средство воспитания, обучения, диагностики личности, ее индивидуальных свойств и качеств.

По воспоминаниям ученицы, а затем и коллеги В.А. Сухомлинского В.Г. Рындак, шахматы в Павлыше были глубоко осмыслены педагогами и востребованы учащимися. Они выступали элементом творческой деятельности, которая приносила школьникам немало радости. По субботам, когда вся “Школа радости” с первого по одиннадцатый класс в течение двух часов занималась творчеством, дети также играли и в шахматы. Причем древняя игра выступала элементом уроков мышления, а вести шахматное занятие мог почти каждый учитель. В Павлышской школе море беседок. Именно здесь, по воспоминаниям В.Г. Рындак, с 19 до 21 часа и проходили шахматные баталии.

Из нашей переписки с директором школы имени В.А. Сухомлинского Г.К. Настасьевым мы знаем, что у них работал шахматный кружок, а юные шахматисты активно играли в соревнованиях разных рангов. Школьников-шахматистов отличали оригинальное мышление, смекалка, упорство в достижении цели, желание быть первым и многие другие положительные качества, так необходимые в учебе и жизни. Таким образом, и после кончины Педагога его идеи развития личности при помощи шахмат эффективно продолжали работать.

Так что же такое шахматная педагогика? Каковы сферы ее влияния на личность? Можно ли посредством шахмат ориентироваться на личностное обучение?

В целом влияние учебного предмета шахматы на растущую личность — малоизученная проблема, оно требует специального исследования. И поскольку проблема воспитания шахматами неразрешима без четких представлений о его критериях, то мы на протяжении ряда лет изучали воспитательные возможности древней игры. В ходе экспериментального исследования было установлено, что педагогические возможности шахмат проявляются через воспитательную основу предмета, его способности воздействовать на личность суммой влияний, которым она подвергается.

Среди свойств, качеств личности, формирующихся под влиянием древней игры, есть выявленные в экспериментальном порядке, в том числе и в ходе обучения предмету шахматы. Это — развитие оперативной памяти (А. Барташников), активизация познавательной деятельности (В. Князева,), влияние на успешность в учебе (В. Князева, И. Циов), рефлексивное, креативное мышление (Е. Кучумова, Н. Гнатко), влияние на работоспособность (М. Виленский, Б. Стеценко), сосредоточенность внимания (М. Виленский, В. Князева), комбинаторные способности (А. Авраменков, В. Князева), логические приемы мышления, логическая память (М. Виленский, В. Захаров, М. Фельдман) и др.

Несомненно, что воздействие шахмат на воспитательную готовность меняет характеристики последней. Очевидность данного феномена подтверждается нашими экспериментальными исследованиями. Побуждение, пробуждение, тренинг готовности к восприятию протекает латентно, на подсознательной основе, переводя количество в качество. Аккумуляция является важным и необходимым условием воспитательной готовности. Она “открывает” каналы восприятия и является его проводником.

Наши экспериментальные результаты свидетельствуют о том, что занятия шахматами воздействуют на личность избирательно, сообразно природе ребенка, но

1) каждый конкретный случай содержит элементы общего развития личности: слияние в индивиде разнообразного влияния обеспечивает целостность качеств личности,

2) воспитательное воздействие шахматной игры, обнаруживая готовность нервной системы к восприятию, затрагивает потаенные уголки психики, сознания,

3) положительное воздействие игры на нервную систему создает перспективы влияния шахмат на воспитательную готовность, педагогическое прогнозирование.

Воспитательное значение шахматной игры, таким образом, разнообразно и многоаспектно.

Характерной особенностью школьных шахмат является то, что при обучении игре воспитание не выпадает из педагогического поля, какими бы ни были его содержание, технология или организационные формы.

Проанализировав работы ученых, практиков, мы синтезировали сферу педагогического влияния шахмат на растущую личность. Воспитательное влияние шахмат обширно. Нами выявлено, что ШАХМАТЫ

Как следует из вышесказанного, спектр воздействия шахматной игры внушителен, что актуально для современной школы. Данные выводы сложились в результате изучения педагогического феномена шахмат в разных условиях и на разных возрастных группах — от дошкольников до выпускников школ, в южной, средней и северной климатических зонах. Конкретная сфера влияния игры определялась условиями и целями экспериментов и специального наблюдения, что указывает на особенности организации педагогического процесса, возрастные рамки преподавания.

Таким образом, педагогическое влияние шахмат проявляется на всех возрастных этапах развития личности, что дает основание использовать их в качестве средства воспитания и научения от дошкольников до старших юношей. Безусловно, это исследование должно быть продолжено, особенно в экспериментальной части. Существует вероятность, что по мере изучения феномена, будут открыты новые стороны воздействия шахмат на личность. Их воспитательное влияние многообещающе и ставить на этом точку нецелесообразно.

Дело за существенным: необходимо не только познать, но и научиться использовать этот мощный педагогический потенциал шахматной игры на практике, в том числе и в рамках личностно-ориентированного обучения. Слово в том числе и за наукой.

Использованная литература

1. Князева В. Структура и содержание учебного предмета шахматы в системе общеобразовательной школы России. — Дисс. … докт. пед. наук. — М., 2000. — 403 с.

2. Сухомлинский В.В. Сердце отдаю детям. — К.: Ряд. школа, 1988. — 272 с.

 

Комментарий И.Г.Сухина: Данная публикация произведена с любезного разрешения автора. Мы с удовольствием предоставили нашу трибуну Валентине Владимировне, первой в РФ в 2000 году защитившей докторскую диссертацию по “школьным шахматам”. Настоящая статья представляет особый интерес благодаря вниманию к яркой личности Василия Александровича Сухомлинского. К сожалению, признавая значимое место шахмат в развитии личности ребёнка, Василий Александрович в своих многочисленных работах очень мало строк посвятил собственно шахматам, большинство из которых вошли в золотой фонд шахматных цитат и приведены в данной статье. Каждая новая зарисовка о Сухомлинском бесценна. Вот фрагмент, цитирую автора, В.В.Князева: “Шел 1942 год, В.А. Сухомлинский преподает в школе шахматы. Знаменательный факт: педагог учит ребятишек шахматной игре и через нее пытается развить память, внимание, творческие способности”. Меня, как и многих моих коллег, раньше поражала фантастическая работоспособность Василия Александровича, большое количество написанных им книг и статей. Не все знают причины этого, которая заключена в личной трагедии мыслителя. Об этом можно прочитать в материале “Письмо Василия Александровича Сухомлинского профессору Э.Г.Костяшкину от 24.08.67 г.” - http://suhin.narod.ru/suhomlin.htm. Огромный интерес представляет факт личной переписки В.В.Князевой с директором школы имени В.А. Сухомлинского Г.К. Настасьевым, выражаем надежду, что со временем узнаем об этой переписке побольше. В этой связи вспомним статью Г. Настасьева, директора Павлышской средней школы им. В. А. Сухомлинского, заслуженного учителя УССР, кандидата педагогических наук "Незабываемые уроки Сухомлинского", опубликованную в журнале "Шахматы в СССР", 1985, №2, с.17. Она приведена нами на веб-странице - О пользе шахмат: Экспериментальные результаты. Других статей Настасьева по теме мы не знаем, а жаль. Большую научную ценность в статье Валентины Владимировны представляет также синтез “сферы педагогического влияния шахмат на растущую личность” из 32-х пунктов. Статья Валентины Владимировны несомненно будет интересна всем, для кого значима научная составляющая шахмат.

 

Дополнительная информация об авторе (прислано В.В.Князевой):

Князева Валентина Владимировна - доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета.

Учитель. Автор концепции развивающего обучения. Лауреат занковского конкурса развивающего бучения в основной школе (“Новая школа”, Москва, 1995). Автор программы “Школа мысли Князевой” по подготовке детей к обучению в школе с использованием шахматной игры. Автор концепции шахматного всеобуча”. Автор проекта “Человек культуры”. Член Союза журналистов России.

Круг научных интересов: философия педагогики, методология педагогики, проблемы методологической культуры, содержание и методы профессиональной подготовки педагогов-исследователей, проблемы дидактики, содержания непрерывного образования, истории педагогики и образования, культуры и культуротворчества в педагогике, математическая статистика в педагогике, учебный предмет шахматы в общеобразовательной школе, современный учебник, дошкольная педагогика, начальная школа, общеобразовательная школа, высшая школа, послевузовское образование.

Опубликовано лично и в соавторстве 20 монографий и учебных пособий. Среди них: “Азбука шахматиста” (1990, 1991), “Уроки шахмат” (1992), “Словарь шахматных терминов” (1998), “Северный Филидор” (1999), “Экономика в школе” (2002), “Как работать над диссертацией и защищать ее. Практические советы с точки зрения соискателя и эксперта” (2002, 2003), “Делим пополам” (2003), “Человек культуры” (2004), “Человек культуры: дополнительное образование” (2006), “Человек культуры: воспитательное пространство” (2007), “Современный Коменский в аналитическом изложении, таблицах, схемах, цитатах” (2007).

Автор более 120 научных публикаций.

 

В.В.Князева “МОЁ КРЕДО”

Пусть жизнь — прибой и в шахматы игра,

То вскрытый шах, то вилка, то атака,

То равновесья мудрости полна

В смирении прибрежная волна

Скользит назад, недавний забияка.

Мне удивляться,

воздухом дыша,

Входя в вечерний сумрак.

На пороге

Дня каждого стоять и обмирать

И вместе с ночью умирать опять

И всякий раз

спешить рождаться внове.

Я вас приму:

и буйство, и покой,

И беспокойство

будничных сражений.

Бегут часы, слагаясь чередой

В дела, отмеченные простотой,

Создал которые

природы гений...

А я стою за шахматной доской,

где простота и сложность —

воедины.

Здесь сеанс игры ведет морской прибой...

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/knyazeva1.htm

© 2007 Князева В.В.

 

Hosted by uCoz