Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

 

 

УРАО “ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ”

 

Заседание Учёного совета

25 января 2010 года: 11.00 – 13.30

 

Ежегодная общеинститутская конференция по итогам НИР за 2009 год

 

Повестка дня:

 

Доклады сотрудников Института:

 

“Проблема педагога как ключевая проблема теории и практики воспитания” (И.В.Степанова).

“О введении экспериментального курса “Основы религиозной культуры и светской этики” в контексте духовно-нравственного развития личности (Т.Д.Шапошникова).

“Теоретические подходы к преподаванию шахмат в общеобразовательных школах России и за рубежом: сравнительный анализ” (И.Г.Сухин).

“Анализ заседаний ЕГЭ по русскому языку” (Л.М.Дьяконова).

“Воспитательный потенциал межвозрастного взаимодействия в детском общественном объединении” (В.В.Круглов).

 

Конференция проведена. Вот фрагмент моего выступления “Теоретические подходы к преподаванию шахмат в общеобразовательных школах России и за рубежом: сравнительный анализ”.

 

И.Г.Сухин:

Глобальные процессы, протекающие во многих сферах деятельности человечества, затрагивают и систему образования. Ученые многих стран озабочены поиском решения ключевых проблем современного образования.

Так, в монографии “Стандартизация общего образования в зарубежной педагогике” В.А.Мясников, Н.Н.Найдёнова, И.А Тагунова указывают: “Главная цель современной стандартизации в мире в большей степени состоит в стимулировании развития учебных технологий, совершенствования содержания обучения, создания условий для творческого подхода учителей, формирования проблемного критического творческого мышления учащихся, развития их способностей применять полученные знания на практике в новых жизненных обстоятельствах, а также развития коммуникативных навыков и гражданской ответственности” [1, с. 121-122].

А М.Кастельс отмечает: “Главным моментом здесь является переход от собственно обучения к обучению тому, как учиться…, поэтому действительно необходимым качеством здесь становится умение принимать решения в отношении того, что именно нужно искать, как искать, как обрабатывать и как использовать найденное, чтобы суметь выполнить задачу, побудившую к поиску соответствующей информации. Другими словами, новая форма обучения ориентирована на выработку умения трансформировать информацию в знания, а знания – в действия. В целом система учебных заведений – как в США, так и во всем мире – по общим отзывам ужасающе не приспособлена для использования этой новой методологии обучения. Даже если она имеет на своем вооружении соответствующую методику, она испытывает нехватку преподавателей, способных эффективно ее использовать, и ей недостает педагогической и институциональной организации для распространения новых навыков обучения” [2, с. 297].

Неудивительно, что в последние годы ведётся поиск дисциплин, которые могут способствовать в решении данных задач. С этих позиций и рассмотрим процессы, связанные с внедрением такой учебной дисциплины как шахматы.

Не следует полагать, что шахматы как учебный предмет чужеродны для системы образования…

 

…В зарубежных странах проблему обеспечения школ учебной литературой обычно решают так: дают рекомендацию министерства образования лучшим учебникам для начинающих шахматистов. Но не учитывается, что эти учебники нацелены на спортивное совершенствование детей, а не на их общее развитие. На самом деле вначале должна быть разработана и рекомендована органами образования программа, имеющая чёткое целеполагание, а затем написаны учебно-методические комплекты, реализующие базовую цель и предназначенные для определенного контингента преподавателей. Так, в России рекомендацию Министерства образования получил трехлетний курс “Шахматы – школе”, предназначенный для развития способности действовать “в уме”, преподавать который в состоянии учителя начальных классов. Данный курс базируется на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и трудах об этапах развития способности действовать "в уме" Я.А.Пономарева.

В последние годы и Запад, и Восток перенимают подходы к шахматам, которые характерны с 1994 года для России:

1) за рубежом начата разработка учебно-методических комплектов для преподавания шахмат в школе;

2) к преподаванию всё шире привлекаются не шахматисты, а профессиональные учителя;

3) шахматы начинают рассматриваться как инструмент развития.

Вместе с тем пока ещё за рубежом в целом нет понимания, что нельзя оценивать пользу шахмат как учебного предмета начальной школы в отрыве:

1) от конкретного научно-обоснованного учебного курса;

2) от конкретной технологии преподавания данного курса;

3) от целеполагания, выделения главной идеи курса шахмат, на которую должны “работать” все составляющие учебно-методических комплектов…

 

Литература:

 

1. Мясников В.А., Найдёнова Н.Н., Тагунова И.А. Стандартизация общего образования в зарубежной педагогике: Монография. – М.: ИТИП РАО, 2008. – 144 с.

2. Кастельс М. Галактика Интернет. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 328 с.

 

Также я проинформировал участников "Ежегодной общеинститутской конференции" о грядущей научно-практической конференции "Шахматы как инновационный учебный предмет в системе образования" (Москва, РГСУ, 31 января – 1 февраля 2010 г., 10.00 – 14.00) и предложил всем, кого заинтересует эта тематика, стать участниками или гостями конференции в РГСУ.

 

 

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/itip1.htm

© 2010 Сухин И.Г.

 

 

Hosted by uCoz