Али Нихат Языджи и направление "Шахматы в школах"

Выдержки из предвыборной программы: Обзор сайта "Мы – Европа" и комментарий

 

 

Цели и задачи

Основными целями и задачами организации являются:

Содействовать или поддерживать такие мероприятий или программы, которые будут способствовать улучшению стандартов обучения, научных исследований, организации, а также другие виды деятельности, которые могут способствовать росту и распространению шахматных знаний;

Вывести развитие системы на такой уровень, чтобы люди приобщались к шахматам, начиная с дошкольного возраста и на протяжении всей своей жизни, что, в конечном счете, привело бы к достижению высокого уровня участия относительно других видов спорта в мире.

 

 

Развитие

Потенциал развития через программу “шахматы в школах”.

Мы будем разрабатывать программы внедрения шахмат в европейских школах и в этом способны достичь больших результатов. Мы должны подготовить соответствующее программное обеспечение, печатные и учебные материалы, а также сформировать учительскую базу. Кроме того, необходимо учитывать содействие родителей и волонтеров, которое нужно для осуществления наших целей.

Поэтому мы создали специальную Комиссию по “шахматам в школах”, чтобы разработать соответствующее учебное пособие (видео, Интернет, печатное), а также необходимые обучающие материалы (учебные материалы, программное обеспечение, комплекты, демонстрационных доски), которые будут в распоряжении Совета по внедрению и поддержке программы “шахматы в школах” во всех 54 членах федераций ЕШС…

 

Резюме

Шахматы, вероятно, один из старейших и самых популярных интеллектуальных видов спорта в мире. Они являются общепризнанной частью нашей современной культуры, и воспринимается положительно, как умение играть в шахматы, так и показатель уровня мастерства и повышения квалификации. Влияние информационных технологий на шахматы следует признать весьма позитивным. Они глобально воздействуют на рост числа шахматной информации, осведомленности и возможности играть.

Шахматы, безусловно, это спорт для каждого, и в рамках международных и национальных тренировочных программ для всех уровней, мы продолжим наблюдать увеличение количества игроков…

 

Обзор Европейских шахмат

Европейский Шахматный Союз является некоммерческой организацией, которая предоставляет мировому шахматному сообществу полную программу шахматных мероприятий на всех уровнях и эффективную структуры. ЕШС состоит из 54 членов федераций с населением 830 млн.

Большинство титулованных и профессиональных игроков находятся в Европе, и на январь 2010 рейтинг-лист насчитывал более 12 тысяч титулованных игроков в мире, из которых 75% являются членами федераций ЕШС. А самый высокий титул категории (ГМ) принадлежит 1178 гроссмейстерам (мужчинам и женщинам) из Европы, при том, что всего ФИДЕ насчитывает 1512 гроссмейстеров!..

Совет ЕШС, комиссии, персонал и волонтеры должны упорно работать над внедрением качественного опыта через шахматы наиболее эффективным и действенным способом, глядя с оптимизмом на будущее этой исключительной организации.

Будут созданы специальные комиссии по программам “шахматы в школах”, арбитрам, тренерам и другим мероприятиям. Цели каждой комиссии будут четко изложены и в то же время, предусмотрены возможные достижения. Ресурсы должны быть под эффективным контролем, и результаты обязательно появятся…

 

Шахматы в школах

Не вызывает сомнения, что успехи в шахматах зависят от развития шахмат в школах. С новой командой Мы – Европа, Президент станет консультантом для всех федераций, которые хотят добиться успеха в проектах “шахматы в школах”. Мы принципиально верим, что “шахматы в школах” - это тот ключевой, решающий и стимулирующий механизм, который работает для популяризации шахмат. Он может быть успешно внедрен в каждой стране и привлекать к шахматам огромное количество детей. We have a fundamental belief that “Chess in schools” is the main and critical promotional engine which creates a huge awareness and popularity with a gigantic number of children in each country.

Мы, конечно же, располагаем сведениями, что в каждой стране существуют различные системы образования со своими законами. Наши модифицированные службы будут заниматься адаптацией системы, для создания специальной модели для каждой федерации, которая захочет внедрить этот проект. Наша позиция не будет покровительственной, напротив, мы хотим стать свободными консультантами и партнерами. Мы хотели бы поделится здесь полезной информацией с читателями.

Множественный интеллект Говарда Гарднера. Научные преимущества шахмат. Целью является не подготовка гроссмейстеров в школе, а введение шахмат как курса обучения для детей, наравне с рисованием, музыкой, родным языком. Мы хотим создать наших маленьких гражданам преимущество и возможность обучения шахматам. Мы хотим создать наших “детей будущего”.

Конечно же, результат такой работы будет выражаться в том, что молодое поколение начнет изучать шахматы и одновременно вовлекать в игру своих родителей. Это привлечет спонсоров на национальном и континентальном уровне. И не стоит недооценивать тот огромный процент населения, который присоединиться к шахматным клубам и станет членом федераций.

Разрешите поделиться с вами теми событиями, которые произошли в Турции за пять лет после внедрения программы “шахматы в школах”. Количество детей занимающихся шахматами с 2005 по 2010 годы: 2.250.000 (два миллиона двести пятьдесят тысяч). Это означает, что около 10 миллионов граждан (включая родителей и родственников) знают о шахматах или связаны с ними.

В конце 2009 года Турецкая федерация включала 174.000 членов. Наша цель – достигнуть количества 250 000 членов к концу 2010 года. Бюджет Турецкой Федерации около 6 миллионов евро в год. Благодаря бюджету, были созданы необходимые условия, и появилось много сильных игроков.

Крупнейший банк в Турции, ИсБанкаси, стал спонсором Турецкой шахматной федерации (1,2 миллиона $ в год). Федерация стала престижной спортивной организацией с доступом к Правительству, спонсорам и СМИ. Следующим шагом будет проект “шахматы в клубах”!

Мы предлагаем две главные модели шахмат в школах:

1. Для небольших или развивающихся стран, в тех случаях, когда население или территория стран небольшая (Андорра, Мальта, Люксембург, Фарерские Острова, Гернси, Джерси, Сан-Марино, Исландия и др.). Лучшей моделью будет создание “шахмат в школах” в центральных клубах и направление натренированных учителей в школы из этого учреждения, аналогично Сингапурской модели. Следующим шагом будет создание шахматных клубов в каждой школе и организация регулярных соревнований.

2. Для больших стран, в случае, если население страны и территория большие (Россия, Польша, Турция, Украина). Тогда моделью будет создание шахматных курсов в каждой школе. В этом случае федерация будет задействована в процессе подготовки квалифицированных школьных учителей. Она также будет удостоверять их право обучать шахматам. Федерации должны стать регулятором этого проекта, а результатом такой работы должно стать возрастающее число детей, занимающихся шахматами. Согласно успеху маркетинга фазы “шахматы в клубе” федерация получит большую выгоду.

Мы будем все это время к вашим услугам с каждой федерацией, желающей ввести проекты “шахматы в школах” и “шахматы в клубах”.

 

 

Комментарий И.Г.Сухина: Очень интересная платформа, заслуживающий внимания материал. Крайне ценно, что Али Нихат Языджи дал много информации на русском языке, причём именно по направлению деятельности "шахматы в школах". Я полностью поддерживаю следующий тезис Али Нихат Языджи: "Целью является не подготовка гроссмейстеров в школе, а введение шахмат как курса обучения для детей, наравне с рисованием, музыкой, родным языком". Тем не менее, общая направленность материалов – исключительно спортивная (это связано с тем, что ФИДЕ и ЕШС – спортивные федерации). Принципиальное отличие моего подхода от подхода, который исповедует Али Нихат Языджи, заключается в том, что он планирует использовать ресурс "шахматы в школах" исключительно для привлечения детей в шахматный спорт, а я (например, в своей диссертации) использую огромные возможности, скрытые в шахматном материале, для достижения целей, значимых для общеобразовательной школы, и, прежде всего, для развития у детей фундаментальной способности действовать "в уме". Даже когда Али Нихат Языджи пишет: "Мы принципиально верим, что “шахматы в школах” - это тот ключевой, решающий и стимулирующий механизм, который работает для популяризации шахмат", то имеет в виду популяризацию шахмат как вида спорта. Об этом во многих местах написано явно, к примеру, Али Нихат Языджи прямо указывает: "Шахматы, вероятно, один из старейших и самых популярных интеллектуальных видов спорта в мире… Шахматы, безусловно, это спорт для каждого, и в рамках международных и национальных тренировочных программ для всех уровней, мы продолжим наблюдать увеличение количества игроков". Что ж, спортивные федерации преследуют при продвижении шахмат в школы свои цели, а система общего образования – свои. Это нормально. Главное – найти консенсунс. И здесь спортивным федерациям нужно подстраиваться под требования системы образования, а не наоборот. Пока же, на практике, нередко спортивные организации пытаются диктовать общеобразовательной школе свой спортивный подход. Вот это – тупиковый путь. Правильная организация дела здесь заключается в том, что сотрудники шахматных федераций, работники системы образования, деятели науки и представители властных структур должны сесть за общий стол переговоров, очертить сферу деятельности каждой структуры, выработать единый план действий и неукоснительно выполнять его. Причём план этот должен быть ориентирован исключительно на цели общеобразовательной школы (учитывая, что популяризация шахмат как вида спорта – результат косвенный для системы образования, но основной для спортивных федераций). И положительные примеры достижения консенсуса есть. В первую очередь, это опыт Калмыкии и Томской области. В любом случае, программа Али Нихат Языджи, ориентированная на продвижение шахмат в школы и детские сады, представляет несомненный интерес.

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/europe2010.htm

Hosted by uCoz