Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

 

 

ОТЗЫВЫ ПЕДАГОГОВ О КУРСАХ И СЕМИНАРАХ И.Г.СУХИНА, ПРОВЕДЕННЫХ ПО ПРОГРАММЕ “ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ”

 

 

2018 год

Свердловская область, г. Екатеринбург, 25–31 марта 2018 г.

Климова Татьяна (Свердловская область, г. Верхняя Пышма): Шахматы с другой стороны. Еще в детстве отец научил меня играть в шахматы. А дня три назад я узнала, что не умею играть в шахматы. Дело было так... Однажды поступил на телефон звонок с приглашением пройти обучение по курсу "Решение шахматных задач как пропедевтика изучения математики". Стало интересно, и поехала я учиться. И произошел переворот в моем сознании. Я открыла лично до себя шахматы в новом свете. Оказывается, что в шахматах заложена огромная сила... За эти четыре дня обучения я просто влюбилась... Да, да влюбилась в шахматы. И, самое главное, я поняла, как я могу через шахматы помочь своим ученикам, своей дочке научиться думать. Еще я поняла, что играть в шахматы могут единицы, потому что с первого до последнего хода игра идет по стратегии, а не просто "какой бы сейчас сделать ход". Я поняла, что главное в шахматах не "побить" короля, а ограничить подвижность противника. Вы только представьте, как должен думать шахматист, чтобы с первого хода делать обдуманные и стратегически верные ходы!!!! Еще я поняла, что нельзя давать детям разыгрывать шахматные партии, пока они не научатся "видеть" и прогнозировать. Иначе, шахматная партия превращается в "шлёпанье" по шахматной доске... Еще я познакомилась с замечательным человеком Натальей Борисовной Гвылевой. Уже несколько лет Наталья Борисовна в Екатеринбурге при помощи шахмат учит детей рассуждать и таким образом помогает им успешно учиться в школе. Но!!! Главное событие – это знакомство с Игорем Георгиевичем Сухиным. Кандидат педагогических наук, член Союза писателей России, методолог шахматного образования, кандидат в мастера спорта по шахматам. И, просто, эрудированный и неравнодушный человек. Именно Игорь Георгиевич помог мне и многим другим слушателям понять роль шахмат. И научил нас, как правильно рассказывать детям о шахматах и, как научить ребенка стратегии, планированию, развить логику и просто научиться нетривиально думать... Что ж Слава и Вера, начинаем заниматься. С 3 апреля....

Барышникова Юлия: Замечательный семинар, Игорь Георгиевич – мастер своего дела, горит им и смог зажечь нас. Я постараюсь сохранить этот огонь и передать его детям. Спасибо!

Бобкова Елена: Хочу сказать большое спасибо Вам (примечание – организатору курсов Наталье Борисовне Гвылёвой) и Игорю Георгиевичу. Разработанная методика обучения просто замечательно пойдет для дошкольников. Интересно детям, интересно взрослым. Объяснения детям основ шахматной игры – в очень доступной для них игровой форме. Другие учебники, которые я использовала, подходят только для детей высокомотивированных игрой в шахматы, – чтобы запомнить в них правила шахматной игры надо приложить значительные усилия. В методе И.Г. Сухина в игре дети незаметно запоминают правила, испытывают удовольствие от результата своей деятельности. Очень рада, что попала на этот курс. Отдельно хотелось бы сказать Вам спасибо за организацию всего процесса обучения, за эмоциональный комфорт во время обучения.

 

 

 

 

2014 год

9 декабря 2014 г. г. Покровск Республика Саха (Якутия).

Отзывы по курсу И.Г. Сухина “Шахматы, первый год или там клетки черно-белые чудес и тайн полны”

Фролова Валентина Витальевна: познакомилась с игрой шахматы впервые, научилась делать ходы разнообразными фигурами и даже немного играть. Впечатления очень позитивные. Курсы отличные: доступность материала, интересная подача, легкость, эмоциональность, юмор. Новичкам, конечно, трудно, но интересно.

Кондратьева Анастасия Николаевна: научилась методике преподавания шахмат, как детям не отбить охоту к игре. Очень многому научилась.

Филиппова Инга Алексеевна: Интересно было узнать методику как правильно научить играть в шахматы детей дошкольного возраста. Научилась ходить ладьей. Познакомилась с шахматной фигурой “конь”, которая мне трудно далась. Курсы очень увлекательны и доступны.

Горохова Софья Спиридоновна: узнала много нового про шахматы, фигуры, ходы, задачи, дидактические игры, задачки. Научилась играть со всеми фигурами.

Кроус Мария Дмитриевна: узнала, что есть шахматы, как называется каждая фигура. Научилась отличать фигуры, ходы. Мало времени было для обучения, много трудностей было с фигурами “конь” и “пешка”.

Гумеева Анастасия Николаевна: Научилась методике преподавания с нуля. Узнала много новых и занимательных способов обучения детей шахматам. Программа доступная, затруднений не возникло. Хотелось бы посетить курсы второго года обучения.

Захаров Семен Иванович: Занимаюсь шахматами 20 лет. На курсах научился методике обучения шахматам детей дошкольного возраста и начальных классов. Курсы превзошли все мои ожидания.

Макаров Николай Исаевич: Занимаюсь шахматами 35 лет. Научился новой методике преподавания шахмат для детей начальных классов. Впечатления огромные. И.Г. Сухин разработал уникальную методику для обучения детей шахматам, доступно для восприятия детям младшего возраста.

Негнюрова Светлана Алексеевна: Думала, что это очень “сложная” трудная игра по шахматам, а оказывается можно научиться через игровую форму. С помощью шахмат можно научить ребенка думать, мыслить, анализировать (логическое мышление). Оказывается, мы уже научились “думать”, вначале было “лень” думать.

Пестеров Геннадий Константинович: Познакомился с методикой как начать учить младших школьников игре шахматам по учебнику Сухина И.Г., решать задачи, концовки … Проявлять интерес детей к играм в шахматы. Впечатления огромные, узнал много интересных способов игре в шахматы.

Демин Павел Сергеевич: Узнал методику преподавания шахмат в школе, правильно преподносить информацию о шахматах для детей младшего возраста. Впечатления потрясающие, посмотрел и взял опыт у мастера, профессионала в сфере педагогики И.Г. Сухина.

Гаврильева Анна Михайловна: Открыла для себя мир шахмат, основные понятия, приемы.

Слепцова Дария Николаевна: Ознакомилась с правилами игры в шахматы. Переняла опыт по методике преподавания предмета “шахматы”.

Аргунова Зинаида Ивановна: Я третий раз на курсах И.Г. Сухина. Каждый раз с удивлением раскрываю для себя, что – то новое в шахматном мире. Шахматы это сказка!

Осипова Саргылана Ивановна: Я раньше проходила 2 и 3 год обучения. Но курсы 1 год обучения - самые лучшие! Очень понравились дидактические игры для начинающих.

Гаврильева Мария Юрьевна: Так как ранее по первому году обучения не обучалась, сразу перешла на второй и третий год обучения не знала методику преподавания, а сейчас уже многое узнала, именно по методике.

ПОЖЕЛАНИЯ

Спасибо большое, что Вы проводите такие замечательные курсы, за то, что подготовили много специалистов.

Игорь Георьгиевич потрясающи преподносит материал. Хотелось бы, чтоб выпустили учебное пособие в электронном варианте, в виде программ и приложения.

Благодарны И.Г. Сухину за курсы. Очень полезные. Конкретно учит – много презентаций, приобрели учебные материалы.

Спасибо Игорю Георьгиевичу за интересный курс. Желаем в дальнейшем больших успехов.

Побольше бы таких людей как Игорь Георгиевич!

9 декабря 2014 г. г. Покровск Республика Саха (Якутия).

2013 год

Из отзывов о проведении авторских курсов И.Г.Сухина в Якутии, 21-25 июня 2013 года

(село Ой)

Матрёна Ефимовна Эверстова, заместитель директора Тит-Аринской школы

Курсы – уникальные. Методика и учебник от автора в подлиннике – редкая удача для учителя.

Наталья Анатольевна Родионовна, заведующая детским садом "Ёлочка", г. Синск

Очень хорошо продумано системное обучение детей игре в шахматы. Доступное использование готовых методических пособий и дидактических материалов (в Интернете).

Анна Владимировна Кельцинова, учительница начальных классов, школа №2, г. Покровск

Раньше я никогда не играла в шахматы. Знала только названия фигур. Благодаря данным курсам, и лично Игорю Георгиевичу – мастеру (великому мастеру), я узнала очень много нового и интересного. Всё было доступно, поэтапно – за 5 дней научиться мыслить – это здорово! А главное, мы разобрали дидактические упражнения, которые позволяют думать мыслить и действовать. На уроках детям будет интересно, так как учебник доступный, содержащий много упражнений.

Галина Дмитриевна Большакова, учительница начальных классов, Октёмский лицей

Что нового я узнала на данных курсах:

1. Шахматы – гимнастика ума. Это не просто игра, а развитие мышления.

2. Обучалась методике преподавания шахмат в школе.

Айталина Алексеевна Кузьмина, учительница начальных классов, школа №1, г. Покровск

На этих курсах я узнала много нового и интересного не только из мира шахмат, но и из области педагогики. Думала, что будет очень сложно, трудно учиться шахматам, но благодаря Игорю Георгиевичу всё очень интересно, увлекательно! Он настоящий педагог с большим опытом… Очень хорошая методика обучения шахматам, развития мышления, логики… Побольше бы таких мужчин-учителей в наши школы! Шахматы – в школу!

Светлана Николаевна Протодьяконова, инструктор физ. воспитания, детский сад "Сказка", г. Покровск

Я всегда считала, что люди, играющие в шашки, тяжело учатся играть в шахматы. Но курсы, проведенные Игорем Георгиевичем, изменили мое мнение. Мне очень хочется быть похожей на нашего педагога, профессионала своего дела Сухина И.Г.

Галина Гаврильевна Кононова, воспитатель д/с "Одуванчик", село Булгуннияхтах

На данных курсах я почерпнула много нового для себя. В частности, по методике преподавания. Лекции были очень интересные, эмоционально насыщенные.

Валентина Герасимовна Гермогенова, учительница начальных классов, Жемконская школа

Что нового я узнала на данных курсах: опыт преподавания шахмат в школе; детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; применение нестандартных дидактических игр, заданий; правильный методический подход к обучению младших школьников шахматной игре.

Р.П.Борисов, кандидат в мастера по шахматам, п.д.о., Октёмский лицей

Что нового я узнал на данных курсах: методы повышения занимательности при обучении детей младшего возраста.

Александра Анатольевна Скрябина, инструктор физ. воспитания, д/с "Кэскил", село Тит-Эбя

Раньше я думала, что шахматы – только для средних школьников. Теперь я знаю, что можно научить даже 2-летних детей. Очень интересные курсы.

Лариса Дмитриевна Пахомова, учительница начальных классов, школа №4, г. Покровск

Игорь Георгиевич открыл для меня увлекательный мир шахмат.

 

Письмо Валентины Акишиной

3 февраля 2013: Ханты-Мансийский автономный округ, г. Урай: Слушатель моих курсов в Ханты-Мансийске (2009) Валентина Акишина пишет:

"Я благодарна Богу, что в моей судьбе произошла судьбоносная встреча с Вами! Я долго искала своё предназначение - работала учителем музыки, музыкальным руководителем в детском саду, вела кружок журналистики (по образованию я учитель начальных классов и русский филолог)... И вот, наконец, Вы и Ваш курс "Шахматы - школе"! Я нашла дело по душе - ШАХМАТЫ для детей (и ещё пою в церковном хоре, что тоже безумно люблю). По Вашей программе легко работать, результативно (самое главное - детям нравится!). И хотя говорят, что нет предела совершенству, на практике оказывается, что Ваш шахматный курс с УМК, созданные с большой любовью, очень близки к тому!!! А то, что делается с любовью, - живёт вечно!!!"

О курсах в Тыве, 2013

Благодарность Министра образования и науки Республики Тыва: "Уважаемый Игорь Георгиевич! Министерство образования и науки Республики Тыва выражает Вам глубокую признательность за сотрудничество во внедрении шахматного образования в учебно-воспитательный процесс школ Республики Тыва. Ваш вклад в развитие шахматного образования в Российской Федерации неоценим. Учебно-методические комплексы, созданные Вами, являются основой качественного и доступного обучения детей шахматам, развития их интеллектуальной культуры и логического мышления. Важно отметить, что Ваш авторский обучающий семинар для учителей республики создал благоприятную возможность для успешного внедрения курса "Шахматы" в содержание общего и дополнительного образования Республики Тыва. Мы надеемся, что наше сотрудничество продолжится и будет плодотворным! С уважением, министр К.А.Бичелдей. 29 марта 2013 г. Г. Кызыл".

28 марта 2013: Республика Тыва: Шестой день работы обучающего семинара "Федеральный курс "Шахматы – школе": Первый год обучения": Ключевым событием дня стало посещение семинара Министром образования и науки Республики Тыва! В 18.00 Министр образования и науки Республики Тыва Каадыр-оол Алексеевич Бичелдей вошёл в зал для занятий. И слушатели семинара смогли воочию убедиться, какое значение придаётся в Республике развитию шахматного образования! Вот информация о визите, опубликованная на следующей день пресс-службой Министерства образования и науки: "Министр образования и науки Республики Тыва Каадыр-оол Бичелдей побывал в гимназии № 9 г. Кызыла, где сегодня завершился авторский обучающий семинар кандидата педагогических наук, автора федерального учебного курса для начальной школы “Шахматы – школе” Игоря Сухина. Общение Каадыр-оола Бичелдея и Игоря Сухина было не очень долгим, но и за это короткое время они успели обменяться любезностями, выразив обоюдную радость сотрудничества и общения. По тувинской традиции министр преподнёс гостю кадак и подарил на память шахматы, изготовленные из агальматолита. В свою очередь И.Г.Сухин подарил К.А. Бичелдею одно из своих изданий, посвященное шахматам. Тут же состоялась короткая партия в шахматы, которая закончилась вничью. В общении Каадыр-оол Алексеевич поблагодарил Игоря Георгиевича, за то, что он откликнулся на приглашение и целую неделю проводил для наших учителей семинар, что в свете подготовительных мероприятий, проводимых в 2012-2013 учебном году Министерством образования и науки Республики Тыва по внедрению курса “Шахматы” в содержание общего образования Республики Тыва очень важно. Отметил министр и то, что уже закуплена учебная литература, автором которой является Игорь Сухин. Ну, и самое главное, Каадыр-оол Бичелдей познакомил гостя и слушателей с проектом строительства шахматного клуба, инициатором строительства которого выступил сам Глава – Председатель Правительства Республики Тыва Шолбан Кара-оол. Эта приятная новость, безусловно, всех порадовала, а Игоря Сухина вдохновила на продолжение разговора о шахматах. Поделился он и тем, что работал со своей программой во многих регионах России, но такого трепетного отношения к шахматам он нигде не видел. Поразился он и тому, что инициатором внедрения шахмат в школу, проведением подобного семинара выступило министерство образования. Ну, здесь Игорь Сухин и Каадыр-оол Бичелдей сошлись в одном мнении, что шахматы способствуют развитию у детей способности действовать “в уме” и это центральное звено построения учебного курса шахмат в системе образования и хорошо, если это будет сделано именно в начальной школе. В завершении встречи министр еще раз поблагодарил Игоря Сухина за проведенные семинары, выразил надежду на дальнейшее сотрудничество. В свою очередь Игорь Георгиевич с радостью откликнулся на сотрудничество, заверив, что в случае приглашения будет рад еще не раз приехать в Туву, где есть благодатная почва для развития, талантливые шахматисты, поддержка правительства и министерства образования".

О курсах в Самаре, 2013

17 мая 2013: Самара: На закрытии курсов Вице-президент Самарской Федерации шахмат Станислав Борисович Янушевский преподнёс Благодарственное письмо с таким текстом: "Уважаемый Игорь Георгиевич! Региональная общественная организация "Федерация шахмат Самарской области" выражает Вам благодарность за проведение семинара по программе профессионального модуля "Технология проведения шахматных занятий в начальной школе". От всей души желаем Вам крепкого здоровья, неиссякаемой душевной энергии, счастья, благополучию в личной жизни и надеемся на дальнейшее сотрудничество. Вице-президент С.Б.Янушевский". Очень приятно было услышать тёплые слова о курсах от слушателей. Но для меня всегда очень важно то, что происходит на самих курсах, но неизмеримо важнее то, что происходит потом. Поэтому очень приятно, что в тот же день я получил от слушателей первое письмо по электронной почте: "Игорь Георгиевич! Очень скучно без ваших лекций! Как вы добрались? Елена Иутина", а днём позже такое: "Здравствуйте, Игорь Георгиевич!!! Как доехали? Какие впечатления оставила у вас в душе Самара? Удачи ВАМ и успехов в вашем великом труде!!! Оксана Холостых". Вот для этого и живём, чтобы приносить реальную пользу людям, а не работать формально. Очень приятно, что кроме слушателей из Самары на курсы приехала и преподаватель шахмат из гимназии св. Василия Великого, Одинцовского района Московской области Евгения. Когда на курсы приезжают более чем за 1000 км, то это налагает особую ответственность!

2012 год

Якутия, 2012

5 ноября 2012: Республика Саха: 9.00 - 12.00, 14.00 - 18.00. Окончание работы авторских курсов "Обучение шахматной игре как средство интеллектуального развития детей" в “Институте развития образования и повышения квалификации” в Якутске. Обмен передовым опытом между учащимися курсов: Выступления Я.Г.Винокурова, М.В.Корякиной, А.С.Ивановой, А.Е.Платоновой и других. Круглый стол. Вручение сертификатов. Было сказано много тёплых, сердечных слов. А Ольга Георгиевна Бронникова от лица всех слушателей курсов зачитала стихи, в которых есть такие строчки: "Бросив все свои дела из далёка далека Прилетел профессор к нам по своим большим делам… Мы трудились, трудились Честно скажем научились! Много опыта набрались, Потому что мы старались! Вам спасибо говорим Очень вас благодарим… Игорь Георгиевич, к нам приезжайте! Шахматным тонкостям нас обучайте! Будем Вас ждать, скучать, вспоминать, А главное в шахматы будем играть!!!" Во второй половине курсов их курировала доцент кафедры дошкольного и начального образования Лена Дмитриевна Троева-Лугинова, которая отметила при проведении круглого стола высокий уровень проведения курсов, а Пётр Николаевич Калачёв (1 разряд по шахматам и МС по борьбе) сказал: "Эти курсы – большой праздник для меня!", добавив, что раньше занимался по другим учебникам, и всегда была большая проблема составить план, а у И.Г.Сухина всё так просто, что "любой дурак сможет работать". И сказал, что в следующий приезд я непременно должен побывать у них в Чупарче. Очень дороги мне слова одной из слушательниц о том, что она уже много курсов посетила, но эти курсы – исключительные! Так и стремлюсь всегда работать. Разве можно иначе? А сейчас изучаю письменные отзывы слушателей, и ещё напишу об этом.

2011 год

В.М.Моисеев

Лучше один раз увидеть (о курсах в Нижневартовске, 2011)

Известная фраза о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, как нельзя лучше характеризует то, с чем столкнулись слушатели курсов по внедрению шахмат как учебной дисциплины в систему образования, которые прошли на базе Центра детского и юношеского технического творчества “Патриот” города Нижневартовска.

В шахматном мире Игорь Георгиевич Сухин – фигура легендарная и во многом даже культовая. Трудно найти человека, не знакомого с его книгами (а их он написал более 100). Многие из тех, кто учился в школе в последние 15-20 лет, что называется, “выросли” на его головоломках, занимательных задачах, ребусах и т.д. Игорь Георгиевич – автор единственного в России учебно-методического комплекта для обучения шахматам в начальной школе. Все знают его как человека, который долгие годы вёл шахматный отдел в “Учительской газете” и всячески пропагандировал древнюю индийскую игру.

Но главная заслуга Игоря Георгиевича в другом. Трудно найти человека, столь увлечённого делом всей своей жизни – внедрением шахмат в начальное звено системы образования. И в этом воочию смогли убедиться слушатели его 10-дневных курсов из школ, детских садов и учреждений дополнительного образования Нижневартовска. Все они на себе ощутили влияние незаурядной личности московского мэтра. Организаторы курсов столкнулись с вполне понятными трудностями – конец учебного года, поэтому сложно собрать тот контингент, на который они изначально нацеливались (учителя начальных классов). Пришлось частично разбавить состав слушателей воспитателями детских садов и педагогами дополнительного образования. Но Игорь Георгиевич сумел продемонстрировать свой класс – ему удалось сплотить коллектив, зажечь всех общей идеей, сделав при этом своими союзниками и квалифицированных шахматистов (они помогали другим осваивать премудрости древней игры), и тех, кто до этого не был знаком даже с ходами фигур. И таким образом минус превратил в плюс. В этом – его высочайший профессионализм.Оставалось лишь поражаться, откуда берётся столько сил у человека, фамилия которого удивительным образом соответствует его внешнему облику. Ещё слушатели самых первых курсов Сухина в Югре, которые проходили полтора года назад в столице округа, с уважением говорили о нём – Трудоголик. Подтвердил свою репутацию Игорь Георгиевич и в Нижневартовске. Он успел побывать везде – и в городском шахматном клубе, куда был приглашён в качестве почётного гостя на первенство Нижневартовска среди юношей и девушек, и в Православной гимназии, где выступил перед детьми и их родителями, после чего дал сеанс одновременной игры, и на традиционном воскресном турнире школьников в Центре детского и юношеского технического творчества “Патриот”. Посетил он и в Департамент образования Нижневартовска, где встречался с его руководителями. И везде с жаром доказывал несомненную пользу от введения уроков шахмат в начальном звене школы. Пришедшая на закрытие курсов методист Центра развития образования города Ирина Викторовна Вайс была просто поражена и ошарашена неуёмной энергией московского лектора, и в частной беседе после их окончания честно призналась, что только сейчас в полной мере осознала масштаб личности Игоря Георгиевича Сухина. По её словам, именно таким и должен быть настоящий Педагог – увлечённым, ведущим за собой, отстаивающим свою идею, не боящимся говорить о проблемах никому, даже первым лицам.

Что касается сути методики Сухина, то следует отметить несколько моментов. По его глубокому убеждению, шахматы являются идеальным инструментом для развития способности действовать в уме, и потому крайне необходимы начальной школе, где это умение закладывается и формируется. На многочисленных примерах (в том числе и своих дочерей, которые без помощи родителей учились в школе на одни пятёрки, а потом легко поступили в престижные московские вузы и закончили их с отличием) он доказывает, что шахматы, в первую очередь, учат самостоятельности, умению составлять план действий и последовательно решать возникающие по пути задачи. Все эти ценнейшие качества обязательно пригодятся человеку в последующей жизни. Ещё один очень важный момент – в шахматах по методике Игоря Георгиевича нет проигравших, каждый уходит с занятия окрылённым, с чувством гордости от того, что ему удалось решить свою, хоть и небольшую, задачу.

Общее мнение слушателей курсов подытожил педагог дополнительного образования ЦДиЮТТ “Патриот” Михаил Васильевич Николаев.

– Про Сухина я слышал и раньше. Был знаком с его книгами, программой, читал статьи в “Учительской газете”. Но к самой методике, как и многие тренеры, относился скептически. Я не жалею потраченного времени; во время занятий и бесед с Игорем Георгиевичем я убедился, что именно это и нужно детским садам и начальной школе! Ненасильственные шахматы! Шахматы – как средство развития интеллекта, способности действовать в уме. Урок шахмат – это уникальная возможность сделать успешными всех. Ребёнок должен получать радость не от того, что он отнял у товарища победу, а от того, что он с помощью педагога преодолел, победил себя и поднялся ещё на одну ступеньку своего развития! Такая победа дороже любых других побед! Что мы видим сейчас – педагоги-тренеры пытаются строить урок шахмат, копируя занятие в шахматном кружке. Вначале теория, затем игра и анализ партии. Для кружка это нормальный план занятия, для урока шахмат – нет! Шахматы настолько многогранная игра, сложный мир образов, что они могут и объединять людей, и разъединять их по принципу “победитель и побеждённый”. На курсах я убедился – методика Сухина необходима воспитателям детских садов и учителям начальных классов, и буду всячески пропагандировать её в меру своих сил. Уже родилась идея создания городского методического центра, который объединит и скоординирует усилия тех, кто также поддерживает подходы Игоря Георгиевича. Можно добавить, что Нижневартовск имеет богатейшие традиции в вопросах внедрения шахмат в школу. Ярчайший пример – школа №33, новатор шахматного всеобуча в округе. И прошедшие курсы явились подтверждением того, что у древней игры хорошее будущее – я лишний раз убедился, что в наших образовательных учреждениях работают энтузиасты, люди, считающие шахматы исключительно полезным занятием. Ведь если каждый из тех 25-30 человек, что прослушали лекции Сухина, сможет увлечь идеей ещё столько же ребят, то будет сделан новый качественный скачок. И количество обязательно перерастет в качество. Положено хорошее начало! Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность Институту развития образования Югры и Югорской шахматной академии за организацию качественных и полезных курсов. Будем работать и с нетерпением ждать следующего приезда Игоря Георгиевича Сухина к нам в Нижневартовск.

Сатка, 2011

17 июня 2011: Только что вернулся из Сатки. Впечатления – сильнейшие. Сатка – райский уголок земли, город среди величественных гор, утопающий в зелени. На курсах "Шахматы как инновационный и здоровьесберегающий учебный предмет в начальной школе: Первый год обучения" было более полусотни слушателей, из них примерно 45% – учителя начальных классов, 45% – воспитатели детских садов, 10% – учителя-предметники и ПДО. Все они занимались очень старательно, творчески. Были созданы во всех отношениях идеальные условия для работы и отдыха, поэтому всё прошло чудесно. Сатка ещё раз подтвердила, что ныне этот город – в числе явных городов-лидеров шахматного образования.

Повторюсь, именно здесь выполнены два важных для шахматного образования РФ проекта. И достигнутые в Сатке успехи во многом связаны с именем члена Наблюдательного совета РШФ, вице-президента Челябинской ОШФ, исполнительного директора ШК “Вертикаль”, председателя ФШ Саткинского муниципального района и г. Сатка, мастера ФИДЕ Амира Мансуровича Гилязова. Эх, нам бы в России хотя бы десяток таких руководителей, как Амир Мансурович, тогда бы наши достижения и в области шахматного спорта, и в области шахматного образования были бы куда значительнее! Мы, люди, часто почему-то стесняемся отдавать должное тем руководителям, кто любит и умеет работать, а это неправильно. Амир Мансурович творчески работает сам, поэтому и кадры подобрал замечательные. Чудо-методист Сатки Лада Титова перед возвращением в Москву дала мне изучить "Книгу отзывов", в которой были отзывы о шахматных мероприятиях в Сатке с 2005 года.

О том, что курсы прошли в Сатке успешно, уже написали саткинские газеты, были показаны и телевизионные видео-сюжеты. А в уже указанной книге отзывов появились записи и от слушателей курсов. Вот один из них: "Выражаем огромную благодарность организаторам курсов "Шахматы как инновационный и здоровьесберегающий учебный предмет в начальной школе: Первый год обучения", которые проводил Игорь Георгиевич Сухин. Нами получено огромное подспорье в обеспечении методикой преподавания, усвоены принципы подбора учебного материала, заряжены атмосферой праздника на уроке. Сухин открыл в нас новый творческий потенциал. Освоение шахмат, благодаря методике Сухина, проходит: легко для педагогов, увлекательно для детей, полезно для общего развития, необходимо для будущего чемпиона. Именно такие курсы возрождают веру в педагогическую профессию…" Этот отзыв Л.В.Титова зачитала во время церемонии торжественного закрытия курсов, на котором присутствовали региональные СМИ (телевидение и пресса). Педагоги Сатки – просто замечательные, с первого дня курсов между нами установилось полное взаимопонимание, душевность, открытость, доверительность. Скажу честно, на моих курсах никому не удаётся отсидеться, к демонстрационной шахматной доске выходит все (важно сломать этот барьер). Работаем много, с большой концентрацией материала. Иначе нельзя! И одновременно даю много лёгкого занимательного материала, при этом первые полдня мы говорим не о шахматах, а о занимательных литературных, математических, логических и прочих затеях, чтобы снять психологический барьер…

2010 год

Подготовка кадров в ГАСИС для шахматного всеобуча

В поддержку президентской инициативы “Наша новая школа” Федеральное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования “Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы” (ФАОУ ДПО ГАСИС) за счет своих собственных средств с сентября 2010 года проводит цикл семинаров по обучению учителей младших классов общеобразовательных школ методике проведения уроков шахмат в школе как инструмента повышения интеллектуального уровня детей.

По результатам работы первого семинара 26.09.2010 было проведено анкетирование учителей. Вот его некоторые итоги (в режиме вопрос – ответ).

Считаете ли Вы, что проведённые занятия будут полезны для Вашей работы?

Да - 23. Нет - 0.

Пояснения педагогов:

"Дети будут весьма рады".

"Очень подробный разбор материала - понятные объяснения".

"Обучение игре в шахматы нужно начинать в раннем возрасте, все дети заняты полезным делом, мне это важно как учителю".

"Я получила необходимые методические знания для работы".

"Я обязательно буду заниматься со своими учениками шахматами, т.к. надеюсь, что это даст толчок для их развития".

"В связи с переходом на новые ФГОС есть возможность организации шахматного кружка, а полученные знания позволят преподавать в начальной школе".

Укажите, какие лекции вас не удовлетворили?

Все лекции удовлетворили - 22.

Слишком большое количество задач для решения - 1.

Пояснения педагогов:

"Все лекции замечательно построены: теория, практика, дидактические игры".

"Всё чётко, грамотно, по существу".

"Все лекции интересные и полноценные".

"Всё отлично, все лекции нужные, интересные полезные".

"Доступно, интересно".

"Мне всё очень понравилось. Шахматы меня мало интересовали. Теперь я увидела насколько это интересно, важно и увлекательно".

Укажите, какие лекции следует исключить из программы?

Никакие - 23.

Укажите, по каким лекциям необходимо увеличить количество часов?

Пояснения педагогов:

"Количество часов достаточно".

"Все предлагаемые вопросы разобраны, количество часов достаточное". "Оставить всё так, как есть".

"Мне как начинающему было всё интересно и полезно".

"Программа продумана до мелочей".

"Лекции все очень интересные. Увеличить презентации и видеофильмы".

Получали ли Вы в процессе обучения ответы на свои вопросы?

Да - 23. Нет - 0.

Какие лекции, по Вашему мнению, имеют для Вас наибольшее практическое значение?

Пояснения педагогов:

"Все".

"Всё хорошо!!!".

"Каждая из прочитанных лекций была нужна с практической точки зрения".

"Сложно выделить какие-либо лекции, была дана система".

"Эти лекции сложно разделить, все вместе связаны неразрывно".

"Разбор партий и заданий".

"В каждой лекции был материал необходимый для практического применения".

"Абсолютно все лекции имели практическое значение. Важно то, что побывали в роли учеников и самостоятельно прорешали задания".

"Обоснование шахмат как учебной дисциплины, позволяющей стать полноценным и полноправным предметом в начальной школе".

"Лекции, когда работали по учебникам с практическим решением шахматных задач. Есть возможность выйти к доске и преодолеть свой психологический барьер. Лекции, на которых использовались практическое применение слайд-показов".

"Использование разнообразных методических приёмов при обучении детей".

"Эффективные методические приёмы на шахматных занятиях, математические аспекты на шахматных занятиях".

"Развитие у детей способности действовать у уме при расчёте вариантов; применение шахматных стихотворений, головоломок с рисунками шахматных фигур".

"Решение дидактических задач".

"Практическое рассмотрение межпредметных связей, с уроками физкультуры".

Практические занятия, рассмотрение межпредметных связей".

"На которых разъясняется методика обучения шахматной игре".

"Объяснение решения шахматных задач".

"Разборы и ознакомление не с самими заданиями, а с типами заданий: "Один в поле воин", "Лабиринт".

Ваши пожелания к следующему семинару.

"Всё хорошо!!!".

"По возможности проводить семинары в дни школьных каникул, учителей будет больше присутствовать. Огромное спасибо организаторам семинара".

"Главное, чтобы был сам семинар и под руководством И. Г. Сухина".

"Чтобы он был. Спасибо".

"Семинар организован очень профессионально, всё продумано, всё отлично, спасибо".

"Чтобы он прошёл в такой же рабочей и доброжелательной обстановке".

"Проводить семинар в каникулярное время или по субботам".

"По возможности количество часов разделить на большее количество дней (хотя бы на 5)".

"Желательно проводить семинары без отрыва от производства, т.е. либо в выходные, либо в каникулярные дни (или хотя бы растянуть по одному дню в неделю, а не три сразу)".

"Перенести семинары на июль месяц, чтоб педагоги не конфликтовали в школе по поводу пропусков уроков".

"Организовать занятие в более удобное время - каникулярное, сегодня многие школы работают по триместрам: 5 недель учимся - 1 неделю отдыхаем. Это было бы удобно!".

"Немного подкорректировать программу для преподавания шахмат в 5-6 классах".

2009 год

Алексей Михайлович Безгодов, Международный гроссмейстер по шахматам, чемпион России 1993 г.

Ханты-Мансийск, 2009

КУРСЫ, КОТОРЫХ ЖДАЛИ

Во вторник, 3 ноября, в Интернет-центре шахматного мастерства начались курсы повышения квалификации по теме: “Шахматы как инновационный и здоровьесберегающий учебный предмет в системе образования”.

Учителя начальных классов, методисты, педагоги дополнительного образования получили возможность многому научиться у самого автора методики, кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника Института теории и истории педагогики Российской академии образования Игоря Георгиевича Сухина.

Игорь Георгиевич – легендарная фигура в мировой шахматной педагогике. Неутомимый труженик и великий энтузиаст, он на протяжении десятилетий доказывает необходимость шахмат в школьной программе. В сотнях книг Игорь Георгиевич подробнейшим образом рассказывает о своих наработках, ступенька за ступенькой повышая уровень шахматно-педагогической подготовки читателя. - http://chesshmao.ru/?p=2463

О курсах в Ханты-Мансийске - 2009

Андрей Ерёмин: “За шестнадцатилетнюю педагогическую деятельность посетил девять курсов повышения квалификации, но столько нужного и полезного для работы с детьми учебного материала не получал ни на одних из них. Хотя тематика курсов мне не нова – я шахматами занимаюсь уже на протяжении 30 лет, и 15 лет преподаю шахматы в школе, но более точной методики преподавания, чем у И.Г. Сухина, не встречал. Курсы мне дали новый толчок в работе с детьми. У меня растет сын, и мне не безразлично, какое образование он получит. Сейчас я всерьез задумался о преподавании шахмат у дошкольников с трёх лет по методике И.Г. Сухина”.

Сергей Кунцевич: “Именно сейчас, по счастливому стечению обстоятельств, пройденные курсы, а именно тот огромный интеллектуальный и эмоциональный заряд, которым Вы щедро наполнили нас, призван и в моём лице, найти самое широкое применение. Скажу конкретно: я устроился по совместительству на работу в МОУ детский сад №7 педагогом дополнительного образования и преподаю по Вашей методике развития ребёнка шахматы в старших и подготовительных группах (5-7 лет). Несмотря на трудности, сразу скажу, что это – не работа, а праздник. Тот колоссальный объём дополнительной помощи, который Вы даёте через Интернет, уже на первых этапах приносит результат. Большое значение имеет и то, что в детском саду созданы практически все условия для реализации методики и самых смелых творческих планов. И как прекрасно, когда удаётся работать с полной поддержкой администрации, когда усилия всех заинтересованных сторон слиты в одно русло эффективного развития, обучения и воспитания”.

Владимир Полиехов “В январе – феврале этого года принимал участие в городском конкурсе “Учитель года”, где давал открытый урок по шахматам на тему “Знакомство с ладьей”, где, кстати, использовал Ваши разработки и Ваш учебник, и не раз добрым словом вспоминал Вас”.

Наталья Эйхвальд: “Мои юные шахматисты с удовольствием смотрят шахматный мультфильм “Котята-хвастунишки” и ждут продолжения! Ваши книги, учебные пособия, статьи, лекции очень помогают в работе. А школьные шахматные учебники, мои ребята и девчата, просто полюбили! Причем не только малыши, но и старшие ребята с удовольствием и интересом выполняют задания”.

Валентина Акишина: “На городском конкурсе “Педагог года” я показала вводное занятие по шахматам, рассказала, что работаю по программе “Шахматы – школе” (заняла второе место). И сейчас директор методического центра попросила меня провести в феврале городской семинар для педагогов, так как шахматы вводят в школы… Меня приглашают директора школ вести шахматы – предлагают ставки даже посреди учебного года! Я счастлива, что нашла свое любимое дело, благодаря Вам!!!.. Работаю в ЦДОД – веду по 2 часа в неделю у 7 групп кружок в детсаду на его базе (78 ребятишек 4-6 лет), и группу ребят из начальных классов по 3 часа в неделю -10 чел. Сейчас перевела их на второй год обучения. Что характерно, взяла на обучение 4-леток для эксперимента – и знаете, настолько сильный подбор в группе и хорошие воспитатели, что эти ребятишки осваивают программу наравне со старшими группами. А шахматы для них – праздник. Еще хороший результат – одна группа детсада у меня занимается старшая логопедическая (это как раз те кадры, о которых я Вам писала – стояли “на ушах” в начале года и показатели у них были везде – ниже некуда). И сейчас они по всем предметам выдают уверенный средний уровень, что было отмечено даже в Управлении образования”.

Елена Сорокина: “Спасибо Вам большое за всё, что вы для нас сделали, за ваши увлекательные курсы. До сих пор остались незабываемые впечатления”.

Александр Касторнов: “Прочитал на вашем сайте отчет о курсах, приятно, что у вас только хорошие воспоминания о совместной работе. По приезду домой хочется тоже поделиться полученными в общении знаниями с коллегами…”

Не случайно на торжественное открытие курсов 4 мая специально пришли одни из лучших выпускников ноябрьских курсов Андрей Ерёмин и Сергей Кунцевич, которые рассказали новым слушателям о том, что дали им ноябрьские курсы.

Сергей Кунцевич рассказывал вдохновенно: “Точно так же, как Вы сейчас, в начале ноября прошлого 2009 года мы собрались здесь на достаточно длительные курсы, ещё не совсем точно представляя, чем нам придётся заниматься, и как эти занятия нам могут пригодиться в дальнейшем. Сейчас, спустя полгода, могу со всей ответственностью заявить… – настоящие курсы способны научить каждого из вас самым оптимальным, самым научно-обоснованным приёмам и методам всестороннего развития ребёнка через обучение игре в шахматы. Мало того, то, кто уже умеет играть в шахматы, после этой встречи влюбятся в шахматы ещё больше, влюбят в ним своих воспитанников, независимо от их возраста. В Вашей жизни теперь могут произойти самые неожиданные перемены, которых вы не ждали, но которые пришли благодаря этой встрече, благодаря целенаправленной работе на курсах и в дальнейшем – благодаря любви к шахматной игре и педагогической работе по воспитанию и развитию ребёнка. Хотелось бы назвать это чудом. Да, это так. Но это чудо основано на тщательном, многолетнем и глубоком научном труде, в котором все аспекты разработаны до мелочей, в котором учтены все неясности. В этом труде практически нет неразгаданных тайн, но остаётся огромное поле для собственного творчества любому педагогу, который пользуется методикой Игоря Георгиевича Сухина и относится к своей работе не как к повинности, а как к главному делу своей жизни, помня о том, что России нужны развитые и образованные дети, которым творить её великое будущее. И в моей профессиональной деятельности данная встреча принесла много радостных перемен. В декабре раздался неожиданный звонок с предложением стать педагогом дополнительного образования в детском саду №7 – одном из самых лучших детских садов г. Ханты-Мансийска. Это Центр развития ребёнка, обладатель гранта губернатора Югры, расположенный в здании-новостройке в Самарово. С февраля вот уже три месяца веду занятия с восьмью группами детей старшего и подготовительного возраста (5-7 лет) общей численностью около 60 человек в дамках дополнительных образовательных услуг. Хочу выразить особую благодарность директору детского сада Инне Викторовне Ярмановой, а также Анне Валерьевне Суховой и Татьяне Анатольевне Болотнёвой – для работы созданы прекрасные условия: отдельный кабинет, демонстрационная шахматная доска, специальные шахматные столы, наборы турнирных шахмат, шахматные часы… Все дети тянутся к шахматам. Всем детям шахматы интересны… Занятия по И.Г.Сухину – театр, путешествие, сказка. Для активизации мышления полезны загадки, даже не связанные с шахматами, в самом начале занятий, на которые мы получаем порой совершенно неожиданные ответы. Рисуем, раскрашиваем, лепим. Шьём платья (дома). Украшаем шахматный уголок фотографиями занятий и детскими рисунками шахматной тематики”. - http://chesshmao.ru/?p=4364

 

Полиехов Владимир Николаевич (г.Нягань) совершенно сразил меня остроумной эпиграммой. Вот такой:

“А нырнешь ты в лабиринт,

Будь там осторожен –

Выйти из него сухим

Вам Сухин поможет!”

…Владимир Николаевич Полиехов прочитал целую поэму “И.Г.Сухину от курсантов – учителей шахмат”, а Сергей Иванович Кунцевич вместе с автографом к своему сборнику стихотворений “Мир детства” написал: “… от слушателя блестящих курсов по развитию ребёнка с помощью шахматной игры. Пока в российском образовании и в науке есть такие люди как Вы, они останутся лучшими в мире”.

Уточню: пока есть такие творческие, инициативные, открытые всему новому педагоги как в Югре – за будущее российских детей можно быть спокойным.

Владимир Николаевич Полиехов, г. Нягань

И.Г. Сухину

от курсантов – учителей-шахмат.

ЮГРА – ноябрь- 2009г.

12.11.09г.

Кроха- сын к отцу идет

Шахматы с собой несет

Что, зачем и почему

Ничего я не пойму ?!

Батя нежно улыбнулся,

На диване потянулся,

С полки книжку достает

И ребенку подает

Книжка эта не простая

Книжка эта золотая

Сочинил её мудрец

Дядя Игорь- молодец!

Книгу эту кто узнает-

Много нового познает!

Как шагает дружно в ряд

Шахматных фигур отряд

Ох и мудрый он мужчина

Всё на свете знает:

Как задачку разрешить

Как кроссворд составить!

Он и лектор он и чтец

Игорь- парень молодец!

Он и сказочку расскажет

И рифмовочку подскажет.

Где красавец черный конь

Рвется в поле как огонь!

Где ладьи в углы забились,

А слоны уснув, забылись

Пешки бьются как орешки!

Ходит важно ферзь без спешки

Царь- король там молодец !

Всем фигурам он отец!

Как нырнешь ты в лабиринт

Будь там осторожен!

Выйти из него сухим

Вам Сухин поможет!

Вправо, влево мы ни шагу

Каждый ход здесь важен

Обхитрить всех часовых

Вам Сухин подскажет!

Мины, дым, кругом враги,

А ты один, быть может!

Биться в поле одному

Тоже он поможет!

Если съешь ты пудик соли

И проявишь силу воли,

Тогда быстро и без боли

Будешь на контрольном поле!

Если в поле ты один

Настоящий воин!

То найдешь кратчайший путь

И будешь ты доволен!

Брат ты мне или не брат

Мат тебе или не мат!

Очень я хочу понять

Кто же в этом виноват?

И скажу вам не тая

Сильна Российская земля!

Виноват опять Сухин!

Наш прекрасный гражданин!

Сухин Игорь молодец!

В шахматах большой мудрец!

Но ещё важнее роль

Он в методике- КОРОЛЬ !

Он мужчина молодец

Настоящий он отец!

Дочек- умниц воспитал

Много книжек написал!

Илюмжинов прогадал

Здесь он ход не угадал!

И учебник Сухина

К ним в Элисту не попал.

А Филипенко угадал

С Сухиным не прозевал!

В шахматах крутой мужик

К нам в Югорию попал!

Скрыто в нем зерно ученья

Шахматного озаренья

Чудный свет там возникает

В детский ум он проникает!

И таланты расцветают

Звездочки вдруг засияют!

И созвездий миллионы

Как алмазы засверкают!

 

В жизни мат не признает

В шахматах он с ним живет.

Расквадрат в диагональ!

Вертикаль в горизонталь!

Вот единственный тот мат

Тот, которому он рад!

Лекции его осилим

Пласт методики поднимем

Будем сразу на коне

В шахматной своей стране!

В шахматном здесь Интернете

Как в центральном комитете

Ковалёва нас встречала

И улыбку излучала!

Филипенко приезжал

Много важных слов сказал

Выслать шахматы с приветом

Он в Урай пообещал

Пересохни Иртыш- речка,

Развалися стара печка!

Расстаемся с Сухиным

Аж болит сердечко!

Как откроешь Интернет

Там увидишь наш привет!

Нягань, Ханты, Мегион

Посылают Вам поклон!

Пусть помогут Вам Каспаров

Разуваев и Абрамов

Двинуть шахматы вперед

Заиграл чтоб весь народ!!!

 

 

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/Sukhin_Otzyvy_na_kursy.doc

© 2018 Сухин И.Г.