Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
Гройсман Давид Ильич
доцент кафедры “Инновационные технологии”
Государственной академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы
(ГАСИС), г. Москва
Подготовка кадров в ГАСИС для шахматного всеобуча
В поддержку президентской инициативы “Наша новая школа” Федеральное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования “Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы” (ФАОУ ДПО ГАСИС) [1] за счет своих собственных средств с сентября 2010 года проводит цикл семинаров по обучению учителей младших классов общеобразовательных школ методике проведения уроков шахмат в школе как инструмента повышения интеллектуального уровня детей. В семинарах также принимают участие педагоги дошкольного звена системы образования.
Процесс обучения был организован Кафедрой инновационных технологий ГАСИС (заведующий кафедрой – профессор доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР М.Ю. Абелев) [2].
Обучение проходит в три этапа по 72-часовой программе в специально оборудованных аудиториях.
Общеобразовательные школы сами решают, с какого класса производить обучение детей (с 1-го или 2-го), в зависимости от контингента обучающихся в данной школе детей. Слушатели семинаров обеспечиваются необходимой учебно-методической литературой, написанной профессором ГАСИС И.Г. Сухиным, автором федерального курса “Шахматы – школе”, в который входят учебно-методические комплекты (УМК) трех лет обучения: “Шахматы, первый год”, “Шахматы, второй год”, “Шахматы, третий год”.
Указанные УМК предназначается для введения школьного предмета “Шахматы” для всех учащихся класса с целью развития важных когнитивных функций детей. Федеральный курс “Шахматы – школе” неоднократно проходил Экспертный совет в секции “Математика” (начальные классы) по учебной дисциплине “Шахматы”, и каждый раз удостаивался грифа “Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации”.
Федеральный курс “Шахматы – школе” и его составляющие УМК “Шахматы, первый год”, “Шахматы, второй год” и “Шахматы, третий год” прошли неоднократную апробацию, в том числе и как обязательный предмет для всех учащихся класса в первой половине дня.
За период с 01.09.2010 г. по 01.04.2011 г. в стенах ГАСИС прошли обучение 143 учителя, преимущественно из школ г. Москвы, Московской области и, в меньшей степени, из регионов России. При этом поток желающих обучаться неуклонно растет.
В связи с заинтересованностью системы образования РФ в разработке и реализации программы подготовки учителей, способных на профессиональном уровне обучать детей фундаментальной способности развития мышления, ГАСИС прилагает много усилий в этом социально значимом начинании.
Первый трехдневный семинар в ГАСИС по указанной тематике под названием “Обучение учителей начальных классов методике решения логических задач на основе шахматной игры” состоялся в сентябре 2010 года.
Основными аспектами, которые рассматривались на данном семинаре, стали следующие.
1. Обоснование шахмат как учебной дисциплины, позволяющей стать полноценным и полноправным предметом начальной школы.
2. Правила шахматной игры и новые методические и технологические приемы для успешного преподавания шахмат в общеобразовательной школе:
3. Математические игры на шахматной доске.
4. Совмещение урока шахмат с физическими упражнениями в начальной школе.
5. Детальное рассмотрение межпредметных связей урока шахмат с уроками математики, русского языка и чтения.
6. Выявление психолого-педагогических проблем, связанных с важнейшими аспектами шахматного образования.
7. Новые возможности шахматной игры для полноценного развития дошкольников и учеников младших классов.
8. Теоретические и практические аспекты проведения урока шахмат в начальной школе.
Решение о проведении этих семинаров было принято совместно с Российской шахматной федерацией (РШФ) в поддержку инициативы Президента России о создании новой школы, способной наиболее полно раскрывать личностный потенциал детей, умеющих креативно мыслить, принимать ответственные решения и учиться их реализовывать.
На открытии первого, сентябрьского, семинара выступили ректор ГАСИС, заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор А.А. Збрицкий, вице-президент ФИДЕ, почетный президент РШФ, заместитель председателя Наблюдательного совета РШФ А.В. Селиванов и кандидат педагогических наук, профессор И.Г. Сухин.
Все выступающие выразили уверенность в полезности шахмат для формирования и развития личности, повышения конкурентоспособности российских детей для их успешности в жизни. Благодаря развитию шахматного всеобуча должна расти плеяда новых молодых и талантливых ученых, управленцев, предпринимателей, способных модернизировать российскую экономику.
Семинар состоялся при поддержке Российской шахматной федерации. Проведение аналогичных семинаров предполагается в разных городах нашей страны [3–5].
По результатам работы первого семинара 26.09.2010 было проведено анкетирование учителей. В нем приняли участие 23 слушателя семинара. Вот его некоторые итоги.
Считаете ли Вы, что проведенные занятия будут полезны для Вашей работы?
Да – 23. Нет – 0.
Пояснения педагогов:
“Дети будут весьма рады”.
“Очень подробный разбор материала – понятные объяснения”.
“Обучение игре в шахматы нужно начинать в раннем возрасте, все дети заняты полезным делом, мне это важно как учителю”.
“Я получила необходимые методические знания для работы”.
“Я обязательно буду заниматься со своими учениками шахматами, так как надеюсь, что это даст толчок для их развития”.
“В связи с переходом на новые ФГОС есть возможность организации шахматного кружка, а полученные знания позволят преподавать в начальной школе”.
Укажите, какие лекции вас не удовлетворили?
Все лекции удовлетворили – 22.
Слишком большое количество задач для решения – 1.
Пояснения педагогов:
“Все лекции замечательно построены: теория, практика, дидактические игры”.
“Все четко, грамотно, по существу”.
“Все лекции интересные и полноценные”.
“Все отлично, все лекции нужные, интересные, полезные”.
“Доступно, интересно”.
“Мне все очень понравилось. Шахматы меня мало интересовали. Теперь я увидела насколько это интересно, важно и увлекательно”.
Укажите, какие лекции следует исключить из программы?
Никакие – 23.
Укажите, по каким лекциям необходимо увеличить количество часов?
Пояснения педагогов:
“Количество часов достаточно”.
“Все предлагаемые вопросы разобраны, количество часов достаточное”.
“Оставить все так, как есть”.
“Мне как начинающему было все интересно и полезно”.
“Программа продумана до мелочей”.
“Лекции все очень интересные. Увеличить презентации и видеофильмы”.
Получали ли Вы в процессе обучения ответы на свои вопросы?
Да – 23. Нет – 0.
Какие лекции, по Вашему мнению, имеют для Вас наибольшее практическое значение?
Пояснения педагогов:
“Все”.
“Все хорошо!!!”.
“Каждая из прочитанных лекций была нужна с практической точки зрения”.
“Сложно выделить какие-либо лекции, была дана система”.
“Эти лекции сложно разделить, все вместе связаны неразрывно”.
“Разбор партий и заданий”.
“В каждой лекции был материал необходимый для практического применения”.
“Абсолютно все лекции имели практическое значение. Важно то, что побывали в роли учеников и самостоятельно прорешали задания”.
“Обоснование шахмат как учебной дисциплины, позволяющей стать полноценным и полноправным предметом в начальной школе”.
“Лекции, когда работали по учебникам с практическим решением шахматных задач. Есть возможность выйти к доске и преодолеть свой психологический барьер. Лекции, на которых использовались практическое применение слайд-показов”.
“Использование разнообразных методических приемов при обучении детей”.
“Эффективные методические приемы на шахматных занятиях, математические аспекты на шахматных занятиях”.
“Развитие у детей способности действовать “в уме”, применение шахматных стихотворений, головоломок с рисунками шахматных фигур”.
“Решение дидактических задач”.
“Практическое рассмотрение межпредметных связей, с уроками физкультуры”.
“Практические занятия, рассмотрение межпредметных связей”.
“Занятия, на которых разъяснялась методика обучения шахматной игре”.
“Объяснение решения шахматных задач”.
“Разборы и ознакомление не с самими заданиями, а с типами заданий: “Один в поле воин”, “Лабиринт”.
Ваши пожелания к следующему семинару.
“Главное, чтобы был сам семинар и под руководством И.Г. Сухина”.
“Чтобы он был. Спасибо”.
“Все хорошо!!!”.
“Семинар организован очень профессионально, все продумано, все отлично, спасибо”.
“Чтобы он прошел в такой же рабочей и доброжелательной обстановке”.
“По возможности проводить семинары в дни школьных каникул, учителей будет больше присутствовать. Огромное спасибо организаторам семинара”.
“Проводить семинар в каникулярное время или по субботам”.
“По возможности количество часов разделить на большее количество дней (хотя бы на 5)”.
“Желательно проводить семинары без отрыва от производства, то есть либо в выходные, либо в каникулярные дни (или хотя бы растянуть по одному дню в неделю, а не три сразу)”.
“Перенести семинары на июль месяц, чтоб педагоги не конфликтовали в школе по поводу пропусков уроков”.
“Организовать занятие в более удобное время – каникулярное, сегодня многие школы работают по триместрам: 5 недель учимся – 1 неделю отдыхаем. Это было бы удобно!”.
“Немного подкорректировать программу для преподавания шахмат в 5–6 классах”.
В дальнейшем практика подобных семинаров в ГАСИС была продолжена. В частности, основными аспектами, которые рассматривались на семинаре, посвященном второму году обучения, стали следующие:
1. Углубление знаний о фундаментальной характеристике человеческого сознания – способности действовать в “уме” (по исследованиям Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, Я.А. Пономарева).
2. Культурологическая концепция содержания образования и ее четыре элемента.
3. Структура социального опыта: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
4. Знакомство с учебно-методическим комплектом “Шахматы, второй год” федерального курса “Шахматы – школе”: учебником, пособием для учителя, рабочими тетрадями и тетрадями для проверочных работ.
5. Детальное поурочное изучение учебника “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”.
6. Приобретение навыка решения шахматных задач второго года обучения – опыт решения задач из учебника “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”.
7. Вооружение педагогов комплексу необходимых методических и технологических приемов для успешного преподавания шахмат в общеобразовательной школе (второй год обучения).
В настоящее время Кафедра инновационных технологий ГАСИС регулярно проводит набор групп по программе “Подготовка преподавателей начальных классов обучению шахматной игре”, основанной на ключевых задачах Национальной образовательной стратегии-инициативы “Наша новая школа” и ее пяти основных направлений, о которой сказал в своем послании Федеральному Собранию РФ в ноябре 2008 года Президент РФ.
Основная цель семинаров – дать представление о шахматах как об учебном предмете в системе образования, обучить педагогов начального звена методике и технологии проведения уроков шахмат с использованием учебно-методических комплектов федерального курса “Шахматы – школе”, рекомендованного Министерством образования РФ.
Программа семинаров включает в себя три модуля – по 24 часа каждый. Каждый модуль – один год обучения (1, 2 и 3 класс начальной школы).
Курс преподает разработчик программы – профессор ГАСИС Игорь Георгиевич Сухин.
Для проведения семинаров предусмотрено использование технических средств обучения: применение мультимедийного оборудования, компьютеров, видеотрансляционной аппаратуры. Специально для проведения семинаров аудитории оборудованы шахматными досками и шахматной демонстрационной доской для преподавателя. На каждом из семинаров (посвященных первому, второму или третьему году обучения) каждый слушатель получает для работы комплект методической литературы.
На семинаре, посвященному первому году обучения, слушатели обеспечиваются следующей литературой:
Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. – 80 с.
Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. – 88 с.
Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь для начальной школы. В 2-х частях. Часть 1. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. – 32 с.
Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь для начальной школы. В 2-х частях. Часть 2. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. – 32 с.
Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. – 32 с.
Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. – 120 с.
Шахматы, первый год: Задачник, мат в один ход: 1500 малофигурных позиций. – Обнинск: Духовное возрождение, 2010. – 272 с. [6–12].
На семинаре, посвященному второму году обучения, слушатели обеспечиваются следующей литературой:
Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения. В 2-х частях. Часть 1. – Обнинск: Духовное возрождение, 2008. – 84 с.
Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения. В 2-х частях. Часть 2. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 80 с.
Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь для начальной школы. В 2-х частях. Часть 1. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. – 32 с.
Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь для начальной школы. В 2-х частях. Часть 2. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. – 32 с.
Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Тетрадь для проверочных работ. – Обнинск: Духовное возрождение, 2008. – 32 с.
Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. – Обнинск: Духовное возрождение, 2008. – 104 с. [13–18].
На семинаре, посвященному второму году обучения, слушатели обеспечиваются следующей литературой.
Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Учебник для начальной школы, третий год обучения. В 2-х частях. Часть 1. – Обнинск: Духовное возрождение, 2008. – 80 с.
Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Учебник для начальной школы, третий год обучения. В 2-х частях. Часть 2. – Обнинск: Духовное возрождение, 2008. – 80 с.
Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Рабочая тетрадь. В двух частях. Часть 1. – Обнинск: Духовное возрождение, 2010. – 32 с.
Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Рабочая тетрадь. В двух частях. Часть 2. – Обнинск: Духовное возрождение, 2010. – 32 с.
Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Тетрадь для проверочных работ. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. – 32 с.
Шахматы, третий год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 224 с. [19–24].
Первый цикл шахматных семинаров в ГАСИС завершился в марте 2011 года. Слушатели успешно прошли аттестацию и получили удостоверения государственного образца.
Слушатели, прошедшие обучение, на итоговом занятии рассказали о том, как уже стали применять данную программу в своих организациях. Они отметили, что у детей уроки шахмат вызывают неподдельный интерес, они внимательно следят за ходом урока, концентрируются на решении задач. Причем учителя применяют данную программу и для подготовительных школьных групп, и в коррекционных школах. Выпускники курса выразили уверенность в полезности шахмат для формирования и развития личности ребенка, логического мышления, умения принимать решения, и, как следствие, повышения конкурентоспособности российских детей для их успешности в жизни. Также была отмечена высокая проработанность предложенного к курсу учебно-методического материала, как для детей, так и для преподавателей.
В настоящее время модули семинара носят следующие названия.
1. Первый год обучения – “Подготовка преподавателей начальных классов обучению шахматной игре. 1-й год обучения”.
2. Второй год обучения – “Подготовка преподавателей начальных классов обучению шахматной игре. 2-й год обучения”.
3. Третий год обучения – “Подготовка преподавателей начальных классов обучению шахматной игре. 3-й год обучения”.
Приоритетными направлениями первого модуля являются:
Цель второго модуля – обучить педагогов начального звена методике и технологии проведения уроков шахмат с использованием УМК “Шахматы, второй год” федерального курса “Шахматы – школе”, рекомендованного Министерством образования РФ.
Приоритетными направлениями второго модуля являются:
Цель третьего модуля – обучить педагогов начального звена методике и технологии проведения уроков шахмат с использованием УМК “Шахматы, третий год” федерального курса “Шахматы – школе”, рекомендованного Министерством образования РФ.
Важнейшими направлениями третьего модуля являются:
Как уже было нами отмечено, обучение проводится по 24-часовому модулю. По итогам каждого трехдневного семинара слушателям вручаются Удостоверения о краткосрочном повышении квалификации. Часы программ, освоенных слушателями, в течение трех текущих лет суммируются, и по достижении 72 часов слушателю выдается удостоверение Государственного образца.
Процесс обучения проводится по адресу: 129272, Москва, Трифоновская, 57, ГАСИС (проезд до ст. метро “Рижская”). Участники семинара обеспечиваются местами в гостиницах ГАСИС. Оплата за проживание производится отдельно. Размещение участников семинара в гостиницы ГАСИС производится круглосуточно по адресу: ул. Б. Переяславская, 50 (проезд до ст. метро “Рижская”).
Для участия в семинаре необходимо направить заявку на обучение по телефонам: (495) 684–53–93, 514–21–20, е-mail: 6845393@mail.ru, доцент Гройсман Давид Ильич.
Регистрация участников семинара в день открытия с 10–00 до 11–00 в комн. 204 (2 этаж). Открытие семинаров – в 11.00 по адресу: ул. Трифоновская, 57.
Литература и Интернет-ресурсы
1. ГАСИС: http://www.gasis.ru
2. Кафедра “Инновационные технологии”: http://www.gasis.ru/chairs/7.html
3. Представляем цикл семинаров по обучению учителей начальных классов методике решения логических задач на основе шахматной игры: http://www.gasis.ru/index.sema?a=texts&id=107 и http://www.gasis.ru/news/podr/58/
4. ФАОУ ДПО ГАСИС продолжает набор групп по программе “Подготовка преподавателей начальных классов обучению шахматной игре”: http://www.gasis.ru/news/podr/217/
5. Подготовка преподавателей начальных классов обучению шахматной игре: http://www.gasis.ru/courses/course/760.html
6. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. – 80 с.
7. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. – 88 с.
8. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь для начальной школы. В 2-х частях. Часть 1. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. – 32 с.
9. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь для начальной школы. В 2-х частях. Часть 2. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. – 32 с.
10. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. – 32 с.
11. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. – 120 с.
12. Сухин И.Г. Шахматы, первый год: Задачник, мат в один ход: 1500 малофигурных позиций. – Обнинск: Духовное возрождение, 2010. – 272 с.
13. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения. В 2-х частях. Часть 1. – Обнинск: Духовное возрождение, 2008. – 84 с.
14. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения. В 2-х частях. Часть 2. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 80 с.
15. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь для начальной школы. В 2-х частях. Часть 1. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. – 32 с.
16. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь для начальной школы. В 2-х частях. Часть 2. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. – 32 с.
17. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Тетрадь для проверочных работ. – Обнинск: Духовное возрождение, 2008. – 32 с.
18. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: пособие для учителя. – Обнинск: Духовное возрождение, 2008. – 104 с.
19. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Учебник для начальной школы, третий год обучения. В 2-х частях. Часть 1. – Обнинск: Духовное возрождение, 2008. – 80 с.
20. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Учебник для начальной школы, третий год обучения. В 2-х частях. Часть 2. – Обнинск: Духовное возрождение, 2008. – 80 с.
21. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Рабочая тетрадь. В двух частях. Часть 1. – Обнинск: Духовное возрождение, 2010. – 32 с.
22. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Рабочая тетрадь. В двух частях. Часть 2. – Обнинск: Духовное возрождение, 2010. – 32 с.
23. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: тетрадь для проверочных работ. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. – 32 с.
24. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу: пособие для учителя. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 224 с.
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/Satka_groisman.htm
© 2012 Гройсман Д.И.