Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
И.Г.Сухин
Обучение игре в шахматы как обязательное условие формирования внутреннего плана действий
ТЕЗИСЫ
к заседанию Круглого стола "Игровые технологии обучения детей 5-7 летнего возраста"
"РОССИЙСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ - 2005"
Сам 30-минутный доклад состоялся 25 апреля 2005 года, 13.00 - 13.30, Москва, Культурно-Выставочный центр “Сокольники”, Павильон 4.2, Конференц-зал
Исследования отечественных и зарубежных психологов: Н.Г.Алексеева, Л.Я.Венгера, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарёва, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейна и других свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я.А.Пономарёв, “внутренний план действий”.
Проблема формирования внутреннего плана действий остаётся одной из самых актуальных и на заре XXI века. Когда следует начинать его формирование? Разумеется, в сензитивный период, т.е. тогда, когда ребёнок может без труда овладеть тем, на что в ином возрасте затратит гораздо больше времени.
Идеальным инструментом для формирования умственных действий нам представляются шахматы. Традиционно мудрую игру принято рассматривать как триединство: наука, искусство и спорт. Мы же, говоря о шахматах для детей младшего возраста, подразумеваем не столько игру как таковую, сколько продуманно построенный процесс обучения шахматным азам в формах, доступных для детей каждой возрастной группы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре.
Поэтому мы выдвигаем следующий тезис: шахматы – школьный и дошкольный учебный предмет (включающий науку и искусство, но не спорт). С этой точки зрения мы рассматриваем шахматы как чётко структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр.
Базой для создания учебного курса стали теория доктора психологических наук П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, а также исследования доктора психологических наук Я.А.Пономарёва о психологии творчества и стадиях развития внутреннего плана действий.
Из всего многообразия шахматного материала отобран такой, который позволяет поэтапно сформировать внутренний план действий. Что дать в 1-й год обучения? Сначала следует создать элементную базу (термин Н.П.Черничкиной), при этом "доматовый" период обучения может быть достаточно длительным. Игровые свойства шести фигур предоставляют поразительные возможности для формирования умственных действий, и это необходимо использовать. С помощью специально разработанных нами дидактических заданий и мини-игр оказалось возможным достичь решения сразу нескольких задач: 1) занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам; 2) решение большого количества дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме; 3) ученик, который решит продолжить обучение в ДЮСШ, получит добротную элементную базу, основу дальнейшего совершенствования.
Теория П.Я.Гальперина реализуется нами с первых же занятий курса "Шахматы – школе". Для каждой из фигур разработаны 3 вида упражнений: а) передвигается и выполняет взятие только белая фигура, а чёрные недвижимы, играют роль статистов; здесь ребёнок учится создавать и реализовывать свои угрозы без противодействия противника, б) ходит только белая фигура, но она не имеет права становиться под бой; здесь уже нужно следить за полями, атакованными фигурами партнёра, в) игра ведётся поочерёдно, как это и принято в шахматах; здесь ученик учитывает лучшие ходы противника и преодолевает его сопротивление.
На первом этапе мы разработали систему таких дидактических заданий для детей 5-7 лет, реализованную в книгах "Приключения в Шахматной стране" (1991), "La bolsita magica del ajedrez. El ajedrez para los mas pequenos" (1992), диафильмах (1990-1992) и журнальной периодике. Затем новый блок заданий создали для малышей 2-5 лет: "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет" (1994) и "Шахматы для самых маленьких" (2000, 2001).
В 1993 году данный подход к шахматам был одобрен Министерством образования РФ, и нам было доверено создать шахматный учебный курс для начальной школы. Разработка его началась с приказа Минобразования РФ №325 от 30.07.93, послужившего основанием для постановки проекта "Шахматы детям" (пункт №62, шифр проекта 1.1.2). Основополагающим документом, регламентирующим работу российских школ, являются "Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы". Именно в данном документе с 1996 года по настоящее время публикуются шахматные программы, обеспеченные учебно-методическими комплектами "Шахматы, первый год" (куда вошли учебник для детей "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны", пособие для учителей "Шахматы, первый год, или Учусь и учу" и др.), "Шахматы, второй год" и, частично, "Шахматы, третий год". Все указанные программы, учебники и методические пособия получили гриф "Рекомендовано Министерством образования РФ". В том числе и переизданное пособие для детей 5-8 лет "Удивительные приключения в Шахматной стране" (2000, 2004).
Одна из обязанностей методистов перед обществом состоит в том, чтобы публиковать в Интернете свои наработки. Поэтому в июне 2001 года мы создали сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина" (http://suhin.narod.ru), на котором поместили министерские программы, статьи и большие фрагменты из книг. А в сентябре 2003 году для тех, кто осваивает в семье, в детском саду и в начальной школе учебный курс Минобразования РФ "Шахматы – школе" мы выложили в интерактивную среду методический сайт "Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов: Учиться на одни пятёрки" (http://chess555.narod.ru).
Благодаря нашей работе, шахматы в России с 1994 года официально стали школьным предметом по выбору. Надеемся, их удастся включить и в официальные программы для дошкольных учреждений, чтобы обеспечить преемственность в обучении. Тем более что шахматы продвигаются в систему образования и России, и зарубежных стран семимильными шагами. Не случайно приказ Минобразования РФ №2211 от 18.05.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования РФ" целиком посвящён древней игре. В Международной шахматной федерации (ФИДЕ) 2005-й объявлен годом "Шахмат в школе". С конструктивной инициативой выступили ведущие европейские страны, наметившие провести осенью 2005 года в Нидерландах "Международный Конгресс по шахматам в школах", по результатам которого планируется установить контур европейского стандарта преподавания шахмат. При этом РФ до сих пор остаётся общепризнанным мировым лидером в вопросах методики обучения детей основам шахматной игры.
В настоящее время по нашим учебникам и пособиям занимаются и в дошкольном сегменте многих городов РФ (и ряда зарубежных стран), и в многочисленных начальных классах общеобразовательных школ, например в московских школах №№234, 277, 296, 297, 311, 313, 752, 764, 1202, 1203, 1297, 1956.
Факультативный курс "Шахматы – школе". Программа первого года обучения
Избранные материалы из книги "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы" Избранные материалы из книги "Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя" Избранные страницы из пособия "Удивительные приключения в Шахматной стране" Империя ссылок Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/ROF.htm
© 2005 Сухин И.Г.